Организация работы социального педагога школы по сопровождению семьи, имеющих детей с ОВЗ
методическая разработка

Башарова Гульназ Рамилевна
В методической рекомендации рассматриваются следующие вопросы : 1. Социальное представление на обучающегося ОВЗ; 2. План индивидуальной работы социального педагога с обучающейся ОВЗ; 3. Карта индивидуального сопровождения учащегося ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_individualnogo_soprovozhdeniya_ovz.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«___________________________ средняя общеобразовательная школа»

КАРТА

индивидуального сопровождения учащегося ОВЗ

Фамилия______________________________

Имя __________________________________

Отчество______________________________

 

Начат_______________

Окончен ______________

1. Первичная информация о ребенке ОВЗ

Информационный лист о семье ребенка.

Сведения о родителях:

Мать_________________________________________________________________________

(фамилия имя отчество)

Место работы_________________________________________________________________

Образование_________________________Должность________________________________

Гражданство __________________________________________________________________

Возраст_______________________________________________________________________  

Отец _________________________________________________________________________

(фамилия имя отчество)

Место работы__________________________________________________________________

Образование_________________________Должность________________________________

Гражданство__________________________________________________________________

Возраст ______________________________________________________________________

Категория    семьи

Многодетная

Мать –одиночка

Потеря кормильца

Малообеспеченная

Неблагополучная

Другое

Сведения    о   семье

Кол-во членов семьи

Кол-во детей в семье

Дополнительная информация о семье

(образ жизни, психологический климат и т.д.)

Сведения о родственниках, или лицах, заменяющих родителей (законный представитель несовершеннолетнего):

ФИО_________________________________________________________________________

Родственные отношения (или кем приходится) _____________________________________

Адрес проживания: ____________________________________________________________

Оценка стресс-факторов в семье

(подчеркнуть или вписать дополнительно)

Социальные

Со стороны родителей

Со стороны ребенка

Безработица

Неполная семья

Многодетная семья

Перенаселенность

Религиозность

Социальная изоляция

Психические заболевания

Алкоголизм обоих или одного

Наркомания обоих или одного

Проблемы брака (разводы и др.)

Трудности в воспитании

Отклонение в поведении

Хронические заболевания

Инвалидность

Расстройство психики

2. Регистрационная карточка учащегося ОВЗ

ФИО ребенка, класс, дата зачисления в ОУ

Дата рождения

Домашний адрес, телефон

Образовательная программа

Заключение ТПМПК (дата, №)

ФИО родителей, место работы, телефон

Дополнительная информация о родственниках

ФИО классного руководителя, телефон

ФИО учителя-логопеда, телефон

ФИО учителя-дефектолога, телефон

ФИО социального педагога, телефон

        

ФИО педагога-психолога, телефон

Круг общения, близкие друзья

Состояние здоровья (группа здоровья)

3. Получаемые социальные льготы

Питание

Учебники

Посещение культурно-массовых мероприятий

Другое

Примечание

4. Информация о результатах индивидуальной работы с учащимся ОВЗ

Дата

Мероприятия  

Результат

Примечание         

5. Диагностический материал

1.Занятость во внеурочное время.

Наименование секции, объединения

Наименование организации

С какого времени посещает

ФИО руководителя

Дни, время посещения

Причины окончания посещения

2.Табель успеваемости.

№ п.п.

Предметы

Оценки и пропуски по четвертям

Год

1 ч.

пропуски

2 ч.

пропуски

3 ч.

пропуски

4 ч.

пропуски

3. Организация отдыха и оздоровления в лагерях

Время отдыха

Место отдыха

Примечание

ноябрь

январь

март

июнь

июль

август

  6. Психолого-педагогическая характеристика на учащегося ОВЗ.

