Статья "Мои педагогические технологии"
статья

Вопрос грамотно организованной учебной деятельности в образовательном заведении всегда был важным. Однако в последнее время актуальность данного аспекта обуславливается ещё и веяниями времени: внедрением инноваций, появлением новых идей в области обучения, стремительным ростом технологий.

   Педагог сегодня – это человек, чьё профессиональное мастерство не должно быть величиной неизменной. Задача учителя – не только всестороннее взаимодействовать с учениками, но и постоянно совершенствоваться самому, искать новые современные методы и формы организации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_moi_pedagogicheskie_tehnologii_.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии

    Вопрос грамотно организованной учебной деятельности в образовательном заведении всегда был важным. Однако в последнее время актуальность данного аспекта обуславливается ещё и веяниями времени: внедрением инноваций, появлением новых идей в области обучения, стремительным ростом технологий.

   Педагог сегодня – это человек, чьё профессиональное мастерство не должно быть величиной неизменной. Задача учителя – не только всестороннее взаимодействовать с учениками, но и постоянно совершенствоваться самому, искать новые современные методы и формы организации образовательного процесса.

  В широком смысле методом принято считать тот способ, который помогает продвигаться к поставленной цели. Применительно к образовательным задачам понятие метода приобретает специфическую направленность на решение дидактических задач при совместной деятельности обеих сторон учебного процесса.

  Методы могут быть разнообразными в зависимости от выбранной стратегии преподавания: пассивными, когда учащиеся являются слушателями, а учитель играет ведущую роль, или активными, при использовании которых предполагается равное участие как ребёнка, так и учителя. В обоих случаях педагог отслеживает градус заинтересованности и усвоения материала, учащиеся работают синхронно и в близком темпе.

Методы можно разделить на несколько групп по ведущему признаку:

- источник материала

- характер обучения

- степень взаимодействия учителя и ребёнка

- способ изложения и восприятия информации.

Если брать за критерий источник информации, можно выделить словесные, наглядные и практические методы обучения. В первом случае учитель использует материал из устных либо печатных материалов, во втором – предметы или явления, третий вариант предполагает выполнение заданий на практике.

По характеру обучения принято рассматривать такие методы:

- проблемные

- иллюстративные

- исследовательские

- эвристические.

  По степени взаимодействия детей и педагогов выделяются методы дедуктивные и индуктивные, а по последнему признаку – пассивные, активные и интерактивные.

  Форма организации учебной деятельности является той конструкцией, которая обеспечивает логику и целесообразность занятия. Выбор формы обучения зависит от содержания образовательного процесса, поставленных педагогических задач и применяемых методов работы.

В педагогике принято выделять три вида форм организации учебной деятельности:

- групповая

- индивидуальная

- фронтальная.

  Групповая форма работы подразумевает разделение учащихся на небольшие группы, каждая из которых получает задание. В зависимости от величины класса группа может состоять из 3-6 человек, при этом важно учитывать степень подготовки каждого ребёнка и наполнять группу детьми разного уровня. Получаемые задания должны быть по силам всем учащимся в группе, иначе работа теряет смысл.

   При индивидуальной деятельности перед учителем стоит задача такого подбора задания для каждого учащегося, который будет отвечать его возможностям. Урок организуется следующим образом: ученики получают собственные задания и самостоятельно выполняют их в течение урока. Это может быть работа с учебником или иными источниками, с карточками, написание изложения, сочинения, доклада.

  Фронтальный способ работы на уроке является одним из самых сложных, но он позволяет максимально эффективно задействовать класс и побудить на активную учебную деятельность.        Педагог проверяет уровень подготовленности и общается одновременно со всеми детьми, которые  решают поставленную перед ними общую задачу, обсуждают процесс и результат, делают выводы.

   Средства обучения можно назвать третьим компонентом образовательного процесса, который позволяет педагогу достигать поставленных целей. Выделяют два основных вида обучающих средств: идеальные и материальные. В первом случае речь идёт о языковых системах, произведениях литературы, живописи, искусства, программах и т.д. Что касается материальных средств, к ним можно отнести упражнения, задания, тексты, оборудование и иные способы получения и обработки информации.

