СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПРОЕКТ – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ»
методическая разработка

Остапенко Наталья Викторовна

Использование проектной технологии в образовательном процессе помогает решать педагогические задачи по формированию у учащегося комплекса умений общего характера, так или иначе важных во всякой профессии: способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. То есть те задачи, которые ставит перед образованием современное общество.

Практико-ориентированный семинар «Проект – дело серьезное направлен на преодоление психологических и компетентностных барьеров в педагогической деятельности.  В ходе занятия деятельность педагогов была организована в 4 направлениях: создание положительной психологической атмосферы; восприятие теоретического материала; знакомство с положительным опытом коллег и  приобретение собственного практического опыта. Были использованы как пассивные (объяснительно-иллюстративные), так и активные методы обучения (метод работы в команде, проблемное и рефлексивное задание, интерактивный диалог, деловая игра).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПРОЕКТ – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ»

                   

Составитель: Остапенко Наталья Викторовна,

методист  МБУДО ЦРТДиЮ

Гулькевичи, 2022

Пояснительная записка

Тема семинара: Проект – дело серьезное.

Цель семинара: создать условия для активного включения в образовательную деятельность педагогов дополнительного образования технологии проектного обучения.

Задачи:

  • создать мотивацию к применению технологии проектного обучения;
  • систематизировать теоретические знания педагогов о проектной технологии;
  • создать условия для преодоления психологического и компетентностного барьера;
  • сформировать навык моделирования проекта.

Целевая группа: педагоги дополнительного образования муниципального образования Гулькевичский район.

Ожидаемый результат:

1.Повышение профессиональной компетентности педагогов, активное использование в образовательном процессе технологии проектного обучения.

3. Повышение качества образования учащихся.

            4. Понимание и осознанные действия педагогов  при разработке проектов учащимися.

5. Готовность педагогов  представлять ученические проекты на конкурсах, конференциях.

Продолжительность семинара: 2часа

Организация пространства: Пространство разделено на 4 рабочих зоны для 4 групп.

Оборудование и материалы: столы, стулья, проектор, экран, магнитная доска, магниты, раздаточные материалы, материалы для практических заданий, листы бумаги для записи, ручки, карандаши, методическая выставка.

Виды деятельности:

- организация работы с использованием метода распределения на группы;

- рефлексивный анализ с использованием активных методов обучения в педагогической деятельности;

- ознакомление с теоретическим материалом с использованием объяснительно-иллюстративного метода, проблемного и рефлексивного задания, интерактивного диалога;

- представление практического опыта коллег;

- выполнение практического задания (используется имитационный коллективный игровой метод активного обучения – деловая игра).

План семинара

1. Организационная часть

2. Теоретическая часть

3. Практическая часть

4.Заключение

Ход семинара

1. Организационная часть

Добрый день. Нашу, как обычно, начнем в Орлятском кругу строками известной песни Олега Митяева «Изгиб гитары желтой». При входе вы выбрали карточку своего любимого цвета, прошу занять место, обозначенным соответствующим цветом за одним из столов.

2. Теоретическая часть

Эффективность образовательного процесса, как известно, напрямую зависит от способности педагога эффективно применять современные технологии и методы обучения.

Каждый из нас в своей педагогической практике использует различные методы, технологии и приемы обучения. Какому педагогическому методу обучения вы бы сделали свой профессиональный реверанс?

Ответы педагоги записывают на листах бумаги и прикрепляют на магнитную доску.    

Педагоги с давних времен выделяли два основных пути учения: «учение пассивное» - посредством преподавания;

 - и «учение активное» - посредством собственного опыта (термины К.Д. Ушинского).

Учение пассивное

Объяснительно-иллюстративный метод: обучающий сообщает готовую информацию посредством рассказа, объяснения; работа с различными учебными пособиями и наглядными средствами: картинами, схемами и диафильмами.

Репродуктивный метод обучения - воспроизведение по образцу и повторение способа деятельности и сообщенных знаний: решение сходных задач, составление планов, воспроизведение физических или химических опытов и так далее.

