Стратегия смыслового чтения и работы с текстом
материал

Логунова Ольга Николаевна

Умение самостоятельной работы с текстом и смысловое чтение, как метапредметные умения ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategiya_smyslovogo_chteniya_i_raboty_s_tekstom.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения

 «Основная общеобразовательная школа села Благословенное имени

 Героя Советского Союза Георгия Дорофеевича Лопатина»  

«ООШ» с. Нагибово

Доклад на методическом семинаре

«Стратегия смыслового чтения и работы с текстом.

Трудности и проблемы»

Книга — основной источник получения систематических, глубоких и прочных знаний. Работа с книгой помогает воспитать у человека волю, твердость характера, настойчивость в достижении цели. Но она требует больших затрат энергии и времени, поэтому надо научить выполнять ее рационально.

Мысль о необходимости овладевать умением работать с книгой высказывалась многими педагогами ещё в XVIII — XIX вв. Однако в то время еще не ставился вопрос о том, как учить работать с книгой. Этот вопрос со всей остротой встал сейчас, когда большинство материала можно найти в сети Интернет.В 20 веке многие ученые и педагоги предлагали ввести в школе смысловое чтение. По их мнению, любой текст сначала нужно прочитать, затем вникнуть в его суть.  В работах педагогов того времени сформулированы основные правила работы с книгой.

Ставились следующие задачи:

«Первая задача при чтении — это уяснить себе и усвоить прочитанный материал.

Вторая задача — продумать прочитанное.

Третья — сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки.

И, наконец, четвертая задача — это дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга...» (Крупская)

 Этими правилами можно руководствоваться и сейчас, организуя самостоятельную работу с учебной литературой. Они не утратили своего значения и в наши дни.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития,  речь письменная

В процессе обучения смысловому чтению школьники должны научиться тексты:

  • понимать;
  • анализировать;
  • сравнивать;
  • видоизменять;
  • генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)

Виды смыслового чтения:

  • Просмотровое;
  • Ознакомительное;
  • Изучающее;
  • Рефлексивное

Просмотровое чтение – вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительное чтение – вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Изучающее – вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается

Рефлексивное  самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).

Формулирование простых выводов после прочтения.

Преобразование прочитанного текста в таблицу.

Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.

Сформированный навык смыслового чтения станет серьезным фундаментом. С его помощью школьник учится искать, понимать, преобразовывать, интерпретировать, оценивать. На данный момент чтение вместе с овладением компьютерной грамотностью является базовым для школьников умением, дающим возможность свободно общаться со сверстниками, взрослыми. Психологи выделяют 200 факторов, гарантирующих высокую успеваемость детей. Первым навыком считается именно смысловое чтение. Методы и приемы на уроках физики можно выбрать, основываясь на технике чтения школьников. 120-180 слов в минуту (для семиклассника) достаточно для того, чтобы усвоить смысл физических задач и формул. Физика – предмет школьной программы, изучение которого невозможно без осмысленного чтения. Во время знакомства с текстом задачи выявляется основная мысль, выбирается неизвестная величина, подбирается алгоритм решения. Существует прямая зависимость между символами, упомянутыми внутри текста, и смыслом вопроса, именно эту связь и должен найти школьник, чтобы успешно справиться с поставленной перед ним задачей. Задачи по физике делят на две группы: расчетные и логические. Для успешного решения логических задач важно понять суть вопроса, найти рациональный алгоритм решения. И тут на помощь преподавателю приходит смысловое чтение

Важным для выполнения обучения смысловому чтению является умение самостоятельно работать с книгой.

Формирование умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой необходимо начинать с выработки у учащихся техники чтения. Требования к формированию умения.

Вид умения

Класс

Ученик должен

Составление плана прочитанного, деление текста на смысловые части, выделение главного в тексте.

