Технологическая карта урока "Как заставить деньги слушаться или что такое семейный бюджет?"
план-конспект занятия (5 класс)

Цель занятия: подготовка обучающихся к овладению элементарными практическими навыками по планированию семейного бюджета, воспитание гражданской компетенции в области экономических знаний.

Задачи:

1) сформировать представления о семейном бюджете;

2) развить умение применять знания в различных жизненных ситуациях;

3) воспитывать у подростков заботливое отношение к членам семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_finansovaya_gramotnost.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Как заставить деньги слушаться или что такое семейный бюджет?

Цель занятия: подготовка обучающихся к овладению элементарными практическими навыками по планированию семейного бюджета, воспитание гражданской компетенции в области экономических знаний.

Задачи:

1) сформировать представления о семейном бюджете;

2) развить умение применять знания в различных жизненных ситуациях;

3) воспитывать у подростков заботливое отношение к членам семьи.

1. Приветствие учителя. Настрой на рабочий лад. (3 мин)

2. Повторение пройденного ранее материала: Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с понятиями доходы и расходы… Давайте вспомним что же это такое… (10 минут)

Что такое доход? Что такое расходы? Хорошо… Молодцы… А теперь посмотрите на карточки перед вами… Тут представлены различные доходы и расходы. Ваша задача прикрепить доходы и расходы в нужную колонку.  

ДОХОДЫ – ВСЕ ДЕНЕЖНЫЕ И НЕДЕНЕЖНЫЕ  ПОСТУПЛЕНИЯ В СЕМЬЮ.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

ПЕНСИЯ

ПОСОБИЕ

СТИПЕНДИЯ
КЛАД
НАСЛЕДСТВО
ПРЕМИЯ
ПОДАРОК
% ПО ВКЛАДУ В БАНКЕ
ВЫИГРЫШ
РАСХОДЫ – ДЕНЕЖНЫЕ ЗАТРАТЫ, ИДУЩИЕ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.

ПИТАНИЕ

ТРАНСПОРТ

ОДЕЖДА

 И ОБУВЬ

КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ,

УСЛУГИ СВЯЗИ

ОПЛАТА  ЗА АРЕНДУ ЖИЛЬЯ
ПРЕДМЕТЫ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА
МЕДИЦИНА
ОБРАЗОВАНИЕ
ДОСУГ
ОТДЫХ

 Постоянные - те расходы ,на которые ежемесячно ,стабильно, практически одинаковой суммы расходуются деньги(на протяжении определенного времени) . Временные . Возникающие от случая к случаю , при решении каких –то определенных экономических проблем

Обязательные — на питание, одежду, ЖКХ, транспорт, налоги

•        Произвольные — на приобретение дорогостоящих предметов и предметов длительного пользования (бытовая техника, туристические путевки, транспортные средства, драгоценности)

  • Непредвиденные (ремонт бытовой техники, покупка лекарств и т.п.)

3. Формулирование темы урока. (5 минут)

Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками?

 Сколько стоит буханка хлеба? 1 кг сахара? Пачка соли? Мыло? Зубная паста?  Все вы что-то да покупаете. А на что? Откуда берёте деньги? Родители дают? Хорошо, а где их берут родители мы с вами уже разобрались, т.е. каковы доходы семьи. Скажите, пожалуйста, а вашим родителям всегда ли хватает денег? И что же нужно делать если не хватает? Слышали ли вы от родителей фразу «занять денег»?  Вот сегодня мы откроем с вами тайны семейного «финансирования», т.е. узнаем, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается. А также подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.

Вот и герою онлайн-учебника пришлось услышать такую фразу от родителей. Давайте откроем страницу 63 учебника… для этого в окошечке введите цифру 63.

Слушаем текст учебника…. (7 минут)

Посмотрите, как должна выглядеть примерная таблица учета доходов и расходов. Ребята, при составлении такой таблички необходимо соблюдать несколько важных правил… Кто знает каких? Найдите эти правила на странице 69. Давайте добавим эту страничку учебника в закладки, чтобы вы ее могли потом ее быстро найти.

