От успехов в школе к успешной карьере
проект (7, 8, 9 класс)

Стрельцова Елена Олеговна

 

актуальность: Один из важнейших вопросов, который возникает в жизни каждого человека – это выбор профессии. Как выбрать профессию по душе и по способностям? Что необходимо предпринять чтобы добиться успешной карьеры?

задача проекта: Создание развивающего комплекса в виде исследовательских лабораторий, творческих мастерских, лидерских площадок, спортивных секций, предоставляющих возможность обучающимся выявить и развить заложенные в них способности

результат : Определение профессиональной сферы, самоутверждение учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 11

имени Т.А. Апакидзе

ПРОЕКТ

ОТ УСПЕХОВ В ШКОЛЕ – К УСПЕШНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ.

Выполнила: Стельцова Елена Олеговна, учитель математики МАОУ СОШ № 11 г. Калининграда

г. Калининград

2021

СОДЕРЖАНИЕ:

Наименование раздела

стр

Паспорт проекта

3

Актуальность проекта

4

Цели и задачи проекта

12

Модель проекта «От успехов в школе – к успешной профессиональной карьере»

13

Подпроект создание тематического стенда в школе «От успехов в школе – к успешной профессиональной карьере»

15

Подпроект Социально-педагогическая акция: "От успехов в школе - к успешной профессиональной карьере".

19

Подпроект «Грамотность – залог профессионального успеха»

21

Попроект «Лестница успеха»

28

Ожидаемый результат

35

Заключение

37

Литература

40

Приложение

41-43

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«От успехов в школе к успешной профессиональной карьере».

Актуальность проекта.

Один из важнейших вопросов, который возникает в жизни каждого человека – это выбор профессии. Как выбрать профессию по душе и по способностям? Что необходимо предпринять чтобы добиться успешной карьеры?

Направленность проекта.

Создание новой модели работы в школе, которая окажет помощь учащемуся в самоопределении, в выборе профессии.

Цель проекта.

Создать систему комплексной профориентационной работы с учащимися.

Задачи проекта.

Создание развивающего комплекса в виде исследовательских лабораторий, творческих мастерских, лидерских площадок, спортивных секций, предоставляющих возможность обучающимся выявить и развить заложенные в них способности

Тип проекта.

Практико-ориентированный.

Целевая группа.

Учащиеся 7-11 класса.

Перспективы развития проекта.

Поэтапная реализация проекта с целью профориентации школьников (8-11 класса) на базе МАОУ СОШ № 11.

Предполагаемый результат.

Определение профессиональной сферы, самоутверждение учащихся.

«Старайтесь стать не успешным, а ценным человеком. Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. Давно пора заменить идеал успеха идеалом служения»,-утверждал   Альберт Энштейн

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Но если выпускник школы не знает куда, в какое профессиональное русло направить свои усилия? Родители, как правило, настаивают на освоении школьником той профессии, которая обеспечит его высокий социальный статус и материальное благосостояние, а если ещё и школьные оценки по конкретному предмету высоки, то поступление в определенный ВУЗ может оказаться неизбежным. Как правило, уже на первом курсе студент начинает понимать: его эта специальность или нет.

Тех, кто удовлетворён своим выбором, единицы.
К сожалению, такая ситуация не редкость. Что же делать?

От обоснованного выбора профессии, качественного уровня образования зависит успешность профессионального пути и, как следствие, удовлетворенность человека своей жизнью. Поэтому так важна роль ранней профориентации, в том числе посредством проведения подобных мероприятий, которая в буквальном смысле должна начинаться с детского сада, со школьной скамьи и сопровождать всю трудовую биографию человека.

На современном этапе развития системы образования перспективным может рассматриваться лишь такая организация образовательного и воспитательного процессов, при которой воспитание переходит в самовоспитание и развитие – в саморазвитие. Эти процессы, взаимосвязанные между собой, сами по себе не реализуются. Для этого должны быть созданы определенные условия в виде среды развивающего типа. Данная среда должна являться одновременно и условием социализации личности и условием, стимулирующим развитие и саморазвитие ребенка. Это значит, что каждый пришедший в школу, должен получить возможность для самореализации, т. е. найти себя в каких-то видах деятельности, проявить себя, самоутвердиться, самореализоваться, почувствовать успех. Это обеспечит ему в дальнейшем конкурентоспособность в обществе.

В течение школьного возраста, на протяжении 11 лет большую часть своей активной жизни ребенок проводит в школьном помещении. Окружающая обстановка, окружающие его предметы оказывают громадное влияние на формирование детской личности. Это влияние может быть, как отрицательным, так и положительным. Дизайн интерьера школы отражает специфику  воспитательной модели, которая осуществляется в школе.

Современная школа вступила в качественно новый этап своего развития в условиях конкурентной, социальной и образовательной среды. Это требует пересмотра стратегии образования и концептуальных позиций, определения приоритетов, на которых должен строиться воспитательный процесс. Прежде всего, необходимо четко определить: какого выпускника мы хотим получить «на выходе». Проблема модели выпускника рассматривается как разрыв между тем, что должно быть завтра, и тем, на что традиционно ориентирует школа. С учетом социального заказа и новых задач образования необходимо в первую очередь решить проблему «Какова должна быть  модель выпускника?»

Современный выпускник это:

• личность, обладающая разносторонним интеллектом и высоким уровнем культуры; способная гармонично вписаться в мировые сообщества и осуществлять диалог культур;

• личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять творческую поисковую деятельность;

• личность, способная реализовать в жизни «Я – концепцию», свои потребности в самореализации, самовыражении, самоактуализации, самоутверждении;

• личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;

• личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора и самовыражения;

личность, стремящаяся к успеху в любой деятельности.

Вторая проблема, а каждый ли обучающийся правильно понимает, что такое успех? Профессиональный успех?

Успех — это постоянное движение вперед. Полностью достичь профессионального успеха невозможно, ведь никто не может сказать, что ему некуда дальше развиваться. Совершенство не имеет границ, и чем больше узнаешь нового, тем сильнее осознаешь, как много остается неизведанного. В этой статье пойдет речь о психологии профессиональной успешности, о факторах, оказывающих влияние на успех в профессии, а также о когнитивных и психологических особенностях личности.

