Разработка внеклассного мероприятия
занимательные факты

Битва хоров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_konkurs_bitva_horov.docx257.28 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\79025\Desktop\sEMUvGfv-uY.jpg

Сценарий школьного конкурса «Битва хоров»

Цели:

  • Пробуждать интерес к песням военных лет.
  • Воспитывать гордость за свой народ, с честью выполнивший свой долг перед Отечеством в годы Великой Отечественной войны.
  • Оборудование: письма-треугольники, песня «Священная война» В.Л. Кумача, песня «День победы»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ученик 1:

Сколько песен об армии сложено
Сколько сложено песен о флоте!
Нам припомнить их в праздник положено,
Да и спеть мы их тоже не против!

Ученик 2:

Пусть меха развернуться баянные
Пусть ударят литавры и трубы,–
Песня друг встречи ждет с ветеранами,
И шагает к солдатскому клубу!

Ученик 3:

В ней такие слова сокровенные,
Что не могут нам сердце не тронуть:
Про большие дороги военные,
Про бои под Москвой и под Веною
И про парня того, с Малой Бронной!

Ученик 4:

Оживает история славная,
Все что видано было и пройдено…
Песня учит нас самому главному:
Бесконечно любить нашу Родину!

Ученик 5:

На земле, на морях, в поднебесье ли
Песня – верный соратник Победы.
Так давайте же вспомним те песни мы,
Шли с которыми в бой наши деды!

Ученик 6:

Вы слышите, грохочут сапоги,
и птицы ошалелые летят,
и женщины глядят из-под руки?
Вы поняли, куда они глядят?

Исполняется песня «Ах, эти тучи в голубом». (8В класс)

«Священная война» – 1941 г.

Ученик 1: Война. Эти слова подвели черту над мирной жизнью советских людей, нарушив привычный уклад жизни, перечеркнув надежды, разлучив с близкими и обнаружили в их сердцах удивительную силу и решимость, гнев и веру в завтрашний день. Наверное, этими словами – священная война – дышала и думала вся страна в тот момент. Через два дня она запоет песню с таким названием (Звучит песня "Священная война")
Прогремела на всю страну «Священная война» В.Л.Кумача. Как могучий призыв, как торжественная клятва разнеслась по просторам нашей отчизны слова:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой.

Ученик 2: Стихи были опубликованы 24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда». А чуть позже была исполнена песня «Священная война». Краснознаменным ансамблем под руководством А.В. Александрова. Прозвучавшая могучим призывом, с чеканной простотой и силой выразившая общее настроение и чувство, это песня-присяга, песня – гимн сразу была взята на вооружение армией и народом и в течение четырех лет бессменно служила делу борьбы и победы. Советское радио все годы начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни.

Исполняется песня «До свидания, мальчики» (9Б класс)

«Синий платочек» – 1942 г.

Ученик 1: Казалось, какие песни, когда идет война, кругом горе, смерть каждую минуту смотрит в глаза. А все как раз наоборот. Тогда песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А дома вселяли надежду тем, кто ждал с войны своих героев.

Ученик 2:

“Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне”.

Ученик 3: Эти замечательные слова написал А. Твардовский. Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года, из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года.

Ученик 4: Сейчас точно известно, что в годы войны песня «Синий платочек» дважды выпускалась на пластинках. Первая пластинка была выпущена в блокадном Ленинграде в очень ограниченном количестве экземпляров. А через несколько дней Клавдия Ивановна напела на пластинку еще один вариант «Синего платочка» в сопровождении полного состава Фронтового джаз-оркестра. Именно эта запись получила самое широкое распространение.

Ученик 5: Роль случая в появлении того или иного шлягера довольно велика. Это коснулось и легендарной военной песни "Синий платочек". Текст ее фронтового варианта был передан незнакомым лейтенантом певице Клавдии Шульженко после ее выступления на передовой в 1942 году. Если бы концерт не состоялся или прошел на другом участке фронта, может, и не появился бы на свет один из ярчайших песенных символов Великой Отечественной.

