ПРОГРАММА внеурочной деятельности по правилам дорожного движения «Правила дорожного движения» направление «Общекультурное» для обучающихся (6 – 9 классов)
рабочая программа

Кнодель Евгений Викторович

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассажир» и сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: «Вентана - Граф», 2011 г.- 189 с.

 

Актуальность создания программы.

             Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП  участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Обучающиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

            Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в  России   наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.  Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.  Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.     Одним из методов решения   проблемы  детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных   учреждений в данном направлении. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Тарко – Сале Пуровского района

«Согласовано»                                                                           «Утверждено»

заместитель директора по ОП                                                  Директор МБОУ «СОШ № 3»

                                                                                                     г. Тарко – Сале

______________ И.В. Полякова                                              

                                                                                                      __________________________

«29» «августа» 2021 г.                                                                Г.Е. Кортунова

                                                                                                     Приказ № 444

                                                                                                     от «29» августа 2021 года

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по правилам дорожного движения

«Правила дорожного движения»

направление «Общекультурное»

для обучающихся (6 – 9 классов)

Срок реализации: 4 года

Составитель программы: Кнодель Евгений Викторович, преподаватель – организатор ОБЖ

Рассмотрено:

На заседании методического совета

________________/ Т.Г. Симонова

Протокол № 5

«29» «августа» 2021 г.

2021 – 2022 учебный год

                                                                                                             

                                                Пояснительная записка

             Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассажир» и сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: «Вентана - Граф», 2011 г.- 189 с.

Актуальность создания программы.

             Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП  участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Обучающиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

            Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в  России   наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.  Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.  Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.     Одним из методов решения   проблемы  детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных   учреждений в данном направлении. 

             Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

                                                   Цели программы:

           Программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

                                                 

                                                  Задачи программы:

  • -формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
  • -привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
  • -обучение школьников ПДД;
  • -обеспечение гармоничного, эстетического  и физического воспитания;
  • - развитие творческих способностей;
  • -формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций;
  • -привитие первичных навыков оказания  первой медицинской помощи при ДТП;
  • - формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • - развивать мотивацию к безопасному поведению;
  • - формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.

Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить  моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.

        Занятия по правилам дорожного движения проводятся классными руководителями (в соответствии с должностными инструкциями), как классный час с 6 по 9 классы один раз в неделю, включая темы по безопасности дорожного движения и оказания первой медицинской помощи.

        На изучение Правил дорожного движения в 6-9 классах выделяется по 16 часов на каждый класс (в течение 1 полугодия).

        При этом учебная программа по ПДД для 6-9 классах изучение ПДД проводится во внеурочное время, за счет классных часов и факультативов.

        Обучение Правилам дорожного движения осуществляется в общеобразовательных школах учителями начальных классов, классными руководителями, учителями трудового обучения.

В журнале заполняется отдельная страница, где записываются темы занятий, отмечается посещаемость и фиксируются поурочные оценки  знаний учащихся. Критерии оценок соответствуют общепринятым нормам выставления оценок по гуманитарным предметам. Как правило, занятия проводятся классными руководителями и контролируются ответственным за изучение ПДД в школе и администрацией.

Занятия по ПДД с учащимися рекомендуется проводить в специально оборудованном кабинете или на специальной автоплощадке (во дворе школы, физкультурном зале) с использованием учебно-наглядных пособий, оборудования и детских транспортных средств.

На площадке наносится дорожная разметка проезжей части: перекрестков, пешеходных переходов; временно или постоянно устанавливаются светофоры, дорожные знаки и другое оборудование.

Некоторые занятия рекомендуется проводить на улице, перекрестке, площади (с показом движения транспортных средств и пешеходов, средств регулирования), в общественном транспорте.

Для проведения занятий, отдельных бесед, экскурсий и т.п. учитель (классный руководитель) может привлекать работников дорожной полиции, водителей транспортных средств.

        В процессе обучения и внеклассной работы демонстрируются короткометражные кинофильмы, видеофильмы, диафильмы, диапозитивы, викторины, соревнования по безопасности движения пешеходов и велосипедистов и т.п., которые должны способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения правил дорожного движения.

После каждого занятия с помощью контрольных вопросов, заданий необходимо проводить проверку того, как учащиеся усвоили Правила дорожного движения.