Успех притягателен, поэтому каждый непроизвольно к нему стремится. Популярный сегодня девиз гласит, что следует зарабатывать, а не работать. Стоит ли воспринимать эти слова как противопоставление терминов «успешность» и «успех» термину «труд»? Если раньше старательно прививалось уважение к труду, то теперь предлагают зарабатывать, не прилагая усилий.

В словаре «успешный» истолковывается как «сопровождаемый удачей». Если рассматривать конкретно профессиональный успех, можно привести в пример позитивные навыки, накопленные в течение всей рабочей деятельности, позволяющие заниматься прибыльным делом, при этом раскрывать свои способности и получать удовольствие.

Выделяют такие психологические предпосылки достижения успеха:

  • мысленный настрой исключительно на успех;
  • уверенность в себе, высокая самооценка;
  • установка на достижение успеха;
  • четкое определение целей;
  • позитивный настрой, планирование действий;
  • умение ценить даже небольшие достижения.

Если человек правильно выбрал будущую профессию, то успех наполовину предопределен. А чтобы полноценно реализовать свои амбиции в профессиональной деятельности и быть уверенным в завтрашнем дне, ему необходимо:

  • обозначить цели позитивного характера;
  • трезво оценить свои способности;
  • определить вероятность достижения цели.

На успешность в карьере влияют:

 - психологические особенности личности. Успешность в психологии — это такое качество, которое развивается в зависимости от многочисленных аспектов личности, сочетания ее черт и особенностей. Профессионализм — это, прежде всего, наличие специальных навыков и знаний, характеризующих действующего специалиста, чье развитие протекает в рамках профессиональной деятельности. Специалисты психологии заявляют, что психологические особенности личности непосредственно влияют на успешность в деятельности, без них, по их мнению, невозможно усвоение знаний и достижение эффективности труда. То есть, деятельность человека определяется личностными качествами, способствующими удачному старту и высоким достижениям.

В качестве критериев успешности можно привести следующие психологические характеристики:

  • способность к активности в выбранной сфере;
  • развитие мотивационных способностей, стремление к мастерству;
  • поддержка «Я-концепции» и её составляющих, осознание собственной значимости;
  • амбициозность
  • коммуникативные навыки в ряде профессий становятся важной характеристикой личности и являются условием для взаимодействия людей;
  • самоконтроль, умение распределять приоритеты в списке дел;
  • эффективное управление временем, планирование.

 - профессиональное и личностное самоопределение. Профессиональное самоопределение — это самостоятельный выбор и реализация профессиональных перспектив, предполагающие конкретную деятельность, определяемую условиями труда и спецификой производственных отношений. Личностное самоопределение — это постоянное саморазвитие, утверждение собственного «Я» среди окружающих.

 - когнитивные особенности личности. Несмотря на большой выбор профессий, можно определить степень влияния когнитивных способностей на успешность в той или иной профессиональной среде. В когнитивной сфере личности ключевая роль отведена памяти, как основному компоненту интеллекта. По временному критерию память разделяется на кратковременную, долговременную, рабочую и промежуточную. По содержанию память разделяют на следующие виды:

  • эмоциональной — запоминание чувств;
  • двигательной — воспроизведение движений, выступает как основа для обучения бытовым, трудовым и другим навыкам;
  • словесно-логическая — запоминание понятий, умозаключений, закономерностей;
  • образная — фиксация зрительных образов, звуков, запахов.

Но при этом все виды памяти взаимосвязаны.

Такой когнитивный навык, как память позволяет выделить конкретное из общего. Чтобы достичь успеха, необходимо развивать сосредоточенность, устойчивость, объемность и переключаемость внимания.

Не менее важно восприятие. Человеку необходимо целостно осознавать окружающий мир через различные опознавательные признаки. Благодаря восприятию выполняется координация и кодирование базовых ощущений для формирования значений и смыслов.

На успешность оказывают влияние много факторов, но следует выделить основные и самые важные:

  • Мотивация. Она способствует улучшению продуктивности труда, качественному выполнению работы.
  • Стрессоустойчивость. Это качество отвечает за умение сохранять спокойствие в сложных ситуациях, принимать быстрые решения.
  • Профессиональное мастерство. Представляет собой высший уровень развития личности, позволяющий реализовывать профессиональные задачи в полной мере.

 - некогнитивные навыки внимание, самоконтроль, настойчивость, добросовестность и другие играют не меньшую роль в успехах ребёнка, чем уровень интеллекта, считают учёные. Международная команда учёных из Университетов Аделаиды и Бристоля выяснила, что успех ребёнка в школе, а также дальнейшее продвижение по карьерной лестнице обусловлено не только когнитивными способностями. Это подтверждает давнюю гипотезу о том, так называемые некогнитивные навыки играют не менее важную роль в жизни успешных людей.

Под когнитивными (познавательными) способностями подразумевается целый набор сложных функций, за которые отвечает наш мозг. К ним относятся мышление как таковое, ориентация во времени и пространстве, запоминание и хранение информации, её обработка и анализ, способность к обучению и логическим рассуждениям и так далее. Большинство этих способностей так или иначе связаны с общим уровнем интеллекта человека.

Между тем под не когнитивными навыками подразумеваются, как правило, внимание, способность к самоконтролю, настойчивость в достижении целей, добросовестность и умение работать в команде.

В ходе работы специалисты впервые рассмотрели, как не когнитивные способности могут влиять на успехи ребёнка в школе и на его дальнейшую реализацию в работе.

Вначале учёные изучили более девяти с половиной тысяч научных работ, в которых изучалась роль тех или иных навыков в жизни людей. Из них учёные выбрали 222 публикации, которые включали как наблюдательные, так и экспериментальные исследования. Их участниками были дети в возрасте до 12 лет. В работах сообщалось о когнитивных и некогнитивных способностях, успеваемости в школе, а долгосрочные наблюдения фиксировали информацию о дальнейших успехах участников в профессиональной деятельности.

Между тем, сопоставив результаты исследований, учёные пришли к выводу, что некогнитивные способности не менее важны для тех людей, которые хотят добиться успехов в жизни. Развитие таких навыков улучшает обучение и способствует профессиональному росту.

Факторы успеха. Успех в профессиональной деятельности зависит от того, насколько серьезно человек настроен на самосовершенствование. Анализируйте любую информацию из внешнего мира. Поднимаясь все выше, вы не только добьетесь достатка, но и получите уверенность в своих силах и свободу самовыражения.