Учение активное

Продуктивные (активные, интерактивные) методы - получение новых знаний и умений в результате творческой деятельности: дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, исследования и эксперименты и так далее.

Давайте обратимся к методам, которые вы представили.

(Магнитная доска делится на 2 части: учение пассивное и учение активное. Ответы педагогов распределяются на 2 части в соответствии с обозначенными на них методами.)

В различные времена соотношение активных и пассивных методов в практике образования существенно менялось. На первый план выходил то один, то другой. Если мы обратимся к истории, то увидим, что активные методы обучения выходят на первый план тогда, когда возникает необходимость сформировать у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

В соответствии с этим интересно высказывание Генри Томаса Бокль (1821-1862), английского историка-философа, социолога, позитивиста: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны – те, в которых человек наиболее деятелен».

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Речь сегодня пойдет о проектной технологии в образовательном процессе педагога дополнительного образования.  Эта тема возникла не случайно, а в результате анализа содержания ваших дополнительных общеобразовательных программ, представленных на учебный год.

Задача семинара – осознать возможности и значимость проектной работы в формировании личностных и метапредметных умений и навыков детей; освоить и апробовать как в образовательной, так и воспитательной работе инновационную технологию современной педагогики - метод   проектов.

Технология проектного обучения позволяет сформировать в учащихся навыки самостоятельного планирования и выполнения, навыки к трудовой деятельности в незнакомых условиях, способствует развитию и воспитанию креативной личности. Основным тезисом современного понимания метода проектов служит такое выражение - “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить”(Е.С. Полат).

Если мы сможем научить наших детей учиться и действовать, мы обеспечим им достойную жизнь в будущем.

Для лучшего понимания предмета разговора обратимся к терминологии. Каково значение слова Проект? Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. В России впервые этот метод применил С.Т. Шацкий.

Е.С. Полат (доктор педагогических наук, профессор) предлагает пять основных критериев, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

1. Информационный проект – проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной предметной/межпредметной или предпрофессиональной тематике (для обучающихся, планирующих обучатся в профессиональных образовательных организациях).

2. Исследовательский проект – проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы; при этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической.

3. Практико-ориентированный, прикладной, продукционный проект – проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи; данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например социальных партнёров образовательной организации.

4. Творческий проект – проект, направленный на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы.

5. Социальный (социально-ориентированный) проект – проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике.

2. По признаку предметно-содержательной области:

монопроекты, (чаще всего развиваемый силами одного человека); межпредметные проекты, предполагающий использование знаний по двум и более предметам.)

3. По характеру контактов:

внутренние или региональные; международные.

4. По количеству участников проекта:

индивидуальные; парные; групповые.

5. По продолжительности проекта:

краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные.

6. По результатам:

доклад, альбом, сборник, каталог, альманах; макет, схема, план-карта;видеофильм;выставка и др.

В процессе выполнения проекта выделяются 5 основных этапов - 5 п.:

  • постановка цели;
  • выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;
  • планирование - продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
  • поиск информации -  исследование, решение отдельных задач, компановка, обобщение результатов, выводы;
  • продукт;
  • презентация.

Выделяют еще шестое «П» - портфолио проекта: папка, в которой собраны все материалы по проекту.

Вашему вниманию хочу предложить 2 социальных долгосрочных проекта, выполненных учащимися объединений «Страна общения» (педагог Борщакова Н.В, проект «Памятник архитектуры – мостик в прошлое») и «Смекалочка» (педагог Петрунина А.Ш., проект «Семейное древо»).

Педагоги рассказывают о своем опыте проектной работы с детьми подросткового (первый проект); дошкольного и младшего школьного возраста (второй проект).

Педагоги задают вопросы.