                                             Формы и методы работы

  • обучения обучающихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
  • тематические занятия
  • беседы
  • конкурсы
  • соревнования
  • викторины на лучшее знание правил дорожного движения
  • экскурсии
  • демонстрация фильмов и видеороликов
  • беседы с инспекторами дорожного движения

                         Основные методы проведения занятий:

  • Словесные:
  • устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
  • Наглядные:
  • показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
  • Практические:
  • практические занятия, игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.

Режим занятий

            Программа «Правило дорожного движения» рассчитана для 6-9-х классов на 1 полугодие (16 часов) 1 раз в неделю, продолжительностью 35-40 минут. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ОГИБДД ОМВД по Пуровскому району.

Учащиеся 6-го класса должны знать:

  1. Наш город (поселок), район.        
  • Город (поселок), в котором мы живем. Улицы с наиболее интенсивным движением транспорта и пешеходов в городе (поселке).         
  • Рассказ   о микрорайоне школы, о его транспортном сообщении.

       2. Причины дорожно-транспортных происшествий.

  • Рост числа транспортных средств в городе (поселке), районе по материалам местного отделения дорожной полиции). Увеличение населения.
  • Причины дорожно-транспортных происшествий и меры по их предупреждению.
  • Меры, принимаемые городскими (районными) комиссиями безопасности движения на транспорте.

3. Назначение дорожной разметки.

  • Назначение дорожной разметки и ее роль в регулировании движения транспортных средств и пешеходов.
  • Горизонтальная и вертикальная разметки.

4. Сигналы светофора с дополнительными секциями

  • Трехсекционные светофоры с одной и двумя дополнительными секциями.
  • Значение сигналов этого типа светофоров.
  • Разбор дорожных ситуаций на макете перекрестка с использованием трехсекционных светофоров с одной и двумя дополнительными секциями.

5. Сигналы регулировщика

  • Положение корпуса и жесты регулировщика, их значение.
  • Практическое занятие на закрепление знаний жестов регулировщика.

6-7. Дорожные знаки и их назначение

  • 7 групп дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички).
  • Назначение дорожных знаков.
  • Места установки дорожных знаков.        

8. Особенности труда водителя и его основные обязанности. Современный транспорт – зона повышенной опасности. Общественный транспорт

  • Факторы, влияющие на психофизиологию труда водителя.
  • В чем трудность работы водителя?
  • Почему нельзя отвлекать водителя разговорами во время движения автомобиля, автобуса.
  • Краткая характеристика видов современного транспорта.
  • Причины ДТП по вине водителей: превышение скорости движения, нарушение правил проезда пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, обгона, управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Основные правила безопасного поведения при пользовании общественным транспортом.
  • Опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях.
  • Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия.

9. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения

  • Короткий световой день.
  • Возможно яркое слепящее солнце.
  • Колебания температуры. Заморозки. Оттепели.
  • Дождь, снегопад, туман.
  • Какие дополнительные сложности необходимо учитывать в дождливую погоду.

10. Езда на велосипеде

  • Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка велосипеда.
  • Учебная езда на закрытой площадке под наблюдением учителя или руководителя кружка.
  • Места для движения на велосипеде.
  • Возрастной ценз на право управления велосипедами  при движении по дорогам.
  • Дорожно-транспортные происшествия с велосипедистами и меры по их предупреждению.

11. Правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях

  • Способы временной остановки кровотечения.
  • Точки пальцевого прижатия артерии.
  • Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств.

12. Оказание первой медицинской помощи при ранениях. Правила оказания первой медицинской помощи при  вывихах и переломах верхних и нижних конечностей

  • Профилактика осложнения ран.
  • Правила наложения стерильных повязок (бинтовых, косыночных подручными средствами) на голову и грудь.
  • Правила наложения фиксирующей повязки, шины или подручного средства.
  • Эвакуация пострадавших.
  • Способы без носилочного переноса пострадавших.

13.  Участие школьников в пропаганде ПДД

  • Организация утренников для учащихся начальных классов по теме «Безопасность движения».
  • Использование стенной печати, школьного радиоузла для пропаганды ПДД.
  • Участие в работе отряда юных инспекторов движения (ЮИД) и патрулирование у школ перед занятиями и после их окончания. Работа с нарушителями ПДД.

14. Итоговое занятие

  • Тестирование

Тематическое планирование 6 класс

     

пп

Темы занятий

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Дата проведения

1.

Наш город (поселок), район.

1

1

2.

Причины дорожно-транспортных происшествий.

1

1

3.

Назначение дорожной разметки.

1

1

4.

Сигналы светофора с дополнительными секциями.  

