Главные вкладки

    «Организация работы социального педагога при психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в образовательных организациях»
    статья

    Горнова Полина Константиновна

    Сопровождение ребенка (группы детей) с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка ОВЗ в школьной среде».

    Цель и смысл социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ – это содействие в полноценном развитии и самореализации детей, имеющих те или иные нарушения, помощь в освоении ими общеобразовательной программы. Обретение важнейших социальных навыков с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся в познавательном, физическом, эмоциональном развитии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл organizatsiya_raboty_sotspedagoga.docx32.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Организация работы социального педагога при

    психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в образовательных организациях»

    Выполнила:

    социальный педагог

    Горнова П.К.

    Введение

    C каждым годом в различные образовательные организации приходят все больше детей, имеющие отклонения в развитии. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия для развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

    Современное образование остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения учащихся.

    Сопровождение осуществляется следующими специалистами: социальные педагоги, дефектологи, логопеды, педагоги-психологи, тьютеры и педагоги.

    Целью психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения является создание специальных условий для нормального и успешного развития, обучения и социализации ребенка.

    Задачами являются:

    • оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
    • создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
    • своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
    • определение социокультурной ситуации, социальных и личностных проблем детей и взрослых;
    • повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
    • изучение индивидуальных особенностей детей.

    Вышесказанное позволяет полагать, что для включения ребенка в образовательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка.

    1. Цели и направления социально-педагогической деятельности

    Цели деятельности социального педагога — содействие саморазвитию личности, организация профилактической работы и защита прав ребенка.

    Почти в каждом образовательном учреждении имеется такая ставка. Продолжительность рабочей недели социального педагога составляет 36 часов. Отпуск — 56 календарных дней. Разрядная система такая же, как и у других педагогов. Специалист имеет право на повышение квалификации один раз в 5 лет.

    Основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении определяются проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей.

    Хотя направления работы и перечислены в квалификационной характеристике, но практически их круг значительно шире. Социальный педагог должен быть главным посредником между ребенком и теми, кто его окружает: учителями, классным руководителем, администрацией, представителями милиции, суда, других ведомств, и, конечно, с родителями или опекунами.

    Основные направления деятельности социального педагога:

    • Постановка социального диагноза. Определение социокультурной ситуации, социальных и личностных проблем детей и взрослых, попадающих в сферу влияния социального педагога. Информация может быть из разных источников (педагогическая, родительская, психологическая, медицинская, другая). Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.
    • Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком. Посредничество между различными специалистами и организациями (учреждением образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и пр.).
    • Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учебного учреждения. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка. Предотвращение серьезных последствий развития сложных для ребенка событий.
    • Профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.
    • Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций. Организация разнообразной социально-значимой деятельности детей в социуме (досуг, отдых, воспитательные мероприятия). Включение в процесс творчества, поддержка социальной инициативы.
    • Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов и администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье.
    • Организация взаимодействия различных групп детей и взрослых, содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семьях, детских и взрослых коллективах. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.
    • Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. В качестве особой функции может быть выделена защита прав ребенка на основе конвенции о правах ребенка и других правовых документов. Социальный педагог имеет полномочия быть представителем образовательного учреждения в суде, на конфликтных комиссиях, где решается судьба ребенка.

    Важно, чтобы были охвачены все основные направления социально-педагогической работы, независимо от ставок специалистов. Но, в связи с тем что круг и объем обязанностей широк, для более результативной работы целесообразно иметь в учреждении несколько социальных педагогов и распределять их обязанности по профилю деятельности: охрана здоровья и гигиена, профилактика школьной и социальной дезадаптации, культурно-досуговая деятельность, педагогическое просвещение и работа с родителями, опека и попечительство и т. д. Либо разделение обязанностей может идти по классам, группам, параллелям в зависимости от количества учащихся, это — так называемая кураторская система.

    Подросток рассматривается как активный участник решения собственных проблем и обязательно выступает в роли субъекта. Социальный педагог и воспитанник в процессе деятельности вступают в объектно-субъектные отношения, которые характеризуются подвижностью.

    Специализация социального педагога определяется

    • по месту работы или учреждению (школьный социальный педагог, социальный педагог в коррекционном учреждении, детском доме, социальный педагог учреждения дополнительного образования);
    • по категории клиентов (по работе с инвалидами, сиротами и подопечными, беженцами и переселенцами и т.д.);

    Определилась система учреждений и видов социально-педагогической деятельности по оказанию квалифицированной помощи детям, нуждающимся в поддержке. Созданы методологические основы развития системы социальной службы для молодежи. Вместе с тем происходит дальнейшее ее развитие.

    1. Роль социального педагога в организации социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательных организациях

    Сопровождение ребенка (группы детей) с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка ОВЗ в школьной среде».

    Цель и смысл социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ – это содействие в полноценном развитии и самореализации детей, имеющих те или иные нарушения, помощь в освоении ими общеобразовательной программы. Обретение важнейших социальных навыков с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся в познавательном, физическом, эмоциональном развитии.

