Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Мастерская слова"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс)

Гучигова Наталья Алексеевна

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Мастерская слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса « Мастерская слова»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Мастерская слова»  для обучающихся   10 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, предусмотренных учебным планом ГБОУ СОШ №539 с углубленным изучением иностранных языков. Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом программ, включенных в образовательную структуру.

Формирование культуры речи и развитие речевой компетенции учащихся - это важные задачи, стоящие перед учителями русского языка и литературы в современной школе. Проблема речевой культуры в условиях модернизации российского образования приобретает особое значение.

Все программы по русскому языку предполагают обращение к вопросам речевой культуры. Эти вопросы в центре внимания и на уроках подготовки к сочинениям, когда проводится работа по предотвращению речевых ошибок.

Поэтому обучение на  уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования речевой  компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо.

Формирование речевой компетентности – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно, органично сочетаясь с отработкой  орфографических и пунктуационных навыков.

 В материалы и тесты централизованного аттестационного тестирования по русскому языку включены задания на определение и устранение ошибок разных типов. Поэтому возникает необходимость целенаправленной систематической работы по привитию навыков правильной речи и знакомству с языковыми нормами, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Работа на уроке не всегда оказывается достаточной для решения этих задач. Поэтому элективный курс открывает возможности для углубления содержания лингвистического образования в становлении личности учащихся.

Главная идея курса русского языка – интенсивное речевое и интеллектуальное  развитие учащихся – нашла отражение в примерной программе

Программа данного курса берет за основу развитие связной культурной речи учащихся путем усиления лингвистической основы обучения, ознакомления школьников с системой речеведческих понятий, что позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно.

Углубляется работа над понятиями «стилистика», «культура речи», «речевые нормы», «текст». В ходе работы над понятием «стилистика» учащиеся убеждаются в том, что на характер высказывания всегда влияют условия и задачи общения, поэтому они учатся ориентироваться в речевой ситуации и учитывать ее при создании собственных высказываний. Такая работа позволяет приблизить учебную речевую деятельность школьников к речевой практике, сделать более продуктивным процесс обогащения лексического и грамматического строя речи учащихся.

Опора на понятие «текст» открывает богатые возможности для формирования у школьников умения развивать мысль в тексте, оформлять ее в соответствии с замыслом, демонстрировать свои творческие способности.

Результат работы курса – публичные выступления учащихся, написание сочинений, приобретение информационных, познавательных, коммуникативных, культурологических компетенций.

В целом вся программа направлена на то, чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно пользоваться богатством родного языка для выражения своих мыслей и чувств, определиться с выбором будущей профессии, развивать свои творческие способности.

Данный курс рассчитан на 68 часов

Цели и задачи курса:

Программа курса «Мастерская слова» включает в себя дифференцированные материалы, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по русскому языку, способствует воспитанию речевой культуры школьников.

цели и задачи:

  • знакомить учащихся с языковыми нормами русского литературного языка;
  • уметь выявлять, исправлять и устранять речевые ошибки;
  • научить пользоваться справочной литературой
  • научить механизму предупреждения и исправления речевых ошибок
  • формировать интерес к изучению важной области знаний словесности.

В итоге изучения основ культуры речи учащиеся должны овладеть такими знаниями, умениями, навыками:

  • знать действующие языковые нормы в  разделах словообразование, морфология, синтаксис, лексика, фразеология;
  •  уметь понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь из речевого

        потока нужную информацию (слушание);

  • уметь вести диалог, строить монолог в любой ситуации (говорение);
  • уметь создавать собственные письменные тексты на разные темы с

      использованием необходимых языковых средств (письмо).

  • уметь классифицировать речевые ошибки, проводить анализ речи, оценивать её с точки зрения правильности;
  • уметь пользоваться различными видами справочной литературы
  • владеть навыками правильной устной и письменной речи

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: написание изложений различного вида, сочинений, эссе, практических работ.

Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: конференция, презентация.