Чтобы быть успешным, необходимо постоянно развиваться и получать новые знания. Не останавливаться на достигнутом, использовать любую возможность для получения новых знаний. Источником могут быть лекции, тренинги, курсы дополнительного образования. Альтернативным путем может стать самостоятельное совершенствование знаний и умений. Можно пополнить копилку своих знаний с помощью чтения книг. Кроме того, необходимо постоянно развивать когнитивные навыки, используя тренажеры Викиум. Они разработаны для улучшения памяти, внимания, концентрации и прочих когнитивных способностей, которые очень нужны для достижения успеха.

Модель профессионального успеха

схема № 1 Модель профессионального успеха

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.

  • Организация школьного пространства путем реализации социально-значимого проекта.
  • Эффективное использование окружающего пространства для успешной профориентации школьника.
  • Привлечение внимания к работе специалистов разных профессий

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

Создание развивающего комплекса в виде исследовательских лабораторий, творческих мастерских, лидерских площадок, спортивных секций, предоставляющих возможность обучающимся выявить и развить заложенные в них способности

Создание модели конкурентоспособной школы, предоставляющей качественные образовательные услуги в соответствии с требованиями государственных стандартов образования.

Вовлечение всех обучающихся в общественно-полезную деятельность с целью их успешной социализации

Совершенствование структуры инновационной деятельности школы, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся.

Модернизация государственно-общественного управления школой, обеспечивающее инвестиционную привлекательность школы.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА.

  • Обучающиеся 7-11 классов
  • Руководитель профориентационной работы
  • Педагог-психолог
  • Социальный педагог
  • Выпускники МАОУ СОШ №11

МОДЕЛЬ ПРОЕКТА

 «ОТ УСПЕХОВ В ШКОЛЕ – К УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ»

   

схема №2. Модель  проекта

«От успехов в школе – к успешной профессиональной карьере»

Нашей школе в 2018 году исполнилось 70 лет. За эти годы из школы вышло   большое количество учеников. Поэтому все более актуальным становится обращение к прошлому, к истории школы. Без прошлого нет настоящего и будущего. А прошлое истории в ее учениках, которые после обучения в образовательном учреждении смогли успешно реализовать себя в жизни.

Поэтому возникла мысль о том, что в школе необходимо информационное пространство, которое давало бы возможность подрастающему поколению на примере выпускников школы (которые являются  учителями в МАОУ СОШ № 11 и других учебных заведений, врачи,  спортсмены, военнослужащие и др.), успешно проходить период профориентации путем преемственности школа – карьера выпускников, реализуя таким образом идею " От успехов в школе – к успешной профессиональной карьере " через создание развивающего комплекса в виде исследовательских лабораторий, творческих мастерских, лидерских площадок, спортивных секций, предоставляющих возможность обучающимся выявить и развить заложенные в них способности (например , один из продуктов такой деятельности может стать создание тематического стенда в школе).

С точки зрения практической психологии стенд в школе  дает возможность дополнить и усовершенствовать такие направления работы просвещения, консультирования, профилактики и в том числе профориентации обучающихся.

ПОДПРОЕКТ СОЗДАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО СТЕНДА В ШКОЛЕ «ОТ УСПЕХОВ В ШКОЛЕ – К УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ»

Проект создание тематического стенда в школе «От успехов в школе – к успешной профессиональной карьере»  имеет практическую значимость, которая объясняется следующими положениями:

1.  Для оформления стенда  обучащиеся в ходе сбора необходимой информации о выпускниках школы  приобретут  навыки интервьюирования и  исследовательской работы по данному вопросу ( познакомятся с историей и судьбах людей).

2. В ходе реализации проекта преследуются  профоориентационная цель, которая позволит на примере работающих выпускников мотивировать выпускников школы на получение профессий , связанных со своим выбором.

Задачи  подпроекта «Создание информационного стенда»

  • Вовлечь всех
  • Спроектировать информационное профориентационое пространство школьного коридора.
  • Обновить интерьер школьного здания (коридор) в соответствии с определённой тематикой.
  • Узнать больше о профессии,  получить необходимый минимум о реализации выпускника  в данной сфере.
  • Учить детей приёмам поисковой деятельности используя в работе различные информационные источники (журналы, книги, СМИ), интервьюирование.
  • Развивать творческое воображение, трудовые навыки.
  • Формировать умения работы с компьютерной  программой по созданию стендов  PlaCard

В процессе осуществления проекта  будут применены следующие области знаний:

Профориентация – информация о профессиях, приобретение профессиональных знаний и умений.

Психология – особенности восприятия человека, например, законы в художественном моделирование.

Рисование – разработка эскизов, альтернативных моделей (элементы художественного моделирования).

Экономика, основы предпринимательства – расчет себестоимости проекта, изучение коньюктуры рынка (ассортимент аналогичных изделий, соответствие качества изделий и цен на них, то есть спрос и предложение).

Эстетика – воплощение в проекте желаемой эстетической идеи (вкус, эстетическое чутье, интуиция, чувство цвета и формы, чувство меры, понимание ритма и композиции в проекте).

Постоянно обращаясь к тематическому стенду обучающиеся станут задумываться о будущей профессии. Личный пример выпускников даст возможность ребятам старших классов определиться не только с профессией , но и с  дальнейшим профильным обучением. Следовательно, в перспективе , можно организовать тематические занятия по теме «Успешная профессиональная карьера», используя креативные проектные технологии. Результатом такого взаимодействия должно стать: проявление творческих способностей обучающихся, использование полученных знаний на практике.

КАЛЕНДАРНЫЙ  ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОЕКТА.

п/п

Этапы работы:

Мероприятия

Сроки реализации

1.

Подготовительный

Определить объект проекта, поставить цели и наметить пути реализации

Май-июль

2021

Определить сроки реализации проекта

Создание творческой группы

Подобрать нужную информацию и иллюстрированный материал в соответствии теме.

Создать сюжет проекта в соответствии поставленной цели. (Дети оформляют свои  варианты с помощью программы PlaCard , а на общем обсуждении выбирается тот, который будет доступен в реализации)

Работа по сбору информации о выпускниках школы (непосредственное сотрудничество)

2.

Основной

Анализ и систематизация  полученной информации о выпускниках

Август - декабрь

2021

Оформление альманаха "Успешный выпускник"

Реализация оформления стенда

«От успеха в школе к успеху в жизни»

Размещение стенда в положенном для него месте школьного пространства

3.

