Биография и творчество писателей
материал (6, 7, 8, 9 класс)

Бакиева Галина Сабировна

Предварительный просмотр:

Константин Александрович Федин

(1892-1977)

C:\Documents and Settings\Библиотека\Рабочий стол\федин.jpg

Любовь к своей малой родине автор множества романов и повестей пронес не только через всю жизнь, но и творчество. Саратов являлся местом действия его произведений, причем описанных довольно достоверно. И хотя почти вся жизнь Федина прошла в столицах, хотя он и объездил полмира, для него было праздником возвращение в родные места, куда он приезжал при малейшей возможности оторваться от дел. Его "влекли к себе старые, родные закоулки", где оживала память о детстве, о близких и родных людях, о событиях, оставивших в душе след на многие годы.

Константин Александрович родился 12(24) февраля 1892 в Саратове в маленьком дворовом флигельке (по местной традиции называемом "флигерем") на Большой Сергиевской улице. Сейчас эта улица носит имя Н.Г. Чернышевского. Дом, где квартировала семья Фединых, находился напротив Сергиевской церкви, ныне не существующей. В ней в свое время служил протоиереем Гавриил Иванович Чернышевский, здесь был крещен Николай Гаврилович. Здесь же великий революционер-демократ венчался с Ольгой Сократовной. Здесь его и отпевали в 1898 году. А спустя три года в Сергиевской церкви крестили и будущего писателя Константина Федина. В то время его отец Александр Ерофеевич Федин служил приказчиком в писчебумажном магазине Бестужева, где Н.Г. Чернышевский покупал бумагу для перевода веберовской "Истории". Они были знакомы, часто разговаривали, и, когда Николай Гаврилович заболел, Федин приносил ему бумагу на дом, постоянно справляясь о здоровье. Сам Александр Ерофеевич, сын крепостного крестьянина, был человеком не шибко грамотным, но о Чернышевском знал, считал его выдающейся личностью, относился к нему с огромным уважением и всю жизнь гордился этим знакомством. И так как по долгу службы приходилось общаться с людьми образованными, Александр Ерофеевич понимал большую ценность образования в жизни и стремился дать его своим детям. Грамоту Александр Ерофеевич одолел сам, любил читать, особенно церковные книги и энциклопедии, а в молодости даже писал стихи, которые никому не показывал, и перед женитьбой тетради со стихами сжег. Но, как вспоминал Константин Федин, его отец "всю жизнь имел слабость к немудрящей рифме…".

Быт семьи Фединых был строгим. Глава семьи установил его "раз и навсегда, как календарь". Во всем ощущалось принуждение. Суровость отца смягчалась добротой матери Анны Павловны и старшей сестры Александры Александровны, которую Константин Александрович очень любил.Юный Константин Федин находил душевной спокойствие и отдых на берегах Волги, в саду "института благородных девиц" (ныне это парк культуры и отдыха), где с приятелем - таким же одиннадцатилетним мальчуганом-одноклассником ловил певчих птичек.

Александр Ерофеевич, будучи человеком скромного достатка да еще и прижимистым, часто менял квартиры. В одном из писем своему племяннику Г.В. Рассохину Константин Федин частую смену квартир объяснял так:

"...0тец очень часто менял квартиры. Обычно это были типичные дворовые флигельки - страшно дешевые - по шесть-восемь рублей в месяц. Но отцу и это казалось очень дорого. Он служил приказчиком у Бестужева и самым высоким жалованьем его, уже к концу 90-х годов, было 40 рублей."

Таким образом, за вычетом квартплаты, семье из 4 человек оставалось 32-34 рубля - в среднем по восемь рублей на каждого члена семьи! Став уже известным автором, Федин считал, что "детство - возраст, в котором закладывается все". Многие из детских впечатлений Федина нашли отражение в его повестях, рассказах, романах.

В 1905 году отец писателя купил деревянный дом в Смурском переулке. В этом доме семья прожила три года. Из окон этого дома Костя наблюдал страшные события черносотенных погромов, прокатившихся по Саратову, Он сам прятал в чулане под связками лука своего учителя музыки Якова Гольдмана. Эти впечатления нашли отражение в романе "Братья", написанном в 1928 году. С домом в Смурском переулке связаны и его "отроческие драмы: два побега, брошенное ученье, магазин... Но и путешествие по Волге, первые увлечения. И первые книги жизни (Лермонтов!)". Есть одна интересная подробность, относящаяся к этому дому. Племянник Федина и хранитель его саратовского архива Геннадий Васильевич Рассохин, со слов своей матери, сестры Константина Александровича, рассказал любопытный эпизод. Будущий писатель, в то время учившийся в Саратовском коммерческом училище, предложил отцу практиковать продажу писчебумажных принадлежностей с "премиями", обеспечивавшими дополнительный наплыв покупателей. В те годы школьники (а особенно школьницы) увлеченно собирали цветные картинки. Отпечатанные на плотной глянцевой бумаге, эти недорогие картинки украшали альбомы не только школьников, но и взрослых. По совету сына Александр Ерофеевич в каждую покупку вкладывал картинку. Сначала ее вкладывали в тетради: слух о том, что в магазине Федина продают тетрадки с "премиями", мгновенно разнесся среди школьников. Затраты на эти премии были грошовые, а товарооборот вырос во много раз, соответственно очень выросла и прибыль. Это позволило Александру Ерофеевичу быстро погасить кредиты и стать через пять лет владельцем двухэтажного деревянного домика, а еще через несколько лет - большого двухэтажного каменного дома. Правда, этот дельный совет вышел боком самому Константину: отец заставлял его, всех членов семьи, а также приказчика все свободное время до глубокой ночи раскладывать по тетрадкам "премиальные картинки"...

Семилетним мальчиком Костя Федин пошел учиться в Сретенское начальное церковноприходское училище. Но этот дом он знал раньше, помнил себя там с трех-четырех лет. В нем жили родственники Семен Иванович и Анна Андриановна Машковы, в чьей семье воспитывалась до замужества мать Константина Федина. Ровно сорок лет спустя, в 1939 году, став известным писателем, Федин приехал в Саратов и зашел в знакомый двор... Об этом посещении своей первой школы Федин написал рассказ "Встреча с прошлым".

