Рабочая программа по предмету "Индивидуальный проект"
рабочая программа (9 класс)
Учебный курс «Индивидуальный проект» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных, индивидуальных проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_proekt_9_klass.docx | 61.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету
«Индивидуальный проект»
9 класс
Разработчик программы:
Сергеева Елена Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория
Возы 2021
Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС ООО стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих обучающимся «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности обучающегося становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя. Важную роль в достижении успешности каждого обучающегося играет реализация доступного проектного замысла по выбору ребенка, на основании сферы его интересов и личностных возможностей.
Учебный курс «Индивидуальный проект» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных, индивидуальных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с применением в МКОУ «Возовская СОШ» метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей обучающихся; как необходимое условие реализации индивидуального проекта по итогам года. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у обучающихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Обучающийся, работая над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах (ролях), рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметногообучения.
Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
В процессе изучения курса «Индивидуальный проект» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, который способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения.
На этапе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в форме учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:
- потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
- основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
- основы ценностных суждений и оценок;
- основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред, эпох;
- учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут навык осмысленного чтения; они овладеют основными стратегиями чтения различных видов литературы и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные УУД
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, культуры;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение к личности и ее достоинствам;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- готовность к выбору профильного образования.
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять контроль по результату и по способу действия;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в их выполнение.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и способы взаимодействия;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
- основам коммуникативной рефлексии.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов - наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы;
- организовывать исследование с целью проверки гипотезы;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Результатом проектной деятельности следует считать:
- письменную работу (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях…);
- художественную творческую работу (в области литературы, музыки, изобразительного искусства экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, компьютерной анимации;
- материальный объект, макет иное конструкторское изделие;
- отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать текст и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, включаются:
1. выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2. подготовленный обучающимся паспорт проекта с указанием следующих пунктов:
- тема, цель и назначение проекта;
- краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов;
- списка использованных источников;
- для конструкторских проектов представляется пояснительная записка с описание особенностей конструкторских решений; для социальных – описание эффектов от реализации проекта.
3. краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта (инициативность, самостоятельность, ответственность, исполнительская дисциплина).
Текущий контроль проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, в следующих формах.
Формы контроля:
- устный опрос;
- выполнение тестовых заданий;
- письменные самостоятельные работы;
- практические работы;
- индивидуальные задания при работе над проектом;
- публичная защита.
Критерии оценки проектной деятельности
При выставлении оценки за результат проектной деятельности следует учесть, что работа должна иметь практическую направленность.
Оценивание результатов проектной деятельности обучающихся осуществляется по следующим критериям:
- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем;
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы;
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Шкала оценки проекта (бальная)
Оценивание проектной работы
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый (1 балл) | Повышенный (2-3 балла) | |
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. |
Сформированность предметных знаний и способов действий | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки. | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. |
Сформированность регулятивных действий | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося. | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. |
Сформированность коммуникативных действий | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы. | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор проекта свободно отвечает на вопросы. |
Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей.
Базовый уровень | отметка «удовлетворительно» | 4-6 первичных баллов |
Повышенный уровень | отметка «хорошо» | 7-9 первичных баллов |
отметка «отлично» | 10-12 первичных баллов |
Внешняя оценка предполагает представление результатов проектной деятельности на различного рода конференциях.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Раздел 1. Подготовительная работа – 7 часов.
Тема 1.1. Формы представления исследовательских работ – 1час.
Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося. Наиболее распространенные текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), а также в форме компьютерной презентации или видеофильма, реже действующей модели или макета с текстовым сопровождением.
Тема 1.2. Типы и виды учебных исследований – 2 часа.
Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические, смешанные. Методы научного познания.
Тема 1.3. Выбор темы – 2 часа.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования. Соответствие цели и задач теме исследования.
Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования.
Тема 1.4. Организация исследования. Контроль по процессу – 2 часа.
Планирование исследовательской деятельности с учетом целей и задач. Составление контрольных точек исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы.
Практическое занятие. Составление исследовательских операций.
Раздел 2. Работа с научной литературой – 3 часа.
Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.
Тема 2.1. Информационное обеспечение исследования – 1 час.
Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия: источник, литература.
Тема 2.2. Конспектирование источников – 1 час.
Виды, формы, технологические приемы конспектирования. Критерии конспекта.
Тема 2.3. Обработка содержания научных текстов. Контроль по результату – 1 час.
