Основные принципы техники и методика изучения базовых движений современного танца
статья

Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия. Появление новых, в корне отличающихся от традиционных, академических систем хореографического искусства заставляет обратиться к изучению новых техник танца. Развиваясь в течение последних лет, современные танцевальные техники сформировали свой лексический модуль, форму урока и методику преподавания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные принципы техники и методика изучения базовых движений современного танца

 

Основные принципы изучения техники движения и исполнения в джаз-танце 

Характерные признаки джаз-танца: ритмичность, динамика, колоритность, совершенная свобода и координация вех частей тела, импульсная техника, возможность импровизации.

Понятие «изоляция» (технический прием, с помощью которого реализуется принцип полицентрики и полиритмии в джаз танце). Изолированными центрами являются: голова, шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки и ноги. Изоляция частей центров – «ареалы» (голень, стопа, предплечье, кисти, пальцы). Изоляция как способность двигаться независимо друг от друга отдельных звеньев тела.

Понятие «полицентрика» (движение различных частей тела независимо друг от друга, с различной скоростью, с разной амплитудой и направлением).

Понятие «релаксация» (регуляция напряжения и расслабления отдельных центров тела).

Понятие «полиритмия» (движения центров в различных ритмических рисунках, метрически независимо друг от друга). Роль ритма в джазе. Beat и offbeat. Свинг как моторно-ритмическая основа движений в танце (раскачивание тела и его частей в различных положениях).

Понятие «мультипликация» (разложение одного простого движения внутри ритмической единицы). Различные виды джазовой ходьбы, при которой вес тела переносится постепенно, с акцентом, на неударную долю такта. Брейкданс как пример мультипликации в современном танце.

Понятие «координация». Способы координации движений нескольких центров тела и ареалов. Принципы координации: одномоментный импульс, импульс и управление, оппозиция и параллелизм.

 

Основные принципы изучения техники движения танца модерн 

Развитие системы различных школ танца модерн, ее связь с именами крупных педагогов, хореографов и исполнителей. Философские концепции движения танца модерн. Позвоночник – основа движения. Понятия «contraction» – сжатие и «release» – расширение как основы движения техники М. Грэхем. Движение за счет падения и подъема тяжести корпуса, его построение по синусоиде: движение-задержка в кульминационной точке (suspend) и обратный возврат (recovery) – техника Д. Хамфри и X. Лимона.

Базисные понятия «contraction и release» заложенные в технике танца модерн, определяющие положение тела в пространстве. Визуальное «уменьшение» объема тела относительно его нормального состояния и «расширение» тела, его частей. Взаимосвязь движения и дыхания.

Особенность более полного использования пространства в танце модерн за счет передвижения исполнителя по горизонтали и вертикали. Понятие

«уровни» (Levels). Виды levels.

 

 

Позиции и положения рук, ног и корпуса в модерн джаз-танце 

Отличия модерн джаз-танца от классического танца. Особенности пластики, стиля и манеры исполнения модерн джаз-танца. Влияние на формирование системы модерн джаз-танца различных видов искусств и спорта, связанных с движением (акробатика, гимнастика, пантомима), народного (этнического) и бытового танцев. Особенности терминологии современного танца.

  1. Изучение основного положения корпуса, необходимого для данного танцевального стиля: положение коллапс.  
  2. Изучение основных позиций рук:  
  • нейтральное или подготовительное;  
  • press-position;
  • первая позиция;  
  • вторая позиция;  
  • третья позиция.  
  1. Аналогия и различие этих позиций с классическим танцем аут-позиция.  
  2. Jerk position.  
  3. Изучение разновидностей положения рук: V-положения, А-, Б-, Вположения. Перевод рук в различные позиции и положения.  
  4. Изучение позиций ног в положении «стоя» (по системе Г. Джордано):  

Первая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиция, ин-позиция; Вторая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиция, ин-позиция; Третья позиция. Один вариант: аналогичен классической 3-ей позиции; Четвертая         позиция.         Два         варианта:         аут-позиция         и         параллельное положение; Пятая позиция. Два варианта: аут-позиция и параллельное положение.  

  1. Изучение положений отдельных частей ног: положения point и flex в движениях catchstep, prance, kick.  
  2. Изучение позиций ног в положении «сидя». Педагогические приемы изучения координации движения рук, ног и головы.  

