Организация сопровождения слабоуспевающих обучающихся специалистами школьного психолого-педагогического консилиума
статья

Градобоева Татьяна Ивановна

В настоящее время в России количество школьников, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ неуклонно растет. По оценкам международного исследования PISA около 22% учеников 7-х – 9-х классов испытывают трудности в усвоении учебного материала.

Среди характерных причин школьной неуспеваемости российские ученые указывают негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране, ухудшение соматического и нервно-психического здоровья детей, перегруженность школьных программ . Слабое усвоение образовательной программы, в начальной школе, затрудняет прохождение образовательной программы на уровне основного общего образования. Несформированность универсальных учебных действий младшего школьника  приводит к тому, что в среднем звене ученик, из-за неуспешности в учебе, начинает пропускать школу, при этом возникает риск возникновения подростковых девиаций.К причинам слабой успеваемости относятся различного рода нарушения. Эти нарушения могут быть как соматического характера, так и связанные с личностными особенностями ребенка, его воспитанием, взаимоотношением в семье. Школьник со слабой сформированной познавательной, эмоционально-волевой, личностно-мотивационной сферой, испытывающий трудности в общении, воспитывающийся в семье с дисгармоничным стилем воспитания, чаще всего будет испытывать трудности в обучении.Работа со слабоуспевающими учениками проводится по нескольким направлением: педагогическое: дополнительные занятия и консультации по учебным предметам; коррекционно-развивающее: психологические и логопедические занятия по развитию школьно-значимых функций; воспитательное: привлечение детей к участию в общественных мероприятиях, организация досуговой деятельности; работа с семьей: консультирование и патронаж. Сопровождение слабоуспевающего ребенка выстраивается на основе диагностики уровня развития, определении реестра затруднений по предметам, личностных особенностей ребенка. В основе сопровождения лежит индивидуально-дифференцированный подход и комплексный план работы педагогов по сопровождению ученика. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация сопровождения слабоуспевающих обучающихся

специалистами школьного психолого-педагогического консилиума

Градобоева Татьяна Ивановна,

педагог-психолог,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым

В настоящее время в России количество школьников, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ неуклонно растет. По оценкам международного исследования PISA около 22% учеников 7-х – 9-х классов испытывают трудности в усвоении учебного материала (2).

Среди характерных причин школьной неуспеваемости российские ученые указывают негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране, ухудшение соматического и нервно-психического здоровья детей, перегруженность школьных программ (3).

Слабое усвоение образовательной программы, в начальной школе, затрудняет прохождение образовательной программы на уровне основного общего образования. Несформированность универсальных учебных действий младшего школьника  приводит к тому, что в среднем звене ученик, из-за неуспешности в учебе, начинает пропускать школу, при этом возникает риск возникновения подростковых девиаций.

Анализ  психологической и педагогической литературы позволяет дать определение слабоуспевающего ученика. По мнению М.Е. Волкова, В.С. Цетлин: «Слабоуспевающий ученик – это ученик, учебно-личностные заслуги которого не отвечают содержанию образования, муниципальному образовательному эталону» (1).

К причинам слабой успеваемости относятся различного рода нарушения. Эти нарушения могут быть как соматического характера, так и связанные с личностными особенностями ребенка, его воспитанием, взаимоотношением в семье. Школьник со слабой сформированной познавательной, эмоционально-волевой, личностно-мотивационной сферой, испытывающий трудности в общении, воспитывающийся в семье с дисгармоничным стилем воспитания, чаще всего будет испытывать трудности в обучении.

В нашей школе, исходя из результатов анализа работы психолого-педагогического консилиума за три года, на начало 2018 года 1,7 % учеников 14 (человек) испытывали трудности в обучении: 7 человек на уровне начального общего образования (НОО) и 7 человек на уровне основного общего образования (ООО). На начало 2019 года зафиксировано 2,6% слабоуспевающих школьников (22 человека): 5 человек на уровне НОО и 17 человек на уровне ООО.  На начало 2020 года трудности в учебе выявлены у 2% учеников (18 человек). Из них 12 человек на уровне НОО и 6 человек на уровне ООО. Это дети, имеющие статус ограниченные возможности здоровья, с трудностями в развитии эмоционально-волевой сферы, слабо сформированной учебно-познавательной мотивацией, дисгармоничными отношениями в семье, низким социальным статусом в коллективе сверстников. Все ученики данных категорий охвачены психолого-педагогическим сопровождением, целью которого является обеспечение условий для успешного освоения образовательной программы и для  оптимального развития обучающегося, его успешной интеграции в социум.

Работа со слабоуспевающими учениками проводится по нескольким направлением: педагогическое: дополнительные занятия и консультации по учебным предметам; коррекционно-развивающее: психологические и логопедические занятия по развитию школьно-значимых функций; воспитательное: привлечение детей к участию в общественных мероприятиях, организация досуговой деятельности; работа с семьей: консультирование и патронаж. Сопровождение слабоуспевающего ребенка выстраивается на основе диагностики уровня развития, определении реестра затруднений по предметам, личностных особенностей ребенка. В основе сопровождения лежит индивидуально-дифференцированный подход и комплексный план работы педагогов по сопровождению ученика. Сопровождение осуществляются при взаимодействии классного руководителя, учителя-предметника, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога и педагога дополнительного образования.