Использование научной терминологии. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.
Практическая часть. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений.
Раздел 3. Проектирование исследования – 4 часа.
Предварительная разработка научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой деятельности.
Тема 3.1. Общие положения – 1 час.
Состав научного аппарата. Понятия ведущих направлений исследования. Терминология.
Тема 3.2. Проектирование исследования – 1 час.
Поиск и определение основного пути и предлагаемого результата всего исследования (стратегия).
Тема 3.3. Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль – 1 час.
Рассмотрение действий, направленных на достижение поставленной цели исследования.
Практическое занятие. Составление операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность.
Раздел 4. Графические материалы в исследовании – 3 часа.
Тема 4.1. Общие положения – 2часа.
Рассмотрение различных видов графиков (линейные графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и др.) как наглядное изображение словесного материала.
Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.
Тема 4.2. Размещение графических материалов – 1 час.
Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов.
Раздел 5. Структура и написание различных форм исследовательских работ – 5 часов.
Правила написания, содержание, оформление исследовательских работ.
Тема 5.1. Структура исследовательских работ – 2 часа.
Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.
Тема 5.2. Требования к оформлению исследовательских работ – 2часа.
Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.
Практическое занятие. Работа с выполненным материалом.
Тема 5.3. Анализ результатов исследования – 1 час.
Формирование выводов, обобщений.
Раздел 6. Культура выступления – 9 часов.
Самопознание учащимся своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций.
Тема 6.1. Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление. – 2часа.
Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура публичного выступления.
Тема 6.2. Аргументация – 1 час.
Приемы усиления аргументов. Способы аргументации в разной аудитории.
Практическое занятие. Аргументация тезисов.
Тема 6.3. Понятие информационной речи – 1 час.
Правила подготовки информационной речи. Виды информационных выступлений.
Тема 6.4. Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний – 1 час.
Понятия воодушевляющего, агитационного, собственно убеждающего выступлений.
Практическая часть. Работа с текстом убеждающего выступления.
Тема 6.5. Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование) – 4 часа.
Направленность сознания (психики). Характеристика продуктивности памяти. Развитие мыслительной деятельности. Мысленное воспроизведение, фантазия.
Практическое занятие. Тестирование учащихся. Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок.
Раздел 7. Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно-исследовательских работ – 3 часа.
Тема 7.1. Подготовка к защите исследования – 1 час.
Рекомендации изложения материала научно-исследовательской работы.
Тема 7.2. Защита научно-исследовательских работ – 2 часа.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, в т. ч. с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
на 2021-2022 учебный год
С учетом «Программы воспитания» МКОУ «Возовская СОШ» воспитательный потенциал каждого типа урока по ФГОС реализуется через следующие виды:
№ | Тип урока по ФГОС | Виды уроков |
1 | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа, рассказ, просмотр кинофильма, самостоятельная работа с книгой, лабораторная работа, урок-эврика, межпредметный интегрированный урок |
2 | Урок отработки умений и рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок, тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка |
3 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование, тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка |
4 | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы, общественный смотр знаний, урок-зачет, практическая работа, устная контрольная работа, письменная контрольная работа, урок – «ищи ошибку» |
5 | Урок-исследование | урок творчества |
6 | Комбинированный урок | Практикум, конференция, семинар, контрольная работа, лекция |
7 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы, общественный смотр знаний, урок-зачет, практическая работа, устная контрольная работа, письменная контрольная работа, урок – «ищи ошибку» |
9 класс
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Наименование темы | Тип урока | Домашнее задание | Примечание |
1 | Формы представления исследовательских работ. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | подумать над формой представления проекта | |||
2 | Типы и виды учебных исследований. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | рассмотреть типы исследований | |||
3 | Типы и виды учебных исследований. | Урок отработки умений и рефлексии | выбор проблемы проекта | |||
4 | Выбор темы. | Урок отработки умений и рефлексии | выбор проблемы и цели проекта | |||
5 | Выбор темы. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | определение задач проекта | |||
6 | Организация исследования | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | составление плана проекта | |||
7 | Методы опроса. Контроль по процессу. | Урок развивающего контроля | план проекта | |||
8 | Информационное обеспечение исследования. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | подобрать список литературы | |||
9 | Конспектирование источников. | Урок отработки умений и рефлексии | подобрать 5-7 источников | |||
10 | Обработка содержания научных текстов. Контроль по результату. | Урок отработки умений и рефлексии | задачи, информация | |||
11 | Общие положения. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | продолжить работу над проектом | |||
12 | Проектирование исследования. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | подбор материала | |||