 

Понятия isolation и level. Методика         изучения isolation на различных levels 

Техника isolation – основа модерн джаз-танца. Изолируемые центры:

голова и шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки, ноги. Постановка корпуса. Моноцентрика и полицентрика. Параллелизм и оппозиция.

Level. Виды levels: стоя, сидя, на корточках, сидя на ягодицах, стоя на ягодицах, стоя на коленях, лежа. Акробатические levels – шпагат, стойка на руках и т.д. Методика изучения isolation на различных levels.

Первоначальные движения изолируемых центров изучаются в чистом виде. В простых сочетаниях даются всевозможные движения изолируемых центров.

Изучение isolation (изоляции) головы (стоя, сидя):  

  1. Наклоны (вперед, назад, в сторону);  
  2. Повороты (в сторону);  

3. «Маятник»;  

4. Круг.  

Плечи (стоя и сидя, параллелизм):  

1. Accents (вверх, вниз, вперед, назад);  

2. Полукруг;

3. Круг.  

Изучение isolation грудной клетки (сидя и стоя), accents (в сторону, вперед, назад). Верх корпуса (стоя).  

  1. Bend и bounce (вперед, в сторону, назад);  
  2. Side stretch;
  3. Deep body bend;
  4. «Table top» (вперед, в сторону);
  5. Twist – «table top»;  
  6. Простой круг через «table top» и deep bend;  
  7. Body bend demi-plié с последующим stretch;
  8. Relax.  

Изучение isolation pelvis в (полуприседании):  

  1. Медленные isolation (вперед, назад, в сторону);  
  2. Accents (вперед, назад, в сторону);  
  3. Hipcross (с возвращением в центр);  
  4. Полукруг;
  5. Круг;
  6. Hip lift;  
  7. Soul hiplift.  

Изучение isolation ног (стоя):  

  1. Knee raise;  
  2. Battements tendus и point-flex;  
  3. Isolation пальцев;
  4. Круги стопы;
  5. Knee taise с наклоном верха корпуса вперед;
  6. Kick ballchange.  

Ноги (сидя):  

  1. Point flex стопы;  
  2. Изоляция пальцев;  
  3. Круги стопы;
  4. Круги от колена;  
  5. Сгибание         колена         и         flex         по         I         и         II         аут-позициям.  

Изучение isolation рук (стоя, сидя):  

  1. Flex кисти;
  2. Круги кистью;  
  3. Круги предплечьем;
  4. Тряска кисти.  

 

Методика изучения более сложных isolation на различных levels

Изучение более сложных isolations. Координация двух, трех и более центров. Специальные isolations. Повторение изученных isolations головы и плеч на всех levels.

 

Изучение isolation головы (сидя и в полуприседании):  

  1. «Маятник» в быстром темпе;
  2. Круг в быстром темпе;
  3. Закрепление ранее пройденных isolations головы в координации с isolations плеч и рук.

 

Isolation плечей (стоя и в полуприседании, сидя):  

  1. Twist плеч;
  2. Полукруг и круг (поочередно каждым плечом);
  3. Полукруг и круг (одновременно оба плеча в оппозиции);  4. «Восьмерка»;

5. Закрепление ранее пройденных isolation в координации с isolations головы и рук.  

 

Isolation грудной клетки (стоя, в полуприседании, сидя):  

  1. Accents (из стороны в сторону, дубль);  
  2. Крест (с возвращением в центр);
  3. Contract-release.  

 

Isolation верха корпуса (стоя):  

  1. Side stretch с последующим twist и наклоном вперед;  
  2. Twist с толчком бедра;  
  3. «Table top» roll;  
  4. «Table top» с толчком бедра;  
  5. Twist с толчком бедра и кругом плеча и руки.

 

Isolation pelvis (в полуприседании):  

  1. Yip cross – диагональ;
  2. Квадрат – диагональ;  
  3. «Восьмерка»;  
  4. Закрепление ранее пройденных pelvis isolation в координации с isolations ног, головы, рук и плеч.  

 

Isolation ног (стоя):  

  1. Полукруг колена;  
  2. Ribberlegs.  

 

Isolation рук (стоя и в полуприседании):  

  1. Удар рукой;
  2. Полукруг и круг одной или обеими руками мимо корпуса;  
  3. «Восьмерка»;  
  4. Press;  
  5. Ранее изученные позиции и положения рук исполнять на различных levels с изоляцией других центров.  

