Недостаток современной общеобразовательной школы: разный уровень подготовки учеников
презентация к уроку

Надежда Александровна Фоминых

                            Концепция творческой одаренности детей была разработана А. М. Матюшкиным в 70-х гг. В наше время психолог Мельникова Е.Л. разработала курс “Психологические основы работы с одаренными детьми”.

Классическая и современная педагогика предлагают два крайних варианта:

- каждый ребенок индивидуален и уникален, а значит процесс его обучения и воспитания уникален и неповторим, как и он, 1 учитель должен обучать 1 ученика;

- всеобщего равенства, единообразия в подходе к разным детям, и индивидуализации (а точнее - дифференциации) только для отдельных групп детей, имеющих выраженные особенности развития (нарушения, временные задержки, одаренность) .

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фоминых Н.А.

Слайд 2

Сам принцип индивидуализации не нов. Еще Песталоцци предостерегал педагогов от попытки “стричь всех детей под одну гребенку”, и педагогика всегда декларировала необходимость индивидуального подхода к детям, учета индивидуальных особенностей развития, склонностей и т.п. В 1937 г. с выходом работы “Об извращениях в педологии” на работе с одаренными детьми был поставлен крест. Концепция творческой одаренности детей была разработана А. М. Матюшкиным в 70-х гг. В наше время психолог Мельникова Е.Л. разработала курс “Психологические основы работы с одаренными детьми”.

Слайд 3

Классическая и современная педагогика предлагают два крайних варианта: каждый ребенок индивидуален и уникален, а значит процесс его обучения и воспитания уникален и неповторим, как и он, сам; 1 учитель должен обучать 1 ученика . Реализовать этот вариант на практике в условиях школы невозможно, а значит, остается доступным второй вариант; всеобщего равенства , единообразия в подходе к разным детям, и индивидуализации (а точнее - дифференциации) только для отдельных групп детей, имеющих выраженные особенности развития (нарушения, временные задержки, одаренность).

Слайд 4

Отсутствие возможности индивидуальной работы заставляет школу отбирать детей при приеме в школу (не принимаются с выраженными отклонениями в развитии) и в процессе обучения (формирование классов выравнивания, коррекции, здоровья и пр.). При таком “сите” остается очень мало тех, кто получает полноценные знания. Критерием отсева служит качество усвоения программы, именно она диктует чему, как и зачем учить.

Слайд 5

Чему учить? Тем знаниям, которые в результате скачка информационных технологий через 5 лет будут устаревшими? Нет - учить новым видам деятельности , умению работать с информационными потоками; перерабатывать, отсеивать и использовать информацию .

Слайд 6

Как учить? Традиционными методами передачи знаний по принципу “делай как я”? Нет - использовать принципы “давай делать вместе , в сотрудничестве”, “делай сам, я помогу”, “так это делало все человечество, подумай, как это сделаешь ты”.

Слайд 7

Зачем учить? Чтобы вырастить специалиста: широчайшего профиля, который оказывается дилетантом в любой области; узкого специалиста высокого класса, не способного перестроить свою деятельность при изменении каких-либо условий? Нет - личность с общечеловеческими жизненными ценностями , не ограниченную профессиональными, конфессиональными, этническими стереотипами, способную гибко перестроить свою деятельность при изменении социально-экономических условий и собственных жизненных установок.

Слайд 8

Следовательно, на смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии , ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности, как процесса собственного развития (интеллектуального, личностного, эмоционального, телесного, духовно-нравственного).

Слайд 9

Как строить процесс дифференцированного обучения? Практики говорят : по степени умственного развития, работоспособности и др. Теоретики считают : по степени помощи ученику.

Слайд 10

Я провожу дифференциацию по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий: 1 - требующие постоянной дополнительной помощи; 2 - способные справляться самостоятельно; 3 -способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь товарищам.

Слайд 11

Дети группы 1 - отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы : постоянная стимуляция, яркая мотивация, четкое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения, включение заданий на развитие. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания, в ущерб остальным учащимся .

Слайд 12

Дети группы 2 - более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, хорошая переработка информации, исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя (чтобы не возникало иллюзий брошенных детей или всезнаек - всеумеек), небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Слайд 13

Дети группы 3 - обладают “академической одаренностью”. Это единство познавательной потребности, эмоциональной включенности, мотивации и способности к регуляции своих действий. В работе с учащимися этой группы сложился ряд стереотипов, которые не соответствуют действительности. Помогать им не надо , они всегда пробьются сами. Если ребенок одарен, то это “на всю оставшуюся жизнь” . Таким детям нужно давать учебного материала побольше и потруднее и проблема его обучения будет решена. Есть такая категория умников, которые с энтузиазмом “глотают” учебный материал, но умением самостоятельно учиться не обладают, преодолевать возникающие учебные и личностные преграды не умеют. С обучением такого ребенка справится любой педагог . - Нет, так как у таких детей есть психологические особенности и трудности развития, которые переживаются ими настолько сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них, как о детях группы риска. Работать с ними может не каждый психолог и не каждый педагог .