Заключительный

Проведение тематической ученической конференции с приглашением выпускников школы

февраль

2021

Подготовка и представление презентации о проделанной работе на школьном сайте.

БЮДЖЕТ ПОДПРОЕКТА

(С УКАЗАНИЕМ СТАТЕЙ РАСХОДОВ И ЗАПРАШИВАЕМЫХ СУММ).

Наименование

Единица измерения

Количество

Цена, руб.

Сумма, руб

1.

Стенд

Штука

2

12000-00

24000-00

2.

Фотобумага

Пачка

2

900-00

1800-00

3.

Офисная бумага

Пачка

3

230 -00

690-00

4.

Тоннер для цветного принтера

Штука

4

2000-00

8000-00

5.

Флеш -накопитель (8 Гб)

Штука

1

360-00

360-00

6.

Блокнот для записей

Штука

10

100-00

1000-00

Итого:

35850

ПОДПРОЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ: "ОТ УСПЕХОВ В ШКОЛЕ - К УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ".

Основной целью акции является оказание выпускникам школы консультативной помощи и содействие в выборе профессии и профиля профессионального обучения.

Акция «От успехов в школе – к успешной профессиональной карьере!» – уникальная деловая среда для налаживания контактов и привлечения всех заинтересованных лиц в создании условий, обеспечивающих успешность самоопределения выпускников школ. Это одно из итоговых мероприятий совместной профориентационной работы системы общего и  профессионального образования всех уровней.

Социально-педагогическая акция «От успехов в школе – к успешной профессиональной карьере!» – это один из перспективных шагов в проведении кадровой политики. От обоснованного выбора профессии, качественного уровня образования зависит успешность профессионального пути и, как следствие, удовлетворенность человека своей жизнью. Поэтому так важна роль ранней профориентации, в том числе посредством проведения подобных мероприятий, которая в буквальном смысле должна начинаться с детского сада, со школьной скамьи и сопровождать всю трудовую биографию человека.

В рамках Акции провести совместно с учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования:

  • Дни открытых дверей

-  знакомство с институтами и колледжами

 - посещение факультетов, учебно-научных музеев и лабораторий;

  • Родительское собрание;
  • Ярмарка учебных мест "Куда пойти учиться?".

КАЛЕНДАРНЫЙ  ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОЕКТА.

п/п

Этапы работы

Мероприятия

Сроки реализации

1.

Подготовительный

Определить объект проекта, поставить цели и наметить пути реализации

Май-июль

2021

Определить сроки реализации проекта

Создание творческой группы

Подобрать нужную информацию соответствии теме.

Создать сюжет проекта в соответствии поставленной цели. (Дети оформляют свои  варианты с помощью анкет, а на общем обсуждении выбирается тот, который будет доступен в реализации)

Заключение договоров с учебными заведения о сотрудничестве

2.

Основной

Анализ и систематизация  полученной информации о возможности получения профессионального образования на территории Калининградской области

Сентябрь  - январь

2021-2022

Проведение родительского собраний

Участие в днях открытых дверей образовательных учреждений калининградской области (очно), регионов России (онлайн)

Ток – шоу «Ученому и книги в руки» (о получении высшего образования).

  • Ярмарка учебных мест "Куда пойти учиться?".

Реализация социально-педагогической акции

«От успеха в школе к успеху в профессиональной карьере»

3.

Заключительный

Подготовка и представление презентации о проделанной работе на школьном сайте

февраль

2021

ПОДПРОЕКТ «ГРАМОТНОСТЬ – ЗАЛОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА»

Язык теснейшим образом связан с жизнью. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Актуальность данного исследования заключается в том, что свободное обращение с языком непростительно для современного человека, а утрата чистоты языка станет для него большой потерей в профессиональной сфере. Объект исследования: профессии и специальности

Предмет исследования: грамотность как один из критериев профессионализма

Цель работы: показать важность грамотного устного и письменного общения для специалиста, претендующего на успешную профессиональную карьеру.

Задачи исследовательской работы:

  • изучить историю вопроса; провести анкетирование учащихся школы, педагогического коллектива;
  • проанализировать ряд профессий, в которых знание норм русского языка играет важную роль;
  • изучить, насколько уровень грамотности влияет на профессиональную успешность человека; сделать выводы по теме;
  • составить основные правила повышения грамотности.

Гипотеза: современные специалисты должны быть не только высоко профессиональны, но и глубоко понимать принципы общения, особенно речевого.

Методы исследования 

- поиск информации в сети Интернет;

- сбор информации из научной литературы;

- разработка и проведение анкетирования.

Научная новизна исследования заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения страны к борьбе за языковую грамотность.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материала на уроках русского языка, на занятиях по профессиональной ориентации выпускников школы.

Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности.

Культура речи является одной из составляющих профессиональной подготовки. Молодые специалисты должны владеть в совершенстве всеми видами речевой деятельности, уметь квалифицированно вести беседу, в общем, чувствовать себя вполне уверенно как в бытовой, так и в деловой сферах общения. «Контакт – это нечто о двух или даже нескольких головах: чтобы выполнить коммуникативную роль, он должен быть двусторонним. Я избираю вас в качестве собеседника, но этого недостаточно: чтобы общение состоялось, вы также должны сделать меня своим партнёром. Односторонний контакт не несёт коммуникативной функции», – пишет известный российский психолог А. Е. Войскунский.

Знание русского языка, то есть владение лингвистической, коммуникативной компетенциями – это необходимый инструмент, ключ к достижению профессионального успеха личности. Выбор будущей профессии – это серьёзный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий основательной подготовки и глубоких знаний.

На примере отдельных профессий доказать гипотезу, что современные специалисты должны быть не только высоко профессиональны, но и глубоко понимать принципы общения, особенно речевого.

Юрист. Успех карьеры юриста напрямую зависит от его умения не только красиво, но и мастерски говорить и доносить. Конечно, все приходит с опытом, эта мудрость непреложна. Но, мое мнение таково: как вы начнете свой старт, так и пойдет ваше дальнейшее продвижение.