13 | Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль. | Урок отработки умений и рефлексии | ответ на первый вопрос | |||
14 | Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль. | Урок развивающего контроля | материал | |||
15 | Общие положения. | Урок отработки умений и рефлексии | инд.задания | |||
16 | Общие положения. Методы опроса | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | паспорт проекта | |||
17 | Размещение графических материалов. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | подбор заданий | |||
18 | Структура исследовательских работ. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | составление плана реферата | |||
19 | Структура исследовательских работ. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | подбор теоретического материала | |||
20 | Требования к оформлению исследовательских работ. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | материал | |||
21 | Требования к оформлению исследовательских работ. | Урок отработки умений и рефлексии | оформление проекта | |||
22 | Анализ результатов исследования. | Урок развивающего контроля | анкеты и опросы | |||
23 | Речевая компетенция учащихся | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | предзащита | |||
24 | Публичное выступление. | Урок отработки умений и рефлексии | продукт | |||
25 | Аргументация. | Урок отработки умений и рефлексии | Выступление | |||
26 | Понятие информационной речи. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | доклад | |||
27 | Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний. | Урок развивающего контроля | оформление работ | |||
28 | Интересы и склонности. | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | задание | |||
29 | Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование). | Урок отработки умений и рефлексии | задание | |||
30-32 | Подготовка к защите исследования. | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | выступление | |||
33-34 | Защита научно-исследовательских работ. | Урок развивающего контроля |
Приложение 1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ
Введение – знакомство с содержанием проекта.
Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение, имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Виды проектов
По времени:краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По содержанию: монопредметный, межпредметный, надпредметный.
Классификация проектов по ведущим видам деятельности:
- учебные исследования;
- информационный (сбор и обработка информации);
- игровые (занятия в форме игры);
- творческие проекты;
- практико-ориентированные (практические).
Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Этапы проекта
Первым этапом работы над проектом является проблематизация – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.
Второй этап работы – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.
Важнейший этап работы над проектом – это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе.
Следующий этап проектного цикла –реализация имеющего плана.
Непременным условием проекта является его публичная защита,презентациярезультаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.
По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции– осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.
Завершающий этап работы – самооценка и рефлексия.
Портфолио проекта.
Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде портфолио (титульный лист, письменное сопровождение, паспорт проекта, продукт проекта, компьютерная презентация).
Паспорт проекта – краткое сущностное содержание проекта с исходными личностными данными
Приложение 2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. БолотовВ.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст./ В.А.Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. -2003.-№10.-С.130-139.
2. Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования Текст./ П.П. Борисов// Стандарты и мониторинг вобразовании.-2003.- №3. - 58-61.
3. Браверманн Э.М. Развитие самостоятельности учащихся – требование нашего времени Текст. / Э.М. Браверманн //Физика в школе. - 2006. - №2. -15-19.
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений Текст. / И.Г.Захарова. - М.: Издательскийцентр«Академия», 2003. - 192 с.
5. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Текст. / Г.К.Селевко. -М.: Народное образование, 1998. -256с.
6. Соколова Н.В. Проблема освоения школьниками метода научного познания Текст. / Н.В. Соколова // Физика в школе. - 2007. - №6. - с.7-17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Метод проектов, организация исследовательской деятельности учащихся, как фактор получения новых образовательных результатов в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»»
Тема кружка позволяет познакомить учащихся с практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать позна...
Рабочая программа по образовательному проекту "Практическая информатика"
Программа расчитана на учеников 6 классов (1 час в неделю)....
Рабочая программа "Индивидуальный учебный проект" 10-11 классы
Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный учебный проект» представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: пояснительную записку, содержание учебного предмет...
Рабочая программа "Индивидуальный учебный проект" 10-11 классы
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизиров...
Рабочая программа по индивидуальному проекту (в рамках предмета Технология) для 10 класса
Обучение школьников индивидуальному проекту (в рамках предмета Технология) строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов при...
Рабочая программа по индивидуальному проекту 7-9 классы
Целью программы курса «Основы проектной деятельности» является формирование основных компетентностей школьников в индивидуальной и коллективной учебной и позн...
Рабочая программа по индивидуальному проекту 10-11 классы
Рабочая программа по элективному курсу «Основы проектной деятельности» на уровне основного общего образования разработана на основе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации&raqu...