Программа внеурочной деятельности по развитию читательских навыков "Художественное слово"
рабочая программа (6, 7, 8 класс)

Чинокалова Ксения Владимировна

Полностью авторская рабочая программа внеурочной по ФГОС, посвящённая чтению по ролям. Рассчитана на 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennoe_slovo_chinokalova.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА

решением педагогического совета ГБОУ школы № 338

Протокол от 31.08.2020 № 1

УТВЕРЖДЕНА

Директор ГБОУ школы № 338

Невского района Санкт-Петербурга

________________ В.Н. Брюховецкая

Приказ от 31.08.2020 №77/7 -д  

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 338

Невского района Санкт-Петербурга

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

направление – общеинтеллектуальное

 «Художественное слово»

   6 класс

на 2021– 2022 учебный год

                                                        

 Автор  программы:

Чинокалова Ксения Владимировна

учитель русского языка и литературы

Санкт-Петербург

2021 год

Пояснительная записка

 

Актуальность курса

Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Основа овладения учащимися искусством говорить, читать и рефлексировать над прочитанным закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать таланты, укреплять их зарождающуюся любовь к литературе

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения навыком чтения. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки: развивают чёткость и громкость речи, осознанное чтение, актёрские навыки . Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными читать, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Чтение вслух, чтение наизусть и устные ответы являются одним из важнейших видов деятельности на уроках литературы в средней школе. Данные виды деятельности развивают метапредметные навыки, связанные с разнообразными видами чтения, а также с умением выступать на публике, что, несомненно, является крайне важными компетенциями, так называемыми «Навыками XXI века». Также чтение, чтение вслух, анализ и рефлексия над текстом помогают развивать навыки, названные «4К»: коммуникацию, креативность, критическое мышление и кооперации. В рамках ФГОС развитие подобных навыков является первостепенной задачей.

Однако в условиях стандартного урока у обучающахся и учителя не всегда получается полноценно уделять внимание развитию данных важных компетенций.

Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по художественному чтению, которая должна побуждать узнавать нечто новое о литературе, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы, и метапредметные навыки.

Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.

Цель  программы: формирования у учащихся навыков ориентирования в тексте, говорения, развития 4К.

Задачи:

Обучающие:

  • развитие  интереса к литературе как к учебному предмету;
  • углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием литературных произведений.
  • развитие мотивации к самостоятельному чтению;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы

Развивающие:

  • приобщение школьников к самостоятельной рефлексивной работе;
  • развивать умения владения своими эмоциями, воздействия на аудиторию;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой

Возрастные особенности:

Данная программа рассчитана на детей 6 класса, возраст примерно 11-13 лет.

Период перед половым созреванием, а именно 11-13 лет, протекает не у всех одинаково: кто-то справляется самостоятельно, причем неплохо, а кому-то необходима помощь психолога, который поможет пережить этот непростой период. В характере ребенка также наблюдаются изменения, порой не в лучшую сторону: дети часто отвлекаются от учебного процесса, ведут себя вызывающе, остро реагируют на малейшее замечание. Особенность возраста заключается еще и в том, что мнение сверстников (да и чужих взрослых) для ребенка становится важнее родительского. И вот тут очень может помочь данный курс.

Формы организации:

  • мастер-классы;
  • занятия с элементами театральных практик;
  • чтение текстов по ролям;
  • ролевые игры.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.  В  каждом занятии прослеживаются три части:

  • теоретическая;
  • практическая;
  • рефлексивная.

Личностные, метапредметные результаты.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Ожидаемые результаты:

Раздел: «Звучащая строка».

  • проводить фонетический анализ слова;
  • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Разделы: «Таинства лексики», «Слово о словах».

проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

  • группировать слова по тематическим группам;
  • подбирать к словам синонимы, антонимы;
  • опознавать фразеологические обороты;
  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
  • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Занятия по программе проводятся 1 раза в неделю по 40 мин. За год – 34 занятия.

Формы учёта результатов

Контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий в ходе работы.

Оценка достижений результатов данного курса происходит по двум направлениям: самооценка достижений результатов каждым обучающимся и оценка результатов работы учителем..