Слайд 14

Педагогов подкупает их ранняя предметная увлеченность, повышенная любознательность, способность быстро обучаться, большой словарный запас, способность сосредоточиваться на длительное время при выполнении учебного задания, познавательная и исследовательская активность и т.д.

Слайд 15

Но, насколько приятен академически одаренный ученик в своих положительных проявлениях, настолько же он может быть невыносим в отрицательных. Трудно работать, когда ученик перебивает всех, в том числе и учителя, обвиняет всех в тупости и невежестве, все делает нарочито быстро или медленно и вообще может выйти из класса, заявив, что на уроке ему скучно, и он и так все знает. Плюс к этому эмоциональная неуравновешенность, резкие перепады в отношении к себе и другим, невротизм и другие индивидуальные особенности.

Слайд 16

дети с гармоничным развитием познавательных процессов, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон развития; дети с диссинхронией психических процессов (эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, проблемы общения и поведения). Одаренных детей условно можно разделить на две категории:

Слайд 17

У академически одаренных детей возникают трудности: В нахождении близких по духу друзей (такие дети нуждаются в общении со сверстниками не по возрасту, а по интеллекту). Проблемы участия в общих играх (роли просто участников им не интересны). Проблемы конформности (стремление казаться такими, как все). Проблемы креативности (склонные к логическому обоснованию своих действий, они боятся творчества, так как его конечный результат нельзя “просчитать, вычислить”- он для них - полная неопределенность). Трудности самореализации в профессиональной деятельности, адекватной их способностям и уровню притязаний. Обстановка вокруг ребенка с раннего детства исключает ситуацию преодоления трудностей и неудач. Как результат, в будущем возникает болезненное несоответствие: уровень притязаний высокий, цели ставит чрезвычайные, а навыка преодолевать такие же по размеру чрезвычайные трудности нет. Как следствие такого раннего развития - недостаточная устойчивость ребенка к стрессу (в психиатрии даже существует термин “синдром бывшего вундеркинда”).

Слайд 18

Приемы решения последней проблемы предлагает метод развивающего дискомфорта . Это постоянная умственная нагрузка, иногда требующая максимального напряжения сил, решения нестандартных творческих вопросов. Работам такого ребенка не следует давать яркой оценки - ни восторженной, ни критической; не более чем, работам других учащихся.

Слайд 19

Как педагогу – практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как подать материал, чтобы одаренные не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?

Слайд 20

на первый план выходит КПД каждого урока, темы и всего курса !

Слайд 21

Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ней учитель начинает еще при написании календарно- тематического плана . Важно не просто переписать из методички темы в соответствии с расчасовкой, а продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, продумать распределение времени на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.

Слайд 22

Конечно, учителю необходимо, встречаясь с темой раз в четыре года, освежить в памяти теорию и методику, почерпнуть новинки практики - в этом ему поможет методичка и периодические издания.

Слайд 23

Непосредственно подготовку урока важно начинать с целеполагания , а это пока наше слабое звено. Все мы знаем о триединых целях образования: развитие, воспитание, обучение. Но обучение полностью сохранных детей (интеллектуально, психически и физически) в наше время стало редкостью, и к прежним целям добавились коррекционные. Они обязательно должны быть сформулированы у учителей классов коррекции. Необходимо до проведения урока видеть, какой потенциал он имеет, прогнозировать, насколько этот потенциал раскрывают задания урока, как и в какой степени он может быть усвоен детьми разного уровня.

Слайд 24

Для учащихся так же важно узнать тему урока , как и для учителя. Ребенок должен узнать о том, зачем ему это нужно, почему изучение данной темы необходимо (т.е. необходимо создать мотивацию ), полученные знания он должен реализовывать немедленно на уроке (ситуации постоянного затруднения, реализация принципа деятельности) и в домашнем задании, желательно творческого, поискового или практического характера. Каждый ребенок должен для себя подвести итог урока : что нового он узнал, чему научился, не потратил ли время впустую.

Слайд 25

Такой же итог должны прогнозировать и педагоги : в чем произошел прирост знаний- умений-навыков и на сколько, была ли эффективна коррекция недостатков, в чем выразилось развитие учащихся, что добавил урок в их воспитанность и др.

Слайд 26

Типология уроков разнообразна, но даже урок изучения нового материала базируется на уже усвоенных ЗУНах, а урок закрепления уже изученного несет какую-то новизну. Принятая типология уроков весьма условна и каждый урок должен включать в себя что-то, изученное чуть раньше и что-то, готовящее детей к восприятию материала следующих уроков. То есть каждый урок можно образно сравнить со звеном цепи, соединяющим предыдущие и последующие уроки- звенья. Если такого соединения нет, то самому ученику подчас очень непросто выстроить свои знания в систему и еще сложнее оперировать ими.