"В дальнем углу, в тени кирпичного брандмауэра, горбились сирени - все те же сирени, только стволы их, огрубелые от времени, похожие на препарированные мышцы, - скрутились в жгуты. Осень уже обобрала на них листву, а я видел их белыми, в цвету: в яркий апрельский день я отломил от них, подпрыгнув, пахучую ветку и дал ее сестре. Сестра, в белом платье, шла со мной тихо и в пышном соцветии сирени отыскивала пятилепестковые цветки и, называя их "счастьем", заставляла меня проглатывать эти горькие, холодные звездочки. И я жевал их, и вот только теперь понимаю, что это и, правда, было счастье".

Константин Федин тогда не мог знать, что спустя еще сорок лет в здании школы будет создан музей, посвященный его жизни и творчеству.

В 1908 году Константин Федин навсегда уехал из Саратова и с тех пор бывал здесь только наездами. Но для него Саратов до конца жизни останется родным городом, "где легче дышится, легче работается...".

В 1911 году К. Федин поступает в Московский коммерческий институт; в 1914 году после 3-го курса учебы уехал в Германию для усовершенствования немецкого языка (на последнем курсе института требовалось безукоризненное знание языка); одновременно в Германии изучает “коммерцию” на карандашной фабрике Фабера.

Первый рассказ был написан в 1910 году, это было подражание гоголевской “Шинели”; первые публикации - в “Новом сатириконе” в 1913—1914 гг. ("мелочи" и стихи). Начавшаяся Первая мировая война задержала Константина Федина в Германии, он был интернирован; возвратился в Россию в 1918 году (этот путь получил отражение в рассказе “Дядя Кисель”, 1919). В Германии Федин открыл для себя мир европейской культуры и до конца своих дней оставался одним из самых образованнейших советских писателей. Вне родины работал над своим первым романом “Глушь” (сатира на казачий город Уральск), впоследствии рукопись этого произведения Федин уничтожил. В немецком г. Циттау Константин Федин познакомился с юной Ханни Мрва; их отношения были освещены светом романтической и преданной любви; этой встрече суждено стать одной из тех прекрасных и мучительных встреч, которые, несмотря ни на что, случались во время катастроф XX века. Черты X. Мрва отразились в образе Мари (“Города и годы”), Анны (“Братья”).

В 1918—1919 годах Федин служил в Наркомпросе в Москве, в конце 1919 года уезжает в приволжский г. Сызрань, где участвует в становлении советской печати; становится редактором газеты “Сызранский коммунар” и журнала “Отклики”, печатает статьи на злободневные темы. Затем Федин был мобилизован, направлен в Москву, Петроград, затем в политотдел Отдельной Башкирской кавалерийской дивизии.

В 1920 году состоялось знакомство с М. Горьким, который будет на протяжении всех последующих лет оказывать большое внимание и поддержку Федину (в книге “Горький среди нас” Константин Александрович расскажет о судьбе этих творческих взаимоотношений). В Петрограде (здесь писатель проживет до 1936 года) Федин активно занимается публицистикой, входит в литературную группу “Серапионовы братья”, где противостоит разного рода формалистским, эстетским, прозападным увлечениям, исповедуя реалистические традиции русской классики. В 1921 году на конкурсе Дома литераторов К.А. Федин получает премию за рассказ “Сад” (история о том, как сторож бывшего господского сада неистово борется с сиротами-детдомовцами, защищая от них погибающий сад). Это событие принесло писателю большую известность. В 1923 году выходит сборник “Пустырь”, куда, помимо повести “Анна Тимофевна”, Федин поместил несколько рассказов. Несмотря на демонстративно заявленный “пустырный” мотив, речь в этой книге шла не о “бросовых” темах, а о судьбах русского гуманизма, о положении традиционного для русской литературы “маленького человека” в революционные дни. Каждым из произведений “Пустыря” писатель предупреждал о том сложном человеческом материале, с которым встретилась революция и который не поддавался стремительному выпрямлению.

Роман “Города и годы” (1924) посвящен Первой мировой войне и свершившейся революции; действие здесь лишено хронологической последовательности, события происходят то в России, то в кайзеровской Германии. Писатель смелыми красками рисовал бюргерскую Германию, угрожавшую человечеству агрессией; не менее тяжкую картину непримиримой классовой борьбы воссоздавал он и в главах о России. Усложненная композиция романа отражала бесстрашие художника, решившегося вторгнуться в эпицентр европейской политической жизни первых двух десятилетий XX века. В основе романа — история взаимоотношений русского Андрея Старцова, ранимого, мечущегося человека, и немецкого коммуниста Курта Вана, отличающегося жесткой непреклонностью. Курт убивает Старцова, пошедшего ради любимой женщины на отступничество. В романе (и особенно в черновиках к роману, которые хранятся в Пушкинском Доме) звучит осуждение Старцова; но это не исключало желания автора вызвать одновременно и сострадание к герою: “Я наделил Андрея лучшим, что мне известно. Но я наделил его также самым горшим: отчаянием. Мир жесток, к несчастью”.

Роман был встречен с большим интересом (хотя упреки в “интеллигентской никчемности” Старцова постоянно сопровождают эту книгу), до 1937 года роман ежегодно выходил из печати. Он сразу появился в изданиях Русского зарубежья и там тоже получил высокие отзывы. Наделенный большой художественной силой, роман “Города и годы” показал, что русская литература периода революции не утратила своей способности постигать трудные противоречия земной жизни.

После романа “Города и годы” Константин Александрович Федин пишет ряд небольших произведений, среди которых в центре оказывается повесть “Трансвааль” (1926), где писатель нарисовал колоритную фигуру предпринимателя Сваакера, решившегося распорядиться судьбой молчаливой (от множества несчастий) русской деревни: “Это будет Америк! Сваакер будет помогать революций делать Америк!” Обратившись к крестьянству периода революции, Федин показал, что заворожить его эксплуататорской волей не так-то просто, взнуздать его этой волей невозможно.