1

1

5.

Сигналы регулировщика.

1

1

6.

Дорожные знаки и их назначение.

1

1

7.

Современный транспорт – зона повышенной опасности.

1

1

8.

Особенности труда водителя и его основные обязанности. Общественный транспорт.

1

1

9.

Экскурсия на улицы города

1

1

10

Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.

1

1

11

Езда на велосипеде.

1

1

12

Правила оказания первой медицинской помощи

при кровотечениях.

1

1

13

Экскурсия на улицы города

1

1

14

Оказание первой медицинской помощи при ранениях. Правила оказания первой медицинской помощи при  вывихах и переломах верхних и нижних конечностей.

1

1

15

Участие школьников в пропаганде ПДД.

1

1

16.

Итоговое занятие.

               1

16

9

6

Всего: 16

Учащиеся 6-го класса должны знать:

  1. Правила дорожного движения (повторение)
  • Повторение правил движения пешеходов по улицам и дорогам, пользования маршрутными транспортными средствами (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси).

 2. Движение транспортных средств

  • Скорость движения транспортных средств. Ограничение скорости.
  • С какой скоростью должен водитель вести автомобиль в населенном пункте, на международных трассах?
  • Что такое дистанция между автомобилями?
  • Начало движения и расположение транспортных средств при движении. Изменение направления движения.
  • Осветительные приборы на автомобилях и мотоциклах. Правила пользования осветительными приборами.

3. Остановочный путь  транспортных средств

  • Время, необходимое для остановки транспортного средства.
  • Остановочный путь. Расчет остановочного пути.
  • Факторы, влияющие на величину остановочного пути.

4. Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах

  • Номерные, опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах, их назначение.
  • Места установки номерных знаков.
  • Опознавательные знаки к автопоезду, для автомобиля с ручным управлением, учебного автомобиля.
  • Обозначение буксирного троса при буксировке транспортного средства на гибкой сцепке.
  • Значение опознавательных знаков для пешеходов. Меры предосторожности пешеходов при движении буксирующего транспортного средства.

5. Поведение учащихся при дорожно-транспортном происшествии (ДТП)

  • Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия.
  • Вызов «скорой помощи». Возможность оказания первой доврачебной помощи.
  • Последовательность действий при оказании первой медицинской помощи.

6. Первая медицинская помощь при различных видах травм

  • Способы обработки ран. Меры асептики и антисептики.
  • Способы уменьшения боли при травме.
  • Правила оказания первой медицинской помощи при  ушибах головы и травмах позвоночника.

7. Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастных случаях. Особенности оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся без сознания

  • Первая медицинская помощь при ранениях.
  • Профилактика осложнений ран.
  • Понятие о повязке и перевязке.
  • Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь, на живот и верхние и нижние конечности, на промежность.
  • Понятие о клинической смерти.
  • Нарушение легочного дыхания. Признаки. Первая помощь
  • Остановка сердца. Признаки. Первая помощь.
  • Техника наружного массажа сердца.
  • Искусственное дыхание. Навыки оказания искусственного дыхания «изо рта в рот» и закрытого (непрямого) массажа сердца.

8. Безопасность дорожного движения

  • От чего зависит безопасность дорожного движения?
  • Кто следит за соблюдением правил дорожного движения?
  • Кто еще, кроме сотрудников дорожной полиции, следит за порядком на дорогах и улицах?
  • Какие меры применяют к тем водителям велосипедов и пешеходам, которые нарушают Правила дорожного движения?
  • Если школьник нарушил ПДД, то в каких случаях могут за это привлечь к ответственности родителей

9. Юные инспектора движения – ЮИД

  • Чем занимаются юные инспектора движения?
  • Основные направления в деятельности отрядов ЮИД.
  • Слеты юных инспекторов движения.

10. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения

  • Строгое соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности.
  • Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки.
  • Какую ответственность несет виновник ДТП, если при этом погиб человек.

11. Правила дорожного движения для пешеходов. Дорожные «ловушки»

  • Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару?
  • Разрешается ли движение пешеходов по велосипедной дорожке?
  • Разрешается ли движение пешеходов по дороге, обозначенной знаком «Автомагистраль»?
  • Какое правило для обеспечения безопасности должен выполнять пешеход, переходя дорогу?
  • Разрешается ли пешеходам переходить через улицу (дорогу) в случае, когда нет пешеходного перехода?
  • Чем опасен кустарник, растущий у дороги?
  • Какие меры предосторожности должен принять пешеход, начиная переход дороги между стоящими автомобилями?
  • Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса?
  • Как правильно и безопасности перейти дорогу, если на проезжей части не видно машин?
  • Какие «бытовые» привычки опасны на дороге?
  • Что делать, если во время перехода уронил какой-то предмет?

