ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Колпакова Евгения Николаевна

Автор статьи ставит перед своим исследованием цель раскрыть проблемы, имеющиеся на сегодняшний день в формировании современной модели профессиональной переподготовки педагогов и руководителей в системе дополнительного профессионального образования. В работе даётся характеристика дополнительного профессионального педагогического образования. Всесторонне анализируется состояние и эффективность этого вида образования в современном образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподаватель

Колпакова Евгения Николаевна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж»

ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Автор статьи ставит перед своим исследованием цель раскрыть проблемы, имеющиеся на сегодняшний день в формировании современной модели профессиональной переподготовки педагогов
и руководителей в системе дополнительного профессионального образования.
В работе даётся характеристика дополнительного профессионального педагогического образования. Всесторонне анализируется состояние
и эффективность этого вида образования в современном образовательном процессе. Ставится под сомнение результативность переподготовки специалистов и возможность педагогов за короткие сроки обучения овладеть предусмотренным программой материалом. По мнению автора, сложившаяся сегодня система дополнительного профессионального образования требует совершенствования и пересмотра.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, проблемы в организации, квалификация, учитель, воспитатель, переподготовка.

Annоtation. The author of the article sets before his research the goal to uncover the problems that exist today in the formation of a modern model of professional retraining of teachers and managers in additional professional education. The work gives the definition and characterization of additional professional education. The state and efficiency of this form of education in the modern educational process
is comprehensively analyzed. The effectiveness of the retraining of specialists
and the possibility of teachers to master the material provided by the program are questioned. According to the author, the current system of additional vocational education requires improvement and revision.

Keywords: professional standard, problems in organization, qualification, teacher, retraining.

Введение. Сегодня модернизация образовательного процесса, в первую очередь, направлена на повышение качества современного образования,
что в свою очередь невозможно без роста профессионального уровня педагогического коллектива дошкольных и общеобразовательных организаций, педагогов высшей школы и управленцев в системе образования всех уровней,
а также усиления контроля за образовательными программами.

Изложение основного материала статьи. Относительно новое явление
в трудовом праве Российской Федерации – профессиональные стандарты, определяющие квалификации и обязательные компетенции для той или иной категории специалистов. Сегодня в стране экспертами разработано более 1000 различных профессиональных стандартов для всевозможных сфер деятельности человека. Одной из первых, утвердивших профессиональные стандарты, стала система образования. Стандарты в этой системе предъявляют требования
к квалификации специалистов в сфере образования и содержанию
их профессиональной деятельности.

Являясь практическим инструментом реформирования отечественной системы образования, стандартизация педагогической деятельности
даёт специалистам чёткое определение места и роли педагогического работника, определяет его возможности и обозначает ресурсы для активного профессионального развития.

Как мы понимаем, ведущая роль в деле подготовки педагогического коллектива к продуктивной работе в условиях новых требований профессионально стандарта педагога принадлежит управленческому
звену образовательной организации, поскольку профессиональное управление обеспечивает и качество работы педагогических кадров, и выступает гарантом высокого уровня образовательных результатов обучающихся.

Нужно отметить, что пути повышения эффективности обучения изучают
и открывают эксперты в сфере образования во всех странах мира. В Российской Федерации вопросы эффективности образовательного процесса инициативно разрабатываются на основе применения новейших достижений в области психологии, информатики и теории управления познавательными процессами [1].

В настоящее время определился обязательный переход системы образования на гуманистические методы и направления воспитания и обучения подрастающего поколения. Следовательно, основополагающей задачей является разработка и рекомендации к использованию новейших педагогических технологий.

Специалистами в сфере педагогической науки разработано множество разнообразных педагогических концепций, позволяющих на научной основе, эффективно организовать процесс обучения. Выбор соответствующей концепции обучения зависит от характера подготовки педагогических кадров, содержания проводимых учебных занятий, профессиональной компетенции
и методического мастерства специалистов.

Для того, чтобы поставить образовательный процесс на высокий уровень, организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая образовательные программы, должна не только соответствовать самым высоким требованиям, но и непрерывно развивать качество и актуальность своих образовательных программ.