В 1928 году К.А. Федин выступил с романом “Братья”, где писал о том, как революция рассекала родство между людьми, в романе — между братьями Каревыми: Никита — композитор, с его мучительными попытками найти своей музыке место в революции; Ростислав — революционер, с его бравурными рассказами о жестоких казнях, о кровопролитиях от имени революции. Братья встретились в трудном жизненном поединке; писатель позволил пережить им чувство родства — и все же разойтись, чтобы погибнуть одному (Ростислав) и услышать зов жизни другому (Никита). В сознании композитора Карева рождается глубокое размышление (прозвучавшее неожиданно для 1920-х годов, занятых классовым переустройством жизни): “Он думал о родном, о повелевающей силе родного, о том, что созданное человеком создано преемством, и, если сын имеет уши, он должен слышать голос камня, положенного отцом. Это и есть родина — голос камня, положенного отцом, — и счастлив тот, кто его слышит...”

Один из творческих замыслов писателя связан с именем Н.Г. Чернышевского. В 1928 году, когда праздновалось столетие со дня рождения Николая Гавриловича, Федин готовился к выступлению на юбилейных торжествах. Ему попались интересные материалы из воспоминаний Чернышевского и его наброски. Это натолкнуло на мысль написать повесть о временах старого Саратова. В 1930 году такая повесть под названием "Старик" увидела свет в Петрограде. В предисловии к повести автор с большой нежностью пишет о "городе, которого давно не было и который странно жил где-то тут же, бок о бок с моей маленькой жизнью…".

"Задолго до моего рождения город начал расти, - детально повествует Федин, - уходить в сторону от того места, где когда-то закладывалась его судьба- Но старые стены все еще сохранялись, улицы носили прежние названия, и вдруг с неожиданной ясностью, почти до испуга осязаемо, я прикасался к прошлому. Мое воображение было так же велико, как мал был мой возраст, и я населял заброшенные улицы жизнью, которой не видали никогда даже мои деды. Так настоящая жизнь включала в себя это прошлое с тою же силой действительности, с какой для меня - семилетнего мальчугана - действительны были дворовые игры или мой утренний завтрак - молоко пополам с горячей водою, кусок сахару и саратовский белый калач".

На рубеже 1920—1930-х годов К.А. Федин играет значительную роль в литературной жизни страны, он в руководстве ленинградской писательской организации, ведет активную работу по сплочению писательских сил, выступает на I съезде советских писателей, избирается в руководящие органы Союза писателей. Федин совершает многочисленные зарубежные поездки, которые дают ему материал для нового романа — “Похищение Европы” (1933—1935). Деловому миру Запада здесь противопоставляется панорама социалистической действительности. Но роман оказался наиболее схематичным из всех фединских произведений, он испытал наибольшее давление со стороны официальной идеологии, что мучительно переживал художник.

Страдавший тяжелым заболеванием легких, Константин Александрович в начале 1930-х годов лечился в Швейцарии в Давосе; через несколько лет после этой поездки появится самый маленький и самый поэтичный фединский роман — “Санаторий “Арктур” (1940). Санаторий в горах населен обреченными (из-за неизлечимой болезни) людьми, которые, ценя каждое мгновение жизни, борются за продолжение жизни. Главный герой романа — Левшин — наделен сложной внутренней жизнью. Он живет любовью к Родине, этим отличается от всех других в санатории, людей разных национальностей. Сильная и спокойная натура Левшина дарит поддержку и надежду тем, кто оказывается с ним рядом.

В годы Великой Отечественной войны К.А. Федин был эвакуирован в г. Чистополь; там работал над книгой воспоминаний, книгой размышлений над литературной жизнью в России XX века — “Горький среди нас” (1941—1968); родственной этой явилась и книга “Писатель, искусство, время” (1957) — портреты современников Федина. Летом 1943 года писатель выезжал на фронт, был на землях освобожденной Орловщины. В 1944 году после снятия блокады едет в Ленинград, здесь рождается книга очерков — “Свидание с Ленинградом”: “Я видел десятки европейских городов и жил в восьми столицах. Чувство гармонии, которое мне дается Ленинградом, нигде не повторялось... да, Ленинград остался со своим единством прошлого и настоящего, старый и вечный город. Но прикоснемся к его ранам”. В 1942 году была написана пьеса “Испытание чувств”, а также ряд очерков.

В военное время Константин Александрович Федин приступил к созданию трилогии, отмеченной большим эпическим размахом, — “Первые радости” (1945), “Необыкновенное лето” (1947—1948), “Костер” (кн. 1-я — “Вторжение”, 1961; кн. 2-я - “Час настал”, 1965). Повествование трилогии погружено в незатихающие раздумья писателя об историческом пути России, о социально-нравственных проблемах революции. Хотя Федин отходил в трилогии от темы Европы, все здесь обращено именно к культурному, социальному облику XX века в целом. От романа к роману писатель следил за сменой поколений, за взлетами, расцветами и затуханием судеб своих персонажей. Главные события связаны с именем Кирилла Извекова, целеустремленной, нравственно привлекательной личности. Герой проходит все испытания, выпавшие на долю его народа, — годы революции, гражданская война, первые шаги строительства советской жизни, репрессии, война (“Герои сами сложили этот сюжет, другого они сложить не могли”). В трилогии глубже всего раскрылись фединские “представления о русской земле — как о Мире, о русском народе, как о Человеке”. Роман “Костер” остался незавершенным.

Константин Александрович Федин был видным общественным деятелем, на протяжении многих лет возглавлял Союз писателей (1959—1971), был членом Германской академии искусств; неоднократно получал правительственные награды, был лауреатом Государственных премий. Его произведения переведены на многие языки.