  Независимо от стратегии преподавания, учебного предмета и квалификации, методы и формы работы с учащимися имеют одну глобальную цель: включить в активную работу максимальное количество детей, заинтересовать и стимулировать на дальнейшее развитие. На этапе подготовки занятия педагог должен подобрать тот перечень методов, форм и средств организации учебной работы, который покажет наибольшую эффективность и пользу для обучающихся.

  В своей педагогической деятельности предпочтение отдаю следующим педагогическим   технологиям:

-  информационно-коммуникационные технологии

- личностно ориентированные технологии

- тестовые технологии

- проектная технология

- технология использования игровых методов

- здоровьесберегающие технологии

- технология дифференцированного обучения.

   Работаю в малокомплектной школе 33 года, преподаю русский язык в 5-11 классах, литературу – в 7-11 классах, родной русский язык – в 5-9 классах, поскольку  учителей русского языка и литературы больше нет.  Количество учащихся в классе колеблется от двух до шести человек, поэтому приходится изучать различные педагогические технологии, искать интересные формы организации урока.

  Перемены, происходящие в обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства.

  В центре личностно ориентированных технологий – личность ребёнка, для которой необходимо обеспечить комфортные, безопасные, оптимально развивающие условия для реализации её природных потенциалов, самоактуализации. Идея оптимального развития личности ребёнка является системообразующей для личностно ориентированных технологий, т.е. она является целью образовательного процесса.

    Учителю необходимо осваивать новые, эффективные технологии  обучения, творчески подходить к выбору методов и приемов, к расположению учебного материала. Просмотрела вебинар про сингапурскую систему. Многое было неясно, пришлось изучить литературу. Сейчас применяю элементы сингапурской системы на уроках русского языка и литературы  в разных классах.  Это  дает возможность разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся.

  В период пандемии приходилось искать такие формы, когда ученик сам мог овладевать знаниями.  Модель «Перевернутый класс» позволила выявить обучающихся, которые могут самостоятельно работать. В данный момент использую эту модель для тех обучающихся, которые способны  самостоятельно изучить материал.

   Внедрение ФГОС ООО и СОО  выявило проблему: сложившаяся за долгие годы традиционная методика проведения урока и отсутствие методической базы оценивания эффективности урока тормозят внедрение новых форм и технологий. Поэтому возникла необходимость изучить различную литературу, опыт коллег в Интернете,  создать  систему контроля и оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов обучения русскому языку при переходе на ФГОС. Проанализировав разные технологии, я пришла к выводу, что модульная технология подходит под критериальное оценивание.

   При помощи модульной технологии достигается личностно-ориентированное обучение, предполагающее общую установку, которой проникается учитель, работающий по данной системе: все  ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал; его задача – правильно организовать учебный процесс, чтобы дать им такую возможность. Применяю эту   технологию на  уроках литературы в старших классах.  

  Технология дифференцированного обучения  по русскому языку и литературе позволяет каждому ученику овладеть знаниями на определенном уровне, на таком, который ученик сам выбирает.  

   Активно использую технологию проблемного обучения на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии деятельности и т.п.

  Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.

Результаты использования данной технологии:

- совершенствуется умение учащихся обосновывать свою позицию

- воспитывается уважение к чужой точке зрения

- активизируется познавательная деятельность учащихся

- увеличивается количество творческих работ

- учитель не даёт знания в готовом виде – дети открывают их сами.

   Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать учащихся по остроте зрения, проводить  физкультминутки. Эффективная профилактическая мера - зрительная гимнастика. С детьми проводится инструктаж  о правилах работы с компьютером,  о технологии сбережения здоровья глаз.   В зависимости от содержания урока  стараюсь интегрировать темы здоровья, проводить беседы с целью формирования принципов здорового образа жизни.   Кабинет хорошо освещен, учащиеся занимают места в соответствии с рекомендациями специалиста. Температурный режим и режим проветривания  соблюдается. Кабинет русского языка и литературы оснащен современной техникой: компьютером, мультимедиапроектором, принтером, что позволяет использовать различные программы и мультимедийные пособия.   В кабинете в наличии имеются разработанные контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе: тестовые задания по русскому языку и литературе, карточки базового, повышенного, высокого уровня,  тесты для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, ученические работы.