Особенностью системы выполнения проектов, как мы видим, является совместная творческая работа педагога и учащегося. При этом существенно меняются их роли в образовательном процессе. Весь процесс ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся от выбора темы проекта до презентации продукта. Ученики становятся участниками активного познавательного творческого процесса, творцами и генераторами идей. А какова роль педагога? Я думаю, вы сможете на этот вопрос ответить самостоятельно. На ваших столах лежит список «Роль педагога в образовательном процессе». Выберите из списка то, что по вашему мнению соответствует роли педагога в проектном обучении.

Каждая команда зачитывает свои варианты ответа.

В работе над проектом педагог:

  • помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
  • сам является источником;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников;
  • Всегда подходит к проведению этой работы творчески.
  • Учит детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций.
  • Не сдерживает инициативу детей.
  • Не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
  • Не спешит с вынесением оценочных суждений.
  • Помогает детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
  • Ориентирует детей на собственные наблюдения и эксперименты.
  • Учит детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями.
  • Помогает детям формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
  • Учит детей анализу, синтезу, классификации информации, поощряет стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

Перед педагогом, решившим использовать проектное обучение в образовательном процессе встает вопрос: «С чего начать?».

Давайте более подробно рассмотрим этапы проектной деятельности.

  1. Актуализация проблемы (выявить проблему).
  2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
  3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
  4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи).
  5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования: подумать самостоятельно, прочитать в книге, посмотреть в компьютере, спросить у специалиста, опросить население).
  6. Определить последовательность проведения исследования. Определить, что нужно вначале, что потом.
  7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
  8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
  9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
  10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы)

Целесообразно оформить информационную карту проекта.

Данный подход позволяет эффективно распределять силы и обязанности между участниками проекта для достижения максимальных результатов совместного труда. (Приложение 1).

Рассмотрим некоторые компоненты проектной деятельности.

Название проекта - должно быть кратким, привлекающим внимание

1.Актуальность проекта. Что это значит?

Опиши, почему ты выбрал данную проблему; почему она требует решения;

Кто уже пытался решить данную проблему и каких результатов достиг (чтобы ответить на этот вопрос, сходи в библиотеку, просмотри соответствующую литературу, выпиши имена твоих предшественников и кратко опиши их опыт, можешь обратиться ко взрослым специалистам, которые смогут помочь в ответе на данный пункт);

Зафиксируй, каких результатов ты хочешь достигнуть, решая названную проблему;

Как решение данной проблемы отразится на окружающей среде (жизни общества, природе, взаимоотношениях между людьми).

2.Цель проекта.

Отвечает на вопрос: что сделать? Это то, к чему нужно стремиться. То, чего хочешь достигнуть, осуществить. Сформулируй цель проекта в одном предложении.

3.Задачи.

Это этапы, последовательные шаги в достижении цели. Их должно быть не менее пяти, можно больше. Постановка задач может начинаться следующими словами: изменить,  создать условия для …, способствовать формированию, стремиться к …, выявить, помочь осознать, познакомить, включить в процесс и т.п.

4.Ожидаемый результат.

Всегда связан с целью. В данном пункте описывается, что произойдёт в случае достижения поставленной цели (какие положительные изменения произойдут в окружающей среде (жизни общества, природе, взаимоотношениях между людьми).

5.География проекта. 

То место, где ты хочешь реализовать свой проект.

Например, Краснодарский край, Гулькевичский район, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества муниципального образования Гулькевичский район, объединение  «Радуга», группа «Клубничка».

6.Целевые группы. 

Это те люди или группы людей, на которых будет направлен проект. Это люди, чью жизненную ситуацию ты хочешь изменить в лучшую сторону.

Например, подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, взрослые - жители твоего города и т.д.

7. План работы по проекту (количество строк может быть увеличено)

Мероприятие (дело)

Сроки проведения

Ответственные

1

2…

8. Описание участников проекта. 

Напиши, кого из своих сверстников, старших товарищей, взрослых ты привлечешь для реализации проекта. Чем занимаются эти люди, где учатся (работают), сколько им лет?

9. Необходимое оборудование и материально – техническое обеспечение.