Исполняется песня «Синий платочек» (9А класс)

«В Землянке» – 1942 г.

Ученик 1: Алексей Сурков написал ставшую одной из самых известных песен тех лет, задушевную, глубоко лирическую – «В землянке». Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудную, суровую пору с голосами всех разлученных войной. «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, – вспоминал Сурков. – но не собиралось быть песней. И даже не претендовала стать печатаемым стихотворением. Это были 16 «домашних» строк из письма жене Софье Антоновне. Письмо это было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня…» Глубоко личные, прочувственные стихи Суркова вдохновили композитора К. Листова. Он написал к ней музыку и спел ее. Впервые песня была опубликована в газете «Комсомольская правда» 25 марта 1942 года.

Исполняется песня «В землянке» (8Б класс)

Ученик 2: В годы войны оказался нарушен обычный порядок проникновения песен в народ: если до войны песни сначала издавались на пластинках, а уж потом становились популярны, то теперь они, исполняясь на фронтах, становились популярны и только потом попадали на пластинки. И с этими песнями критики и цензоры уже ничего не могли поделать – это были народные песни, заслужившие в боях право на существование!

Ученик 3: Я хочу добавить вот о чем: давно известно – у немцев не было хватающих за душу песен о войне, только у нас. Искусство у них было сугубо агитационное. Одни крупные писатели эмигрировали из Германии, другие самоустранились. У нас же время войны стало только началом гигантской литературы о войне – поэзия, проза и, конечно, песни. Hемцы пели наши песни, прежде всего "Катюшу", иные объясняли это потом постоянной, активной боевой соприкасаемостью с противником. Но ведь мы-то их песен не пели никогда…

«Случайный вальс» – 1943 г.

Ученик 1: Одна из самых знаменитых песен войны «Случайный вальс». Однако родилась эта песня совершенно неклассично. Вскоре после победного завершения Сталинградской битвы Фрадкина и Долматовского вызвали на Военный совет фронта и дали задание срочно сочинить офицерский вальс. Почему «офицерский» и почему «вальс»? Причины были довольно специфические.

Ученик 2: Во-первых, в Красной Армии только что произошла реформа – ввели новые офицерские звания и погоны со звездочками, как при царе. Многие из новоиспеченных пролетарских офицеров отказывались надевать такие погоны. Чтобы поднять престиж офицерского звания, Рокоссовский на своем фронте велел провести соответствующую идеологическую работу. Те приказали сочинить песню, прославляющую офицеров.

Ученик 3: А вот выбор жанра «вальса» определялся более тонкими причинами. В Ставке Сталина готовили секретное наступление на Курской дуге. Перед нашей контрразведкой была поставлена задача: убедить немцев в том, что никакого наступления не готовится. В ход были пущены все средства, в том числе «мелодические». Армейская разведка располагала сведениями, что аналитики бвера по тому, какие песни звучат в советском радиоэфире – более лиричные или боевые, – судят о том, готовится ли на фронтах наступление или, наоборот, глухая оборона. Рассчитывая на подобное заблуждение бвера, армейские политруки стали требовать от маститых композиторов сочинения «расслабляющих мелодий».

Ученик 4: Фрадкин и Долматовский блестяще справились с поставленной задачей. За одну ночь в вагоне Политуправления армии Рокоссовского, который шел по маршруту Сталинград – Елец, написали вальс, который назвали «ОФИЦЕРСКИЙ».
В оригинале текст звучал так:

Ночь коротка,
спят облака,
и лежит у меня НА ПОГОНЕ
незнакомая ваша рука.