Корректор. Корректору необходима абсолютная грамотность, безупречное знание правил орфографии и пунктуации, а также знание требований к оформлению текстов для публикаций. Профессия вряд ли подойдет тому, кто сам испытывает проблемы с грамотностью письма или является по натуре человеком очень подвижным и общительным. Нужна пунктуальность, внимательность, усидчивость — ведь корректору приходится читать порядка сотни страниц в день. Возможности для карьерного роста незначительные. Совершенствовать уровень профессионализма особо некуда, ведь подразумевается, что абсолютной грамотностью обладает даже начинающий корректор: стать «еще грамотнее» вряд ли получится, можно лишь научиться выполнять свою работу быстрее и с меньшими затратами сил. Однако можно освоить смежные профессии: например, стать редактором и дальше делать карьеру в издательском бизнесе, со временем заняв более высокие посты (менеджер издательских проектов, заведующий редакцией).

Переводчик. В обязанности переводчика входит: организация и проведение экскурсий по культурно-историческим местам для иностранных граждан, сопровождение иностранных граждан во время их визитов в страну, оказание помощи в размещении и проживании иностранных граждан, переводы на презентациях, деловых встречах, сопровождение русскоязычных групп при поездках за границу, перевод технической и художественной литературы, преподавательская деятельность.

Личные качества: лингвистические способности, большой объем долговременной памяти, высокий уровень аналитического мышления, аккуратность, внимательность, терпеливость. Обучение переводчиков обычно осуществляется на филологических факультетах и подразумевает не только изучение иностранных языков (чаще всего двух: одного очень детально, второго — на разговорном уровне), но и особенностей культуры и истории тех стран, где они используются, а также ряда теоретических дисциплин, связанных с языкознанием.

Для успеха в такой работе требуются, кроме хороших способностей к изучению языков, высокий общекультурный уровень, безупречная грамотность, внимательность, эрудированность, а для переводчиков устного текста — еще и коммуникативные способности.

Специалист по связям с общественностью.  Профессия «Специалист по связям с общественностью» появилась в России всего несколько лет назад, тогда как в западных странах она существует практически с начала века. Сегодня чаще употребляется английский эквивалент ее названия — Public Relations (РR - пиар). Специалист по связям с общественностью - специалист, работающий в сфере производства и крупной торговли. Он поддерживает имидж фирмы, отвечает за информационное продвижение проектов, за работу со средствами массовой информации, за поддержание связей с общественностью; ему требуется образование в сфере лингвистики, психологии, журналистики.

В заключение хочется отметить, что непременным условием для выбора описанных выше профессий и многих других является безусловная любовь к нашему русскому языку». Почему? Потому, что от таких специалистов требуется, прежде всего, грамотность, умение размышлять, вносить коррективы. Это и нелегко, ведь постоянно нужно быть оригинальным, не уставать от монотонности и следить за последними тенденциями современности.

Практические исследования.  

Анкетировани школьников и педагогов. Данный опрос демонстрирует тенденции в среде школьников ( они явно привыкают к низкой культуре речи окружающих, принимают ее за норму, снижают требовательность к чужой и своей речи, признают свой уровень культуры речи достаточным, не требующим совершенствования. Педагоги подходят к решению этого вопроса более осмысленно, с учетом своей профессиональной направленности.

Анкета «Должен ли человек быть грамотным»

1.Довольны ли Вы своим уровнем грамотности?

  • Да, абсолютно
  • В целом - да, но мне есть над чем поработать
  • Мою речь понимают носители языка, и я считаю, что этого достаточно
  • Недоволен и хочу это исправить/работаю над повышением своего уровня
  • Не задумывался(-лась) об этом

2. Как Вы считаете, нужно ли работать над повышением уровня грамотности в Вашей стране?

  • Да, поскольку уровень грамотности среднего человека оставляет желать лучшего
  • Да, ибо "нет предела совершенству"
  • Нет, население моей страны и так достаточно грамотное
  • Нет, владение нормами родного языка - не такой уж и важный навык
  • Не задумывался(-лась) об этом
  • Нет - нация сама творит свой язык и определяет его нормы, поэтому в мероприятиях по ликбезу нет смысла

3. Какая из нижеприведенных групп людей, на ваш взгляд, обязана быть грамотной?

  • Все, кто так или иначе использует язык, в т.ч. те, для кого он неродной
  • Все, для кого язык - родной
  • Лица с высшим образованием
  • Лица с высшим филологическим\лингвистическим обрзованием
  • Никто не обязан быть грамотным

4. Имеет ли для Вас значение уровень грамотности Вашего собеседника? *

  • Да, я принципиально не общаюсь с неграмотными людьми
  • Да, грамотность человека влияет на мое мнение о нем, но не более
  • Нет, главное - чтобы он сумел донести свою мысль

5. Будете ли Вы читать заинтересовавший Вас, но неграмотно написанный текст? (при условии, что его смысл понятен)

  • Я не обращаю внимание на такие мелочи, как правописание и синтаксис, главное – содержание
  • Скорее всего, я прочту текст полностью, хотя ошибки будут меня напрягать
  • Нет, я не могу читать тексты, написанные с ошибками

 6. Важно ли соблюдение норм языка при неформальном общении?

  • Нет, неформальное общение - это не контрольная и не экзамен. Каждый пишет так, как умеет.
  • Безусловно. Правила для того и придуманы, чтобы облегчить процедуру общения.

7. К каких сферах деятельности языковая грамотность участников обязательна? 

  • Можно указать несколько вариантов
  • Научная сфера
  • Публицистика\СМИ
  • Межкультурная коммуникация
  • Педагогическая сфера
  • Все сферы деятельности, затрагивающие взаимодействие с людьми
  • Ни в каких.

Становится модно быть грамотным. Общаясь в социальных сетях, люди, пишущие без грамматических ошибок, считают себя особой кастой, привилегированной группой и узнают друг друга по грамотному письму как по маячку. Остальные участники социальных медиа все чаще подтягиваются за лидерами. Ведь грамотность — признак достойного культурного уровня человека и его социального статуса.

 Как научиться писать грамотно?

Много читать. Очень много читать. Очень-очень много читать. Сначала Вы будете читать, затем воспринимать, после — запоминать слова, фразы и предложения, которые потом уже будете воспроизводить на бумаге на подсознательном уровне.

Читать вслух. Механизм примерно такой же. Паузы, прямая речь, обороты, интонация — все это способствует запоминанию прочитанного.

Конспектировать. Отличный навык, который приобретается в течение долгого времени. Главное, научиться конспектировать без ошибок, часто сверяясь с оригиналом.