Какие материалы и средства необходимы для полноценной реализации проекта?

10.Перспективы проекта. 

Как в будущем может развиваться проект? Какие общественные организации, клубы, учреждения, органы власти могут быть заинтересованы в его поддержке и развитии?

11. Возможные препятствия и пути их преодоления. 

С какими трудностями ты можешь столкнуться, как их будешь преодолевать?

3. Практическая часть

Переходим к практической части семинара, которая будет проходить в форме деловой игры «Проект - дело серьезное».

Цель деловой игры: освоить и опробовать как в образовательной, так и воспитательной работе инновационную технологию современной педагогики –технологию проектного обучения через серию практико-ориентированных заданий.

Алгоритм игры

  1. Задание «Заполни таблицу»
  2. Задание «Информационная карта проекта»
  3. Презентация проектов «От мысли к слову»
  4. Задание «Ответ на вопрос»

Ход игры

Конфуций говорил: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».

У нас с вами все по Конфуцию. Мы познакомились с проектной технологией через педагогические выкладки, через теорию и возможно, не все запомнили. Затем познакомились с конкретным опытом работы в данной методике коллег-педагогов: социальными проектами «Памятники архитектуры- мостик в прошлое» и «Семейное древо» и я не сомневаюсь, что вы его – запомнили. Сейчас у вас будет возможность попробовать самим создать собственные проекты, если говорить педагогическим языком – апробировать метод проектов. Это и есть цель нашей деловой игры.

Уважаемые коллеги, в ходе деловой игры мы также будем работать в микро-группах. У нас 4 рабочей зоны: зона № 1- «Практико-ориентированный проект», зона № 2- «Исследовательский проект», зона №3 - «Творческий проект», зона № 4- «Социальный проект». Выберите зону, которая вам наиболее интересна. Прошу вас сделайте выбор и займите свои места.

По сценарию игры у нас 3 консультанта и эксперт, которые помогут вам заполнить информационные листы и самостоятельно разработать проект.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам выполнить ряд практико-ориентированных заданий. Первое задание для разминки «Заполни таблицу».

Задание 1 «Заполни таблицу» (Разминка.)

Инструкция: Каждая команда получает список слов и словосочетаний, которые позволят вам вспомнить основные составляющие проектной работы. Необходимо внимательно их прочесть и правильно разнести по следующим разделам таблицы.

Основные составляющие метода проекта

                                                                                                                              Таблица

Основные инструменты проекта

Основные составляющие метода проекта

Возможный результат проектной деятельности (продукт)

Список слов и словосочетаний:

  • Интервью
  • Атлас, карта;
  • Идея
  • Видеофильм
  • Выставка
  • Поиск информации
  • Газета, журнал;
  • Действующая фирма
  • Гипотеза
  • Законопроект
  • Опрос
  • Игра
  • Коллекция
  • Цель
  • Костюм
  • Задачи
  • Модель
  • Экскурсия

  • Музыкальное произведение
  • Презентация
  • Мультимедийный продукт
  • Наблюдение
  • Оформление кабинета
  • Структура
  • Постановка
  • Планирование
  • Праздник
  • Проблема
  • Прогноз
  • Фотофиксация
  • Система школьного самоуправления;
  • Справочник
  • Эксперимент
  • Учебное пособие
  • Продукт
  • Экскурсия

Задание 2. Разработка проектов и заполнение бланка

 «Информационная карта проекта» (20мин)

Коллеги, следующее задание нашей игры – «Информационная карта проекта».

Инструкция: У вас на столах разложены следующие документы:

  • Структура проекта
  • Методические материалы, необходимые для выполнения задания
  • Папки с образцами проектов
  • Бланк «Информационная карта проекта»

Прошу вас, приступайте к работе.

3. Презентация командами проектов «От мысли к слову».

Педагоги предоставляют заполненные информационные карты эксперту. Пока вы будете отвечать на вопросы следующего задания, эксперт посмотрит ваши проекты и сообщит о результатах согласно следующим критериям оценивания проекта.

