ОДНКНР Тема: Иконы Божьей Матери. Послушание. 5 класс
план-конспект урока (5 класс)

Грибова Светлана Александровна

Урок ОДНКНР в 5 классе 

Технология: системно-деятельностный подход.

Тема: Иконы  Божьей Матери. Послушание. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс

ОДНКНР

Тема: Иконы  Божьей Матери. Послушание.

Цели урока:  

- познакомить  с  историей   иконографии образа Пресвятой Богородицы;  

- узнать какое значение имеют чудотворные иконы Пресвятой Богородицы для православного человека?

 

Задачи:

Воспитательная: способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности на основе образа Пресвятой Богородицы, её любви и помощи людям;

  воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами духовных, культурных  и исторических традиций, которые складывались на протяжении веков;

 развивать чувство благодарности и долга перед родителями в послушании.

Развивающая. развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь.

Обучающая: обеспечить формировать знания об иконографии образа Пресвятой Богородицы.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, раздаточный материал с изображением Пресвятой Богородицы и вариантами заданий, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России». А.Н.Сахарова 5 класс.

Ход урока

  1. Мобилизующий этап урока.
  2. Проверка д/з

-Один ученик начнет читать пословицу о родителях, а остальные попробую ее окончить.

Поясните смысл пословицы.

Н-р:Родители трудолюбивы - и дети не ленивы.

Родительское благословение на воде не тонет, на огне не горит.

Всякой матери своё дитя мило.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Кто доводит родителей до слёз, и сам счастья не увидит.

         Материнская ласка конца не знает.

2. Определение темы и цели урока.

А) Прослушивание песни о Богородице.

- Слушая песню, обратите внимание на изображения на доске и попытайтесь определить  тему нашего урока.

- О ком была песня? ( О Божией матери)

- Какое изображение не подходит к общему ряду? (икона)

-Чем икона отличается от простого изображения?

-Поставьте цель урока.

-Над какими задачами будем работать?

III.  Работа по теме урока.

-Чтобы продолжить работу по теме урока, вспомним, что мы знаем о жизни Божией Матери.        

1) Выступление подготовленных учеников.

-Как звали родителей Божией Матери?

«Ее родители — благочестивые люди, Иоаким и Анна — были уважаемыми и знатными, но большого богатства не имели. Их род, ведущий свое происхождение от царя Давида, к тому времени уже утратил былое влияние. По всем меркам Иоаким и Анна были счастливыми супругамино, прожив пятьдесят лет в браке, они не имели ребенка. Однажды им по очереди явился ангел и возвестил радостную весть — они станут родителями.

Когда Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна поспешили исполнить свое обещание Богу. Они повели Дочь, с родными и знакомыми в Иерусалим. Перед входом Иерусалимского храма была площадка, к которой вели 15 ступеней по числу степенных псалмов»

-Роль Богородицы перед христианами не просто велика, ее нельзя выразить, используя размерные рамки. Она родила Спасителя всего человечества. После Боговоплощения люди получили спасение, не погибнув в вечном мраке. В христианстве Божия Мать почитается выше всех Ангелов. «Честнейшая Херувим и Славнейшая баз сравнения Серафим…»

О том, как выглядела Богородица, принято судить по изображениям на иконах. Первые иконы Божией Матери появились еще при Ее жизни, были написаны апостолом и евангелистом Лукой на доске от столешницы. По церковному преданию, Пресвятая Богородица, увидев Свое изображение, сказала: Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут”.

2) Работа в тетради

Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα, др.-греч. εἰκών — «о́браз», «изображение») — в христианстве священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории, написанные по определенным церковным канонам.

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции.

Все более поздние иконы создавались по иконам, созданные Лукой.

Иконопись — искусство создания икон.

-Что означает термин  иконопись?(Писать иконы)

- Как называется место в доме, где висят иконы? (показать на слайде)

3) Просмотр презентации.

-Божия Мать изображалась в одеяниях, которые принято было носить женщинам в то время.

Мафорий - верхняя одежда, широкая, в разложенном виде круглая, с достаточным по величине круглым же прорезом посередине, чтобы прошла голова.

 Поручи - часть богослужебного облачения духовенства, представляющие собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней их стороне, обшитые по краям лентой.

  Туника  -   нижняя одежда, большей частью с узкими рукавами, длинная, доходящая до пола.

ФИЗМИНУТКА

(Учитель показывает предметы, дети определяют их принадлежность к обрядовым , храмовым традициям православия, или к произведениям искусства, домашнего обихода. В зависимости от ответы учащиеся или встают, или садятся.)

4) Просмотр Видео

-Рассмотрим основные элементы иконографии Богородицы.

Нимб, в отличие от нимба Спасителя, не содержит вписанный крест.

5) Работа в тетради.

Заполнить таблицу.

6) Чтение стихотворения подготовленным учеником

А  какая чудотворная икона на  Курской земле?

(Курская Коренная икона Божьей Матери «Знамение»)

Ученик читает стих:

Дух Святой несёт икону
на луче пресветлом в тишине
К её излюбленному трону,
к избранной Ею стороне.