VII

Работать с таблицами и графиками, содержащимися в тексте учебника

Пользоваться именным и предметным указателями

Выделять в тексте основные структурные элементы системы научных знаний (научные факты, понятия, законы)

Выделять существенное, главное с помощью планов обобщенного характера

VIII

Строить ответ с помощью планов обобщенного характера

Готовить доклады и сообщения по параграфам «Для дополнительного чтения» (в учебнике) или по материалам небольших статей в научно-популярных журналах и в книгах

Работать со сложным текстом: расчленять его на части, выделять основные структурные элементы научных знаний

Составлять и использовать планы для изучения явлений, законов, научных фактов, теорий, использовать их для построения ответов при работе со сложным текстом

IX -Х

Сравнивать и сопоставлять изложение одних и тех же вопросов в различных источниках, уметь высказывать свою точку зрения

Составлять сложные планы прочитанного. Конспектировать дополнительную литературу. Писать рефераты. Работать с каталогом

Составлять библиографию

Овладение каждым из последующих умений может быть успешным при условии овладения предшествующими умениями;

По мере обучения умения по выполнению элементарных операций превращаются в навыки и выполняются в свернутом виде.

Рассмотрим подробнее методику формирования умения работать с книгой на каждом этапе.

Первый этап — выработка техники чтения (I - III классы).

На этом этапе начинается формирование умения расчленять текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять план прочитанного, и формируются они на уроках чтения и природоведения.

В V -VI классах формируются умения пользоваться оглавлением, строить рассказ по рисунку, делить текст на смысловые части, составлять план пересказа текста своими словами.

Второй этап - выработка умения выделять главные мысли в прочитанном тексте (VII — VIII классы).

На этом этапе на уроках физики, биологии, географии осуществляется формирование умений работать с таблицами, графиками, рисунками, а также умений извлекать содержащуюся в них информацию, находить в тексте ответы на вопросы, поставленные учителем, или на вопросы, содержащиеся в конце параграфа. В этом случае должна реализовываться продуманная система упражнений, выполняемых на уроках под руководством учителя по разработанным алгоритмам.

Все перечисленные умения, за исключением выделения главных мыслей в тексте, являются элементарными, общими для всех предметов или циклов предметов (например, работа с графиками, таблицами) и должны быть доведены до навыка. Применение планов обобщенного характера ускоряет процесс формирования умения самостоятельно работать с литературой. Как пример, решение данной задачи на уроках физики становится возможным в начале второй четверти VIII класса. Это обусловлено тем, что к этому времени учащиеся получают первоначальные понятия о научных фактах, явлениях, законах.  То есть об основных компонентах системы научных знаний, что создает предпосылки для систематизации ранее полученных знаний о структурных элементах, а затем учащиеся узнают об общности этих элементов с другими предметами, такими, как биология, география, химия. Далее раскрывают требования к усвоению каждого структурного компонента системы научных знаний, составляют обобщенные планы для изучения явлений, законов, физических величин, приборов.

На уроке организуют самостоятельную работу с учебником, с небольшими по объему текстами.

На третьем этапе формируют умения работать со сложным текстом, например, текстом, включающим материал с несколькими структурными компонентами системы знаний, вырабатывают умения самостоятельно выделять эти компоненты, подбирать соответствующие обобщенные планы, а затем (самостоятельно) изучать текст, выделять в нем главные мысли.

Для воспитания у учащихся интереса к знаниям и потребности самостоятельно их углублять умения работать только с учебной литературой недостаточно, Необходимо формировать у школьников и умение самостоятельно работать с дополнительной литературой (учебной и научно-популярной).

Реализация метапредметных связей способствует повышению качества усвоения фундаментальных научных понятий, ускоряет процесс формирования у учащихся познавательных умений и умений практического характера.

      Если на одном уроке учащиеся познакомятся с обобщенными планами опытов и наблюдений, изучения законов и теорий, а на уроке по другому предмету учитель будет требовать от них использования этих планов при решении соответствующих учебных познавательных задач, то учащиеся быстрее и глубже смогут усвоить методику работы с ними, а также общие принципы построения различных видов познавательной деятельности. Следствием этого является более глубокое и прочное усвоение знаний при меньших затратах времени, умственных и физических усилий учащихся. При этом создаются условия для существенного изменения содержания домашней работы учащихся. Механическое зазубривание учебника вытесняется анализом текста, выделением в нем главного, существенного. Создается также условие для организации домашних опытов и наблюдений, работы с научно-популярной литературой.