Появившиеся в последние годы в печати фрагменты дневников Константина Александровича Федина разных лет, писем раскрывают глубокие борения художника, постоянно испытывавшего на себе жесткую зависимость от официальной идеологии.

Скончался Константин Александрович Федин в Москве 16 июля 1977 года…



Предварительный просмотр:

Валентин Катаев

                          прозаик 1897-1986 

Роль и место в литературе

Советский писатель Валентин Петрович Катаев прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Этого человека отличало сочетание невероятной отваги, порядочности, доброты и разностороннего таланта. На его глазах свершались многие важные исторические события, он – участник трех войн – Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. Эти вехи нашли отражением в его творчестве: рассказах и повестях, пьесах, стихах и очерках. Его работы взяты за основу многих сценариев к художественным и мультипликационным фильмам, к постановкам театральных пьес.

Происхождение и ранние годы

Родился Валентин Петрович в Одессе, 16 января 1897 года. Отец его, Петр Васильевич, был высокообразованной личностью с высшим духовным образованием. После семинарии он продолжил обучение в Новороссийском университете, окончив который стал преподавателем Одесского епархиального училища. Мать, Евгения Ивановна, была генеральской дочерью родом из Полтавских помещиков. К сожалению, она умерла в молодом возрасте после рождения второго ребенка от воспаления легких.

Дом, в котором родился писатель

Семья Катаевых обладала огромной библиотекой, которая насчитывала сотни книг самого разного направления и жанров. Здесь были и классика, и энциклопедии, и справочники и исторические книги. Сыновьям с детства прививали любовь к чтению, в доме часто устраивались литературные вечера, во время которых родители читали вслух своим детям.

Младший брат Валентина, Евгений впоследствии также стал известным писателем, который в паре с Ильей Ильфом написал бессмертные «Двенадцать стульев».

                                             Образование

В 1906 году Валентин поступил в мужскую гимназию Одессы. Свое первое стихотворение он написал в девятилетнем возрасте, через год оно было опубликовано.

Валентин и Евгений с отцом

Еще до начала Первой мировой войны юному Валентину довелось познакомиться с писателем Буниным, творчество которого приводило юношу в восторг. Он и стал первым творческим наставником Катаева. Позже к кругу его знакомых присоединились Э. Багрицкий и Ю. Олеша.

В 1915 году Катаеву пришлось прервать обучение в гимназии и литературное творчество из-за войны. Молодой человек добровольцем ушел на фронт.

Творчество

В 1922 году Валентин покидает Одессу и переезжает в Москву, где устраивается в газету «Гудок» и пишет юморески на злободневные темы. В этот период он подписывает свои работы он разными псевдонимами: Твист, Горчица, Старик Саббакин и др.

Кроме юморесок Катаев пишет о гражданской войне, в этот период он является автором уже двух изданных произведений – романа «Время, вперед!» и повести «Я сын трудового народа».

С женой и детьми

После выхода в 1936 году повести «Белеет парус одинокий» имя писателя стало известно за пределами СССР. В 1937 году это произведение стало основой сценария для одноименного фильма. Не менее популярной была очередная повесть Катаева «Сын полка», которую он написал в 1945 году. По этому произведению в 1946 году сняли фильм с тем же названием.

В послевоенное время вышли такие рассказы и повести как «Хуторок в степи» и «Зимний вечер». После выхода повести «Маленькая железная дверь в стене» писатель сменил манеру изложения и тематику своих произведений.

В новом стиле, который сам писатель окрестил «мовизмом» вышел ряд его мемуарных повестей лирико-философского направления «Святой колодец», «Трава забвенья». Большой резонанс и споры критиков вызвал роман «Алмазный мой венец».

Государство оценило заслуги писателя Катаева и в 1974 году присвоило ему звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина.

Главные произведения

Главный посыл повести «Белеет парус одинокий» заключен в том, что положительные поступки можно совершать независимо от возраста. Главным героям, мальчикам Пете и Гаврику еще не было десяти лет, когда они помогли спасти матроса Родиона Жукова. Ребята также доставляли патроны восставшим рабочим, оказавшимся в заблокированном районе.

В романе «Время, вперед!» нет выраженного главного героя, его место занимает инженер Маргулиес. Действие разворачивается на одной из уральских строек. Сюжет романа незамысловат – рабочие бригады соревнуются, кто больше выработает бетона, то есть повысит производительность труда. Делается это не в целях прибыли, а ради славы и самоутверждения.

В романе искусно передан напряженный ритм строительства, а также физический, творческий и интеллектуальный вклад людей. Роман ни к чему не призывает и ни за что ни агитирует, напротив, автор хорошо передает несовершенство социалистического соревнования. С одной стороны, руководство борется за новые рекорды, а противоположная сторона предъявляет в противовес этому резонные технические и финансовые контраргументы.

В повести «Сын полка» сюжет разворачивается вокруг судьбы осиротевшего мальчика Вани, которого встречают разведчики и определяют в свой полк. Там он становится подопечным всех бойцов, но особую заботу о Ване проявляют Биденко и Горбунов.

Так, постепенно, под руководством старших товарищей мальчик обучается не только военному ремеслу, но и способам выживания в экстремальных условиях без пищи и воды. Ваня помогает солдатам ориентироваться на местности при разведывательных операциях, удовлетворяя, тем самым, жгучее желание отомстить фашистам за своих родных.

Последние годы

Под конец жизни Валентин Петрович собрал разрозненные записи своих стихов и переписал их от руки, в итоге у него получилось семь блокнотов. При жизни писателя не было издано ни одного его стихотворного сборника. По словам сына, Катаев не очень к этому и стремился. Его последнее произведение «Сухой Лиман» осталось незамеченным ни читателями, ни критиками.

