Проектная деятельность на уроках марийского языка
статья

Багаева Надежда Михайловна

из опыта работы учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah_mariyskogo_yazyka.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках марийского (государственного) языка

       

  Багаева Надежда Михайловна

  МБОУ «Хлебниковская средняя общеобразовательная школа»

2020 год

      Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Надежда Михайловна,  учитель марийского (государственного) языка Хлебниковской средней школы. Работаю над темой «Проектная деятельность на уроках марийского (государственного) языка»

      Мы все знаем, какое количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, требующие поиска новых решений.  В своей работе применяю актуальные в век ФГОС технологии развития критического мышления, активных методов обучения и др. Но самым значимым и эффективным в моей работе считаю использование технологии проектов.

       Задача моя – научить  ребенка  планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Как можно это достичь? Нужно научить ребенка мыслить, организовать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях.

      Актуальность  темы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений проектной деятельности у школьников.

      Цели и задачи заключаются в развитии творческого потенциала обучающихся и в создании необходимых условий для активизации познавательной деятельности обучающихся, в формировании проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

      В. А. Сухомлинский говорил: «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходим зажечь».                                                                                                                                  

      Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше   осваиваются в ходе проектно-исследовательской  деятельности.

  “Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…”.         Очень часто мы  слышим такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых осознает важность и значимость подобных ситуаций. А ведь для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушием, не погасить любознательность. О проектной работе сказано и  написано  очень много.

     Апробация метода проекта начата мною пять лет назад. Меня заинтересовало, а возможно ли на уроках марийского языка развить проектное мышление у учащихся. За данный период я познакомилась с методикой метода проекта, работами коллег по данной теме, мною создано несколько методических разработок уроков, внеклассных мероприятий, основанных на проектной деятельности.

      С каждым годом эта работа всё больше и больше увлекала меня и моих учеников. Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:

1) отвечает современным требованиям времени,

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3) развивает у обучающихся интерес к научно-исследовательской работе,

4) приучает обучающихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,

Я  использую  проектную деятельность в урочной, во внеурочной и домашней работе.

   Суть метода проекта  в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, умения  разрешать эти проблемы через проектную деятельность и применять полученные знания, поэтому в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

   Самым важным результатом, который вызывает наиболее положительные чувства у ученика, является языковой продукт, получаемый на уроках марийского государственного языка.  Этот учебный предмет очень часто кажется сложным для изучения детей других национальностей. Для более успешного овладения языком нужно создать ситуацию успеха. Чтобы каждый  ребенок считал себя успешным. В этом и помогает проектная работа.

    Также важно и то, что проектная работа является активным методом обучения. Это разновидность организованной игры. Учащиеся не просто получают и воспроизводят слова, они: а) собирают информацию б) рисуют картинки, карты, диаграммы и таблицы; в) вырезают картинки; г) создают композиции из текстов и изображений; д.) разукрашивают; е) составляют диалог.

    В своей проектной деятельности я использую приемы «Кластер» и «Составление опорной таблицы» при составление мини-проектов, которые способствуют развитию критического мышления,  позволяют учиться самостоятельно планировать,  организовывать деятельность.

   В настоящее время в начальных классах на изучение марийского государственного языка по базисному плану дается 2 часа: 1 час проводится как урок и 1 час – как внеурочная деятельность. Учащиеся на уроке получают знания по теме, а во внеурочной деятельности свои знания внедряют в проектную деятельность.

   Например, в 3 классе при изучении темы «Йомакым модына» составляем  диалоги, работаем по словарю над  новыми  словами, используем справочные материалы по теме, распределяем роли. Готовый проект – это ролевая игра,  спектакль, сценка.

   В моей работе помощниками являются родители. Учащиеся  при поиске информации активно сотрудничают со своими родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу.

     Дети с родителями включаются в создании проектов. Так проект «Моя семья» проведен со следующими видами работ: 1. Сбор и подписи семейных фотографий 2. Создание семейного древа 3.Письменный рассказ генеалогической карты родителей; 4. Сочинение о семье.   В  результате получились газеты.

   А проект «Родной край» совместил в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята  с удовольствием приносили  материал, сумели отобрать нужное и представить его перед одноклассниками в виде газеты, кроссворда и книжки. Также подготовили рисунки и сочинения.

     В основном итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях. Это очень важно. Дети учатся публично выступать.

   Какова же роль учителя в проектной деятельности?

  Она своеобразна. Первое правило, для меня, как для учителя - быть равноправным соучастником их добывания.  Я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор,  а как некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

  Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то дальше ученики самостоятельно выбирают тему, которая им интересна. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Правила, по которым я  строю свою работу  в проектной деятельности:

  • подходить  творчески к любому проекту моего ученика
  • не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся
  • развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта
  • избегать прямых инструкций
  • в процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу
  • тесно сотрудничать с родителями
  • при оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз  раскритиковать

      Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия проектной деятельностью помогли достичь следующих результатов:

·  возрос познавательный интерес обучающихся

·  повысилась мотивация к учебной деятельности  

·  появился интерес к освоению компьютера;  

·  совместная деятельность ребят ускорила процесс  сплочения коллектива;

·  повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;

·  ребята стали более самостоятельными.

    Работая, над проектами с детьми младшего школьного возраста, я столкнулась и с определёнными трудностями.

·  у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;

·   ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;

·  не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя и родителей).

  Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями и навыками.

       И, конечно же, результатом работы является участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах это:

- муниципальный конкурс презентаций «Профессия в моей семье» (Бердникова Вероника - сертификат, 2018 г.)

-республиканский конкурс викторины с презентацией, посвященный 100летию I съезду мари (учащиеся 5 класса - диплом в номинации «Эн сай паша»,2018)

- республиканский конкурс презентаций «Я и мой учитель родного языка» (Бердникова Вероника - диплом участия в номинации «Мой любимый учитель», 2018г. )

- муниципальный конкурс «Семейная книга памяти» (Барсукова Надежда-призер, 2015г.) 

       

       Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность.

       Девизом к реализации проектно-исследовательской деятельности в обучении для себя взяла  слова выдающегося немецкого драматурга и философа Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».  Ценю в работе самостоятельность, достигнутую своим трудом.  

  Список источников:

  1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации.- Народное образование.- М.,2000, № 9, с.177-180.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Технологическая карта урока английского языка Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения

Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность на уроках английского языка» .

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность на уроках английского языка» .  5 класс ФГОС. По УМК  авт.-сост.  Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова. Количес...

Загорская М.В.Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в 5-8 классах по теме «Праздники в англоговорящих странах ».

Данная статья посвящена проектной деятельности в школе как на уроках английского языка,так и во время внеурочной деятельности.На примере темы  "Праздники в англоговорящих странах" автор...

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...