Методическая разработка урока «Знакомство с красочными приемами звукоизвлечения на балалайке»
учебно-методический материал

Елена Николаевна Первушкина

Сегодня основными задачами детского музыкального образования являются развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка, превращение обучения в увлечение, обеспечение активного участия ученика в учебной деятельности, повышение личного интереса к музыкальным занятиям, организация условий, при которых проявлялись бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося. Исполнительский аппарат балалаечника формировался в процессе оркестровой практики. По мере развития репертуара оркестра и пропаганды народного творчества происходили изменения в способах звукоизвлечения на балалайке, стали применяться скрипичные и гитарные приемы игры. А с выходом инструмента на большую концертную эстраду стал появляться самобытный репертуар, возникли новые творческие идеи в области сольного балалаечного исполнительства.

На современном этапе развития инструмента выработано немало новых, более совершенных методов совершенствования исполнительской техники, овладение которыми необходимо каждому специалисту. Приемы звукоизвлечения и штрихи — основа музыкальной выразительности при игре на музыкальном инструменте. Критерием правильно избранных приемов и штрихов является хорошее звучание инструмента. В ходе обучения учащийся должен освоить целый ряд приемов игры и штрихов.

Цель данного урока: рассмотреть наиболее часто встречающиеся красочные приёмы игры на балалайке, научить их исполнять и применять в дальнейшей исполнительской практике. Будем знакомиться с пиццикато пальцами левой руки, разновидностями дроби, флажолетами и глиссандо.

Для выявления музыкальной образности, содержания и характера произведения необходимо выбрать краски, чтобы добиться выразительного звучания песни, мелодии, наигрыша, танца и т.д.

Работа над совершенствованием исполнения приемов игры открывает перед учениками широкое поле деятельности, и знания, полученные ими по другим дисциплинам, прочно закрепляются в специальном классе.

Систематическая продуманная работа над совершенствованием исполнения приемов игры, ее правильное соотношение с прохождением основной программы не только способствует более быстрому продвижению ученика, улучшает качество исполнения, но, что не менее важно, пробуждает интерес к предмету, воочию убеждает в его необходимости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС. СЕВЕРНОГО»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по предмету Специальность «Балалайка»

с учащейся 5 класса Коноплевой Валентиной,

на тему:

«Знакомство с красочными приемами

звукоизвлечения на балалайке»

Составитель: Е.Н. Первушкина,

преподаватель по классу балалайки

г. Воркута

январь 2019 год

Ф.И.О. преподавателя:

Елена Николаевна Первушкина

Ф.И. ученика:

Коноплева Валентина

Предмет:

Специальный инструмент. Балалайка

Класс, год обучение:

5 класс

Дата проведения:

21.01.2019 г.

Тема урока:

Знакомство с красочными приемами звукоизвлечения на балалайке

Регламент урока:

40 минут

Тип урока:

комбинированный урок

Форма деятельности:

индивидуальная

Цель урока:

Совершенствование исполнительских навыков ученика за счет их расширения красочными приемами звукоизвлечения.

Задачи урока:

     образовательная:

  1. познакомить ученика с красочными приемами игры на балалайке;
  2. помочь овладеть красочными приемами игры на балалайке;
  3. научить применять полученные знания при исполнении произведений;

     воспитательная:

  1. формирование культуры звукоизвлечения;
  2. вовлечение в активную практическую исполнительскую деятельность;
  3. воспитывать чувство необходимости совершенствования культуры исполнения;
  4. активизировать интерес к занятиям на инструменте.

     развивающая:

  1. развивать и совершенствовать имеющиеся исполнительские навыки;
  2. способствовать усложнению исполняемых пьес за счет расширения приемов звукоизвлечения.

Планируемые результаты:

     предметные:

  1. возможность узнать новые приемы игры на балалайке;
  2. возможность применить новые знания в уже изученных произведениях;
  3. возможность выбирать прием звукоизвлечения в зависимости от художественного замысла композитора;

     личностные:

  1. развитие познавательной деятельности, креативного мышления.