Карта рейтинговой оценки проекта педагогами находиться перед вами.

Критерии оценивания проекта

Критерий постановки цели, гипотезы, планирование путей её достижения (максимум 3 балла)

Цель не сформирована

0

Цель определена, но план её достижения отсутствует

1

Цель определена, дан краткий план её достижения

2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения

3

Критерий глубины раскрытия темы проекта(максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, но показано недостаточно знание темы

2

Тема проекта раскрыта, исчерпывающе продемонстрированы глубокие знания

3

Критерий разнообразия источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла)

Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий личной заинтересованности автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к проекту

0

Незначительный интерес к теме проекта, не использованы возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, оригинальным отношением  к идее проекта

3

Критерий соответствия требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла)

Отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать её соответствующую структуру

2

Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий качества проектного продукта (максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

4. Заключительная часть игры

Коллеги, и в заключение нашей игры в качестве анкеты прошу вас ответить на следующие вопросы. Каждая команда отвечает на свой вопрос.

Вопросы.

1. Насколько целесообразна и эффективна организация проектно-исследовательской деятельности в объединениях учреждения дополнительного образования? Предполагаемые ответы. Ориентированность на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, развитие познавательной и интеллектуальной активности, коммуникативных навыков, умение работать в команде, развитие активной жизненной позиции, развитие навыков общения и т.д.

2. Как организовать взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей) в проектно-исследовательской деятельности? Предполагаемые ответы: Через подготовку и проведение совместных событийных мероприятий, объединенных воспитательной темой КТД, экскурсии, походы, спортивные программы «Папа мама я – спортивная семья» и т.д.

3. Какие перспективы развития, учитывая полученный опыт, возможны при организации проектно-исследовательской деятельности в нашем учреждении?

Предполагаемый ответы: Организация дистанционных, сетевых исследовательских проектов с целью привлечения обучающихся из других образовательных учреждений, заинтересованных темой исследования

4. Какое значение имеет проектный метод для развития детей дошкольного возраста?

Предполагаемые ответы: Так как для реализации проекта педагог как правило использует следующие методики: лепка, рисунки, поделки, коллаж, театрализация, сочинение сказок - это несет терапевтическую пользу. Ребенок обретает душевный покой, он дает выход своим эмоциям. Готовые фигурки, полученные рисунки можно рассматривать и трогать, показывать другим ребятам, родителям, воспитателям. Ребенок может попросить оценить его творческую работу. Слова одобрения от окружающих приводят к тому, что дошкольник чувствует удовлетворение от   сделанного. Детей привлекает нестандартное изучение выбранной темы, ее простота в поиске из разных источников. Увлекшись, ребенок незаметно для себя многократно познает разные формы работы, тренируется широкий поисковой диапазон. И как следствие развитие творческих способностей, самостоятельности в выполнении работы.

Ответы педагогов.

4. Заключение

Слово эксперту. Обсуждение проектов.

Наш семинар подошел к концу. Анализируя ту работу, которую мы с вами проделали сегодня, обсуждая те проекты, которые были сегодня представлены, можно с уверенностью сказать, вспоминая высказывание Конфуция, что вы осознали, поняли значимость проектного метода в деле формирования творческого, деятельностного человека будущего общества. Именно в ходе выполнения проектных заданий дети оказываются вовлеченными в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества, приобретая при этом массу полезных навыков ( самостоятельность, умение планировать свою деятельность, решать нестандартные задачи, взаимодействовать в команде и многие другие),  которые пригодятся не только в учебе, но и в жизни.

Хочется надеяться, что во всех общеобразовательных программах следующего учебного года будет запланирована такая форма работы с учащимися как выполнение проектов и исследований.

Коллеги, на этом наш семинар завершен. Спасибо за участие! Успехов в нашей творческой работе.

Литература 

1.Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

3.Кульневич, С.В.Современный урок. Часть 1 [Текст]: научно – практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК/ С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. – С.244-251.