  Технологии нового времени в образовании дают перспективу идти в ногу со временем. Первоочередная задача – внедрение современных технологий. Процесс обучения в дистанционном формате заставил посмотреть по-другому на себя и на мир вокруг себя.

Выбор методики зависит от интеллектуально-профессиональной  компетенции учителя. Практика показывает, что далеко не всегда состоятелен, к примеру, диалог как метод обучения, но и технологические приемы часто оказываются недейственными. Выбор методики связан с теоретической подготовкой учителя, а выбор технологии – с его практическим умением перевести теорию в алгоритм действия.

Таким образом, одной из важнейших задач современной российской школы является актуализация значимости метапредметных умений учащихся. Метапредметные умения являются необходимым атрибутом умственной самостоятельности школьников. Именно недостаточность самостоятельности и самоподготовки учащихся выявил период дистанционного образования в российских школах. Сегодня формирование метапредметных умений должно стать приоритетной задачей школьного обучения.  Метапредметный подход в образовании обеспечивает целостность личностного и познавательного развития и саморазвития школьников, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика, независимо от ее специально-предметного содержания. Учащиеся осваивают универсальные принципы и общие универсальные стратегии познания, что увеличивает эффективность их работы. В итоге метапредметный подход превращает обучение в процесс саморазвития учащихся и расширяет горизонт их познания.

    Одним из самых актуальных и перспективных компонентов методики преподавания русского языка можно назвать игровые технологии.   Анализ методической литературы показал, что игровые технологии имеют важные для обеспечения интенсивного учебного процесса функции. Эмоциогенная функция заключается в том, что в процессе игры эмоциональное состояние ее участников меняется в положительную сторону. Игра пробуждает интерес, воодушевляет, мотивирует к изучению русского языка. Релаксационная функция проявляется в том, что игра способствует уменьшению физического и интеллектуального напряжения, улучшает здоровье детей. Диагностическая функция заключается в том, что игра позволяет выяснить возможности учащегося, так как физические силы, интеллект и творчество человека проявляются в ней очень высоко, поскольку участник ведет себя на максимуме проявлений. Компенсаторная функция – в игре появляется возможность компенсировать те желания, которые не получается реализовать в данный момент жизни. Коммуникативная функция – игра способствует развитию коммуникативных навыков, так как в ней практически всегда неизбежно возникновение отношений и сотрудничества между ее участниками. Данная функция особо актуальна для методики преподавания русского языка, т.к. одним из основополагающих ее принципов   является коммуникативный. Функция самореализации заключается в том, что игра позволяет каждому из ее участников показать себя. Социокультурная функция – игра способствует социализации ребенка.

Терапевтическая функция – игра может использоваться для коррекции  отношений между учащимися, снятия  неурядиц, преодоления трудностей в учении, поведении. Игровые технологии реализуют все вышеперечисленные функции в совокупности.

 Урок с использованием игровых технологий  способствует  повышению настроения его участников и настраивает  на рабочий лад. Трудности, возникающие при изучении нового материала,  уменьшены. Игровые технологии позволяют охватить все стороны личности ребенка. В процессе игры развиваются внимание, память, наблюдательность, речь, самостоятельности и др. Она способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов. Большое значение игры имеют для воспитания личности школьника и для формирования черт его характера. В играх развиваются произвольность и осмысленность поведения, умение оценивать, контролировать и корректировать свои действия, подчиняться правилам и коллективу. Содержание игр формирует у детей правильное отношение к природе, жизни, предметам окружающего мира. В игре развивается мотивационная сфера, у ребенка социальные мотивы приобретают большее значение, чем личные, возникает иерархия мотивов; появляется мотивация на дальнейшее действие. Ценность многих игр заключается также в том, что учитель получает возможность реализовать на уроке проблемное обучение, т.е.  учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе парной или групповой работы. Игра служит для формирования сплоченности  коллектива, для формирования самостоятельности, положительного отношения к учению и труду, и для коррекции поведения.  Но использовать игровые технологии нужно в определённой дозировке.