Таким образом семья Озеровых научилась планировать свой бюджет. А что же такое семейный бюджет давайте попробуем составить определение этого понятия…. (задание на стр. 70) (5 минут)

От многого зависит счастье семьи - гармонии интересов ее членов, уровня бытовых условий, работы по душе – перечень будет длинным. Но не в последнюю очередь - и от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов. В семейной экономической деятельности контролеров нет. Вы сами и рассчитываете, и совершаете экономические действия. И сами контролируете себя. Поэтому надо постичь науку рационального ведения семейного бюджета.

Как связано понятие «бюджет» и математика? (Ответы детей) (чтобы рассчитать бюджет, надо хорошо знать математику).

Давайте учиться расходовать семейный бюджет. На что обычно тратятся денежные средства?

Ну, а так как семья маленькое общество вам сейчас необходимо в группе рассчитать доходы и расходы вашей семьи за месяц и узнать, как ваша семья расходует средства и указать вид бюджета. (Учащиеся в группах выполняют задания.) (7 минут)

1. Семья Ивановых

Доходы                    

Зарплата мамы – 9000 рублей

Зарплата папы – 14000 рублей

Детское пособие – 800 рублей  

Итого:        

Расходы

Коммунальные услуги – 4000 рублей

Питание – 10000  рублей

Кредит- 2800 рублей

Одежда – 3000  рублей

Прочие расходы –4000  рублей

Итого:

Бюджет:

 

2. Семья Соловьевых

Доходы              

Зарплата мамы – 15000  рублей

Пенсия бабушки  – 9000  рублей

Детское пособие- 800 рублей

Итого:        

Расходы

Коммунальные услуги – 5000  рублей

Продукты – 10000  рублей

Лекарства – 3000  рублей

Одежда – 5000  рублей

Игрушки – 300  рублей

Прочие расходы – 2000  рублей

Итого:

Бюджет:

3. Семья Петровых

Доходы

Зарплата мамы – 17000  рублей

Зарплата папы –15000  рублей

Стипендия дочери- 3000рублей

Итого:        

Расходы

Коммунальные услуги – 4000  рублей

Продукты – 8000  рублей

Одежда – 5000  рублей

Прочие расходы – 5000  рублей

Итого:

Бюджет:

 4. Семья Сидоровых

Доходы  

Зарплата папы– 18000  рублей

Зарплата мамы- 10000 рублей

Пенсия дедушки – 9000  рублей

Итого:        

Расходы

Продукты – 15000  рублей

Коммунальные услуги – 5000  рублей

Одежда – 6000  рублей

Лекарства – 5000  рублей

Прочие расходы – 6000  рублей

Итого:

Бюджет:

5. Семья Птичкиных

Доходы  

Зарплата папы– 13000  рублей

Зарплата мамы- 8000 рублей

Детское пособие – 4000  рублей

Итого:        

Расходы

Продукты – 8000  рублей

Коммунальные услуги – 5000  рублей

Одежда – 6000  рублей

Занятия с репетитором – 5000  рублей

Прочие расходы – 2000  рублей

Итого:

Бюджет:

6. Семья Яблочкиных

 Доходы  

Зарплата папы– 28000  рублей

Зарплата мамы- 9000 рублей

Пенсия бабушки – 6000  рублей

Итого:        

Расходы

Продукты – 15000  рублей

Коммунальные услуги – 5000  рублей

Одежда – 6000  рублей

Лекарства – 5000  рублей

Прочие расходы – 6000  рублей

Итого:

Бюджет:

Ивановы: 23800-23800=0  - сбалансированный бюджет

Соловьевы 24800-25 300= - 500  недостаток (дефицит бюджета)

Петровы 35000-22000=13000 экономия (профицит бюджета)

Сидоровы 37000-37000=0  - сбалансированный бюджет

Птичкины недостаток 25000-26000(дефицит бюджета)

Яблочкины экономия 43-37=6(профицит бюджета)

Ответы детей.

Ребята, а почему одной семье средств не хватило? Что бы вы им посоветовали?

А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?

( Хорошо работать, хорошо учиться, экономить)

Что значит экономить?

Чем отличается экономный человек, от жадного?

– На чем можно сэкономить? (Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)

А на чём нельзя экономить?

(На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.)

 Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался профицит или экономия? (можно делать сбережения.)

Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых написаны названия товаров.

-Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц.

-Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке галочкой.

-А теперь на своих листах проставьте цены рядом с выбранными вами товарами услугами.

-Сложите все рубли. Какая сумма у вас получилась?

-А теперь я скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 20.000 рублей в месяц.