  1. Индивидуальные результаты:

После завершения каждого раздела программы учащиеся дают самооценку знаниям, полученным в результате работы, подвергают свою работу и знания самоанализу.

  1. Коллективные результаты.

Работа учащихся после каждой темы  оценивается учителем по следующим критериям: активность, креативность, инициативность, широта кругозора, коллективность, кооперация, критическое мышление. Дается коллективная оценка.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

1

Введение

1

2

II. Что такое чтение? (2ч.)

2

3

III. Евгений Шварц. Пьеса «Золушка» (4 ч.)

4

4

IV. Как смешить людей. Анализ юмористических выступлений актёров.

1

5

Сергей Ильницкий. «Сказка о мнимом принце». (4 ч.)

4

6

VI. От юмора к серьёзному.

1

7

Леонид Филатов. «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца». (5 ч.)

5

8

VIII. «Я - читатель» (4 ч.)

4

9

XIX. Виталий Лебедев по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг!» (4 ч.)

4

10

Рефлексия о прочитанных произведениях (1 ч.)

1

11

XXI. Перечитывание избранных фрагментов прочитанных произведений. Смена ролей (2 ч.)

2

12

XXII Современная и классическая поэзия (3 ч.)

3

13

XXIII. Рефлексия о пройденном курсе. Безоценочный тест, изменяющий изменения в 4К

1

14

XXIV. Подведение итогов.

1

Итого

34

Содержание занятий

  1. Введение

Рассказ об общем содержании и целях курса. Входной тест на 4К - коммуникацию, креативность, кооперацию и критическое мышление.

II. Что такое чтение? (2ч.)
Вводные теоретические занятия с информацией о теории чтения, способах чтения.

III. Евгений Шварц. Пьеса «Золушка» (4 ч.)

Художественное чтение пьесы, обсуждение мотивации и характеров персонажей, рефлексия о прочитанном.

IV. Как смешить людей. Анализ юмористических выступлений актёров.

Просмотр, обсуждение и анализ выступлений артистов разговорного жанра, частей юмористических спектаклей.

V. Сергей Ильницкий. «Сказка о мнимом принце». (4 ч.)

Художественное чтение пьесы, обсуждение мотивации и характеров персонажей, рефлексия о прочитанном.

VI. От юмора к серьёзному.
Обсуждение ситуаций, при которых серьёзные темы поднимаются через юмористическую подачу.

VII. Леонид Филатов. «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца». (5 ч.)

Художественное чтение пьесы, обсуждение мотивации и характеров персонажей, рефлексия о прочитанном.

VIII. «Я - читатель» (4 ч.)
Чтение произведений, самостоятельно выбранных обучающимися: сказок, стихов, рассказов, отрывков из крупных произведений.

IX. Виталий Лебедев по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг!» (4 ч.)

Художественное чтение пьесы, обсуждение мотивации и характеров персонажей, рефлексия о прочитанном.

Х. Рефлексия о прочитанных произведениях (1 ч.)

Круглый стол о прочитанных произведениях.

XI. Перечитывание избранных фрагментов прочитанных произведений. Смена ролей (2 ч.)

Перечитывание особенно ярких фрагментов произведений со сменой ролей.

XII. Современная и классическая поэзия (3 ч.)

Чтение экспромтом произведений классических и современных поэтов.

XIII. Рефлексия о пройденном курсе. Безоценочный тест, изменяющий изменения в 4К

Тест, аналогичный выполненному на первом занятии.

XIV. Подведение итогов.

Подведение итогов, составление планов на следующий год.

Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ занятия

Название темы

Количество часов

Дата

план

Дата факт

Формы

Введение.

Безоценочный тест на 4К.

1

эвристическая беседа

Что такое чтение? Разные виды чтения.

1

эвристическая беседа

Принципы выразительного чтения.

1

эвристическая беседа

Мир Евгения Шварца и его сказок.

1

практическое занятие

Евгений Шварц. Золушка. Распределение ролей, чтение.

1

практическое занятие

Евгений Шварц. Золушка. Чтение

1

практическое занятие

Евгений Шварц. Золушка. Чтение. Рефлексия.

1

практическое занятие

Как смешить людей. Анализ юмористических выступлений актёров.