В пожилом возрасте у писателя обнаружили онкологическое заболевание. Операция была очень сложной, но после нее писатель прожил еще двенадцать лет. Умер он от инсульта 12 апреля 1986 года. Жена Катаева пережила его на 23 года. Супруги похоронены в одной могиле на Новодевичьем кладбище.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы)

Событие

1897

Год рождения В.П. Катаева

1906

Поступление в мужскую гимназию

1910

Выход первого стихотворения «Осень»

1912

Выход рассказов «Пробуждение» и «Темная личность»

1914

Знакомство с Э. Багрицким и Ю. Олешей

1915

Уход добровольцем на фронт

1918

Участие в литературном кружке «Зеленая лампа»

1920

Валентина вместе с братом арестовывает ЧК

1922

Переезд в Москву, Знакомство с Булгаковым

1923

Начало работы в сатирических журналах «Крокодил» и др.

1924

Выход романов «Остров Эрендорф» и «Повелитель железа»

1926

Знакомство с М. Зощенко

1927

Выход пьесы «Квадратура круга». Отъезд в Италию

1928

Выход книги «Отец»

1931

Публикация пьесы «Миллион терзаний»

1932

Выход романа «Время, вперед!»

1937

Экранизация повести «Белеет парус одинокий»

1940

Переезд в Переделкино

1942

Публикация рассказов «Лейтенант», «Третий танк»

1943

Работа военным репортером на Калининском фронте

1945

Выход повести «Сын полка»

1946

Сталинская премия за «Сын полка»

1951

Выход романа «За власть Советов»

1955

Назначение главным редактором журнала «Юность»

1963

Поездка в Париж и США

1969

Выход повести «Кубик»

1973

Публикация рассказа «Фиалка»

1976

Избрание членом Гонкуровской академии

1980

Публикация повести «Уже написан Вертер»

1985

Выход повести «Спящий»

1986

Не стало Валентина Петровича Катаева

                                 Интересные факты

  • дед писателя по материнской линии был генералом;
  • младший брат Валентина, Евгений и есть тот самый Петров, который в паре с И. Ильфом написал «Двенадцать стульев»;
  • до конца жизни писатель не мог избавиться от одесского говора;
  • со своей будущей профессией писателя мальчик определился уже в 9 лет;
  • трижды награждался орденом Ленина;
  • Катаев никогда не водил машину. За рулем всегда была жена или водитель.
  • именно Валентин подсказал брату сюжет «Двенадцати стульев»;
  • преклонялся перед творчеством Ивана Бунина;
  • открыто осуждал А.И. Солженицына;
  • после войны был склонен к многодневным запоям;
  • помимо рассказов и повестей Катаевым было написано несколько киносценариев.



Предварительный просмотр:

                 Биография и творчество 

 Николая Гарина-Михайловского 

                                 (1852 – 1906)

 

C:\Documents and Settings\Библиотека\Рабочий стол\1i.jpg

История жизни Николай Гарина-Михайловского.


Маленький Николай появился на свет
8 февраля 1852 году в Санкт-Петербурге. Семья Михайловский имела отношение к дворянскому роду. Отец Николая, Михайловский Георгий Антонович, был военным и участвовал в сражении под Германштандом. После данного сражения Георгий Антонович был удостоен вознаграждения за храбрость наградой Святого Георга. Мать, Михайловская Глафира Николаевна (фамилия до замужества Цветунович), была из сербской дворянской семьи.
Своё детство маленький Коля провел в Одессе. У мальчика был довольно бойкий характер: веселый, заводной ребёнок с кучей интересных идей в голове. Коля часто нарушал запреты отца, за что получал ремнем. Будущий автор обучался в Ришельевской гимназии. Свою учебу в гимназии Николай Гарин-Михайловский описывал в творении
 «Гимназисты» и биографической повести «Детство Тёмы». Почти каждый персонаж этих произведений является литературным образцом из реальной жизни.

По окончании Ришельевской гимназии Николай Георгиевич поступил в Санкт-Петербургский юридический университет. К сожалению, проучился он здесь не долго. Через год Гарин-Михайловский завалил госэкзамен у профессора Редкина, и его учеба на юридическом закончилась. Николай Георгиевич считал, что правильнее быть неплохим мастером, нежели нехорошим юристом.
В
1872 году будущий писатель поступает в Институт путей сообщения. Но и здесь Гарин-Михаловский не очень тянулся к учебе, в чём он признался спустя многие годы. В студенческие годы он пытался писать повести, но в редакциях их отвергали. Эта неудача отбила у Михайловского желание писать на многие годы. Когда Николай получил диплом, его направили на работу Болгарию. Специальность инженера очень нравилась будущему писателю, он принял участие в сооружении пути и порта. В 1879 году Николай Георгиевич приобрел собственный первый орден гражданской службы «за отличное исполнение поручений в минувшую войну». Через года эмоции о работе в Болгарии Гарин-Михайловский обрисовал в творении «Клотильда».
По весне этого же года, не имея опыта, молодой инженер Никола Георгиевич приобрел весьма элитную работу на постройку Бендеро-Галацкой железной дороги. После такого шанса инженер-изыскатель Михайловский зарекомендовал себя одним из лучших в своей профессии.