     межпредметные:

  1. формирование у учащейся комплексного подхода к творческой работе.

Методы обучения:

словесный, наглядный, иллюстрационно-наглядный, практический методы, метод проблемного обучения.

Технологии обучения:

ИКТ технология, здоровьесберегающая технология

Используемые ресурсы:

     методическая литература:

Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. - Москва «Музы-ка», 2017 г.

Илюхин А.С. Самоучитель игры на балалайке. – Москва «Музыка», 2006 г.

Андрошенков Г. Учебное пособие Школа-самоучитель игры на балалайке. – СПб, «Композитор», 2001 г.

     вид используемых на уроке средств ИКТ:

презентация, видео с канала YouTube:

https://youtu.be/1uzoyRJCcPI 

     необходимое аппаратное обеспечение:

ноутбук или компьютер, оборудование необходимое для просмотра мультимедийных презентаций и просмотра видеозаписей.

Оснащение урока:

музыкальный инструмент – балалайка, пульт для нот, нотный, раздаточный материал, ПК или ноутбук.

Пояснительная записка

Сегодня основными задачами детского музыкального образования являются развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка, превращение обучения в увлечение, обеспечение активного участия ученика в учебной деятельности, повышение личного интереса к музыкальным занятиям, организация условий, при которых проявлялись бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося. Исполнительский аппарат балалаечника формировался в процессе оркестровой практики. По мере развития репертуара оркестра и пропаганды народного творчества происходили изменения в способах звукоизвлечения на балалайке, стали применяться скрипичные и гитарные приемы игры. А с выходом инструмента на большую концертную эстраду стал появляться самобытный репертуар, возникли новые творческие идеи в области сольного балалаечного исполнительства.

На современном этапе развития инструмента выработано немало новых, более совершенных методов совершенствования исполнительской техники, овладение которыми необходимо каждому специалисту. Приемы звукоизвлечения и штрихи — основа музыкальной выразительности при игре на музыкальном инструменте. Критерием правильно избранных приемов и штрихов является хорошее звучание инструмента. В ходе обучения учащийся должен освоить целый ряд приемов игры и штрихов.

Цель данного урока: рассмотреть наиболее часто встречающиеся красочные приёмы игры на балалайке, научить их исполнять и применять в дальнейшей исполнительской практике. Будем знакомиться с пиццикато пальцами левой руки, разновидностями дроби, флажолетами и глиссандо.

Для выявления музыкальной образности, содержания и характера произведения необходимо выбрать краски, чтобы добиться выразительного звучания песни, мелодии, наигрыша, танца и т.д.

Работа над совершенствованием исполнения приемов игры открывает перед учениками широкое поле деятельности, и знания, полученные ими по другим дисциплинам, прочно закрепляются в специальном классе.

Систематическая продуманная работа над совершенствованием исполнения приемов игры, ее правильное соотношение с прохождением основной программы не только способствует более быстрому продвижению ученика, улучшает качество исполнения, но, что не менее важно, пробуждает интерес к предмету, воочию убеждает в его необходимости.


Технологическая карта урока

на тему «Знакомство с красочными приемами звукоизвлечения на балалайке»

Основные этапы урока, время

Задачи

Методы обучения

Планируемый результат

Деятельность педагога

Деятельность учащейся

Музыкальный/ дополнительный материал

1 этап.

Организационный,

1 минута

Создание условий для включения учащейся в активную познавательную деятельность

словесный метод

Готовность учащейся к занятию

Приветствие, поверяет настройку инструмента и готовность к уроку, посадку за инструментом

Приветствие, правильная посадка за инструмент.

-

2 этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащейся.

4 минуты

Мотивация учащейся к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

наглядный метод

Создание рабочей, творческой атмосферы на уроке. Понимание целей и задач урока

Включает видео с исполнением Алексея Архиповского

Рассказывает тему урока, его цель и практических результат.