Психологическое сопровождение учеников осуществляется по согласию родителей (законных представителей) с момента поступления ребенка в школу. Будущие первоклассники и вновь прибывшие ученики, в присутствии родителей, проходят собеседование, на котором по результатам анкетирования определяется уровень развития ребенка, его интересы, склонности, особенности семейного воспитания. По результатам диагностики развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, речевого развития выявляются дети с недостаточным уровнем формирования школьно-значимых функций. Такие ученики, по заключению школьного психолого-педагогического консилиума (шППк), зачисляются на логопедический пункт и в группы для коррекционно-развивающих психологических занятий. При наличии положительной динамики, по заключению шППк, школьники выпускаются из логопедического пункта и коррекционных групп.

В силу различных причин слабоуспевающим может стать ученик, который ранее успешно учился. В этом случае педагог, работающий с ребенком или родители (законные представители) оформляют заявление на шППк с указанием данных слабоуспевающего ученика. В рамках заседания консилиума происходит сбор сведений о ребенке с целью определения возможных причин возникновения трудностей в обучении.

В положении о шППк прописаны основные функции и этапы работы консилиума. Процедура и продолжительность обследования шППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных и индивидуальных особенностей ученика. По данным обследования каждым специалистом (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-предметником) составляется заключение и разрабатываются рекомендации по работе с ребенком. Исходя из рекомендаций консилиума, на каждого слабоуспевающего ученика разработан индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут. Школьный консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с учащимся, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Важная задача шППк – выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности ребенка, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития.

Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика. В выписке консилиума фиксируется дата повторного обращения. При отсутствии положительной динамики развития ребенка специалисты школьного консилиума, согласно письменного заявления родителей (законных представителей), готовят документы на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (тПМПК) для определения вида образовательной программы.

Выстраивая индивидуальную работу с учеников по устранению пробелов в знаниях, учителя-предметники опираются на ведущую модальность ребенка (аудиальную, визуальную, кинестетическую), используют наглядность и технические средства обучения (ТСО). Применение на занятиях коррекционно-развивающих, игровых и информационно-коммуникационных технологий позволяет реализовывать принцип доступности. Технология дивергентного мышления и проектная деятельность, используемые педагогами в ходе учебного процесса, способствуют повышению учебно-познавательной мотивации и творческого мышления школьников. Занятия по интересам в ходе дополнительного образования помогают детям развить свои способности и навыки коммуникации. Организация семейных консультаций позволяет находить пути взаимопонимания между родителями и детьми, гармонизировать семейные отношения. Все это способствует созданию ситуации успеха слабоуспевающего школьника, повышает его познавательный интерес, формирует способность справляться с трудностями.

Таким образом, система работы в рамках психолого-педагогического сопровождения слабоуспевающих школьников за три года показывает свою эффективность. В течение 2018 года количество слабоуспевающих школьников снизилось на 0,3%. В 2019 году положительную динамику показали 2,2%. На протяжении 2020 года число детей с трудностями в обучении снизилось на 1,3%. По итогам 3-х лет все дети осваивают образовательную программу на всех уровнях образования. Неудовлетворительных отметок по итогам четвертей и учебного года слабоуспевающие школьники не получают, что дает возможность сделать вывод о слаженной комплексной работе специалистов службы сопровождения школы, педагогов и родителей.


Источники информации

  1. Гречанная М.А., Сергеева Б.В. «Теоретические основы проблемы слабой успеваемости учащихся начальной школы». «Кубанский государственный университет г. Краснодар. «НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» № 6, 2017.
  2. https://rg.ru/2020/02/08/mezhdunarodnoe-issledovanie-pokazalo-skolko-v-rossii-neuspeshnyh-uchenikov.html
  3. https://multiurok.ru/files/prichiny-nieuspievaiemosti-shkol-nikov.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы социального педагога при психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в образовательных организациях»

Сопровождение ребенка (группы детей) с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаю...

Документы школьного психолого - педагогического консилиума (ППк)

Данные документы помогут организовать работу школьного психолого - педагогического консилиума. В пакет документов входит:1.Положение о ППк,2.Протокол заседаний ППк,3. Журнал заседаний ППк,4.Журнал нап...

Документы школьного психолого - педагогического консилиума (ППк)

Данные документы помогут организовать работу школьного психолого - педагогического консилиума. В пакет документов входит:1.Положение о ППк,2.Протокол заседаний ППк,3. Журнал заседаний ППк,4.Журнал нап...

Документы школьного психолого - педагогического консилиума (ППк)

Данные документы помогут организовать работу школьного психолого - педагогического консилиума. В пакет документов входит:1.Положение о ППк,2.Протокол заседаний ППк,3. Журнал заседаний ППк,4.Журнал нап...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"

В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...

Особенности работы школьного Психолого-педагогического консилиума

В презентации раскрыты цели, задачи,особенности функционирования школьного психолого-педагогического консилиума...

Приказ «Об организации работы школьного психолого-педагогического консилиума»

Приказ " Об организации работы школьного психолого-педагогического консилиума"...