Урок информатики в 11 классе "Портфолио для успешной карьеры"
план-конспект урока по информатике и икт на тему

Мельникова Татьяна Михайловна

Насколько осознанно человек выбирает профессию, учитывает ли он при этом свои способности и возможности, зависит, будет ли его карьера успешной и станет ли она приносить удовлетворение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_11_klasse_portfolio.doc103.5 КБ
Файл otkrytyy_urok.pptx173.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Проектная деятельность учащихся. «Портфолио для успешной карьеры»

 Цели урока:

Образовательная: 

  • Обобщить знания по пройденной теме, продемонстрировать возможности PowerPoint, возможности современных компьютерных технологий, Интернета;
  • закрепить полученные знания при выполнении практической работы.

Развивающая:

  • развивать навыки работы с мультимедийными программами, навыки работы в Интернете, способности самостоятельного анализа представляемого материала, творческого самовыражения;
  • развивать образное, критическое, дивергентное мышление.

Воспитательная:

  • воспитывать учащихся как личность гражданственную, творчески мыслящую, инициативную, подготовленную ориентироваться в окружающей действительности;
  • воспитывать познавательный интерес к предмету:
  • формировать информационную культуру и потребность в приобретении знаний и навыков использования информационных технологий в учебно-познавательной деятельности;

Тип урока: комбинированный - систематизация и обобщение учебного материала  с выполнением  практической работы.

Формы работы: 

  • фронтальный опрос;
  • беседа;
  • демонстрация с использованием ПК.

Методы обучения: проектный, проблемное обучение: исследовательский, эвристический.

Требования к знаниям и умениям:

  • знать назначение и возможности программы PowerPoint,
  • уметь создавать табличные базы данных, осуществлять сортировку и поиск записей, задавать запросы при поиске информации, использовать форму для ввода и корректировки, выполнять отчёт по БД.

Комплекс аппаратного и методического обеспечения:

  • компьютер;
  • программное обеспечение: PowerPoint; Microsoft Word; Internet Explorer.

Ход урока:

I. Организационный момент: приветствие учащихся, постановка темы.

II. Актуализация темы.

Как учащиеся выпускного класса, вы наверняка определились с выбором своей будущей профессии.

Фронтальный опрос.

  • Каковы ваши интересы и хобби сегодня?
  •  Какие у вас есть навыки или таланты?
  •  Какую работу вы больше всего любите делать?
  •  Влияют ли ваши навыки и интересы на ваши решения о дальнейшей жизни и обучении?

III. Проверка домашнего задания

Просмотр презентации учащихся «Моя будущая профессия». Предварительно – ответ на вопрос.

  •  Какую профессию на сегодняшний день Вы выбрали?

Представление презентаций: дизайн, анимационные  эффекты, гиперссылки,  внедрённые объекты- рисунки, графические примитивы, фото и др.

После просмотра всех презентаций:

  • Ваша профессия выбрана осознанно?
  •  Кто или что повлияло на ваше решение?

Это непростой вопрос, наверняка до сих пор вы не оценивали свои ценности, интересы, склонности, способности, индивидуальные особенности и пожелания к стилю жизни. Чтобы принять обоснованное решение, вы должны оценить свои интересы и понять, кто вы.  Понимание самих себя поможет вам выбрать наиболее подходящий вариант для обучения и карьеры.

  • Что в вашем понимании означает «Успешная карьера»?
  • Вы хотите добиться успешной карьеры?
  • Как сделать  успешную карьеру и стать успешным на современном рынке труда?

Для этого надо:

  • определить свои профессиональные цели;
  • создать карьерное портфолио.

IV. Новая тема

В этом нам  с вами поможет работа над проектом «Портфолио для успешной карьеры», в котором будут определяться ваши интересы и задачи.

Что вы будете делать во время работы над проектом?

 Задания проекта.