Слайд 27

Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока . В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще. Подобные уроки утрачивают свою эффективность, если педагог и учащиеся увлекаются внешней, сюжетной стороной урока в ущерб обучающей компоненте.

Слайд 28

Виды уроков

Слайд 29

Я разработала и провожу уроки физики , которые мы с детьми называем “Блицтурниры” . В учебниках программы решение задач проводится в форме блицтурниров: определенное количество задач нужно решить за отведенный норматив времени. На блиц - уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. На первый взгляд затея скучная и малоэффективная. Разнообразие и интерес вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи 3-х уровней сложности , а право выбора сложности задачи оставляет за учащимися. “ Блицтурниры”

Слайд 30

Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решенных задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например, 3 сложные или 6 простых задач - выбор за ним. Сильные учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более слабых учащихся, учатся, обучая. Даже самые слабые ученики ощущают свою успешность , ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, и, в случае затруднения, всегда можно взять другую задачу или воспользоваться помощью товарища.

Слайд 31

Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решения задач одного вида (например “Плотность тел” или “Тепловые процессы”).

Слайд 32

«КАРУСЕЛЬ» Чтобы уроки не были мертвыми и неинтересными, чтобы ученики не скучали за партами, а занимались делом, нужно использовать активные методы обучения. Один из них - "Карусель". Ученики получают интеллектуальное задание, требующее осмысления, обобщения, изложения различных вариантов по определенному вопросу. Работая в малых группах, дети ищут на него ответ, при этом размышляя, высказывая свои идеи. Форма выполнения задания : Ученики разделены на группы, а учебные задания (плакаты) передают от группы к группе. Целью таких уроков является: обеспечение усвоения учащимися новых знаний; развитие умения классифицировать и обобщать информацию, коммуникативность и самостоятельность через работу в малых группах.

Слайд 33

Описание задания : 1) Каждая группа получает плакат (лист бумаги формата А3), где сверху написан тематический вопрос, требующий ответа. Вопросы на плакатах не повторяются. 2) Кроме того, каждая группа должна писать ручками (фломастерами) определенного цвета, который отличается от цветов других групп. 3) Учитель устанавливает регламент для написания ответов на поставленный вопрос. В отведенное время ученики в группах обсуждают вопрос, записывают свои ответы (каждая группа своим цветом). 4) По истечении времени каждая группа переходит к следующему плакату с другим вопросом. Учащиеся знакомятся с ответами предыдущей группы, высказывают свое согласие или несогласие, помечая свое мнение на плакате. Для согласия можно использовать знак "+", для несогласия "-". При этом последнее необходимо письменно прокомментировать, то есть обосновать свое несогласие. Затем ученики записывают собственные мысли по поставленному вопросу. 5) Такая "карусель" продолжается до тех пор, пока группы не познакомятся со всеми вопросами и не заполнят все плакаты. 6) В конце учитель должен сделать обобщение по каждому вопросу, дополнить, прокомментировать ответы учеников.

Слайд 34

Таким образом можно организовать изучение новой темы. Например, на уроке ОБЖ дать для самостоятельного изучения « АХОВ(аварийно химически опасные вещества)» , « ИППП (инфекции, передаваемые половым путём)» или « Структура Вооружённых сил. Виды вооружённых сил, рода войск» , а затем разбить ее на этапы. К каждому этапу сформулировать вопрос и написать на плакате.

Слайд 35

Организовав работу на уроке с помощью метода "Карусель", учитель добьется максимально положительного эффекта: будет изучена и тщательно проработана тема, организовано общение, созданы условия для развития навыков дискуссии и командной деятельности. И урок пройдет интересно, активно и с пользой.

Слайд 36

Данный подход позволяет всем ученикам работать на уроке продуктивно, вне зависимости от способностей и обученности детей.

Слайд 37

«Уроки-игры» Из нестандартных жанров уроков я часто использую уроки-игры . Это могут быть: небольшие сюжетные включения в урок; уроки, полностью подчиненные сюжетной линии; отрепетированные представления, в которых задействованы отдельные учащиеся; ролевые игры.

Слайд 38

«МОРАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ» Есть разработки уроков ОБЖ , целью которых является воспитание чувства гражданского долга и ответственности, понимание патриотизма как любви к Родине, формирование убеждённости в необходимости защищать Отечество. Форма выполнения задания : дискуссия. Описание задания : ученикам предлагается прочитать или разыграть сценку: «Двое - юноша и девушка» и обсудить.