        12. Технические требования, предъявляемые к велосипеду.

        Дополнительные требования к движению велосипедистов

  • Осмотр велосипеда перед выездом. Подбор велосипеда по росту.
  • Неисправности велосипеда и их  устранение.
  • Возрастное ограничение для велосипедистов.
  • Порядок движения по проезжей части.
  • Правила маневрирования, проезда нерегулируемых перекрестков.
  • Имеет ли право велосипедист развернуться, не слезая с велосипеда, на дороге с двумя полосами движения в каждом направлении?
  • Всегда ли велосипедист должен подавать предупредительный сигнал об изменении направления движения?
  • Правила перевозки груза.

13. Изучение дорожных ситуаций, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям.

  • Экскурсия по городу (поселку).
  • Наблюдение за движением транспорта и пешеходов, работой дорожной полиции.

 14. Итоговое занятие. Тестирование.    

Тематическое планирование 6 класс

пп

Темы занятий

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Дата проведения

1.

Правила дорожного движения (повторение).

1

1

2.

Движение транспортных средств.

1

1

3.

Остановочный путь транспортных средств.

1

1

4.

Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.

1

1

5.

Поведение учащихся при дорожно-транспортном  происшествии.

1

1

6.

Первая медицинская помощь при различных видах травм.

1

1

7.

Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастных случаях. Особенности оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся без сознания.

1

1

8.

Экскурсия на улицы города

1

1

9.

Безопасность дорожного движения.

1

1

10.

Юные инспектора движения – ЮИД.

1

1

11 .

Права, обязанности и ответственность

участников дорожного движения.

1

1

12.

Правила дорожного движения для пешеходов. Дорожные «ловушки».

1

1

13.

Экскурсия на улицы города

1

1

14.

Технические требования, предъявляемые к велосипеду.      Дополнительные требования к движению велосипедистов.

1

1

15.

Изучение дорожных ситуаций, которые приводят дорожно-транспортным происшествиям.

1

1

16.

Итоговое занятие.

1

1

16

10

6

           Всего:  16

Учащиеся 7-го класса должны знать:

   1. Роль автомобильного транспорта в экономике республики

  • Рост автомобильного парка и объема грузопассажирских перевозок.
  • Увеличение протяженности автомобильных дорог.
  • Организация движения транспорта и пешеходов в условиях интенсивного дорожного движения.

 2. Правила пользования транспортными средствами

  • Виды транспортных средств и их назначение.
  • Транспортные средства общего пользования.
  • Правила пользования транспортными средствами общего пользования.
  • Правила посадки и высадки пассажиров.
  • Правила поведения детей при перевозках на грузовых и легковых автомобилях.
  • Разрешается ли пассажирам по время движения отвлекать водителя маршрутного транспортного средства от управления?
  • Разрешается ли стоять пассажирам общественного транспорта во время движения?
  • В каком случае разрешается посадка и высадка пассажиров со стороны проезжей части?

3. Остановка и стоянка транспортных средств

  • Понятие терминов «остановка» и «стоянка».
  • Где разрешается остановка и стоянка транспорта.
  • Как ставятся автомобили на проезжей части.
  • Где разрешена длительная стоянка.
  • В каких случаях остановка и стоянка транспорта запрещена.

4. Интервал и дистанция. Скорость движения

  • Понятие терминов «интервал» и «дистанция».
  • Выбор водителем безопасной дистанции.
  • Управление автомобилем в условиях гололеда. Внезапное торможение.
  • Превышение скорости приводит к ДТП.
  • Примеры дорожно-транспортных происшествий.

5. Полоса движения. Обгон

  • Понятие терминов «полоса движения», «обгон», «маневр».
  • Смена полосы движения.
  • Выезд на встречную полосу движения.
  • Не уверен – не обгоняй!
  • Выезд на встречную полосу движения может закончиться ДТП с тяжелыми последствиями.
  • Примеры дорожно-транспортных происшествий.

6. Работоспособность водителей и их надежность

  • Утомление водителей и их надежность.
  • Как влияет утомление на внимание и реакцию водителя автомобиля?
  • Алкоголь и его влияние на безопасность движения.
  • Здоровье водителя. Болезненное состояние (обострение хронического заболевания, психические расстройства). Сон за рулем.
  • Употребление наркотических и лекарственных средств.
  • Борьба с курением.