  1. Ознакомьтесь с известными теориями о видах деятельности и профессиональных характеристиках.
  2. Оцените себя с помощью тестов в Интернете и изучите свои профессиональные характеристики.
  3. Напишите краткое эссе об «идеальной» работе.
  4. Подготовьте список наиболее распространенных групп профессий.
  5. Изучите группы профессий сначала в общем, а потом подробно.
  6. Введите полученную информацию в базу данных.
  7. Соберите и структурируйте информацию для создания рабочего резюме.
  8. Определите текущие и будущие задачи своей карьеры.
  9. Изучите методики собеседований, чтобы подготовиться и принять участие в ролевом собеседовании.
  10.  Соберите и представьте электронное портфолио с результатами всех предыдущих упражнений.

Первым шагом на пути к определению своих профессиональных целей является оценка собственных карьерных интересов с помощью тестов. Однако, тесты лишь указывают направление, которое впоследствии может повлиять на выбор профессии. Надо изучить несколько сфер своих интересов, а затем сравнить полученные результаты.

В ходе работы над проектом вы изучите интересные профессии и создадите базу данных профессий, включающую: название профессий, диапазоны заработной платы, необходимые навыки образования и работы. В ходе проекта вы должны найти ответы на вопросы:

Как добиться успешной карьеры?

Каков спектр предлагаемых обществом престижных профессий?

Первые шаги в работе над проектом вами уже сделаны.

Вы познакомились с различными способами самооценки:

  • метод Биркмена;
  • метод дифференциально-диагностического опросника (ДДО) доктора психологических наук, профессора Е. А. Климова.
  • теория профессора Джона Холланда.

Сформулируйте данные методы.

Метод Биркмена 

Метод Биркмена представляет собой методику самооценки, определяющую профессиональные характеристики и предпочтительные виды деятельности. Эта методика позволяет создать своеобразную «дорожную карту», указывающую различные стили работы, области и профессии, которые, скорее всего, подойдут вам.

Метод дифференциально-диагностического опросника (ДДО). 

Метод предназначен для того, чтобы учащийся смог определить тип профессии, который наиболее подходит ему в зависимости от его интересов, склонностей, темперамента.

Теория профессора Джона Холланда.

Доктор Джон Л. Холланд создал другую популярную теорию, которая является основой большинства профессиональных опросников, используемых сегодня. Кодовая теория доктора Холланда – система распределения профессий по категориям, группам интересов или рабочим атмосферам. В модели Холланда эти категории представлены как типы личности.

Вы выполнили упражнения 1, 2 и 3, записав результаты диагностик.

Упражнение 1.

На основе таблиц Биркмена определите  цвет ваших профессиональных характеристик и предпочитаемых видов деятельности.

Упражнение 2.

Записать результаты тестирования  по методу ДДО с перечнем предлагаемых профессий.

Упражнение 3.

Определите свой тип личности и угадайте свой код по Холланду.  

Теперь вы сможете приступить к определению «идеальной» работы.

Упражнение 4.

Определение «идеальной» работы. Учащиеся должны использовать Microsoft Word, чтобы написать эссе на одну страницу с описанием работы, которая, по их мнению, идеально им подходит.  В своем эссе они должны указать результаты предыдущих упражнений

Эссе должно включать:

  • Результаты исследования цветов профессиональных характеристики и видов деятельности.
  • Результаты исследования профессиональных характеристик по ДДО и Холланду.
  • Компиляцию интересующих вариантов карьеры на основе результатов исследования интересов.
  • Описание «идеальной» для учащихся работы, включая основные обязанности, место, рабочие часы и т.д.

Рефлексия: итак, первые шаги на пути самопознания себя в мире профессий сделаны.

Следующие этапы проекта:

  • группы профессий и подготовка к профессии.