Повсеместное внедрение инновационных технологий, курс Российской Федерации на цифровизацию, заставляют систему образования не только искать новые пути достижения эффективности образовательного процесса, но и из всех имеющихся выбирать самые действенные и рациональные [1]. Сейчас в практику работы школьных, дошкольных и других организаций широко и повсеместно внедряются образовательные программы нового поколения и инновационные педагогические технологии. Формируется единое образовательное пространство, в котором проходит «совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих
таких недостатков, с использованием специальных средств, методов
и при участии педагогов-специалистов» [5]. Однако, к сожалению, не редко оказывается, что не только родители учеников, но и сам учитель не готов
к принятию таких новшеств и работе в иных, ранее не знакомых ему условиях.

Для решения данной проблемы, а также в случае необходимости повышения профессиональной и личной компетенции представителей администрации образовательного учреждения, дополнительное профессиональное образование подходит как нельзя лучше.

На сегодняшний день педагоги с уверенностью могут утверждать,
что последнее десятилетие характеризуется всё более частым обращением
и пристальным вниманием к такой форме «взрослого обучения»,
как дополнительное профессиональное образование. Одной из причин такого внимания является введение в Российской Федерации профессиональных стандартов. Основополагающим принципом дополнительного профессионального образования является фокус на профессиональном совершенствовании специалиста в последипломный период его деятельности
в течение всей жизни.

Статья 76 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет положение о том, что дополнительное профессиональное образование «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды».
Такое образование «осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» [6].

Именно на эти программы автор статьи хочет обратить внимание.
Если говорить о причинах популярности дополнительного профессионального педагогического образования в настоящее время, то главная из них – повышение уровня своей компетенции для соответствия профессиональному стандарту «Педагог», который в какой-то мере рисует образ идеального специалиста
в образовательной деятельности. Немало важным является само желание перейти к другому виду профессиональной деятельности – преподаванию,
стать учителем [3].

Ещё одним существенным фактором является необходимость развития, формирования компетенции педагогов в области инклюзивного образования: ориентация на профессиональные стандарты, освоение технологий и методик инклюзивного образования.

Если в советский и постсоветский период развития системы образования
в России дети с ограниченными возможностями здоровья обучались только индивидуально на дому или в специализированных учреждениях, то в настоящее время и родителями таких детей, и педагогами отдаётся предпочтение инклюзивной форме образовательного процесса.

Это означает, что все школьники одного возраста, вне зависимости
от состояния здоровья и особых потребностей, участвуют в образовательном процессе вместе, что, по общему мнению, участников этого процесса, способствует успешной и менее болезненной социализации детей, ранее обучающихся индивидуально или специализированно. Нет необходимости заострять внимание и объяснять, что такая форма образовательного процесса требует от педагога дополнительных знаний и умений.

Ещё одна причина повышенного интереса к дополнительному профессиональному образованию состоит в том, что в наше время стал очевидным следующий факт: далеко не каждый специалист, получивший высшее управленческое образование, может достойно руководить образовательной организацией. К тому же, постоянные изменения в системе образовательного законодательства требуют от руководителя образовательного учреждения весьма объёмных знаний в области права и несомненной компетенции во всех вопросах руководства образовательным учреждением. Именно поэтому, руководители образовательных учреждений посещают курсы повышения квалификации наряду со своими сотрудниками.

При переходе на должность руководителя специалисту с педагогическим образованием необходимо пройти переподготовку, получить образование
в управленческой сфере. Это направлено на повышение его личностных
и профессиональных компетенций на занимаемой должности.

Из вышеизложенного становится вполне понятно, что получение специалистами такого образования не должно носить формальный характер.
Это – не тот случай, когда слушатель приходит «отсидеть» на лекциях
и семинарах. По признанию большинства педагогов, современная система дополнительного профессионального образования в корне отличается от ранее привычных курсов повышения квалификации, которые были необходимы лишь для подтверждения имеющейся или получения более высокой квалификационной категории. Дополнительное образование необходимо современному учителю, чтобы, как минимум, идти в ногу с потребностями общества и, в первую очередь, его подрастающего поколения.