Предметные планируемые результаты

Обучающийся на углубленном уровне научится:

  воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;

  рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;

 распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

 анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;

 комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

 отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;  использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

 иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

 выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

 дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

 проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

 оценивать стилистические ресурсы языка;

 сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

  владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

 создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

 соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

 соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

 соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  осуществлять речевой самоконтроль;

 совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

 использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

 оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

 понимать роль слова в современном мире;

– понимать принципы коммуникативного сотрудничества и использовать их при определении стратегий речевого поведения;

 уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;

 уметь принимать участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;

 уметь строить устные учебно-научные сообщения различных видов, писать рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

 владеть умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;

 создавать устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;

 создавать текст как результат проектной (исследовательской) деятельности;

 оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

 

    Жанр – это относительно устойчивый в тематическом, композиционном и стилистическом планах высказываний речевых произведений.

 

    Стиль – это исторически сложившийся и социально осознанный результат отбора языковых средств в соответствии с содержанием высказывания аудиторией, местом, временем речи, формой общественного сознания (политика, право наука и искусство)  а также сферой бытовых отношений.

 

 Функциональные стили (стиль языка, стиль речи)  – разговорный стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, стиль художественной литературы.

 

  Разговорный стиль используется для повседневного общения, в неофициальной обстановке (беседа, записки, частные письма и т.д.).

 Научный стиль используется в официальной обстановке (научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация, реферат).

 

 Официально-деловой стиль используется в сфере законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности (законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, объявления, деловые бумаги).

 

  Публицистический стиль используется в газетах и журналах, выступлениях на радио и телевидении, на митингах, собраниях  (статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь).

 

  Стили художественной литературы: роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия, трагедия.

 

 Текст  это словесное устное или письменное произведение,  представляющее собой единство некоторой информации содержания и речи, формирующей и выражающей это содержание (категории текста: завершенность, цельность, связность, информативность).

 

Тема – это предмет, понятие, явление, вопрос, проблемы, которые лежат в основе содержания текста.

 

Основная мысль – тот главный смысл, который вытекает из всего сообщения. По типу речи различают текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение.

 

Повествование – рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. Повествовательный текст весь в целом, отвечает на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Как? На первый план в повествовании выдвигается развитие действия – сюжет.

 

Описание изображение какого-либо явления путем перечисления его признаков.

 

Рассуждение – тип текста, в котором что-то доказывается, объясняется какое-то положение, мысль.

 

Композиция текста – построение. В тексте выделяют экспозицию (то, что предшествует началу), завязку, развитие действия, кульминацию (наивысшую точку действия), развязку.

 

Выразительные средства создания текста – тропы, стилистические фигуры.

 

Троп- употребление слова в переносном значении. Виды тропов используются и рассматриваются в художественной литературе (аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет).

         

Метафора – перенос названия предмета на основании сходства.

   

Сравнение – сопоставление одного понятия с другим.

 

Эпитеты – красочные определения, слова, которые художественно определяют предмет или действие.

 

Стилистические фигуры речи  (от латинского figura – очертание, изображение) – особая форма синтаксических конструкций, усиливающих выразительность (анафора, антитеза, градация, инверсия, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора, парцелляция).

 

Инверсия – изменение порядка слов с целью увеличить выразительность речи.

 

Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)

 Параллелизм – аналогия, сходство, общность характерных черт; одинаковое синтаксическое и интонационное построение следующих друг за другом предложений.

 

 Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

 

Эпифора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце стиха, строфы, предложения.

 

Синекдоха – вид метонимии, употребление названия большого в значении меньшего, целого в значении части, и наоборот.

 

Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия.

Литература для учащихся

  1. Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.
  2. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
  3. Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.
  4. Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
  5. Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.
  6. Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.
  7. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.
  8. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.

Литература для учителя 

       1.Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен : Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения,        создание текста). – Челябинск, “Взгляд”,2004.

  1. Капинос В.И., Сергеева Н.И., Соловейчик Н.С. Развитие речи. Теория и практика обучения, 2-е издания. М.: Линка-пресс. 1994 – 191 с.
  2. Капинос В.И.работа по развитию речи учащихся в свете совершенствования речевой деятельности // РЯШ в школе -1978 - №4 – с.58-67.
  3. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2006.
  4. Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе – 1996 - №3 – с.3-8.
  5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.
  6. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.
  7. Любичева Е.В. ЕГЭ. Сдаем без проблем. Русский язык: на пути к экзамену. – М., ЭКСМО, 2007.
  8.  Панова Е.А., Позднякова А.А. «Справочные материалы по русскому языку» М., АСТ, 2004.
  9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.:- Просвещение, 1985 – 399 с.