Учащимся  предоставляется  возможность узнать о группах профессий – общих категориях профессий, полезных для ищущих работу. Вы  изучите их сначала поверхностно, а затем детально. Узнаете в каких образовательных учреждениях можно получить необходимый для выбранной профессии уровень знаний и профессиональной квалификации. В итоге вы занесете данные о своей профессии в базу данных Microsoft Access и будете использовать ее поисковые возможности.

При изучении профессий, нужно сначала  сгруппировать профессии, которые вам наиболее часто встречались на сайтах, в 15 групп. Затем  нужно будет зайти на рекомендуемые сайты, где вы сможете выбрать наиболее подходящие для этого списка профессии.

На веб-сайте в алфавитном порядке расположена подробная информация о профессиях и об образовательных учреждениях, в которых можно получить эти профессии. 

 

  • Подготовка карьерного портфолио.

Резюме

Собеседование

Обзор профессии

На этом этапе учащиеся узнают о различных компонентах, требуемых для создания своего резюме. Они научатся собирать и разбивать на категории свою личную информацию и определять карьерные задачи перед составлением собственного резюме. Они также изучат советы по прохождению собеседования и методики собеседования, после чего примут участие в ролевом собеседовании.  И, наконец, они объединят все результаты предыдущих упражнений в компьютерном портфолио для презентации.

Резюме

  • Резюме - это лучшее маркетинговое средство, чтобы заинтересовать потенциального работодателя и дойти до собеседования.  Хорошее резюме подчеркивает сильные стороны и достижения человека. Все резюме должны содержать контактную информацию, сведения об опыте и образовании.

Учащиеся могут использовать подробное руководство по написанию резюме в Microsoft Word  и шаблон резюме в Word.

Собеседование

Это ваша возможность:

  • Рассказать, чему вы научились на своем опыте
  • Показать свой интерес к должности.
  • Узнать, подойдут ли вам должность и компания.

Как мы узнали, резюме должно давать потенциальному работодателю контактную информацию, а также информацию об опыте работы. Если резюме эффективно, соискатель получит приглашение на собеседование.

На собеседовании соискатель имеет возможность рассказать работодателю о своем опыте, продемонстрировать свой интерес к должности и рассказать, какие у него есть навыки для работы. Собеседование также позволяет сотруднику оценить, подходят ли ему компания и должность.

Советы по собеседованию

  • Оденьтесь подходящим образом
  • Отвечайте быстро
  • Показывайте свой интерес, смотрите собеседнику в глаза
  • Говорите четким голосом
  • Если вам непонятен вопрос, попросите уточнить
  • Выглядите уверенно
  • Отправьте письмо с благодарностью через 1-2 дня

Перед собеседованием соискателю рекомендуется спланировать разговор, узнать как можно больше о компании, ее продукции, конкурентах, планах на будущее.  Также соискатели должны помнить содержание своего резюме и уметь уверенно объяснить, какие их сильные стороны и способности могут принести пользу компании. Наконец, перед собеседованием нужно потренироваться отвечать на вопросы.

Тренинг собеседования

  • Разделитесь на группы по 4 человека и разыграйте ролевое собеседование со следующими ролями:
  • Интервьюируемый (соискатель) - с ним ведется собеседование о работе. 
  • Работодатель - он проводит собеседование. 
  • Наблюдатели - наблюдают за собеседованием и анализируют его по окончании.

Поскольку это ролевое собеседование служит только тренировкой перед реальным собеседованием, оно должно фокусироваться на роли соискателя и на его подготовленности к ответам на вопросы, а не на роли работодателя.

Собеседование, проведенное таким образом, часто называется ролевым, поскольку участники, словно в театральной постановке, играют свои роли. Если времени хватает, то будет очень полезно, если учащиеся поменяются ролями и вновь проведут собеседование. Такой своеобразный взгляд со стороны позволит им лучше понять позиции участников собеседования.