В 1879 году он женится на подруге своей сестры Нины, Надежде Валерьевне Чарыковой. Свадьбу они сыграли в Одессе, а после в этот же день переехали в Петербург. В Санкт-Петербурге Михайловский работает в министерстве, но недолго, бумажная работа не по душу Николаю Георгиевичу. Он возвращается к работе инженера и строит участок железной дороги Батум-Самтредиа. Данная деятельность была опасна, так как работа проходила в лесу, в окрестностях которого обитали разбойники. Из-за такой опасности инженеры выработали особый прием передвижения – растянутой линией. После чего Гарина-Михайловского переводят на Бакинский участок и назначают его начальником. В конце 1882 года Николай Георгиевич подает в отставку из-за взяток, хотя он очень любил профессию инженера.
В
1883 году Гарин-Михайловский покупает имение в Бутурусланском уезде за семьдесят пять тысяч рублей. Данной имение называлось Гундуровка, сюда он перевозит свою семью, состоящую из жены и двух детей. Здесь они прожили два с половиной года.
Имея довольно большой капитал (около
40 тысяч рублей), Михайловский намеривался сформировать в Гундоровке примерное хозяйство на помещичьих территориях. Примером, на который он хотел равняться, было поместье немцев-колонистов. Семья Гарина-Михайловского хотела повысить благосостояний русских крестьян. Жена Николая, Надежда Валерьевна, лечила местных крестьян и открыла школу для обучения детей. Спустя два года школа насчитывала 50 учащихся.
В
1886 году Николай Георгиевич возвратился к труду инженера. Начал работать на Уральском участке «Уфа-Златоуст». Он принял участие в постройке Транссибирской магистрали. В данный период Гарин-Михайловский продолжал свою литературную деятельность. Данному периоду его жизни посвящено произведение «Вариант». Николай Георгиевич был инициатором, организатором и строителем Самаро-Златоустовской железной дороги. История данного строительства была использована для повести «В сутолоке провинциальной жизни».
Первый раз повесть
«Детство Тёмы» Михайловский показал Станюковичу. Большинство работ Михайловского составляли очерки. Практическая работа отнимала всё свободное время у Николая Георгиевича, но это была его любимая деятельность. Гарин-Михайловский посетил всю Самарскую губернию, всю Сибирь, Корею, Маньчжурию, чтобы получить новые и интересные знания о строительстве. А также посетил Китай, Японию, Гавайи, Сан-Франциско, Лондон и Париж. После такой поездки в 1902 году Михайловский выпускает очерк «Вокруг света». А научные наблюдения и исследования в Корее и Манчьжурии Николай Георгиевич опубликовал в произведении «Отчёт членов осенней экспедиции 1898 года в Северной Кореи» и в повести «Труды осенней экспедиции 1898 года». В период поездки Гарин-Михайловский написал более ста сказок, но к сожалению, тетрадка была утеряна, поэтому сказок сохранилось только лишь около шестидесяти.
После долгого путешествия Николай Георгиевич становится популярным странником и литератором. В результате чего был приглашен к
Николаю II.

Гарин-Михайловский продолжал писательскую деятельность и стремительно публиковался в журналах. Приступил к работе в «Знании» Максима Горького. Вёл очень активную жизнь.

 На одном из литературных заседаний Николай Георгиевич неожиданно внезапно умер 10 декабря 1906 года. В то время ему было 54 года. Средств на захоронение было недостаточно и понадобилось собираться их по подписке.

Биография писателя Николай Георгиевича Гарина-Михайловского возникла с произведения «Детство Тёмы». Собсвенный псевдоним «Гарин» писатель взял по имени одного из своих сыновей Гарри. Но такой литературный псевдоним не очень прижился, поэтому все продолжали называть писателя Гарин-Михайловский. В повести «Детство Темы» описано счастливое детство Николая Георгиевича в отчем доме. Но там описано и не очень красочные моменты. Например, непонимание отца, которое ранит душу мальчика. Читатель может прочувствовать всю боль маленького мальчика и матери, которая старалась огородить мальчика от всех ужасов этой жизни, лично на себе.
На этом биографические произведения не заканчиваются. Следующей работой после «Детства Тёмы» является повесть
 «Гимназисты», а в 1893 году выходит третья биографическая часть «Студенты». Свою работу над четвертой главой биографии «Инженеры» Гарин-Михайловский начал в 1898 году. К сожалению, он не успел её закончить.
Частое взаимодействие с крестьянами и жизнь в селе несомненно помогла Михайловскому прочувствовать идеологический разрыв с народничеством. Николай Георгиевич понимал, что общество представляет собой тормозом развития для России.
В писательском обществе Николай Георгиевич запомнился как демократ и реалист. В своих работах, которые автор написал в девяностые годы, Михайловский описывал рабочих и техническую интеллигенцию, показывая расслоение Российского общества.



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Библиотека\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Tolstoiy-Alekseiy-Nikolaevich.jpg

Алексей Николаевич Толстой

      10 Января 1883 – 23 Февраля 1945 гг. (62 года)

Алексей Толстой (1883–1945 гг.) – русский и советский писатель из знаменитого графского рода Толстых , еще при жизни заслужил прозвище “красный граф”. Он стал значимой фигурой как в русской, так и в советской литературе. А. Н. Толстой, биография и творчество которого тесно связаны с бурными событиями в стране и в мире, сумел найти свое место в новой исторической реальности  – автор романов «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Хлеб». Также его перу принадлежат научно-фантастические повести и рассказы. Именно он познакомил детей СССР с историей Пиноккио, адаптировав её для русского читателя в «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

                          Детство

Родился Алексей Николаевич Толстой 10 января 1883 года (29 декабря 1882 г. – по старому стилю) в семье Николая Александровича Толстого и Александры Леонтьевны Тургеневой, в городе Николаевске (ныне Пугачёвск в Саратовской области). Отец — граф Н. А. Толстой, мать — детская писательница А. Л. Толстая. Считается, что Алексей Николаевич Толстой является сыном графа Николая Александровича, потому что брак родителей писателя к моменту его появления на свет 29 декабря 1882 года еще не был расторгнут. Но не все биографы с этим согласны. Есть основания думать, что на самом деле отцом писателя был Алексей Бостром, гражданский муж его матери Александры Леонтьевны. Она просто ушла от законного супруга, гусарского офицера, но развод ей не дали. Трое старших ее детей остались с отцом.
На хуторе Сосновка, который принадлежал отчиму, и прошло детство будущего писателя. Образованием мальчика занимался приглашенный учитель.

В 1897 г. семья Алексея Толстого переехала в Самару. Там юноша поступил в Самарское реальное училище, а по его окончании в 1901 г. уехал в Петербург, чтобы продолжить образование в Технологическом институте.

Поступил молодой человек на факультет механики. Это сыграло огромную роль в его жизни. Студентов, как и во все времена, отправляли на практику, иногда очень далеко от столицы. Алексея отправили на месяц в Невьянск. Урал произвел на него яркое впечатление, много лет спустя он описал свои впечатления об этой поездке в путевых заметках. В Невьянске была наклонная башня, и именно ей посвящен рассказ начинающего писателя под названием “Старая башня”, первый в хронологическом списке его прозаических произведений.