Примерный тематический план

ТЕМА  

ТИП  УРОКА

МЕТОДЫ  И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Содержание работы

РАЗВИТИЕ  РЕЧИ  

Речевые знания, умения

1

Введение в спецкурс. Знакомство с программой.

 

Урок  усвоения  новых  знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Знакомство с программой

 

2

Текст. Тема и основная мысль текста.

Урок повторения ранее изученных знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Разбор текстов, теория

Анализ текста

Умение определять тему и основную мысль текста

3

Средства связи между частями текста. Способы связи предложений в тексте.

Урок повторения ранее изученных знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Разбор текстов, теория

Анализ текста

Знать средства связи между частями текста и способы связи между предложениями текста

4

Практическое занятие. Создание текста

Урок - практикум

Тренировочные задания

Разбор текстов, теория

Анализ текста

Умение создавать текст

5

Выделение микротем в тексте.

Урок - практикум

Тренировочные задания

Разбор текстов

Анализ текста

Умение создавать текст, выделять микротемы

6

Типы речи

Урок повторения ранее изученных знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Разбор текстов, теория

Анализ текста

Умение определять типы текста

7

Стили речи

Урок повторения ранее изученных знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Разбор текстов, теория

Анализ текста

Умение определять стили текста

8

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

Урок повторения ранее изученных знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Анализ средств художественной выразительности, теория

Анализ текста

Умение анализировать поэтический текст. Знать выразительные средства языка

9-10

Анализ изобразительно-выразительных средств

Урок - практикум

Тренировочные задания

Анализ средств художественной выразительности, теория

Анализ текста

Умение анализировать поэтический текст. Знать выразительные средства языка

11

Фонетические средства выразительности

Урок повторения ранее изученных знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Анализ средств художественной выразительности, теория

Анализ текста

Умение анализировать поэтический текст. Знать выразительные средства языка

12-13

Тропы

Урок повторения ранее изученных знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Анализ средств художественной выразительности, теория

Анализ текста

Умение анализировать поэтический текст. Знать выразительные средства языка

14-15

Стилистические фигуры речи

Урок повторения ранее изученных знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Анализ средств художественной выразительности, теория

Анализ текста

Умение анализировать поэтический текст. Знать выразительные средства языка

16

Типичные речевые ошибки в устной и письменной речи

Урок  усвоения  новых  знаний

Лекция, беседа, проблемные задания Тестирование  

Анализ речевых ошибок и пути их устранения

Сообщения   учащихся по  данной  теме

Знать основные лексические и морфологические нормы русского литературного языка

17

Классификация речевых ошибок. Логические ошибки.

Практикум. Работа с текстом. Тестирование  на  знание   русского языка

Редактирование текста, комментарий   учителя,  тест

Редактирование. Приёмы исправления ошибок

Владение монологической и диалогической речью

Уметь редактировать ошибки в тексте , употреблять лексические формы различных частей речи в соответствии с нормами русского литературного языка

18

Нормы литературного языка. Словари и справочники

Практикум

Выступление учащихся,     элементы  анализа  текста
.

Знакомство с нормами языка. Работа со словарями.

Владение монологической и диалогической речью

Совершенствование навыков работы с книгой, словарем

Уметь редактировать ошибки в тексте , употреблять лексические формы различных частей речи в соответствии с нормами русского литературного языка

19-20

Образование новых слов

Практикум

Лекция, беседа, проблемные задания Тестирование  

Пути устранения ошибок при словообразовании.

Знать основные виды словообразования, уметь образовывать новые слова

21

Имя существительное. Речевые ошибки в употреблении грамматических форм существительных

Усвоения  нового материала

Сообщения учащихся. Практикум. Работа со словарём  

Ошибки, связанные с образованием форм рода, число, падежа, с понятием одушевлённости и неодушевлённости

Сообщения   учащихся по  данной  теме

Знать лексикограмматические разряды существительных, правила написания сложных существительных

22

Имя прилагательное. Речевые ошибки в употреблении грамматических форм прилагательных

Усвоения нового материала Повтори-тельно-обобщающий урок

Сообщения учащихся. Практикум. Работа со словарём  

Ошибки, связанные с образованием полной и краткой форм, степеней сравнения. Пути их устранения. Работа со словарём

 Сообщения   учащихся по  данной  теме

Знать разряды прилагательных, стилистические особенности использования имён прилагательных в речи  

23

Местоимения. Речевые ошибки в употреблении грамматических форм  местоимений

Практикум

 Рассказ учителя, словарная  работа,   беседа  по  вопросам.