-У кого сумма больше этой цифры? Что образовалось в вашем семейном бюджете? (Дефицит рублей.)

-У кого сумма меньше 20.000? Что вы смогли сделать? (Отложить сбережения.)

-Что мы выяснили?

Вывод: что планировать семейный бюджет нужно исходя из доходов.

Ребята. А что будет если всегда тратить больше. Чем зарабатываешь?

А вот что нужно делать чтобы этого не произошло давайте посмотрим на стр.72

Стр. 75 - повторение

– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы?

– А непредвиденные расходы?

4 Завершение урока: Ребята, сегодня на уроке мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте, что Ваши родители не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что их потратить, а с чем можно подождать. Поэтому не обижайтесь на своих родителей, когда они говорят, что сейчас нет денег. Это не значит, что их нет в кошельке, просто они нужны для других целей.

Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах – безымянный, кому урок понравился – мизинец.

– Всем спасибо за работу на уроке!

Семейного и финансового благополучия вам!!

В таблице указаны средние цены (в рублях) на некоторые  основные продукты питания в трех городах России.

Наименование продукта

Белгород

Липецк

Новгород

Пшеничный хлеб (батон)

11

14

11

Молоко (1 литр)

23

23

26

Картофель (1 кг)

10

13

11

Сыр (1 кг)

205

215

230

Мясо

(говядина 1 кг)

240

240

245

Подсолнечное масло (1 литр)

44

44

38

 Определите, в каком из этих городов окажется самым дешевым  следующий набор продуктов: 2 батона пшеничного хлеба, 3 кг говядины, 1 л подсолнечного масла. В ответе укажите стоимость данного набора продуктов в этом городе в рублях.

Ответ: 786 рублей


Стиральная машина

Новые джинсы

Пачка макарон

Мыло

Игровая приставка

Таблетки от кашля

Мука

Мешок картошки

Кофемолка

Обувь

Стиральный порошок

Коробка конфет

Зубная паста

Компьютер

Помада

Набор кружек

Средство для мытья посуды

-Я сейчас раздам вам карточки со словами-товарами, а вы должны выстроится в таком порядке, чтобы распределить последовательность расходов на эти товары по необходимости:

-плеер, -швейная машина, -стиральная машина, -холодильник, -розовая кофточка

Проверим:

  1. Холодильник
  2. Стиральная машина
  3. Швейная машина
  4. Плеер
  5. Розовая кофточка

Вывод: Надо обдумывать каждую покупку, осознавать необходимость приобретения данной вещи.

Физкультминутка

А теперь поиграем в игру «Да, нет» и узнаем как можно экономить деньги в семье.

1. Уходя из дома, не забывайте выключать свет. (Да)

2.Чаще обедайте в ресторанах и кафе. (Нет)

  1. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. (Да)
  2. Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. (Нет)
  3. Экономя семейный бюджет - откажись от экскурсии в музей. (Нет)
  4. В первую очередь тратить деньги на необходимые покупки (да)
  5. Выбирай в магазине кучу одинаковых вещей (нет)
  6. Что бы купить что-то дорогое, нужно откладывать определенную сумму денег ежемесячно (да)
  7. Откажись от лекарства, вдруг само пройдет (нет)
  8. Обязательно каждый день покупай шоколадный торт (нет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Семейные правоотношения"

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Семейные правоотношения" с приложениями....

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Что такое процент?"

Конспект урока выстроен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Может быть проведён в классе, использующем любые УМК. Оборудование урока: учебник, мультимедийный компьютер, проектор, ...

Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Семья и семейные отношения"

Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Семья и семейные отношения"...

Технологическая карта урока информатики 6 класс тема "Что такое алгоритм?"

Технологическая карта урока информатики 6 класс тема "Что такое алгоритм?"Первое занятие темы....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кто такие звери" 1 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений о зверях.Задачи урокаДидактические:определять принадлежность животного к группе зверей;знать внешнее ст...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое погода" 3 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений о погоде и от чего она зависит.Задачи урокаДидактические:знать понятие «погода»; условные обо...

Технологическая карта урока по английскому языку в 9 классе "Семейные ценности" учебник О.В Афанасьева,И.В.Михеева

Данная технологическая карта урока в 9 классе послужит помощью учителям в построении урока по теме "Семейные ценности".В карте последовательно описаны  шаги построения урока по заданной...