7. Необходимые документы:

- Социальное представление для ТПМПК;

- Заключение о создании специальных для получения образования обучающемуся с ОВЗ, инвалидностью;

- Заявление на бесплатное питание

   8. План индивидуальной работы социального педагога с обучающейся ОВЗ

                                                                                                                                Директору МБОУ

«…………… СОШ»

ФИО______________________

от родителей ФИО___________

                                                             ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу Вас поставить на бесплатное питание моего сына (дочь)

Фамилия_______________

Имя _________________

Отчество _________________

Дата рождения

Ученика (цу) _________ «___» класса

Домашний адрес: улица ____________________

Дом_____ кв. _____

СНИЛС: __________________________________

Статус: многодетная семья, малообеспеченная семья, с ограниченными возможностями здоровья, опекаемый(ая) (нужное подчеркнуть)        

Документы прилагаются (подчеркнуть):

  1. Копия удостоверения многодетной семьи
  2. Справка с центра соц.выплат
  3. Копия заключения ПМПК
  4. Копия постановления ОПЕКА
  5. Копию свидетельства о рождении ребёнка
  6. Копию паспорта одного из родителей (чей банковский счёт указан)
  7. Копия документа, подтверждающего родство (в случае, если разные фамилия с ребёнком)
  8. Копию СНИЛС ребёнка

                                                                                     «___» _______________ 202___г

                                                                                                 Подпись___________________

План индивидуальной работы социального педагога с обучающейся ОВЗ ___(кл.)

ФИО, год рождения

на 2021-2022 учебный год

   Основание: заключение ТМПМК г………….. № 00 от 00.00.2022

   Образовательная программа: АООП ООО обучающихся с ЗПР

     Цель: обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения обучающейся и ее семьи по вопросам координации взаимодействия субъектов образовательного процесса, воспитания, развития и социализации.

    Задачи:

- создание особых условий для реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание условий, способствующих освоению основной образовательной программы;  

- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам;

- реализация системы мероприятий по социальной адаптации и формирования здорового образа жизни;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки

1

Методическая работа:

- изучение нормативных документов по работе социального педагога с обучающимся с ОВЗ;

- изучение заключения ПМПК на обучающегося;

- составление плана работы с обучающимся

Постоянно

2

Диагностическая работа:

- индивидуальные беседы с родителями, классным руководителем;

-мониторинг учебной деятельности;

-выявление характера поведения через наблюдение во время занятий, на переменах, в общении со сверстниками, одноклассниками, учителями;

- определение общих проблем семьи и её особенностей, определение целей и ожиданий семьи;

- изучение социально-экономического аспекта жизнедеятельности семьи (размер семьи, состав семьи, уровень образования родителей, социальный статус семьи)

В течение учебного года

 По необходимости

3

Коррекционно-развивающая работа:

- координация взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- Диагностическое обследование совместно со специалистами социально-психологической службы (получение объективной информации об организованности учащегося, умении учиться, уровню знаний по предметам методом наблюдения, взаимодействия с педагогами)

В течение учебного года

По необходимости

4

Профилактическая работа:

- индивидуальные консультации с родителями и обучающимся по проблемам социализации, по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ;

- групповые консультирования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (классные часы, часы общения и т.д.)

В течение учебного года

По необходимости

5

Посещение семьи с целью изучения ЖБУ проживания несовершеннолетнего

В течение учебного года

По необходимости

6

Вовлечение несовершеннолетнего в участие в районных спортивных и культурно -массовых мероприятиях, во внеклассные и общешкольные мероприятия

В течение учебного года

7

Содействие в организации оздоровления несовершеннолетнего в каникулярный период

В течение учебного года

8

Защита прав и интересов несовершеннолетнего в различных инстанциях

В течение учебного года

9

Контроль за соблюдением прав обучающегося в школе (бесплатные занятия педагога-психолога, логопеда, включение в социально-полезную деятельность, организация бесплатного питания)

По необходимости

10

Консультирование родителей обучающегося:

- информирование родителей по социальным, правовым и другим вопросам;

- занятость несовершеннолетнего во внеурочное время;