Ошибки, связанные с употреблением местоимений себя, свой; указательных и притяжательных местоимений. Пути их устранения. Работа со словарём

Мини-сочинение

Знать прямой и обратный порядок слов в предложении. Уметь определять стилистические функции местоимений разных разрядов

24

Глагол. Речевые ошибки в употреблении грамматических форм  глагола.

Практикум

Сообщения  уч-ся,  словарная работа, работа с тестами

Ошибки, связанные с употреблением видовых пар глагола, временных форм. Пути их устранения. Редактирование текстов

Сообщения   учащихся по  данной  теме

Систематизация знаний о глаголе как части речи, грамматическая норма языка

25

Причастие. Речевые ошибки в употреблении грамматических форм  причастия.

Урок - практикум

Тестирование,  Аналитическая беседа

Ошибки, связанные с употреблением действительных и страдательных причастий. Пути их устранения. Редактирование текстов

Сообщения   учащихся по  данной  теме

Умение находить в речи случаи нарушения формы и исправлять их

26-27

Причастные обороты. Речевые ошибки в предложениях

Урок - практикум

Тренировочные упражнения. Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Редактирование.

Знать правила употребления причастного оборота в речи, анализировать структуру текста

28-29

Деепричастие. Речевые ошибки в употреблении грамматических форм  деепричастия

Урок - практикум

Объяснение  нового материала, Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов. Редактирование.

Сочинение

Знать правила употребления деепричастного оборота в речи, анализировать структуру текста

30-31

Числительное. Ошибки при склонении.

Урок - практикум

Тренировочные упражнения. Работа с текстом, проблемные вопросы

Тренировочные задания

Уметь правильно образовывать падежные формы имён числительных и использовать их в речи.  Написание порядковых и количественных числительных

32-33

Что такое проблема текста? Проблемы в художественных текстах

Урок  усвоения  новых  знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Анализ текста

Умение формулировать проблему текста

34

Определение авторской позиции

Урок  усвоения  новых  знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Анализ текста

Умение определять авторскую позицию текста

35

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции

Урок  усвоения  новых  знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Анализ текста

сочинение

Умение выполнять языковой анализ текста

36

Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении

Урок  усвоения  новых  знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Анализ текста

Составление вступления, работа над ошибками

Умение составлять вступление и заключение

37

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений

Урок  усвоения  новых  знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Анализ текста

Составление вступления, работа над ошибками

Умение составлять вступление

38

Разные способы построения вступления к сочинению

Урок  усвоения  новых  знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Анализ текста

Составление вступления, работа над ошибками

Умение составлять вступление

39-41

Основная часть сочинения. Определения авторской и собственной позиции по проблеме

Урок  усвоения  новых  знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Анализ текста

Составление основной части, работа над ошибками

Умение составлять основную часть; умение определять авторскую позицию; умение формулировать собственное мнение

42

Заключительная часть сочинения. Цель и форма сочинения.

Урок  усвоения  новых  знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Анализ текста

Составление заключения, работа над ошибками

Умение формулировать заключение; работа над ошибками

43

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Урок  усвоения  новых  знаний

Лекция   учителя,

Опорные записи.

Анализ текста

Составление целостного текста

Умение составлять целостный текст; работа над ошибками

44-46

Тренировочные сочинения

Урок - практикум

Тренировочные задания

Анализ текста

Составление целостного текста

Умение составлять целостный текст; работа над ошибками

47

Синтаксис. Словосочетание. Речевые ошибки в управлении, согласовании.

Урок систематизации знаний

Рассказ учителя,

Сообщение учащихся. Тренировочные упражнения.

Виды связи словосочетаний.  Ошибки, связанные с употреблением видов связи словосочетаний.  Редактирование

Сообщения   учащихся по  данной  теме

Связность текста. Средства связи в словосочетании, умение определять вид связи

48-49

Однородные члены предложения. Речевые ошибки при употреблении их в речи.

Урок - практикум

Тренировочные задания

Классификация ошибок. Пути их устранения.