Просматривает видео, описывает свои впечатления. Отвечает на вопросы.

видео: Алексей Архиповский Дорога домой

3 этап.

Актуализация знаний.

4 минуты

Выяснить какие приемы игры ученица уже знает и применяет в игре.

словесный, ИКТ

Ученица вспоминает какие приемы игры были изучены ранее; знает, что есть основные приемы, а есть красочные; готов к изучению новых приемов.

Педагог спрашивает, какие приемы являются основными при игре на балалайке. При помощи наводящих вопросов и, исполняя приемы на инструменте, вспоминают вместе с ученицей уже все изученные приемы.

Отвечает на вопросы педагога; исполняет фрагменты произведений по просьбе педагога и называет исполняемый прием игры.

Презентация

4 этап.

Первичное усвоение новых знаний.

10 минут

Познакомить с красочными приемами игры: с пиццикато пальцами левой руки, разновидностями дроби, флажолетами и глиссандо

Найти в предложенных нотных примерах только что изученные приемы игры.

Иллюстрационно-наглядный метод; метод проблемного обучения, ИКТ.

Учащаяся знает красочные приемы игры: пиццикато пальцами левой руки, разновидности дроби, флажолеты и глиссандо

Умеет находить в нотах красочные приемы игры на балалайке.

Рассказывает о красочных приемах игры на балалайке. Показывает, как они исполняются на инструменте, как обозначаются в нотах. Показывает нотные примеры.

Слушает о новых приемах игры на инструментах, отвечает на вопросы, находит в предложенных нотных примерах новые приемы.

Нотные примеры (приложение – раздаточный материал); презентация.

Физкультминутка

1 минута

Создать условия для переключения видов учебной деятельности в режиме здоровьесбережения.

Здоровьесберегающая технология.

Эмоционально- физическая разрядка.

Педагог предлагает выполнить физические упражнения под музыку; аккомпанирует учащейся.

Ребёнок активно включается в мышечную гимнастику (упражнения для расслабления мышц спины, шеи, плечевого пояса, пальцев)

Ритмичные произведения

5 этап.

Первичное закрепление

10 минут

Возможность применить на практике полученные знания о приемах игры.

Практический метод

Ученик знает, как исполнять изученные приемы и может их применить на практике.

Предлагает ученику применить полученные знания на практике и самой исполнить фрагменты произведения: И. Тихонов – А. Шалов Сельская кадриль

Находит в нотах И. Тихонов – А. Шалов Сельская кадриль изученные приемы. Под контролем педагога пробует исполнить.

ноты произведения И. Тихонов – А. Шалов Сельская кадриль

6 этап.

Контроль усвоения.

5 минут

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Развить познавательную деятельность, чётко обозначить этапы самостоятельной работы по разбору новой пьесы с применением новых приемов.

Практический метод

Учится анализировать свою игру и находить методы исправления ошибок.

По ходу исполнения ученицей произведений корректирует и исправляет ошибки, объясняет, как правильно исполнять каждый прием.

Слушает и реагирует на замечания и исправления учителя. Демонстрирует понимание как исполнять каждый изучаемый прием игры на балалайке

И. Тихонов – А. Шалов Сельская кадриль

7 этап.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

3 минуты

Оценка работы учащейся на уроке. Создание плана самостоятельной домашней работы.

Систематизирует совместно с учащейся направления домашней работы над пьесами.

Словесный метод

Качественная оценка работы учащегося. Домашнее задание: мотивация деятельности учащейся по выполнению домашнего задания; инструктаж; Проверка понимания и способов выполнения д/з.

Учитель организует беседу по уточнению и конкретизации плана самостоятельной домашней работы. Положительно оценивает деятельность учащейся.

Слушает, дополняет учителя, демонстрирует понимание целей и задач домашней работы.