Переписывать. Многие мастера копирайтинга советуют, нет, даже настоятельно рекомендуют и заставляют своих учеников переписывать  тексты. Для того, чтобы научиться писать продающие письма, нужно взять тексты известных мастеров своего дела и переписать их тысячи раз. Этот навык отшлифует знание правил написания слов и предложений, и научит писать грамотно.

Самообразование — посильная задача для любого человека. Ведь все эти действия должны выполняться нами еще со школьной скамьи. Но главное, на этом останавливаться нельзя ни в коем случае. После школы только начинается глубокое познание и изучение родного языка: у каждого появляется своя профессиональная сфера деятельности, в которой надо уметь грамотно объясняться на профессиональном языке.

Вывод напрашивается сам собой. Надо учиться управлять собой и своей собственной жизнью. И нести за это личную ответственность. Если мы хотим быть грамотными, образованными людьми, то умение грамотно писать и говорить должно быть обязательным качеством. От этого напрямую зависит наша успешность.

ПОДПРОЕКТ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»

Проект направлен на развитие лидерских качеств обучающихся, способствующих достижению успеха.

 Главный, системообразующий элемент всех ценностных ориентаций в проекте – Успех. Целью лидера всегда является личный успех. Он может проявляться в разных формах. Он может выражаться в разных потребностях. Он может достигаться разными способами. Но всегда это – УСПЕХ!

Основная задача проекта - формирование образовательной среды, которая бы способствовала воспитанию социальной успешности обучающихся. Под социальной успешностью понимается наличие социально признанных, субъективно ценных достижений в социально значимой деятельности, взаимодействии и решении жизненных проблем. Проект рассчитан на реализацию в течение пяти лет и предполагает участие всех учащихся, реализуется в учебное и внеурочное время.

Ценностно-смысловые основания 

Цель - развитие лидерских качеств обучающихся, способствующих достижению успеха.

Задачи

1. Предоставление возможности каждому обучающемуся стать лидером в одной из областей социального творчества.

2. Развитие субъектной позиции обучающихся.

3. Развитие организаторских способностей, умений и навыков обучающихся.

Предоставление возможности каждому школьнику стать лидером в одной из областей социального творчества.

Успешность лидера связана с достижением поставленных личностных целей в конкретном виде деятельности, карьере, профессиональной сфере, спорте, группе, обществе и т.д.

Лидерство рассматривается в основных и взаимосвязанных направлениях (схема №2):

1) в карьере, управлении и самоуправлении (деловые лидеры и лидеры организаторы)

2) в различных областях знаний, искусства и ремесла, профессии (лидеры первопроходцы и лидеры-умельцы)

3) в общении и социальном творчестве (социальные лидеры и лидеры вожаки)

Схема № 3 «Социальная успешность»

 Развитие субъектной позиции обучающихся.

Развитие лидерских качеств возможно при усилении субъектной позиции личности. Развитие субъектной позиции лицеиста предполагает:

 1) освоение учащимся различных форм и способов влияния на всех этапах деятельности (целеполагания, планирования, организации, оценки);

2) воспитание качеств личности, свойственных субъекту деятельности (инициативы и ответственности, добросовестности и чувства долга, сознательной дисциплины и самостоятельности);

 3) воспитание деловой культуры. Субъектная позиция учащегося лицея может проявляться в различных видах деятельности (познавательной и досуговой, художественно-творческой и общении, ценностно-ориентированной и туристско-спортивной), в самоуправлении, в самоорганизации.

В структуру лидерских качеств включаются следующие компоненты:

Психологический (лидерские способности и склонности, открытость для дальнейшего развития, стиль лидерства);

Деятельностный (организаторские умения и навыки, ситуативность или стабильность проявления лидерства);

Социальный (отношение к конкретным историческим условиям, социальной структуре, субъектная позиция);

Политический (потребность во власти, способы борьбы за влияние, принадлежность к объединению); Генетический (степень одаренности и обстоятельства воспитания в семье и т.п.).

Развитие организаторских способностей, умений и навыков обучающихся.

Организаторская деятельность – составная часть деятельности лидера, исходный ее этап по управлению группами (коллективами). В структуру организаторской деятельности включаются следующие компоненты:

 Целеобразующий (представление о целях и задачах деятельности, умения в области целеполагания и планирования);

 Мотивационный (побуждения себя и других к достижению поставленных целей);

 Конструктивный (создание условий для успешного осуществления проекта: организационных, кадровых, экономических, правовых и др.);

 Коммуникативный (организация процесса обмена информацией и координация);

  Контроль (изучение, анализ, отслеживание, коррекция). Эффективность осуществления организаторской деятельности связана с уровнем развития организаторских способностей

Основные принципы и идеи в реализации проекта 

Принципы: 

 гуманизма к объектам воспитания, предполагающего отношение к личности молодого человека как к самоценности;

 конкурентоспособности, выступающей как специфическая способность к динамичной горизонтальной и вертикальной мобильности, смене видов деятельности, освоению новых профессий, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы;

  толерантности - терпимость к мнениям других людей, учет их интересов; терпимость к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни, поведению людей, не укладывающемуся в рамки повседневного опыта, но не выходящего за рамки требований законов;

 индивидуализации, заключающейся в проявлении индивидуальных особенностей в полной мере.

Для реализации указанных целей используются личностно-деятельностные технологии, эффективные социальные технологии, технология коллективного творческого дела

Содержание воспитывающей деятельности 

Основные направления работы - вовлечение учащихся в:

 условия конкуренции;

 ситуации выбора;

  ситуации успеха;

 активные социальные роли. Направления и ступени развития лидерства «Лестница успеха»

Направления работы определены ступенями роста лидера в различных сферах деятельности – это  относительно фиксированные позиции, которые проявляются в усложнении деятельности, усилении влияния, расширении объема знаний, совершенствовании умений и навыков, устойчивости качеств. Успех участия учащегося в проекте заключается в продвижении от первой позиции к последующим в избранном направлении:

1 ступень

2 ступень

3 ступень

4 ступень

исполнитель

Активный участник

организатор

руководитель

Исполнитель - выполняет порученное дело быстро и умело.

Активный участник - творчески относится к делу, привнося в него свои идеи, участвуя во всех делах.

Организатор - самостоятельно организует дела в пределах своих умений;

Руководитель - организует выполнение коллективом планов и программ; умеет определить перспективы развития, объединяя участников.