Изучение специальных levels isolations:  

Сидя: 

  1. Stretch позвоночника в squat sit позиции.  
  2. Наклоны корпуса вперед с последующими bounce по frog sit позиции.  
  3. Наклоны корпуса вперед с последующими stretch диагональ вперед по frog sit позиции.  
  4. Bounce корпуса вперед по I параллельной позиции.  
  5. Side stretch no II позиции.  
  6. Twist и наклон корпуса вперед по полукругу (по II позиции и frog sit позиции).  
  7. Demi-rond – stretch ноги, поднятой вперед (рука поддерживает ногу за пятку) из tourkish позиции.  
  8. «Cradle» по frog sit позиции.  

Лежа на спине:  

  1. Lift корпуса с одновременным подведением ног в squat sit позицию.  
  2. Lift головы и шеи.  
  3. Lift грудной клетки и живота.  

Лежа на животе – обратная дуга (inverted backarch).  

 

Упражнения у станка 

Задачи и цели упражнения у станка. Методика построения упражнений у станка. Базовые движения составляющие комбинации упражнений у станка.

Последовательность движений и логика построения комбинаций. Изучение базовых движений:

 

  1. Stretch – в области ахила, бедер и позвоночника (лицом к станку).  
  2. Contract-release pelvis позвоночника и наклон корпуса вперед (лицом к станку).  
  3. Contract-release корпуса и наклон вперед.  
  4. Plié:  
  • demi-plié contract-release корпуса;  
  • grand-plié contract-release (лицом к станку);  
  • grand-plié с волнообразным перевиванием (лицом к станку);  
  • demi-plié relevé с отклонением корпуса назад – диагональ;  
  1. Battements tendus:  
  • point-flex;  
  • с последующим twist, верха корпуса и accent бедра опорной ноги (вперед, в сторону); heeldrop-bounce (назад).  
  1. Battement tendu jeté piqe.  
  2. Swing balancoire (вперед-назад).  
  3. Battement fondu в координации с движением рук.  
  4. Battement développé point-flex.  
  5. Battements développé через passé contract.  
  6. Kick.  
  7. Kick ballchange.  
  8. Pelvis stretch (лицом к станку).  

Литература:

  1. Верхоляк, А.В. Методика преподавания джаз-танца. Учебная программа / А.В. Верхоляк. – М.: МГУКИ, 2014. – 27 с.
  2. Калугина, О.Г. Методика преподавания хореографических дисциплин: учеб. -метод. пособие / О.Г. Калугина. – Киров: КИПК и ПРО, 2010. – 123 с. 3.
  3. Кох, И. Э. Основы сценического движения: учебник / И.Э. Кох. – Изд. 3-е. – Санкт-Петербург: Планета музыки: Лань, 2013. – 510 с. (Учебники для вузов. Специальная литература).
  4. Никитин, В.Ю. Джазовый танец. История. Методика. Практика: учеб. - метод. пособие / В.Ю. Никитин. –М.: МГУКИ, 2014. –312 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение базовой фигуры в танце "Медленный вальс в группе начинающих"

Подробное описание этапов занятия по изучению базовой фигуры...

План-конспект открытого урока по фортепиано "Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы"

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо...

Изучение базовой фигуры в танце "Медленный вальс" в группе начинающих

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования...

Методика изучения базовых элементов хип-хопа, основанная на анализу видеоматериала

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что на данный момент не существует обширной методической базы для осуществления подготовки танцоров в данном направлении. Между тем, хип-...

План-конспект занятия с УМК «Знакомство с базовыми элементами современного танца с использованием фитнес оборудования: степ-платформы»

Цель: ознакомление с одним из новых направлений современной хореографии – хип-хоп на степ-платформе. Задачи: • образовательные: обучить базовым навыкам и умениям современного танца с использова...

Методика проведения занятий по современному танцу

Современный   танец   –   это   многожанровый   и   эстетически   разноплановыйфеномен. К современному  танцу в  н...

План-конспект занятия по современному танцу для детей среднего школьного возраста на тему "Приобретение навыков выполнения танцевальных движений по современному танцу в стиле джаз-модерн"

Занятие предусмотренно для детей среднего школьного возраста. В ходе занятия дети знакомятся с новым направлением в танце - джаз-модерн. Разучивают фрагмент танца в новом стиле....