Анализ нынешнего состояния системы дополнительного профессионального образования вполне достоверно обнаруживает,
что на сегодняшний день это есть социально значимая образовательная область, которая ввиду недостаточного государственного регулирования не может полностью реализовать весь свой потенциал.

Механизм, предусмотренный законодательством в сфере образования,
не учитывает специфику функционирования образовательных подсистем отвечающих за реализацию образовательных программ ДПО. Научно обоснованные аккредитационные требования, которые бы определяли решение о государственном признании дополнительных профессиональных программ попросту отсутствуют [2].

На государственном уровне идёт всестороннее внедрение концепции непрерывного образования, «образование на протяжении всей жизни», которое в свою очередь также является дополнительным, ведь среднее образование
в стране является обязательным. Одним из основных аспектов концепции непрерывного образования считается образование взрослых. Получить навыки
и знания в новой профессиональной области, обновить свои знания или завершить очередную ступень своего образования – всё это относится
к концепции непрерывного образования.

После вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам не предусматривается. В соответствии с частью 8 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ со дня вступления его в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими для всех образовательных организаций. К причинам такого решения можно отнести особенности учреждений ДПО, которые являются осложняющим фактором при проведении аккредитации:

- множество профессиональных образовательных программ;

- подвижность преподавательского состава;

- быстрота изменения методического и информационного сопровождения;

- динамика обновления программ и учебных планов.

Всё перечисленное отличает ДПО от среднего профессионального
и высшего образования – уровней профессионального образования, на которых осуществляется реализация основных образовательных программ, подчиненных федеральным государственным образовательным стандартам.

Как правило, образовательные программы ДПО, краткосрочны. Обусловлено это в первую очередь тем, что потребность в системе ДПО,
у взрослых возникает по следующим причинам:

-        при достижении определенного профессионального уровня, возникает необходимость обучения в этой области профессиональной деятельности;

-        получение ключевых компетенций, соответствующих обновленной квалификации по основанному месту работы;

-        когда есть потребность в получении новых знаний, но возраст значительно превышает традиционный студенческий.

Особое внимание при осуществлении образовательной деятельности
по дополнительным профессиональным программам необходимо уделять качественным критериям, таким как: объем и содержание образовательных программ ДПО, организация образовательной деятельности, условия (высококвалифицированный преподавательский состав, учебно-методическое обеспечение, создание электронной информационно-образовательной среды).

Всё вышеизложенное обусловлено тем, что в современных условиях децентрализации управления и автономии образовательных учреждений
на их первых руководителей возлагается увеличенная ответственность. Прежде всего, за качественное и скорейшее формирование единого образовательного пространства, где медицинские, хозяйственно-бытовые, психолого-педагогические и социальные подструктуры учреждения в равной мере,
как и все остальные обязательные компоненты образовательного процесса, будут
не только соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам, но и соподчинены особым потребностям детей с особыми возможностями здоровья.

Для того, чтобы выстроить подобную, стройную и управляемую структуры, одного педагогического образования руководителю образовательной организации, явно, будет недостаточно. Дополнительное профессиональное образование призвано восполнить такой пробел и стать своеобразным «ликбезом» для руководителя.

Согласно требованиям Закона «Об образовании в Российской Федерации», федеральным стандартам и иным нормативным документам, система дополнительного профессионального образования должна дать учителям современные профессиональные знания, навыки, умения и компетенции,
а
руководителям – компетенции управленческие.

Выводы. Учителя нынешнего столетия обязаны успешно и быстро овладеть не только новейшими образовательными методиками и технологиями воспитания и обучения подрастающего поколения, но благополучно реализовать долгосрочные цели системы российского образования.

По этой причине система дополнительного профессионального педагогического образования должна обеспечить переход профессиональной деятельности педагога на новую методологию. Имеются в виду такие
её современные составляющие, как - работа на результат, реализацию системно-деятельностного подхода, зафиксированные в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта. Следовательно, необходимо введение целого спектра новых нормативно-правовых и финансово-экономических регуляторов.