Положение учащихся на какой-либо ступени отслеживается 1 раз в год и отражается на «Лестнице успехов» школы и на стенде «Уголок класса». При достижении более высокой ступени учащимся, он поощряется внутри класса  (школы) специальным Дипломом.

Учащийся, достигший четвертой ступени, награждается медалью «Честь и достоинство школ» на общешкольном празднике «Ученик года»»!» и его фотография и фамилия помещается на сайте школы в ежегодном буклете на «Ученик года».

Технологические операции создания ситуации успеха

 (приложение № 1):

  авансирование успешного результата;

 скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности;

 мотивация;

 персональная исключительность;

 мобилизация активности или педагогическое внушение;

 высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

Оценка достижений

Критерии

Показатели (Достижения)

Успехи в учении

Успеваемость, участие в олимпиадах, конкурсах

Успехи в досуговой деятельности

Виды деятельности, победы в конкурсах, участие в мероприятиях, интересы, хобби

Общественная активность

Общественная деятельность, роли, достижения, проявление лидерских качеств

Взаимодействие

Друзья, позитивные социальные роли в группе, семейная ситуация

Личностные основания социальной успешности

Сформированность знаний, навыков, мотивов, ценностей, личностных качеств (по карте оценки).

Наличие каждого показателя оценивается в баллах:

3 – показатель выражен явно

2 – показатель присутствует раз от разу, не всегда

1 – показатель выражен незначительно, встречается редко, ситуативно

0 – показатель не выражен

Итоговая оценка производится на основе общего количества баллов. (таблица 1, диаграмма № 1)

Каковы предполагаемые результаты внедрения проекта «Лестница успеха»?  У обучающегося будут развиты личностные качества:

  лидерские способности и склонности, открытость для дальнейшего развития, стиль лидерства;

 организаторские и коммуникативные умения и навыки, ситуативность или стабильность проявления лидерства;

 субъектность - формирование гармоничной «Я – концепции», развитие навыка самоанализа, принятие себя;

 потребность во власти, способы борьбы за влияние, принадлежность к объединению

год

Всего учеников

1 ступень

2 ступень

3 ступень

4 ступень

исполнитель

Активный участник

организатор

руководитель

2018-2019

28-10б

4

12

8

4

2019-2020

28 - 11б

2

7

11

8

2019-2020

26 – 7г

10

12

3

1

Таблица № 1. Уровень продвижения учащихся по  «Лестнице успеха»

Диаграмма № 1 Уровень продвижения учащихся по  «Лестнице успеха»

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Для педагогов:

  • Повысится заинтересованность в успехе каждого ученика
  • Изменится стиль общения с учениками и коллегами
  • Сможет грамотно выстроить взаимоотношения с учениками и родителями

Для обучающихся

  • Осмысление целей и смысла своей жизни.
  • Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
  • Повысится активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками.
  •  Научатся самостоятельно выбирать учебные заведения, планировать свою будущую карьеру;
  • Научаться адекватно оценивать свои способности и возможности.
  • Кроме того будут сформированы компетенции:

 - Учебно-позновательные компетенции:

  • Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс,
  • Формирование умений и способностей работать самостоятельно по теме,
  • Развитие творческих способностей
  • Формирование навыков исследовательской деятельности

 - Коммуникативные компетенции

  • Формирование культуры публичных выступлений
  • Умение самостоятельно работать с литературой, интернет ресурсами
  • Организация индивидуальной и групповой деятельности

 - Общекультурные компетенции

  • Личная ответственность за выполнение выбранной работы
  • Толерантность
  • Использование информационных ресурсов и веб-квестов для решения ряда практических задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Правильный выбор профессии позволит полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть:

  • конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик на берегу моря, стать самым крутым бизнесменом в нашем доме, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.);
  • реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д. (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию);
  • ограниченными во времени («цель – это мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»).

      Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».

        Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:

1.     главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);

2.     цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);

3.     пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги);

4.     внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);

5.     внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);

6.     запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).

        Если цель – выбор профессии в соответствии с возможностями и потребностями, задайте следующие вопросы:

  • на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;
  • каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;
  • какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы;
  • какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;
  • хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.

       Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия:.

 - обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.

 -  профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

 - будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

Эти три условия можно представить в виде тех окружностей : «ХОЧУ» -«МОГУ»- «НАДО».

«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - это слагаемые успеха

https://www.sgu.ru/sites/default/files/depnews/photos/2020/04/19/1.jpg

«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло – это огромная удача. Труд должен приносить человеку радость, в таком случае хорошие результаты не заставят себя ждать. Кем бы ни стал человек: строителем или учителем, программистом или художником, артистом или писателем, - работа должна доставлять ему радость.

Профессий много на Земле,

И каждая — важна.

Решай, мой друг, кем быть тебе,

Ведь жизнь у нас одна.

Предлагаемая мной система профессиональной ориентации при творческом ее применении в состоянии обеспечить надлежащую подготовку учащихся к жизненному самоопределению. Я считаю. Что наибольшее внимание при профориентационной работе следует уделять практической подготовке учащихся к сознательному выбору и получению профессии, только на практике вырабатываются качества личности для избираемой профессии. Вовлечение учащихся в разнообразные виды практической деятельности в состоянии обеспечить фактическую реализацию их профессиональных намерений.

Любая система профориентационной работы, в конечном счете, замыкается на личности. Поэтому необходим дифференцированный подход к формированию такого интегрального качества личности как профессиональная направленность каждого юноши и девушки. Всякая система профессиональной ориентации, как совокупность взаимосвязанных форм и методов работы, должна функционировать дифференцированно, с учетом производственного окружения, географических и национальных условий, традиций и других особенностей каждого конкретного региона.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лебединцева, Л.А. Социология профессий: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. А. Лебединцева [и др.]; под ред. Л. А. Лебединцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 273 с. — Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.
  2. Парнов, Д.А. Кем быть? Секреты выбора профессии. Книга, с которой начинается карьера / Д.А. Парнов. – М.: Книжный мир, 2014. – 256 с.
  3. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2001 – 511 с – (Современное образование).
  4. Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников / И.В. Вачков. – Санкт-Петербург.: Подростки — Психологические исследования — Популярные издания, 2009. – 188 с.
  5. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 240 с.
  6. https://yandex.ru/turbo/blog.wikium.ru/s/12-prichin-pochemu-nuzhno-zanimatsya-sportom.html?u
  7. Баркер А. Как улучшить навыки общения. – СПб. Издательский дом «Нева», 2013.
  8.  Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим. – М. Издательство «Знание», 1990.
  9.  Гойхман О.Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. – Учебник.– М., 2003.
  10.  Лихачёв Д.С. Письма о добром. – СПб. Издательство «LOGOS», 2007.
  11. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Знание, 2014.
  12. https://pedsovet.org/publikatsii
  13. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6484
  14. https://studbooks.net/52763/ekonomika

Приложение № 1

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ  «СИТУАЦИИ УСПЕХА»

  1. Сбор информации о детях – тестирование учащихся класса (источники: сами ученики, их родители, учителя-предметники, психолог лицея, классный руководитель; сочетается с наблюдением; записи оформляются в специальную тетрадь).