                           

                         Личная жизнь Толстого          

В студенческие годы Алексей впервые женился - на Юлии Рожанской. У них был сын Юрий, который прожил всего пять лет. Брак был недолгим, супруги прожили вместе около шести лет. В 1906 году Толстой познакомился с художницей Софией Дымшиц, которая сначала стала его гражданской женой. Они принадлежали к разным конфессиям, поэтому некоторое время не могли обвенчаться. Потом София приняла православие и молодые люди вступили в законный брак. В 1911 году у них родилась дочь Марианна. В 1914 году Толстой развелся со второй женой и женился в третий раз. Его новой избранницей стала Наталья Крандиевская. В 1917 году родился Никита – тот самый мальчик, которому посвящена знаменитая детская повесть. В 1935 году умерла Наталья Крандиевская-Толстая. Писатель вскоре снова женился. Его новой пассией стала секретарша Людмила Крестинская (Баршева). Людмила Ильинична оставалась с ним до последних дней.


                     
Начало литературной деятельности

В 1907 г., незадолго до защиты диплома, Алексей внезапно принимает решение бросить институт, чтобы заняться литературой. Пробу пера в 1905 году, когда Толстой опубликовал несколько своих стихотворений в провинциальной газете, он посчитал большой удачей, поэтому решение бросить институт далось будущему писателю сравнительно легко. В том же 1907 году Толстой издал сборник стихотворений «Лирика», а в 1908 году журнал «Нева» опубликовал и прозу начинающего писателя Толстого – рассказ «Старая башня». В 1908 г. выходит его вторая книга стихов «За синими реками»

С 1910 года Алексей пробует себя в прозе. Тогда же выходит сборник «Повести и рассказы». Позже эта книга стала носить название «Заволжье». В ней автор рассказывает о помещиках, обесценивании моральных ценностей и упадке нравов людей. Идеи для рассказов писатель брал из уст матери и из собственных впечатлений после поездки домой. Именно эта работа и принесла ему первую популярность. Уже в Москве, куда в 1912 г. переехал писатель, он начал сотрудничество с «Русскими ведомостями», где печатал свою прозу малого жанра (в основном, рассказы и очерки) на постоянной основе.

Когда началась Первая мировая война, Толстой принял решение отправиться на фронт военным корреспондентом. В качестве журналиста во время войны писатель побывал в Англии и Франции.

               

                           

                          Военный корреспондент

В период Первой мировой войны вокруг начали происходить события, которые повлияли на всех. Война перевернула жизнь во всех странах Европы. Изменились и занятия Алексея Николаевича Толстого. Он уже не писал об уходящей дворянской эпохе, а стал военным корреспондентом – бывал на фронтах, публиковал свои очерки в “Русских ведомостях”. В эти же годы Толстой побывал за границей, в Англии и во Франции. Он продолжал работать и как прозаик и драматург. В эти годы появились пьесы “День битвы”, “Нечистая сила”. Вышли из печати его рассказы “Любовь”, “Обыкновенный человек”

                              Годы эмиграции

Февральская революция вызвала у Толстого живой интерес к вопросам российской государственности. Это событие стало своеобразным толчком, после которого писатель серьезно занялся изучением петровской эпохи. Он долгое время проводил за изучением исторических архивов, изучая историю Петра Первого и живо интересуясь судьбами людей из его ближайшего окружения. А вот Октябрьский большевистский переворот Алексей Николаевич воспринял весьма негативно.

В 1918 году в его прозе появляются исторические мотивы. Он пишет рассказы «День Петра» и «Наваждение». Даже в краткой биографии Алексея Николаевича Толстого стоит упомянуть, что впоследствии это увлечение временем Петра Великого, все знания, полученные об этой великой эпохе перемен выльются в замечательный исторический роман «Петр Первый».

Осенью того же 1918 года автор уехал в Одессу, а оттуда отправился в Париж, а затем в Берлин. За годы эмиграции Толстой написал «Детство Никиты» (1920 г.). В следующие два года свет увидели еще три книги автора: фантастический по содержанию роман «Аэлита», повести «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью». К жанру фантастики автор также вернулся в книге «Гиперболоид инженера Гарина».

Но настоящим бестселлером стала книга «Золотой ключик», которая рассказывала об увлекательных приключениях деревянного мальчика Буратино (ее рекомендуют для внеклассного чтения ученикам 5 класса, но сказка наверняка подойдет и для начальной школы). Сказочная повесть была написана по мотивам книги «Пиноккио» итальянского автора Карло Коллоди. Находясь в эмиграции, Толстой начал работать над трилогией «Хождение по мукам», которая станет самым важным произведением в жизни писателя.

Возвращение в СССР

Прожив четыре года в Европе, Толстой решил вернуться на родину. В 1923 году он осуществил свое намерение. Эмигранты его не поняли, посчитали предателем “Белого дела” и презрительно прозвали “совграфом”. На самом деле никакого предательства в действиях Толстого не было – он никогда не участвовал в Белом движении и даже не писал ничего такого, что позволяло бы думать о его причастности. Он хотел жить в России и принял то, что там случилось, как некую данность. Мир изменился, и надо было вписываться в новые реалии. В России его приняли очень хорошо, о чем говорят многочисленные факты. Его издавали, приглашали на мероприятия, он даже подружился со Сталиным, у которого личных друзей было немного. Бывшему графу дали даже автомобиль с шофером. Толстого часто приглашали в Кремль на различные приемы. Алексей продолжал писать. Уже в Советском Союзе закончил “Хождение по мукам” и самую знаменитую свою детскую книжку – “Приключение Буратино”. В конце 20-х гг. он всерьез увлекся научной фантастикой. Действие его романов “Аэлита” и “Гиперболоид инженера Гарина” происходит в Петрограде после революции. У читателей этот жанр был тогда еще не очень популярен, а у писателей-эмигрантов новые сочинения “красного графа” вызвали резкое отторжение. Но к ним положительно отнесся Горький, который уже тогда считал, что в скором времени научная фантастика станет одним из самых интересных направлений.
Толстой как гражданин и Толстой как художник – это два разных человека. Конечно же, он видел, как гибнут от сталинских репрессий его знакомые и друзья, но ни разу ни одному не оказал никакой помощи, хотя был близок к Сталину и обласкан властью. Он попросту игнорировал просьбы о помощи.