8 этап.

Рефлексия

2 минуты

Самооценка, осознание учащейся значимости учебной деятельности, ситуация успеха.

Словесный метод

Создать условия для оценки собственной познавательной деятельности. Обеспечить усвоение учащейся принципов саморегуляции и самоконтроля.

Педагог проводит беседу с учащейся:

-Чему мы научились?

- что больше всего понравилось делать?

-Легко ли было?

- Доволен ли собой учащийся?

Предлагает выбрать картинку, указывающую на психологическую самооценку ученицей результатов учебного занятия.

Учащаяся отвечает на вопросы, формулирует конечный результат своей работы на уроке, осуществляет самооценку, самопроверку, предварительную оценку.

Показатели эмоциональной оценки результатов учебного занятия (Картинки со смайликами)


Ход урока

1 этап. Организационный. Настройка инструмента, проверка рабочего места.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Знакомство с красочными приемами звукоизвлечения на балалайке».

2 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащейся.

- Красочные приемы – это особые способы извлечения звука, специфического по колориту и тембровой выразительности. Как раз освоение красочных приемов звукоизвлечения и является целью нашего урока. На уроке мне будет помогать учащаяся по классу балалайки – Валентина Коноплева. Она увлеченно занимается пятый год, ведет активную концертную деятельность в школе, в городских и региональных конкурсах.

Цель нашего урока: Совершенствование исполнительских навыков ученицы за счет их расширения красочными приемами звукоизвлечения.

- Работа с колористическими приемами на инструменте ставит перед музыкантом – исполнителем несколько задач:

- приблизиться к характеру произведения и его содержанию;

- глубже вникнуть в нотный текст и авторский замысел произведения;

- воспитывать творческое отношение к музыке;

- выявить музыкальный образ и добиться выразительного исполнения;

- воспитание художественного и эстетического вкуса.

Для начала давайте посмотрим на видео исполнение Алексеем Архиповским «Дорога домой».

- Валя, при просмотре постарайся запомнить, какими приемами пользуется исполнитель.

Смотрим видео.

3 этап. Актуализация знаний.

        - Валя, какие приемы ты увидела и запомнила?

Ученица перечисляет: тремоло, удары в разные стороны, аккорды и т.п.

Педагог спрашивает, какие приемы являются основными при игре на балалайке.

- Давай посмотрим на экран, какие основные приемы звукоизвлечения на домре тебе известны? (Презентация. Слайд «Основные приемы игры на балалайке»)

При помощи наводящих вопросов и, исполняя приемы на инструменте, вспоминают вместе с ученицей уже изученные приемы. Исполняются: щипок вниз, в разные стороны, тремоло, pizz. б.п.

4 этап. Первичное усвоение новых знаний.

- А теперь я тебя познакомлю с красочными приемами. Первый прием – это глиссандо. Посмотри на экран, вот так этот прием обозначается в нотах (волнистая линия, соединяющая две ноты и надпись gliss.). Презентация. Он исполняется скольжением пальца левой руки по ладам по прижатой струне. Педагог показывает на инструменте. Ученица повторяет. Преподаватель объясняет, как правильно вести палец по струне чтоб правильно исполнить прием.

-

- Следующий прием – это Флажолет. Флажоле́т – это прием игры на струнных смычковых и щипковых инструментах, заключающийся в извлечении звука-обертона. Посмотри, пожалуйста, на экран, так флажолеты обозначаются в нотах. Они бывают натуральные и искусственные. Мы сегодня познакомимся с натуральными. Натуральный флажолет возникает в точках деления струны на равные части, то есть на 12 ладу, 6 и 18 ладу. Для исполнения натурального флажолета надо пальцем левой руки слегка коснуться струны над верхним порожком 12 лада, и медиатором извлечь звук.

Показывает натуральные флажолеты на всех трех струнах. Ученица пробует сама исполнить.