   Особым направлением применения информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения русского языка и литературы являются мультимедийные технологии, направленные на повышение уровня визуализации информации и организации эффективного воздействия на человека.

   Компьютер на уроках русского языка и литературы -  источник дидактической информации. При разработке уроков  русского языка и литературы  с применением компьютера важно учитывать цель, задачи и целесообразность использования того или иного вида информационно-коммуникационных технологий, структуру урока, формы организации работы обучающихся, а также специфику контроля усвоения материала.

  При представлении для учащихся  нового материала по русскому языку доска заменяется экраном, компьютер и проектор  сопровождают образовательный процесс (с целью демонстрации материала с использованием видео, слайдов, звука или текста).

  Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы имеет ряд преимуществ: повышают и стимулируют интерес обучающихся к предмету, различные технологии мультимедиа позволяют активизировать умственную деятельность обучающихся, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала и его применению в реальной жизни,  способствуют индивидуализации и дифференциации обучения по различным основаниям. Через информационную деятельность предоставляется ученикам возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Интернете для подготовки домашних заданий, а также для участия в проектной и исследовательской деятельности. Также данные технологии предоставляют возможность участия в интернет-олимпиадах, интернет-конкурсах.

 Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в образовании являются реальной частью образовательной культуры.

 В современном образовании личностно ориентированные технологии обеспечивают благоприятную среду для развития индивидуальных возможностей обучаемых. Процесс обучения на уроках русского языка и литературы, а также на внеурочных занятиях  сегодня неразрывно связан с широким спектром упражнений, форм работы учащихся, а вектор образования позволяет дать каждому учащемуся возможность раскрыть свои способности, таланты и творческий потенциал. Любому человеку необходимо обладать способностью творчески мыслить, искать необычные подходы к решению поставленных задач и развивать креативное мышление. Задача учителя-словесника – помочь раскрыть в учениках те способности, которые лежат в основе творческого мышления, а также сформировать умение управлять творческим процессом, который  непосредственно связан с окружающим миром. Поэтому для обучающихся  нужно создавать благоприятную,  психологическую атмосферу, которая позволит раскрыть творческий потенциал учеников. Задача учителя  в первую очередь состоит в создании положительного эмоционального фона,  важно настроить учащихся  на творческую работу. На уроках русского языка, литературы, на внеклассных занятиях есть большая возможность творить. Учащиеся сочиняют стихотворения, сказки.  Стараюсь  заинтересовать учащихся, использую дополнительный материал, провожу урок-КВН,  семинары, лекции, практикумы, использую приемы составления синквейнов, алгоритмов и т.п. Дети с удовольствием работают на таких уроках.  

  Владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности. Успешно применяю современные педагогические технологии (уровневая дифференциация обучения, групповые технологии, личностно-ориентированное обучение,  проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения,  использование информационно-коммуникационных технологий, технология игровых методов, интегрированные уроки обучения), реализую в соответствии с данными технологиями активные методы обучения.     Метод творческой групповой работы в рамках технологии сотрудничества использую и в урочной, и во внеурочной деятельности. На его основе провожу  уроки – практикумы, уроки-исследования и зачётные уроки по русскому языку и литературе, внеклассные мероприятия.      

 Эффективность использования современных образовательных технологий подтверждена высокими результатами итоговой аттестации,  ЕГЭ, научных конференций, различных творческих конкурсов.

https://infourok.ru/urok-v-6-klasse-bukvy-ch-i-sh-v-suffikse-sushestvitelnyh-chik-shik-5552318.html 

https://infourok.ru/urok-v-5-klasse-foneticheskij-razbor-slova-5552330.html 

https://infourok.ru/differencirovannoe-domashnee-zadanie-na-urokah-literatury-v-10-klasse-5552338.html 

https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-enciklopediya-slova-uchitel-5579426.html 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/nastolnaya_igra_zanimatelnoe_loto_moya_buryatiya_r_054210.html       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...