                   Последние годы А. Толстого

Последние годы А. Толстого В 1929 году Толстой начал писать свой знаменитый исторический роман, посвященный жизни первого российского императора. Работа продолжалась до конца Великой Отечественной войны, но книга “Петр Первый” так и не была закончена. Тем не менее, это – одно из самых значительных произведений. Уже в 30-е годы по роману был снят фильм. Толстой очень внимательно изучал первоисточники и написал еще несколько исторических произведений - “Хлеб”, рассказ о времени Ивана Грозного, наброски о жизни Петра Первого. В 30-е годы Толстой вел очень активную общественную деятельность: Делегатам первого съезда писателей он рассказал о задачах драматургии; В 1936 году стал главой Союза советских писателей; Несколько раз в составе разных делегаций бывал за границей, объездил практически всю Европу; Его избрали депутатом Верховного совета, сделали академиком.

Во время войны главной в творчестве писателя стала фронтовая тематика. Писал он главным образом очерки и публицистику, которую печатали в центральных газетах. Один из лучших очерков того времени – “Родина”. Ему приписывают и рассказ ”Возмездие”, хотя авторство его окончательно не определено. Во время войны он находился в столице или поблизости.


В последние дни своей жизни Алексей Толстой боролся с тяжелым недугом – раком легких. Однако болезнь победила, и в конце февраля 1945 года писателя не стало.

Творчество

Свои первые произведения – «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» – Алексей Толстой написал на французском языке, во время своего проживания в Германии. Свою первую книгу под названием «Упырь» он опубликовал в 1841 году. В ней Толстой описал воспоминания своего детства, особенного того периода, когда товарищем его игр был будущий наследник престола.

Первые книги — «Лирика» (1907 г.) и «Сорочьи сказки» (1910 г.).

Первая мировая война и Октябрьская революция заставили Толстого обратиться к теме великой личности в истории. «Четыре эпохи влекут меня: эпоха Ивана Грозного, Петра Первого, Гражданской войны 1918—1920 гг. и наша сегодняшняя», — писал он в дневнике. Все эти замыслы ему удалось осуществить.

Увлекали Толстого и фантастические миры. Находясь с 1918 по 1923 г. за пределами России и затем, вернувшись на родину, он создаёт рассказ «День Петра» (1918 г.), первую часть эпопеи «Хождение по мукам» (1919—1922 гг.), научно-фантастические романы «Аэлита» (1922—1923 гг.), «Гиперболоид инженера Гарина» (1925— 1927 гг.).

В 30—40-х гг. Толстой завершил «Хождение по мукам» (1940—1941 гг.), работал над романом «Пётр Первый» (1929—1945 гг.). Другому любимому историческому деятелю, Ивану IV Грозному, Толстой посвятил пьесы «Орёл и орлица» (1941—1942 гг.), «Трудные годы» (1943 г.).

Для детей написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Прототипом Буратино здесь стал Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди, однако отличия сюжета и характеров героев достаточно существенны, и о “Буратино” вполне можно говорить как о самостоятельном произведении.

В годы Великой Отечественной войны Толстой в своих статьях рассказывал о подвигах на фронте и в тылу. Силой духа русских людей писатель восхищался в «Рассказах Ивана Сударева» (1942—1944 гг.). Задумывал большой роман о войне.

                                    Интересные факты

  • Алексей Толстой считал для себя важным коллекционирование марок. Он был заядлым филателистом.
  • Писатель был женат четыре раза, и все четыре раза вступал в брак по большой любви.
  • С изображением Алексея Николаевича Толстого была выпущена серия дорогих его сердцу марок.
  • Писателя всю жизнь презирала А. А. Ахматова за то, что он выслуживался перед советской властью.

                                              Важно!

 Некоторые страницы биографии младшие современники ставили ему в вину – например, прославление Сталина и поведение в отношении некоторых русских советских писателей. Некоторые биографы утверждают, что именно Толстой был “спичрайтером” у Сталина и Молотова и написал знаменитое обращение к народу, которое звучало из всех репродукторов 22 июня 1941 года. Ему же приписывается и речь Сталина на параде 7 ноября 1941 года.

C:\Documents and Settings\Библиотека\Рабочий стол\Рис.-7.-Алексей-Толстой-с-женой-Юлией-Рожанской.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагменты уроков литературного чтения. знакомство с биографиями и творчеством писателей.

в данных презентациях даны сведения для ознакомления детей с творчеством и биографией писателей. можно использовать в начальной школе....

фрагменты уроков литературного чтения. знакомство с биографиями и творчеством писателей. часть 2

фрагменты уроков литературного чтения. знакомство с биографиями и творчеством писателей....

И.С.Тургенев.Основные вехи биографии Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть"Ася"

Методическая разработка интегрированного урока английского языка и литературы по биографии и творчеству И.С.Тургенева. Может быть полезна учителям, работающим по эксперименту интеграции английского яз...

биография и творчество писателей и поэтов

Статьи о жизни и творчестве писателей и поэтов...

Презентация для интерактивной доски к уроку по биографии и творчеству писателя "Удивительный мир Х. К. Андерсена"(в помощь учителю литературы)

-«погружение» в удивительный мир сказочника;-постижение нравственных проблем и эстетической ценностисказок Андерсена;-воспитание нравственных качеств личности, приобщениек общечеловеческим...

Биография и творчество И.А.Крылова Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали

Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали...

Конкурс чтецов по творчеству писателей Тюменской области. «Писатели, живущие рядом»

Расширение знания детей старшего дошкольного возраста о писателях Тюменской области....