     7. Медицинская аптечка в автомобиле

  • Для каких целей используется перманганат калия (марганцовка), находящийся в медицинской аптечке в автомобиле?
  • Для каких целей предназначен йод, находящийся в аптечке автомобиля?
  • Какие лекарственные препараты являются обезболивающими?
  • Для чего в автомобильной аптечке предназначен 10% водный раствор аммиака (нашатырный спирт)?
  • Как оказать помощь пассажиру, если у него поднялась температура выше 39 градусов?
  • В каких случаях применяется энтеродез или уголь активированный, находящийся в автомобильной аптечке?
  • Какое средство из автомобильной аптечки нужно применять при стрессовой реакции?
  • Какие средства из автомобильной аптечки можно применять для уменьшения боль при переломе?
  • Для чего нужна S-образная трубка в автомобильной аптечке?
  • Для чего нужен в автомобильной аптечке эластичный бинт?

8. Правила снятия одежды у пострадавшего в ДТП

  • Как правильно снять с пострадавшего рубашку при ранении левой руки?
  • Как правильно надеть на пострадавшего рубашку, пиджак при ранении руки?
  • Что нужно сделать для свободного прохождения воздуха в легкие при проведении реанимации?
  • Нужно ли снимать одежду с пострадавшего при переломе ноги для наложения иммобилизирующей шины?

9. Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастных случаях

  • Повреждение внутренних органов и первая медицинская помощь при них.
  • Понятие об ушибе, вывихе, растяжении связок органов и первая медицинская помощь при них.
  • Приемы иммобилизации конечностей при растяжениях, вывихах, переломах.

    10. Первая медицинская помощь при переломах и кровотечениях

  • Понятие о переломах костей и их признаки.
  • Виды переломов и их осложнения.
  • Травматический шок и его профилактика.
  • Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей: черепа, плечевого пояса, грудной клетки, верхних и нижних конечностей.
  • Первая медицинская помощь при кровотечениях.
  • Способы временной остановки кровотечения.
  • Точки пальцевого прижатия артерий.
  • Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств.
  • Помощь при большой потере крови.

11. Проезд железнодорожных переездов. На загородных дорогах

  • Правила проезда велосипедистами железнодорожных переездов.
  • Правила поведения пассажиров автомобиля, мотоцикла (мотороллера) во   время вынужденной остановки на железнодорожном переезде.
  • Где разрешается пешеходам пересекать железнодорожные пути?
  • Сельский транспорт. Тракторы и прицепы к ним. Самоходные сельскохозяйственные машины.
  • Гужевой транспорт. Прогон животных. Дополнительные требования к движению грузовых повозок и прогону животных.
  • Можно ли водить колонны детей по загородной дороге в темное время суток?
  • Как должна обозначаться колонна людей при движении по дороге в темное время суток?
  • Где должны идти пешеходы вне населенного пункта по дороге с разделительной полосой, если по обочине идти невозможно?
  • Как переходить дорогу вне населенного пункта?
  • Где должен идти мотоциклист вне населенного пункта, если он ведет  мотоцикл руками?

12. Правила движения велосипедистов, мопедистов. Правила перевозки пассажиров и груза на велосипедах, мотоциклах и мотороллерах

  • В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования?
  • На какой полосе можно проехать на велосипеде?
  •   При какой ширине проезжей части велосипедист может повернуть налево, не    слезая с велосипеда?
  • Имеется ли право велосипедист ехать по проезжей части дороги, если рядом есть велосипедная дорожка?
  • Разрешается ли буксировка велосипеда другим велосипедом или мопедом?
  • Разрешается ли водителю мопеда езда по пешеходным дорожкам?
  • В каком возрасте разрешается езда на мопеде по дорогам общего пользования?
  • С какого возраста разрешается обучать вождению на мотоцикле?
  • Обязательное использование мотошлемов во время езды на мотоцикле (моторо
  • ллере).
  • Правила поведения пассажиров при движении на одиночном мотоцикле (мотороллере) и мотоцикле с коляской.
  • Запрещение перевозки пассажиров на грузовых мотороллерах.
  • Другие запрещения при перевозке пассажиров на мотоциклах и мотороллерах.
  • Разрешается ли перевозка пассажиров на велосипеде?
  • Разрешается ли водителю мотоцикла перевозить пассажира на заднем сиденье?
  • Разрешается ли перевозить пассажира в кузове грузового мотороллера?
  • Какие грузы запрещается перевозить на велосипеде и мопеде?