1

Анализ текста

Сергей Ильницкий. «Сказка о мнимом принце». Анализ персонажей, очарование восточного колорита.

1

Эвристическая беседа

Сергей Ильницкий. «Сказка о мнимом принце». Чтение

1

Практическое занятие

Сергей Ильницкий. «Сказка о мнимом принце».

1

Практическое занятие

Сергей Ильницкий. «Сказка о мнимом принце». Рефлексия.

1

Практическое занятие

Через юмор - к серьёзному.

1

Эвристическая беседа

Сергей Филатов. Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца. Анализ персонажей

1

Эвристическая беседа

Сергей Филатов. Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца. Чтение

1

Практическое занятие

Сергей Филатов. Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца. Чтение

1

Практическое занятие

Сергей Филатов. Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца. Чтение

1

Практическое занятие

Сергей Филатов. Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца. Чтение. Рефлексия.

1

Практическое занятие

Круглый стол «Я - читатель». Выбор произведения для монологического чтения.

1

Групповая работа

«Я - читатель». Монологическое чтение произведений по выбору, рефлексия.

1

Практическое занятие

«Я - читатель». Монологическое чтение произведений по выбору, рефлексия.

1

Практическое занятие

«Я - читатель». Монологическое чтение произведений по выбору, рефлексия.

1

Практическое занятие

Сложные вопросы детских сказок. «До свидания, овраг!» (пьеса Виталия Лебедева по повести Константина Сергиенко). Анализ персонажей

1

Эвристическая беседа

«До свидания, овраг!» (пьеса Виталия Лебедева по повести Константина Сергиенко). Чтение

1

Практическое занятие

«До свидания, овраг!» (пьеса Виталия Лебедева по повести Константина Сергиенко). Чтение

1

Практическое занятие

«До свидания, овраг!» (пьеса Виталия Лебедева по повести Константина Сергиенко). Чтение. Рефлексия.

1

Практическое занятие

Рефлексия о прочитанных пьесах. Что мы запомнили?

1

Эвристическая беседа

Перечитывание избранных фрагментов прочитанных произведений. Смена ролей

1

Практическое занятие

Перечитывание избранных фрагментов прочитанных произведений. Смена ролей

1

Практическое занятие

Читаем стихи. Великая сила поэзии

1

Практическое занятие

Современные и классические поэты. Пушкин, Маяковский, Есенин, Ахматова.

1

Эвристическая беседа

Современные и классические поэты. Полозкова, Сопрано, Лемерт.

1

Эвристическая беседа

Рефлексия о пройденном курсе. Безоценочный тест, изменяющий изменения в 4К

1

Тест

Подведение итогов.

1

Самоанализ.

Список  литературы:

  1. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке : Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М. : Корпорация «Российский учебник», 2019.
  2. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников.

 Пособие для учителей – М.: Просвещение. 1981.– 160с

  1. Е. Шварц. «Золушка».
  2. С. Ильницкий «Сказка о мнимом принце».
  3. Л. Филатов «Сказ про Федота-стрельца».
  4. В. Лебедев. «До свидания, овраг»

Интернет ресурсы.

  1. https://stihi.ru/
  2. https://www.youtube.com/
  3. Группа ВКонтакте «338 школа Невского района. Внеурочная  деятельность» https//vk.com/club193866962



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовате...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Живое слово"

Программа рассчитана на учащихся 7-х классов.Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочно...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Сила слова"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 7 класса, УМК Разумовской М.М....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Как слово наше отзовётся". ( 5–8 классы)

Разделы: родной русский язык, внеурочная деятельностьПояснительная записка        Рабочая программа внеурочной деятельности по  родному русскому языку “ К...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Как слово наше отзовётся". ( 5–8 классы)

Разделы: родной русский язык, внеурочная деятельностьПояснительная записка        Рабочая программа внеурочной деятельности по  родному русскому языку “ К...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Мастерская слова"

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Мастерская слова"...

Авторская разработка программы внеурочной деятельности "Языковой код. Наследие в слове"

Программа внеурочной деятельности «Языковой ко[t]. Наследие в слове» даёт возможность изучать родной русский язык с точки зрения этимологического анализа слова и расширяет границы программ...