Лик святит места собою
в лучах невиданного света
Кроет ангел путь мольбою…
плывёт духовная карета…

При корне ляжет и родник
на месте том, когда найдётся,
Под ней святой, что уж возник,
водой живительной польётся.

И встанет Курский монастырь,
и слава Божья разнесётся,
Облагородится пустырь,
молитвой мир Христу спасётся.

Божья Мать чудесной силой
свой трон поставит на престол
И, – держася за перила,**
к той придёт иконе богомол.

Это всё сейчас мы видим,
а, тогда в ночной святой тиши
Монастырь духовно зиждим*
был для всякой избранной души.

7) Беседа о послушании.

-Безусловно, Богородица очень любила своего сына, ведь Она его мать. Все мамы любят своих детей. Всякой матери своё дитя мило.

 -И Христос учил людей быть хорошими, добрыми и жить по заповедям Божиим.

Одна из добродетелей называется послушание.

 Пресвятая Богородица является для людей примером послушания: послушание по отношению к Богу и  послушание по отношению к людям. Послушание -  это повиновение. «Послушание – это умение слушаться и повиноваться. Оно учит слышать голос совести и повиноваться правилам нравственности. Оно учит уважать старших и исполнять законы государства».

Детство  Пресвятой Богородицы может стать примером для послушания.

Послушание – Это не бездумное выполнение чьих-то указаний, а выбор поступка, действия по совести. Это труд по благословению. Это служение людям. Как вы, дети можете  нести послушание?( слушаться родителей)

Кто может сказать, в каком законе говорится, что мы должны слушаться своих родителей?

Заповедь 5 (От Моисея)

« Почитай отца твоего и матерь свою,  чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле».

Пословица. « Кто родителей почитает – тот вовек не погибает».

8) Активное занятие. Работа в группах.

А теперь вам предстоит важное задание.

Из таблицы выберите те качества, которые мешают послушанию в левый столбик, а в правый то, что приобретаешь с послушанием.

Лень

Преодолеваю лень

Плохое настроение

Гаснет раздражительность

Утомительно

Сделаю доброе дело

Поссорились с этим человеком

Доставлю радость

Вредный характер

Сохраню добрые обычаи

  • Как вы думаете, как можно воспитать в себе послушание?

(Надо тренировать свою волю, сдерживать себя.) Главное в послушании, чтобы оно стало добровольным и осознанным. 

  1. Итог урока

«Святая икона, особенно икона Пресвятой Богородицы, всегда была любима русским народом, и, насколько мы себя как народ помним, с нами всегда был образ Пречистой и Благословенной», - пишет протопресвитер Александр Киселёв в книге «Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории».

Пресвятая Богородица считается покровительницей России. Русские люди издревле считали свою землю «уделом Богоматери», по¬этому наш народ в трудные периоды своей истории прежде всего обращался именно к Ней., как своей Помощнице и постоянной Заступнице перед Господом, и всегда получал помощь и защиту.

9. Рефлексия. Работа в парах.

Сегодня мы познакомились с новыми православными понятиями. Опираясь на понятийный словарь, подпишите названия частей одежды на схеме с изображением Божией Матери.

 

 (на фоне легкой музыки и видео с иконами Богородицы)

Глаза икон и свечи плачут…  

Дрожащий голос в тишине:  

«Пошли нам, Боженька, удачу,  

Любовь и счастье на земле… 

 Пускай дожди проходят мимо, 

 Пусть солнце каждый день встаёт  

Лучами яркими над миром,

 В сердцах растапливая лёд… 

И пусть спокойным будет небо,

  Цветы в лугах и детский смех, 

 И в доме пахнет свежим хлебом,

 Благослови нас, Боже, всех!»   

Н. Алдохина

V. Д/з. - Найти стихотворение, рассказ о послушании и прочитать их с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Геометрический материал", 5 класс

Тест требует выбора одного правильного ответа из четырёх предложенных....

Презентация к уроку ОДНКНР тема Берегите землю родимую,как мать любимую

Презентация к уроку ОДНКНР тема Берегите землю родимую,как мать любимую...

План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.

Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...

урок ОДНКНР Тема урока: «Еврейский календарь».

Цель: познакомить учеников с уникальностью еврейского календаря; узнать чем отличаются часы, дни, месяцы еврейского календаря.Предметные результаты:познакомить учеников с понятиями «еврейский ка...

Урок внеклассного чтения по теме "Сердце матери" (10 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Сердце матери" рассчитан на учащихся старших классов. Во все времена поэты и писатели свои лучшие произведения посвящали самым дорогим людям на свете-мамам. Озна...

Презентация внеклассного мероприятия на тему: "День Матери" 5 класс.

Тема: "Презентация ко Дню Матери". Предмет: педагогика.. Для учеников 5 класса.Форматpptx (powerpoint)Количество слайдов10Аудитория5 КЛАСССловаПЕДАГОГИКАКонспектОтсутствует...

План-конспект урока по курсу ОДНКНР Тема урока: «Семья – хранитель духовных ценностей» 5 класс

Цель урока: Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте,  где ребенок   получает уроки  нравственности....