13. Практические занятия с велосипедистами на специально размеченной площадке

  • Игры и соревнования велосипедистов по Правилам дорожного движения на автоплощадке.
  • Теоретический экзамен на знание Правил дорожного движения.
  • Практический экзамен на умение выполнять велофигуры.
  • Подведение итогов соревнований.

14. Итоговое занятие. Тестирование

Тематическое планирование 7 класс

пп

Темы занятий

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Кол-во часов

1.

Роль автомобильного транспорта в экономике республики.

1

1

2.

Правила пользования транспортными средствами.

1

1

3.

Остановка и стоянка транспортных средств.

1

1

4.

Интервал и дистанция. Скорость движения.

1

1

5.

Полоса движения. Обгон.

1

1

6.

Экскурсия на улицы города

1

1

7

Работоспособность водителей и их надежность.

1

1

8

Медицинская аптечка в автомобиле.

1

1

9

Правила снятия одежды у пострадавшего в ДТП.

1

1

10

Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастных случаях.

1

1

11

Первая медицинская помощь при переломах и кровотечениях.

1

1

12

Экскурсия на улицы города

1

1

13

Проезд железнодорожных переездов. На загородных дорогах.

1

1

14

Правила движения велосипедистов, мопедистов. Правила перевозки пассажиров и груза на велосипедах, мотоциклах и мотороллерах.

1

1

15

Практические занятия с велосипедистами на специально размеченной площадке.

1

1

16

Итоговое занятие.

1

1

16

10

6

                                                   Всего: 16

Учащиеся 8-го класса должны знать:

1. История возникновения правил дорожного движения.

                                    Международный язык дорожных знаков

  • Исторический очерк о возникновении правил движения в мире,  России.
  • Декрет  о правилах движения.
  • Правила движения едины на всей территории СССР.
  • Правила дорожного движения Республики Казахстан.
  • Международный язык знаков. Исторический очерк.
  • Назначение дорожных знаков.

2. Формы регулирования движения

  • Сигналы светофора и регулировщика
  • Сигналы 3-секционного светофора. Сигналы светофора с дополнительными секциями. Односекционные светофоры.
  • Пешеходные светофоры.
  • Регулировщик. Положение корпуса и жесты регулировщика, их значение.
  • Правила перехода улиц, дорог на регулируемых перекрестках.

3. Дорожные знаки

  • Группы дорожных знаков, название и их назначение.
  • Знаки предупреждающие, приоритета, запрещающие и предписывающие.
  •    Знаки информационно-указательные, сервиса и дополнительной  информации (таблички). Их назначение.

4. Обязанности пешеходов и велосипедистов и их ответственность за нарушение          ПДД

  •  Обязанности пешеходов и велосипедистов – соблюдение  правил дорожного движения.
  •  Привлечение к дисциплинарной и административной ответственности за нарушение ПДД.

       5. В новый век безопасности (экология и транспорт)

  •   Воздействие транспорта на экологию (почва, растительность, здоровье  человека).
  • Охрана окружающей среды.

           6. Подготовка утренника, беседы по ПДД для учащихся начальных классов

  • Разработать сценарий утренника, текст беседы по ПДД для учащихся начальных классов.
  • Провести конкурс среди учащихся класса на лучшую разработку беседы  по ПДД.

        7. Безопасность и организация дорожного движения

  • Понятие терминов «безопасность дорожного движения» и «организация дорожного движения».
  • Водитель как оператор системы «Водитель – автомобиль – дорога – среда».
  • Характеристика дорожного движения: транспортный и пешеходный потоки, улично-дорожная сеть.
  • Дорожная полиция: задачи и функции.

8. Проезд перекрестков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта

  • Понятие терминов «перекресток», «пешеходный переход».
  • Общие правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков.     Приоритет транспортных средств.
  • Проезд перекрестка равнозначных дорог по принципу «помеха справа».
  • Действие дорожных знаков «Главная дорога», «Уступи дорогу».
  • Правила проезда пешеходных переходов и остановок общественного транспорта.