Ученик 5: Рокоссовскому песня понравились. Ее отправили на прослушивание Сталину. Сталин выслушал, походил, покурил трубочку и, как гласит легенда, молвил: «Как это хрупкая девушка достанет до плеча нашего боевого офицера? Он разве не гигант? Армию хотите принизить. Не пойдет. И потом, зачем вальс – офицерский? Офицер воевать должен, а не танцевать». Высочайшую директиву срочно передали авторам. Вальс из «офицерского» превратился в «случайный», а «погон» стал «ладонью». Битва на Курской дуге была выиграна. Может быть, не в последнюю очередь благодаря вальсу Фрадкина и Долматовского. Ведь немцы все-таки поверили, что Красная Армия не собирается наступать под Курском…

Исполняется песня «Случайный вальс» (10А класс)

1944 – 1945 г

Ученик 1: На исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно в песнях было высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда Победа была уже близка, но война еще не окончена…Каждый мечтал дожить до Победы.

Ученик 2:

Ведь завтра снова будет бой,
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, недолюбив,
От наших жен, от наших нив.
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю
.

Исполняется песня «Тревога»

Ученик 3: Замечательный советский поэт Алексей Иванович Фатьянов, в шинели рядового прошагавший трудными военными дорогами рассказывал: « Помню фронт. В большой зеленой роще, мы солдаты после только что затихшего боя лежим, отдыхаем и вдруг слышим: вслед за растаявшем вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей!» И это вошло в его песню «Соловьи». Он не только написал слова к этой песни, но и напел композитору – Соловьеву-Седому придуманную им самим мелодию. Песня впервые прозвучала в 1945 году. Вместе они написали еще много прекрасных песен: «На солнечной поляночке», «Потому что мы пилоты», «Где же вы теперь друзья однополчане?» и многие другие.

Исполняется стихотворение «Шинель» (9Б класс)

Ученик 4: По своему эмоционально-духовному наполнению песни войны превзошли все, что существовало на нашей эстраде прежде и все, что появилось на нашей эстраде после. Я бы сказал, что советская военная песня в подлинном звучании содержит духовность, которая волшебным образом дает человеку прозревать, открывает глаза на то подлинное, что имеет значение в его жизни.

Ученик 5: Обратите внимание на то, что при всем обилии современных звукозаписывающих средств, мы практически не слышали подлинного звучания военных песен. По радио, телевидению и на CD основная масса людей слышит их уже такими, как они были записаны на долгоиграющие пластинки. Но эти записи были сделаны уже в другое время, они несут совершенно иной ДУХ.

Весна. Победа.

Ученик 1:

Этот день Победы!
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах…

Ученик 2: Песню «День победы» любят все. А написана она была Владимиром Гавриловичем Харитоновым спустя 30 лет после победы. Впервые эта песня прозвучала в исполнении Леонида Сметанникова в праздничной телепередаче, но прошла незамеченной и только спустя полгода, на традиционном концерте, посвященном Дню советской милиции, ее спел Лев Лещенко, спел так, что она стала одной из самых известных и популярных и по сей день.

Исполняется песня «Майский вальс» (9В класс)

Песни, написанные после войны

Ученик 1:

А мы рукой на прошлое: вранье!
А мы с надеждой в будущее: свет!
А по полям жиреет воронье,
а по пятам война грохочет вслед.


Песня – «Звезда по имени Солнце»

Ученик 2: Тема памяти воплотилась во множестве песен. Нередко в них оживают оставшиеся далеко во времени, но незабываемые для каждого фронтовика эпизоды боев. За годы, прошедшие после войны, выросло новое поколение. Они стали важным звеном в песенной эстафете, объединившие разные этапы нашей жизни.

Ученик 3:

Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей,
И у берез, и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под березами лежат,
И вам ответят их сыны,
Хотят ли русские войны.

Исполняется песня «Караваны» (8А класс)

Ученик 4: Перекликаются песни разных лет – старые и новые. Теперь объединяет их не время создания, а события, ими воспетые. Поет живая, неумолкающая память.
Песня – «Офицеры» (11А класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...