Слайд 39

Юноша сообщает девушке о повестке в военкомат. И о том, что сбылась детская мечта - будет проходить службу в элитных войсках (с гордостью). Девушка (растерянная): «Какой десант? Какая служба? А как же я, наша дружба, наши планы на будущее? Ты ведь хотел в юридический…». Юноша объясняет девушке: «Расстаёмся всего на год. Заодно и чувства наши проверим. А потом - это же не стройбат, а элитные войска. Десант! Представляешь!» Девушка (с обидой и упреком): «Неужели твои родители не могут тебя «отмазать»? ..» и разрывает повестку… Проводится голосование с помощью красных (кто на стороне девушки) и зелёных (кто на стороне юноши) карточек. Предлагается в образовавшихся группах обсудить следующие вопросы: чей поступок считать верным? Что выше - закон или мораль? Что важнее – детская мечта или любовь? Дайте правовую и гражданственную оценку поведения юноши и девушки.

Слайд 40

ролевая игра “Пейджинговая компания” Правила игры: Сложность вопросов оценивается в 4, 6, 8 долларов; Абонентская плата составляет 12 долларов, эта сумма дается каждой компании изначально как стартовый капитал; Если денег на счете компании менее 12 долларов, то команда штрафуется лишением права пользоваться пейджером 2 минуты; Если денег на счете компании более 48 долларов, то пейджер становится мобильным телефоном, и он имеет право разговаривать; если сумма снизилась ниже 48 долларов, он опять становится пейджером; Если команда ответила правильно подряд на 3 вопроса любой ценовой сложности, то она получает призовой бонус в 5 долларов; На компании накладываются штрафы: за неверный ответ-3$, за подсказку дешифратора-1$, за произнесенное слово- 5$, за произнесенный звук- 3$.

Слайд 41

Игроки: ОПЕРАТОР , руководитель игры, хозяин вопросов (учитель, сильный ученик); ВЛАДЕЛЬЦЫ ПЕЙДЖИНГОВЫХ КОМПАНИЙ , группы детей по 4-6 человек; МЕНЕДЖЕР , человек, следящий за выполнением правил, фиксирующий прибыли и убытки компаний, сообщающий о штрафах и призах; ДЕШИФРАТОР , человек, который может дать подсказку (сильный ученик, 1 от каждой компании). Каждая группа игроков выбирает из команды 1 человека - пейджер. Пейджер берет у оператора вопрос, и команда обсуждает его на невербальном уровне (система знаков: я знаю, неверно, я согласен). За сказанное слово или изданный звук команда штрафуется. Ответ записывается. Если команда затрудняется ответить, то пейджер бежит к дешифратору за подсказкой. Дешифратор исправляет, дополняет, корректирует письменный ответ. Готовый письменный ответ пейджер приносит оператору, который проставляет количество $ заработка или штрафа (если ответ неверный). Далее пейджер подходит к менеджеру, и тот фиксирует суммы на счете компании. За каждый верный ответ счет команды пополняется в зависимости от сложности вопроса. Игра проходит в полной тишине, право голоса имеют менеджер и оператор.

Слайд 42

Данный подход позволяет всем ученикам работать на уроке продуктивно, вне зависимости от способностей и обученности детей.

Слайд 43

Учитывать уровень развития учащихся необходимо на каждом уроке и, надеюсь, мой опыт работы поможет в этом другим педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Einführung in die Journalistik (Введение в журналистику): Элективный курс на немецком языке. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) и школ с углублённым изучением немецкого языка.

Курс „Einführung in die Journalistik“ («Введение в журналистику») является прикладным профориентационным элективным курсом для филологического профиля (со специализацией в области иностранных языков),...

Образовательная программа курса «Иностранный (немецкий ) язык» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)

Образовательная  программа курса  «Иностранный (немецкий ) язык» для 5-9  классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)...

Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству   Примерной учебной программы основного обра...

Контрольно-оценочные материалы для комплексного экзамена по результатам освоения дисциплины Математика, входящей в общеобразовательный цикл и относящейся к базовым общеобразовательным дисциплинам СПО (Уровень подготовки – базовый)

Контрольно-оценочные материалы для комплексного экзаменапо результатам освоения дисциплины Математика, входящей в общеобразовательный цикл и относящейся к базовым общеобразовательным дисциплинам СПО(У...

Уровень воспитанности учеников

Уровень воспитанности учеников...

Комплект контрольно- измерительных материалов по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.08Физическая культура основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 35.01.24. «Управляющий сельской усадьбой» Базовый уровень подготовки

Комплект контрольно- измерительных материаловразработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования для среднего профессионального образования и Рабо...

Авторская программа курса внеурочной деятельности по английскому языку "Современная грамматика английского языка для подготовки к сдаче ГИА" для 7-8 классов основного общего образования (базовый уровень)

Предлагаемая программа направлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 7-8 классов. Особое внимание уделяется прикладной стороне внедрения грамматического матер...