  1. Эмоциональная блокировка: Используется педагогический прием – «авансирование»:

 -  Учащемуся выдается на руки результат исследования – листок с вычерченной кривой профиля его личности, впечатляющими расчетами, научными терминами и «расшифровка». Цель «расшифровки» - сформировать у ученика уверенность в собственной человеческой ценности. Подчеркиваются как присутствующие те черты характера, которые необходимо выработать в первую очередь, так и хорошие интеллектуальные способности. Положительный эффект: повышается степень доверия к учителю у родителей учащихся; растет степень доверия к учителю у ученика («Учитель знает, что я хороший»); формируется общественное мнение.

 - Продолжается «авансирование», но теперь какого-то качества: убеждают человека не напрямую, а через его окружение. Например, учащийся Х. – суровый, категоричный, консерватор, отстраненный, критичный, некоммуникабельный. В «расшифровке» подчеркнули для Х. его способность рассуждать, взвесив все «за» и «против», справедливость, эмпатию, умение прощать и быть снисходительным. Эти же черты подчеркивались при разговоре о Х. учащимися класса на уроке и вне урока. При обсуждении сложных вопросов последнее слово предоставляли ему. К окончанию 11 класса Х. стал более открытым, терпимым, снисходительным человеком, умеющим взять на себя ответственность, улучшилась успеваемость – аттестат без троек. К тому же в классе установилась роль негласного защитника, очень справедливого и вдумчивого парня.

3. Построение «стартовой площадки» (выбор главного направления).

- Создание Ситуации Успеха для каждого учащегося и группы:

  формирование «питательной среды» на уроках;

 отсутствие неудовлетворительных оценок на первых уроках;

 повторение основных положений и законов учебных дисциплин, изучаемых в школе, с использованием всех форм запоминания и систематизации материала;

 постоянное повышение уровня требований к знаниям; 8

 поэтапное введение дифференцированных заданий;

 введение проблемных вопросов и ситуаций.

-  Педагогическая инструментовка:

 подкрепление по методике формирования условного рефлекса (В.Слуцкий);

 вариативное использование различных форм положительного подкрепления – от оценок до устного выражения уверенности в успехе ученика или группы: «Вы, как всегда – на высоте». Сообщение группе учащихся или ученику добрых слов о них преподавателей других дисциплин;

 включение учащихся в процесс взаимоконтроля знаний, практика назначения учеников-консультантов, имеющих право принимать зачетные темы разного уровня сложности. Консультанты не только отличники и хорошисты.

Если ученик выбирает к сдаче объем материала на «три», то его «тройка» - особенная, учитель вслух объявляет о хорошей подготовленности этого ученика (в соответствующем уровне сложности) и разрешает ему принимать зачеты на «три» у одноклассников. Многократно прослушав и проработав тему с товарищами, консультант в следующий раз обычно выбирает материал, соответствующий оценке «четыре».

 смещение акцента с поиска и ликвидации отрицательных моментов в обучении и поведении на положительное подкрепление. Учитель «не замечает» промахов ученика и в момент вдумчивого, заинтересованного отношения подростка к учебе обязательно дает положительное подкрепление.

4. Основные этические принципы, которые необходимо соблюдать при моделировании ситуации успеха:

 Положительное подкрепление учащемуся должен давать тот преподаватель, высокая оценка и похвала которого для подростка наиболее значимы, а не тот, кому этого больше всего хочется.

 Успех учащегося не должен базироваться на обломках репутации других ребят. Следует избегать приема «неожиданного сравнения», если это сравнение слишком очевидно указывает на недостатки другого.

 Педагогические приемы, направленные на формирование проектноориентированного интеллекта и создание комфортных условий обучения, можно использовать в работе со всеми учащимися, но комплексное, продуманное воздействие педагогов по созданию Ситуации Успеха личности в первую очередь направляется на тех ребят, кому это особенно необходимо: слишком слабых, слишком агрессивных, слишком неуверенным в себе и т.д.

 Ни во время моделирования Ситуации Успеха, ни позже педагог не должен объявлять учащемуся о своей роли в становлении его личности.

 Необходимыми условиями реализации данного опыта, является наличие группы педагогов-единомышленников, работающей по данной системе.

 Нет необходимости комплексно воздействовать на подростка, способного самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Ему лишь необходимо ненавязчивое нужное направление.

 Учитель, применяющий в своей работе технологию Успеха, должен стремиться к скрытой педагогической помощи учащимся, то есть оставаться за «кадром».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионализм - основа успешной карьеры.

Понятие "карьера" широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется "психологией карьеры"). В России существует своя традиция употребления слова "карьера" - это у...

Портфолио для успешной карьеры

Данное методическое портфолио содержит в себе материалы, раскрывающие основные направления моей педагогической деятельности. Портфолио составлено с учётом практического опыта реализации некоторы...

Владение иностранным языком - залог успешной карьеры

В данной статье говорится о важной роли английского в жизни современного человека....

Методическая разработка "Ступеньки к успешной карьере"

Методическая разработка мероприятия предназначена, прежде всего, для сотрудников центров содействия трудоустройству выпускников, которые только начинают вводить в практику своей работы такой формат вз...

Проект "Портфолио для успешной карьеры в родном селе"

Проект предназначен для учащихся 9 классов....

Урок информатики в 11 классе "Портфолио для успешной карьеры"

Насколько осознанно человек выбирает профессию, учитывает ли он при этом свои способности и возможности, зависит, будет ли его карьера успешной и станет ли она приносить удовлетворение....

Формула успешной карьеры

Как опрделиться с будущей профессией, когда тебе всего пятнадцать лет. Как построить карьерную лестницу. С чего начинать....