Владение монологической и диалогической речью.

Умение конструировать текст из данных фрагментов, делить текст на абзацы, правильно использовать в речи однородные члены предложения

50-51

Виды предложений. Сложносочинённые предложения. Речевые ошибки в них.

Урок систематизации знаний

Редактирование текстов. Тренировочные упражнения

Роль сочинительных союзов и ошибки при конструировании предложений. Редактирование текстов.

Владение монологической и диалогической речью.

Умение определять вид сложных предложений. Исправлять речевые и пунктуационные ошибки

52-53

Сложноподчинённые предложения. Ошибки при употреблении местоимений в качестве союзных слов

Усвоения нового  материала

Рассказ учителя,

беседа по вопросам

Редактирование текстов. Тренировочные упражнения

Ошибки, связанные с употреблением в сложных предложениях союзных слов который, какой, чей

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Умение определять вид сложных предложений. Исправлять речевые и пунктуационные ошибки

54-55

Синонимы. Ошибки, связанные с употреблением синонимов. Синонимия и стилистика.

Уроки- практикумы

Сообщения учащихся Рассказ учителя, беседа  по вопросам, тестирование Комплексный анализ текста

Ошибки, связанные с употреблением синонимов. Комплексный анализ текста – путь устранения стилистических ошибок.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

Умение подбирать синонимический ряд словосочетаниям

56

Лексика. Заимствованные слова. Исконно русские, заимствованные слова в русской речи.

Урок- практикум

Рассказ  учителя ,  сообщения  учащихся, пересказ и  выразительное  чтение  текста

Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью, тавтологические ошибки. Редактирование.

Сообщения   учащихся по  данной  теме Владение монологической и диалогической речью.

Знать  основные группы слов, роль заимствованных, исконно русских слов как отражение развития русского языка

 

57-58

Фразеологические ошибки. Работа словарём.

Урок- практикум

Рассказ  учителя,  сообщения  учащихся, пересказ и  выразительное  чтение  текста.

Ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний. Пути их устранения.

Сообщения   учащихся по  данной  теме Владение монологической и диалогической речью.

Фразеологизмы как средства художественного выражения, уметь подбирать фразеологические обороты, синонимичные данным выражениям

59-60

Орфоэпия. Нормы произношения. Орфоэпический словарь

Урок- практикум

Рассказ  учителя ,  сообщения  учащихся

Ошибки, связанные с постановкой ударения, произношения твёрдых и мягких согласных. Пути их устранения.

Знать правила постановки ударения в сложных словах. Уметь исправлять орфоэпические  ошибки в речи

61-62

Стилистика. Стилистические ошибки.

Урок- практикум

Рассказ  учителя ,  сообщения  учащихся, пересказ и  выразительное  чтение  текста

Ошибки, связанные с употреблением разных стилей, смешение их. Редактирование.

Сообщения   учащихся по  данной  теме Владение монологической и диалогической речью.

Знать стилистические правила построения связного текста, стилистические нормы

63-64

Создание текста. Способы связи предложений в тексте.

Урок- практикум

Рассказ  учителя ,  сообщения  учащихся, пересказ и  выразительное  чтение  текста

Ошибки, связанные с непоследовательностью изложения мысли, нарушением логики. Роль логического ударения в речи. Работа с текстом.

Владение монологической и диалогической речью. Работа с текстом

Уметь создавать связный текст, определять тип и вид текста. Знать способы связи предложений в тексте

65-68

Подготовка к проведению заключительного занятия

Урок- практикум

Лингвистический анализ текста

Лингвистический анализ текста

Умение анализировать текст, проводить комплексный анализ на основе изученного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовате...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" для 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" рассчитана на 35 часов для обучающихся  5 или 6 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" 4 класс.

Программа внеурочной деятельности содержит тематическое планирование курса "К тайнам слова"....

Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и  в соответствии с требованиями ФГОС...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Живое слово"

Программа рассчитана на учащихся 7-х классов.Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочно...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 6 классов "К тайнам слова"

Работа по данной программе в способствует созданию деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лекси...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 8 классе «От слова - к тексту».

Фаил содержит рабочую программу, рассчитанную на 34 часа в год для учащихся 8 классов. Данный курс поможет учащимся  подготовиться у  к успешной сдаче  ГИА по русскому языку....