4.Куприянов, Б.В. Воспитание и социализация в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: / Б.В. Куприянов // Дополнительное образование и воспитание.– 2006.– № 7.– С. 3 -7;

5.Мудрик, A.B. Социализация человека [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.

6.Павлова, М.Б. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников. [Текст]: пособие для учителя / М.Б.Павлова, Дж. Питт, М.И.Гуревич, И.А.Сасова – М.: Вентана – Граф. - 2003. - 296с.

7.Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса [Текст] / Е.С. Полат // Школьные технологии. - 2006. - №6. - С.43-47.

8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

9.Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе [Текст]: методическое пособие / М.Б.Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160с.

10.Сасова, И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников [Текст]: пособие для учителя.- Москва: Издательский центр Вентана – Граф.- 2008- 294 с.

11.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С.Сергеева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.

12.Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков ; под. Ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 256с.

13.Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4-е изд., стереотип. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М., 2005. – 172 с.

14.Солодухина, Н.Н. Подготовка к ЕГЭ по географии на основе проектной деятельности [Текст]: / Н.Н.Солодухина, О.А.Хлебосолова // География в школе. – 2008. - №2 – С.51-53.

15.Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов/ Б.В. Куприянов и др. / под ред. A.B. Мудрика. М.: Academia, 2004. - 239 с.

16.Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского [Электронный ресурс] /ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие.

Приложение 1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Место написания проекта: например: МБУДО ЦРТДиЮ, объединение «Фантазеры», руководитель Петрунина Алина Шакуровна , 2021г.

  1. Название _____________________________________________________________________
  2. Автор (ы) проекта: имя, фамилия, возраст, название региона _____________________________________________________________________
  3. Актуальность проблемы _____________________________________________________________________
  4. Направленность проекта (творчество, общение, экология, здоровый образ жизни, гражданская сфера жизнедеятельности) ______________________________________________________________________
  5. Результат (что может изменить данный проект) ______________________________________________________________________
  6. Необходимое оборудование и материально – техническое обеспечение

______________________________________________________________________

  1. Необходимое время на осуществление проекта ______________________________________________________________________
  2. Специалисты, чья помощь необходима, при реализации проекта ______________________________________________________________________
  3. Сроки реализации проекта и место реализации ______________________________________________________________________
  4. Особенность проекта

______________________________________________________________________

  1. Примечание

______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игра - дело серьезное"

Опыт использования игровых технологий на уроках истории и обществознания. Приведены примеры игровых приемов, театрализованных и ролевых игр....

Методическая разработка семинара-практикума по теме: "Творческий проект как составляющая успешной реализации педагогического потенциала и всестороннего развития личности воспитанника дополнительного образования"

Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по организации и проведению семинара-практикума, где раскрываются технологические действия педагога дополнительного образования и восп...

Семинар – практикум по физике. 11 класс. Защита фантастического проекта. «Физика вокруг нас».

Физика – это удивительная наука! Это наука из наук! Еще из незапамятных времен она всегда держалась на трех китах:- гипотеза- эксперимент- закон.   Сегодня нам предстоит быть свидетелями тог...

Выбор профессии - дело серьезное.

Урок -  беседа для учащихся 9 класса....

8 ноября 2016 года в рамках проекта «Нейропсихология в образовании" в городском психолого-педагогическом центре ТО Хорошево-Мневники состоялся семинар-практикум на тему: «Формирование пространственной ориентировки у детей»

8 ноября 2016 года состоялся семинар-практикум, на котором специалисты ГППЦ поделились профессиональным опытом в коррекции пространственных представлений, развитии произвольного внимания, памяти, логи...

Семинар – практикум «Учимся делать презентации для дошкольников»

В работе описываются основные моменты, которые необходимо знать для того, чтобы правильно сделать мультимедийную презентацию для дошкольников к занятиям....

Юмор делает серьезное более серьезным

Рассказ написан учащимся 10 класса...