- о необходимости контроля посещаемостью школьных занятий, выполнения домашнего задания, обязательного посещения дополнительных кружковых занятий, спортивных секций;

-организация каникулярного периода

В течение учебного года

11

Учебно-методическое направление:

- повышение уровня правовой грамотности и информирование о работе службы «Телефон доверия» (распространение памяток, социальных роликов, буклетов)

В течение учебного года

          Социальный педагог:                                                                              ФИО

   

Социальное представление на обучающегося

(составляет социальный педагог или воспитатель образовательной организации)

 Общие сведения

Ф.И.О. ребёнка____________________________________________________________________

Дата рождения____________________________________________________________________

Домашний адрес, телефон__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Название образовательной организации_____________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Наличие инвалидности (№ документа, подтверждающий статус ребенка-инвалида

__________________________________________________________________________________

Анамнестические сведения

Неблагоприятные факторы развития (развитие психомоторных и речевых функций, наследственность и вредные привычки родителей и др.)

___________________________________________________________________________

Сведения о семейном воспитании

Семья (полная, неполная) ___________________________________________________________

ФИО матери (законный представитель) _______________________________________________

Возраст_______________

Образование______________________________________________________________________

Место работы_____________________________________________________________________

ФИО отца (законного представителя) _________________________________________________

Возраст________________Образование_______________________________________________

Место работы_____________________________________________________________________

Материальные условия в семье_____________________________________________________

Язык (родной, двуязычие) ___________________________________________________________

Национальность __________________________________________________________________

Тип семейного воспитания (форма общения с ребенком, характер взаимоотношений в семье) ____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Социально-бытовые условия жизни и воспитания ребёнка, степень его социопсихологический адаптированности (жилье собственное/съемное, условия проживания ребенка (комната, уголок, стол и др.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные особенности развития ребёнка, определяющего необходимость создания специальных условий обучения и воспитания_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Заключение социального педагога 

__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

«______» _____20___г.                 Подпись специалиста: _____________________________/расшифровка

                                Подпись руководителя ОО: _________________________/расшифровка

М.П

Содержание заключения социального педагога

Социальный педагог собирает информацию о ребенке, его семье, ситуации в школе, для этого проводятся беседы со всеми заинтересованными лицами: учащимися, педагогами, психологами, родителями. В результате составляется социальное представление на обучающегося, воспитанника.


Тип семейного воспитания

(форма общения с ребенком, характер взаимоотношений в семье)

Тип семьи (выводы делаются на основании проведенной беседы):

  • благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи стабильно положительная);
  • неблагополучная:
  • педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания); отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, физические наказания, низкая осведомленность об интересах, поведении ребенка вне школы);
  • нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, не работают, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
  • конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители часто раздражены, жестоки, нетерпимы).

Характер взаимоотношений родителей с ребенком:

  • семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
  • чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
  • попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);
  • сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т.д.).

Воспитание вне семьи (в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания).

Характер взаимоотношений родителей со школой:

  • направленность на сотрудничество;
  • игнорирование требований школы;
  • конфликтность с представителями школы.

Социально-бытовые условия жизни и воспитания ребёнка,

степень его социопсихологический адаптированности

 (жилье собственное/съемное, условия проживания ребенка (комната, уголок, стол и др.)

Жилищные условия семьи (отдельная квартира; комната в общежитии, коммунальной квартире; снимают жилье), условия проживания соответствуют /не соответствуют санитарным нормам, жизненным потребностям ребенка.

Подробно характеризуются бытовые условия жизни ребенка:

  • питание;
  •  одежда;
  •  наличие индивидуального места для сна;
  •  наличие условий для учебных или игровых занятий;
  • и т.п.

На основании педагогической характеристики и успешности беседы с родителями (педагогами) социальный педагог может оценить социопсихологическую адаптированность ре6енка:

  • нормальный уровень социопсихологической адаптированности
  • средний уровень социопсихологической адаптированности
  • низкий уровень социопсихологической адаптированности
  • социопсихологическая адаптированность отсутствует 

Социально-эмоциональная адаптированность

  • навыки самообслуживания;
  • сформированность социально-коммуникативных норм

Степени выраженности: сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы, специфичны.