В современных условиях, как отмечается в федеральном проекте «Учитель будущего», основными проблемами в развитии ДПО в России, обоснованно признаются:

- «несоответствие требованиям профессионального стандарта текущей профессиональной деятельности существенного числа педагогов, которые
не имеют необходимых знаний и квалификации для осуществления профессиональных действий, направленных на обучение, развитие и воспитание учащихся, формирование необходимых предметных, метапредметных
и личностных образовательных результатов;

- неперсонифицированный и безадресный характер некоторой части программ дополнительного профессионального образования и повышения квалификации;

- наличие значительного разрыва между содержанием, технологиями
и образовательными результатами основных профессиональных образовательных программ подготовки будущих педагогов, разработанных
на основе действующих ФГОС высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки», и требованиями к обязательным компетенциям выпускников, предъявляемыми работодателем и профессиональным стандартом педагога [4].

И это только те проблемы, которые громко озвучены в проекте «Учитель будущего». Государство проявляет заботу о профессиональном развитии педагогов, предоставляя им право на дополнительное профессиональное образование не реже чем раз в три года. Вместе с тем, государство
не контролирует образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам педагогического профиля. Не контролируется качество дополнительного профессионального педагогического образования, практически отсутствует государственная регламентация дополнительного профессионального образования (за исключением лицензирования).
Не установлена необходимость профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ, а её практика не развита.

Следовало бы усилить государственную регламентацию образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, а именно:

-        осуществлять внешнюю оценку качества дополнительного профессионального образования в соответствии с установленными методиками;

-        установить порядок определения объема дополнительных профессиональных программ в часах трудоемкости;

-        разработать примерные дополнительные профессиональные программы для ряда областей профессиональной деятельности, для которых
в профессиональных стандартах установлены требования к дополнительному профессиональному образованию, подтвержденному документом
о квалификации (дипломом о профессиональной переподготовке), в первую очередь это относится к системе образования;

-        внести изменения в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» в целях распространения процедур государственной регламентации на дополнительное профессиональное образование (сейчас ДПО абсолютно бесконтрольно).

Литература:

1. Абрамовских Т.А. Организация управленческой поддержки педагога
в освоении современных образовательных технологий // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 4. – C. 84-90.

2. Жилина А.И. Дополнительное профессиональное педагогическое образование как стратегический ресурс развития системы образования
в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»// Вестник Ленинградского ГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №2. – C. 56-68.

3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (Дата обращения: 22.05.2019).

4. "План деятельности министерства просвещения российской федерации на 2019 год” (утв. Минпросвещения России 08.05.2019 N ОВ-3/02вн) URL: https://docs.edu.gov.ru/document/197506199a9c85ba3527c1fd228b6e01/download/1702 (Дата обращения: 11.06.2019).

5. Тушева, Е.С., Овчинникова Т.С. Дополнительное профессиональное образование педагогов инклюзивных образовательных организаций // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016.№ 4-2. – С. 276-287.

6. Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 22.05.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Публикация статьи в сборнике "Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации, социальное партнерство 2013 г.Москва

Публикация статьи в сборнике "Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации, социальное партнерство 2013 г.Москва...

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящей статье рассматриваются аспекты управления качеством дополнительного профессионального педагогического образования. Раскрывается сущность понятия качества образования. Выявляются особенност...

Выступление на РМО по теме: «Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании»

Целью современного образования является развитие не только мыслящей, деятельной, творческой, но главное – здоровой личности. В связи с этим в основу процесса обучения и воспитания положен принци...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки «Педагогическое образование: Технология»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТАпо дополнительной профессиональной образовательной программепрофессиональной переподготовки«Педагогическое образование: Технология» Тема:«Лоскутная пластика на у...

Петр первый.Итоговая аттестационная работа по дополнительной квалификации «Педагогическое образование: учитель истории и обществознания в соответствии с ФГОС»

Тема Петра первого очень актуальна  на протяжении многих лет. Это имя знакомо нам с детства. Спроси ребёнка 5-7 лет о наиболее известном русском царе и большинство детей ответят ,что это Пё...