    Сопровождение социальным педагогом детей с ограниченными возможностями здоровья, призвано решать ряд задач, таких как:

    •  создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;
    •  обеспечение индивидуального психолого-педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
    •  построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
    •  интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

    •  обеспечение содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
    •  координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
    •  повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.

    Для решения задач сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья выделены следующие направления:

    • Медицинское направление.
    • Психологическое направление.
    • Педагогическое направление.
    • Социальное направление.

    Критерием эффективности сопровождения социальным педагогом ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ является нахождение ребенка в индивидуально-адаптивной зоне уровня образовательных воздействий и динамического контроля изменения показателей адаптации.

    Следует отметить, что сопровождение как профессиональная деятельность социального педагога в условиях образовательной организации неоднородно. Выделяют две формы сопровождения, которые в идеале представляют собой согласованные процессы: индивидуальное сопровождение, ориентированное на решение проблем конкретного человека, а также системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной для самого ребенка, и для его социальной ситуации в целом.

    Социально-педагогическое сопровождение осуществляется на нескольких взаимосвязанных уровнях. Наиболее общий из них – макроуровень социально-педагогического сопровождения – заключается в создании условий для улучшения правового и социального положения сопровождаемых в обществе. Мезоуровень предполагает оказание социально-педагогической помощи через работу с участниками социально-педагогической ситуации развития сопровождаемого; при этом основная цель – создать условия для успешной жизненной адаптации сопровождаемого посредством изменения отношения к нему со стороны ближайшего окружения. На микроуровне сопровождение ориентировано на решение конкретной проблемы сопровождаемого, причем в фокус работы попадает преимущественно он сам. Только при условии наличия определенного жизненного опыта каждый ребенок с ОВЗ сможет вполне осознать свои проблемы, приняв жизненные обстоятельства такими, какие они есть, т.е. формировать ответственность за себя.

    Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы.

    Процесс организованного сотрудничества социального педагога с семьёй включает в себя:

    • изучение и описание обращений родителей или педагогов за помощью;
    • определение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от других;
    • изучение социально-экономического аспекта жизнедеятельности семьи (размер семьи, состав семьи, уровень образования родителей, социальный статус семьи)
    • обследование условий, где проживает семья;
    • изучение социально-психологического аспекта образа жизни семьи: поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты;
    • определение внутренних ресурсов семьи: наблюдение форм ответных реакций родителей при общении со специалистами и педагогами (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);
    • определение внешних ресурсов семьи: изучение социального окружения семьи, наличие помощи семье от государственных и общественных организаций уже помогал данной семье и помогает в настоящее время;

    Таким образом, на основе данных социально-педагогической и социально-психологической диагностики выявляются потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, социокультурного развития, определяются направления помощи в адаптации ребенка в процессе школьного обучения.

    Можно отметить, что социально-педагогическая деятельность по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации имеет свои особенности и отличия от других видов сопровождения. Педагогическое сопровождение ориентировано, прежде всего, на создание условий для успешного освоения воспитанником избранного воспитательно-образовательного маршрута, социальное – на решение вопросов бытового и правового порядка, психологическое – на преодоление или профилактику последствий психических травм, реальных или потенциальных.

    Социально-педагогическое сопровождение предусматривает создание условий для профилактики возможных трудностей в процессе социализации сопровождаемого на основе его личностных ресурсов и личностной идентичности. При этом виде сопровождения акцентируется субъектность сопровождаемого, за которым признается потенциал личностного и социального развития, упор делается на превентивные меры и переориентацию негативных переживаний на позитивные при восприятии собственного «Я» в содержании индивидуального маршрута сопровождаемого.

    Заключение

    Таким образом, роль социального педагога в сопровождении лиц с ОВЗ имеет определенную специфику и призвано решать ряд определенных задач, в результате решения которых ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и общества. Социально-педагогическое сопровождение охватывает все перечисленные проблемные поля, интегрирует педагогическую, психологическую и социальную работу и, таким образом, является ярким примером реализации комплексного подхода к организации системы сопровождения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правовые основы работы социального педагога по защите прав детей.

    Правовые основы работы социального педагога по защите прав детей....

    План работы социального педагога по защите прав детей

    Надеюсь план поможет в работе молодым специалистам....

    Доклад по теме: "Организация работы социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"

    Приоритетным направлением в деятельности социального педагога является работа с детьми девиантного поведения, детьми группы "риска".  С ними проводятся индивидуальные и групповые беседы...

    Организация работы социального педагога школы по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Данный материал может использован социальными педагогами школы в работе с опекаемыми детьми...

    Организация работы социального педагога школы с учащимися, состоящими на различных видах учета

    Индивидуальная карта сопровождения несовершеннолетнего, состоящего на различных видах учета ...

    СЕМИНАР на тему: «Организация работы социального педагога по социально-педагогическому просвещению родителей в рамках реализации ФГОС»

    Для наиболее эффективной и продуктивной работы, социальному педагогу необходимо разобраться с сущностью форм и методов социально-педагогического просвещения, а также видеть их взаимосвязи и взаимообус...