     9. Оказание первой медицинской помощи при переломах и кровотечениях

  • Виды переломов: открытые и закрытые.
  • Какие признаки открытого перелома?
  • Как оказать первую медицинскую помощь при открытом переломе?
  • Какие признаки закрытого перелома костей конечностей?
  • По каким признакам можно определить перелом ребер?
  • Как оказать помощь пострадавшему с переломом костей стопы?
  • Основные правила наложения транспортной шины при переломе костей голени.
  • Как оказать первую помощь при переломе костей таза?
  • Виды кровотечения: артериальное, венозное, смешанное и капиллярное.
  • Какое кровотечение считается наиболее опасным?
  • По каким признакам судят о наличии внутреннего кровотечения?
  • Какие приемы первой медицинской помощи применяются при внутреннем кровоизлиянии или подозрении на него?
  • На какой максимальный срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут?
  • Как уменьшить приток крови при кровотечении из раны на конечностях пострадавшего?
  • Что можно использовать в качестве кровоостанавливающего жгута при артериальном кровотечении?

  10. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся без сознания

  • Какие признаки клинической смерти?
  • Что необходимо сделать при потере сознания?
  • Где надо определять пульс, если пострадавший без сознания?
  • Укажите правила выполнения реанимации, если в оказании участвует один человек?
  • Укажите правильный ритм проведения реанимации, если в оказании помощи участвуют 2 человека?
  • Как оказать помощь пострадавшему, если он в состоянии обморока?

 11. Оказание первой медицинской помощи при вывихах и ожогах.

  • Первая медицинская помощь при вывихе конечностей.
  • Каковы признаки вывиха в суставах?
  • В каком положении эвакуируется пострадавший в дорожно-транспортном происшествии с вывихом костей верхней конечности?
  • В каком положении эвакуируется пострадавший с вывихом нижней челюсти?
  • Как оказать помощь при ожогах 1 степени?
  • Какие признаки термического ожога 1 степени?
  • Какой степени тяжести ожог, если на обожженной поверхности появились пузыри, наполненные прозрачной жидкостью?
  • Как оказать помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела щелочными растворами?
  • Как  оказать первую помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела кислотой?

12. Велосипед с подвесным двигателем и мопед

  • На какие виды делятся велосипеды по назначению?
  • Из каких основных деталей состоит велосипед?
  • Каково назначение механизма силовой передачи и каков принцип его действия?
  • Что входит в снаряжение велосипеда?
  • С какого возраста можно управлять мотовелосипедом с рабочим объемом двигателя менее 50 куб.см и максимальной конструктивной скоростью менее   40 км/час?
  • Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда.         Техническое обслуживание, правила пользования.
  • Возрастной ценз на право управления велосипедом с подвесным двигателем и мопедом.

13. Технические требования, предъявляемые к велосипеду с подвесным двигателем (мопеду). Дополнительные требования к движению велосипедистов

  • Проверка технического состояния велосипеда с подвесным двигателем и мопеда перед выездом.
  • Неисправности и их устранение.
  • Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.
  • Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода.
  • Правила перевозки пассажиров и грузов.

14. Итоговое занятие.  Тестирование.

Тематическое планирование 8 класс

пп

Темы занятий

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Кол-во часов

1.

История возникновения правил дорожного движения.

Международный язык дорожных знаков.

1

1

2.

Формы регулирования движения.

1

1

3.    

Дорожные знаки.

1

1

4.    

Обязанности пешеходов и велосипедистов и их ответственность за нарушение ПДД.

1

1

5.    

В новый век безопасности (экология и транспорт).

1

1

6

Экскурсия на улицы города

1

1

7

Подготовка утренника, беседы по ПДД для учащихся начальных классов.

1

1

8  

Безопасность и организация дорожного движения.

1

1

9.    

Проезд перекрестков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта.

1

1

10.    

Оказание первой медицинской помощи при переломах и кровотечениях.

1

1

11

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся без сознания.

1

1

12  

Оказание первой медицинской помощи при вывихах. Оказание первой медицинской помощи при ожогах.

1

1

13  

Экскурсия на улицы города

1

1

14

Велосипед с подвесным двигателем и мопед.

1

1

15

   Технические требования, предъявляемые к велосипеду с подвесным двигателем

 (мопеду). Дополнительные требования к движению велосипедистов.

1

1

16.  

Итоговое занятие.

1

1

 

1                 16

9                   9

7                 7

                                                         

                               Всего: 16

Учащиеся 9-го класса должны знать:

В результате прохождения программы курсов, учащиеся должны:

Иметь понятия:

  • о дорожном движении;
  • о средствах регулирования движением;
  • о взаимодействии участников движения;
  • об ответственности участников движения.