Чтение на уроках гуманитарного цикла.  Все педагоги русского языка и других гуманитарных дисциплин понимают, как важно смысловое чтение. Методы и приемы на уроках литературы (из опыта работы) знакомства с текстами имеют свои специфические особенности. Например, для учеников начальной школы используется технология «по цепочке». Она предполагает первоначальное знакомство всех ребят с рассказом, затем каждый предлагает по 1-2 предложения, в итоге образуется единый полноценный текст. Потом учитель, базируясь на знании содержания, задает ребятам наводящие вопросы, выявляя в итоге уровень усвоения ими прочитанного материала. Есть в методике обучения чтению и специальные упражнения на дополнение. Подобный прием работы базируется на отрывке текста, незаконченных предложениях, для завершения которых у ребят должно быть детальное знание прочитанного материала

Исправление и корректировка предложений, в которых изначально будут допущены логические ошибки, также допускает смысловое чтение. Методы и приемы на уроках истории по ФГОС предполагают осмысление школьниками сути исторических эпох, событий, значимости отдельных личностей. Такой прием как сопоставление, поиск сходных и отличительных черт в документах помогает преподавателю истории и обществознания формировать у ребят интерес к своим предметам.

Чтение на уроках географии. При сравнении сразу нескольких объектов: текстов, фотографий, карт также применяется смысловое чтение. Методы и приемы на уроках географии, касающиеся текстовой информации, базируются на умении школьников правильно «читать» географические карты. После знакомства с графической информацией ребята анализируют ее, связывают с текстовыми сведениями, делают логические выводы. Подходит для данной предметной области и такой метод получения нового материала как перекодировка информации. Суть приема заключается в ее переносе из одного вида выражения в другой. Например, слова, предложения дети должны выразить жестами, мимикой.

На уроках иностранного языка. Смысловое чтение (методы и приемы) на уроках английского языка по ФГОС основываются на различных видах деятельности. К примеру, «мозаика» является тем приемом, что предполагает разделение «банка информации», в котором много текстов для аудирования. Как только ребята ознакомятся с частью статьи, они обмениваются информацией, вместе воссоздают общее содержание рассказа. Часто преподаватель английского языка в своей работе использует конспектирование. При составлении краткой записи текста (тезисов) у школьников формируются аналитические умения. Прослушав текст на иностранном языке, ребята формулируют краткий пересказ, на его основе восстанавливают полную информацию.

Приемы чтения в литературе. Этот школьный предмет на все сто процентов использует смысловое чтение. Методы и приемы на уроках литературы ничем не отличаются от других учебных дисциплин. Например, при знакомстве с новым классическим произведением, как и с любой задачей, дети делят весь текст на отдельные пункты (абзацы), каждый раздел озаглавливают, получая мини тезисы. По ним составляют собственные сообщения, то есть пересказывают идею автора. Представляет интерес и такой метод как «антиципация», связанный с развитием умения предвосхищать содержание рассказа. Литературные викторины, опросы, кроссворды, составленные педагогом по тексту произведения, позволяют формировать интерес к книгам. Логическая перегруппировка и восстановление нарушенной последовательности помогает выстраивать цепочку, получать связный текст, законченную мысль.

Чтение при изучении биологии. При изучении окружающего мира также применяется смысловое чтение. Методы и приемы на уроках биологии, используемые для формирования интереса к предмету, по ФГОС подразумевают осмысление изученного материала. Специфика предмета предполагает применение разнообразных таблиц. После знакомства с текстами, учитель просит ребят выбрать ключевые моменты и оформить в виде таблицы. Также среди приемов, позволяющих развивать на уроках биологии смысловое чтение, выделим тестовые работы. Выбирая верные (неверные) утверждения, школьники демонстрируют степень усвоения ими учебного материала, осознанность подготовки домашнего задания.

Литература.

  1. А.В. Усова, А,А, Бобров «Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики» Москва «Просвещение»
  2. FB.ru : smyislovoe-chtenie-metodyi-i-priemyi-na-urokah-v-sredney-shkole


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом...

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В данной статье рассматриваются стратегии смыслового чтения, их практическое применение на уроках русского языка и литературы...