Социально-бытовая адаптация, установки:

Знание и умение применять бытовые навыки; адаптированность к изменяющимся условиям; посещение дополнительных занятий, секций, кружков; участие в конкурсах, соревнованиях и др.; умение преодолевать трудности

Основные особенности развития ребёнка, определяющего необходимость создания специальных условий обучения и воспитания

Социальный статус ребенка

  • ребенок-инвалид;
  • ребенок-сирота (родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах);
  • ребенок злоупотребляет ПАВ;
  • ребенок состоит на учете в КДН;
  • ребенок совершает правонарушения.

Особенности эмоционально-волевой сферы, поведения, личностно-характерологические, типологические:

Преобладающее настроение ребенка (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка), резкие колебания настроения. Степень эмоциональной возбудимости, раздражительность, вялость, заторможенность, инертность. Наличие аффективных вспышек, внушаемость, негативизм, снижение критики. Способность к волевому усилию, настойчивость при встречающихся трудностях. Соблюдение правил поведения в школе, дома, на улице. Взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Проявление инициативы в играх, заданиях, занятиях или следование примеру других. Интересы и склонности (в каких видах деятельности они проявляются).  Отношение к критическим замечаниям, поощрению похвале. Характер эмоциональных реакций во время выполнения заданий. Стойкость и выраженность интересов.

Контактность (как вступает в контакт - легко, охотно, медленно, с трудом, контакт формальный). Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечаются замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявление аутизма). Отношение к своему дефекту (индифферентное, фиксация на дефекте, стремление к его преодолению).

Заключение социального педагога

Заключение социального педагога не зависит от знаний, умений, навыков, ресурсов развития и здоровья ребенка.

Индивидуальное заключение социального педагога должно отразить:

  • социальный статус семьи (полная, неполная, приемная, опекаемая, многодетная, малообеспеченная, социально благополучная, социально неблагополучная, находящаяся в трудной жизненной ситуации и т.д.);
  • социальный статус ребенка (ребенок-сирота, ребенок-инвалид, опекаемый, приемный, бродяжничество, злоупотребление ПАВ, правонарушения);

Социальный педагог  выясняет проблемы межличностного характера: межличностные, социальные, семейные проблемы детей и подростков, особенности адаптации ребенка к школе, трудности испытываемые ребенком в школе:

- усвоение школьной программы;

- освоение норм поведения, особенностями социальных контактов.

        Социальный педагог определяет степень развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением ребенка в различные социальные связи, ранжирует их. Он описывает личностные особенности ребенка, рисует «социальный портрет» его личности.

С целью единого подхода к формулированию индивидуальных заключений социальных педагогов предлагаются к использованию рекомендации по формулированию индивидуальных заключений (более подробно можно ознакомиться на сайте АУ «Институт развития образования», ЦПМПК) в методических рекомендациях «Организация и технология социально-педагогической деятельности психолого-медико-педагогической комиссии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы социального педагога школы по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данный материал может использован социальными педагогами школы в работе с опекаемыми детьми...

Организация работы социального педагога школы с учащимися, состоящими на различных видах учета

Индивидуальная карта сопровождения несовершеннолетнего, состоящего на различных видах учета ...

«Организация работы социального педагога при психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в образовательных организациях»

Сопровождение ребенка (группы детей) с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаю...

Программа педагогического сопровождения семей имеющих детей с ОВЗ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫпрограмма педагогического сопровождения семей имеющих детей с ОВЗ«СЕМЕЙНЫЙ ОЧАû Заволжском политехническом колледже на 2019 – 2020 учебный год Основание для р...

Организация работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Работа клуба «Подросток»

Формы и методы работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Организация работы школьного клуба "Подросток"...

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."

                         Работа с одаренными детьми –  сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...