Знать:

  • классификацию и значение дорожных знаков и линий разметки;
  • значение сигналов светофора и регулировщика;
  • правила поведения пешеходов и пассажиров.

Уметь:

  • определять значения дорожных знаков и зоны их действия;
  • правильно переходить дорогу, руководствуясь сигналами светофора, регулировщика и дорожными знаками;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • безопасно управлять велосипедом и мопедом.

Тематическое планирование 9 класс

№ п\п

Наименование разделов и тем занятий

Кол-во часов

Тип урока

Дата проведения

 

Раздел 1: Термины

 

 

 

1.

Правила дорожного движения – основной закон поведения на дорогах.

1

Лекция

 

2.

Основные термины правил дорожного движения.

1

Круглый стол

 

 

Раздел 2: Дорожные знаки

 

 

 

3.

Назначение и классификация дорожных знаков.

1

Лекция

 

4.

Предупреждающие знаки и знаки приоритета.

1

Семинар

 

5.

Запрещающие знаки.

1

Семинар

 

6.

Предписывающие и информационно-указательные знаки.

1

Мозговой штурм

 

7.

Знаки сервиса. Таблички.

1

Диспут

 

8.

Практическая работа: «Расстановка дорожных знаков”.

1

Игра

 

 

Раздел 3: Дорожная разметка

 

 

 

9.

Продольная и вертикальная разметка.

1

Лекция

 

10.

Практическая работа: “Нанесение дорожной разметки”.

1

Игра

 

 

Раздел 4: Сигналы светофора и регулировщика

 

 

 

11.

Типы и значение сигналов светофора.

1

Лекция

 

12.

Значение сигналов регулировщика.

1

Лекция

 

 

Раздел 5: Обязанности пешеходов и пассажиров.

Обязанности пешеходов

 

 

 

13.

Обязанности пассажиров и пешеходов

1

Диспут

 

14.

Практическое занятие: «Экскурсия на наиболее сложные перекрестки города»

1

Экскурсия

 

15.

Практическое занятие: «Экскурсия на наиболее сложные перекрестки города»

1

Экскурсия

 

16.

Составление проекта по обеспечению безопасности движения.

1

Защита проектов

 

 

Всего:

17 часов

 

 

Ожидаемые  результаты  освоения курса.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Ты -  пешеход и пассажир»»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные:

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные:

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».

Обучающиеся должны знать:

  • Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение  бордюра и пешеходных ограждений.
  • Что такое остановочный путь, его составляющие.
  • Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
  • Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
  • Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
  • Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
  • Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
  • Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
  • Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
  • Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
  • Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
  • Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
  • Безопасный путь в школу.
  • Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
  • Возможности и особенности своего зрения и слуха. 
  • Обучающиеся должны уметь:
  • Определять места перехода через проезжую часть.
  • Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
  • Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
  • Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
  • Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
  • Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
  •   Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
  • Определять величину своего шага и скорость своего движения.
  • Определять признаки движения автомобиля.
  • Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
  • Программа призвана способствовать формированию у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности.

Знать

  • - правила дородного движения
  • - пользоваться правилами дорожного движения
  • - сигналы светофора и жесты регулировщика
  • - переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения
  • - правила пользования общественным транспортом
  • - правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта
  • - знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части
  • - переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой
  • - наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части
  • - выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части
  • - правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
  • - передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
  • - места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках

  • - о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения
  • - уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице

Используемая литература:

  • Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
  • Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.
  • «Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева. 
  • Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
  • Дорожная азбука - М., 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник по правилам дорожного движения «Правила дорожные знать каждому положено!»

Сценарий  внеклассного мероприятия   «Правила дорожные  знать каждому положено»!...

Игра по правилам дорожного движения "Правила дорожные знать каждому положено!" 8 класс

Интересная игра по правилам дорожного движения для классного руководителя, 8 класс...

Викторина по Правилам Дорожного Движения «Правила дорожные верные, надежные!»

Викторина предназначена для занятий по пдд с младшими школьниками....

Проект по правилам дорожного движения «Правила дорожные детям знать положено»

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых ...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по правилам дорожного движения «Красный, жёлтый, зелёный» направление «Общеинтеллектуальное» для обучающихся (5 классов)

Рабочая программа «Безопасность дорожного движения» разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией: В.А. Лобашкина, Д.Е. ...

Мероприятие по правилам дорожного движения «Правила дорожные детям знать положено»

Мероприятие по правилам дорожного движения «Правила дорожные детям знать положено»...