- И, последний на сегодня, прием – это pizzicato левой рукой. По – другому его называют «срывы» или «сдергивания». Этот прием характерен для нисходящих последовательностей или единичных звуков. Очень важное условие при исполнении этого приема: палец ставить на лад на большую площадь подушечки и при «срыве» со струны он должен двигаться вглубь пальца, а не вниз, под гриф. Теперь попробуй сама сыграть этот прием.

Ученица пробует сыграть срывы открытых и закрытых струн.

Физкультминутка. Педагог предлагает выполнить физические упражнения под музыку; аккомпанирует учащейся.        Ребёнок активно включается в мышечную гимнастику. Делает упражнения для расслабления мышц спины, шеи, плечевого пояса, пальцев.

5 этап. Первичное закрепление

        - Молодец, все правильно. А теперь найди красочные приемы в нотах. Педагог показывает ноты И. Тихонов – А. Шалов Сельская кадриль Ученица внимательно смотрит в ноты и находит флажолеты и pizzicato левой рукой.

        - Давай попробуем сыграть фрагменты с каждым приемом отдельно, а потом соединить всю часть произведения. Работают над каждым фрагментом отдельно и затем соединяют. 

6 этап. Контроль усвоения.

- Валя, произведение «Сельская кадриль» мы с тобой будем разучивать. Давай прочитаем его целиком и еще раз проговорим как исполнять красочные приемы, которые в тут встречаются.

Ученица читает произведение целиком. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Преподаватель чётко обозначает этапы самостоятельной работы по разбору новой пьесы с применением новых приемов.

7 этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Валя, дома, пожалуйста, отдельно поработай над всеми приемами, которые мы сегодня прошли и найди более контрастное звучание в их исполнении. А также надо разобрать 1 и 2 цифру в «Сельской кадрили». Будь внимательна, соблюдай правильную аппликатуру, ритмический рисунок. Это домашнее задание я попрошу тебя самостоятельно записать в дневник. Договорились?

Ученица задает уточняющие вопросы, записывает задание в дневник.

8 этап. Рефлексия

- Давай еще раз проговорим, какие приемы ты узнала? Отвечает.

- Сегодня на уроке ты была внимательная, старалась выполнять все задания, быстро реагировала на мои замечания. Поэтому твою работу на уроке я оцениваю как отлично.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики в 4 классе "Графы. Знакомство с направленным ребром"

Урок "Графы. Знакомство с направленным ребром". 4 класс составлен по программе А.Горячева «Информатика в играх и задача в рамках дистанционного методического семинара  ДООМ 2007-2008  "Теори...

Методическая разработка урока для 2 класса по теме:"Знакомство с правилом употребления артиклей A, The". по УМК Биболетовой М.З."Enjoy English."

Урок ознакомления с новой темой, разработан с учетом требований по здоровьесбережению. На уроке используются занимательные игры....

Методическая разработка урока в 1 классе «Знакомство с предлогами».

Цель: познакомить с понятием предлог, учить различать предлоги, наблюдать над тем, как они пишутся с другими словами, показать их роль в предложении, учить читать и анализировать тексты...

Методическая разработка урока "Лексика. Знакомство с фразеологизмами"

На данном уроке обучающиеся знакомятся с фразеологизмами, учатся правильно употреблять их в своей речи, тем самым обогащая свой словарный запас фразеологическими оборотами....

Методическая разработка урока информатики в 8 классе с использованием робототехнической системы LEGO WeDo по теме: «Знакомство с циклами»

middot;       ознакомление с робототехникой с помощью конструктора ПервоРобот LEGOWeDo;·       систематизация знаний по теме «...

Методическая разработка урока-знакомства с творчеством Ф. М. Достоевского в 10-м классе

Урок предваряет изучение творчества Федора Михайловича Достоевского, помогает ответить на вопрос: что сегодня может дать нам писатель, живший в 19 веке, чему научить. Актуальны ли сегодня его мысли и ...