Создание презентации портфолио профессии

  1. Титульный слайд – имя создателя, дата, цели карьеры.
  2. Результаты исследования цветовой оценки профессиональных характеристик и видов деятельности.
  3. Результаты исследования по методу ДДО и Холланда.
  4. Подробное изучение выбора профессии – три-четыре слайда.
  5. Требуемая подготовка для выбранной карьеры – образовательные учреждения и специальности.
  6. Как написать резюме.
  7. Заключение

Учащиеся создадут и презентуют электронные портфолио длительностью не более 10 минут. Для этого они объединят всю предыдущую работу по проекту в презентации PowerPoint.

  Гимнастика для глаз.

Комплекс 1

Глаза наиболее подвержены вредному воздействию при работе с ПК, поэтому им необходимо уделять особое внимание. Следующие упражнения позволяют увеличить кровообращение глаз, укрепить глазные мышцы, сохранить зрение, улучшают общее самочувствие организма, снимает напряжение.

Все упражнения выполняются по 2-3 раза:

  • массаж закрытых глаз внутренней поверхностью ладоней по 20-30 секунд;
  • зажмуриться на 3-5 секунд, открыть глаза на 1-2 секунды, снова зажмуриться;
  • сконцентрировать взгляд на кончике носа на 3-5 секунд, развести глаза, снова свести на кончик носа;
  • круговые обороты глазами влево, вправо, можно делать с закрытыми глазами;
  • быстрые взгляды вверх, вниз, влево, вправо и т.д.

Комплекс 2

  • Опустить взгляд вниз, сохранять такое положение глаз в течение 15-20сек.
  • Посмотреть вверх, вниз, затем перевести взгляд в самую дальнюю точку компьютерного класса, зафиксировать взгляд в течение 2-3 сек. Упражнение выполнить 2-3 раза.
  • Описать взглядом окружность, которая касалась бы пола, потолка и стен классной комнаты. Упражнение выполнить 2-3 раза.

V. Рефлексивный этап.

VI. Подведение итогов. Домашнее задание.

Наш урок подходит к концу. Уважаемые ребята, вы выполнили большой объем работы. Спасибо вам за работу на занятии. Думаю, что на этом уроке вы поняли, что от того, насколько осознанно человек выбирает профессию, учитывает ли он при этом свои способности и возможности, зависит, будет ли его карьера успешной и станет ли она приносить удовлетворение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект на тему: Портфолио для успешной карьеры

Слайд 2

Самостоятельная оценка профессиональных характеристик Каковы ваши интересы и хобби сегодня? Какие у вас есть навыки или таланты? Какую работу вы больше всего любите делать? Влияют ли ваши навыки и интересы на ваши решения о дальнейшей жизни и обучении? Какую профессию на сегодняшний день Вы выбрали ?

Слайд 3

Для этого надо: определить свои профессиональные цели; создать карьерное портфолио . Как сделать успешную карьеру и стать успешным на современном рынке труда?

Слайд 4

Задания проекта Ознакомьтесь с известными теориями о видах деятельности и профессиональных характеристиках. Оцените себя с помощью тестов в Интернете и изучите свои профессиональные характеристики. Напишите краткое эссе об «идеальной» работе. Подготовьте список наиболее распространенных групп профессий. Изучите группы профессий сначала в общем, а потом подробно. Введите полученную информацию в базу данных. Соберите и структурируйте информацию для создания рабочего резюме. Определите текущие и будущие задачи своей карьеры. Изучите методики собеседований, чтобы подготовиться и принять участие в ролевом собеседовании. Соберите и представьте электронное портфолио с результатами всех предыдущих упражнений.

Слайд 5

Оценка профессиональной предрасположенности Метод Биркмена ( методика самооценки, определяющая профессиональные характеристики и предпочтительные виды деятельности). Дифференциально-диагностический опросник (позволяет определить тип профессии, который наиболее подходит ему в зависимости от его интересов, склонностей, темперамента). Теория профессора Джона Холланда (система распределения профессий по категориям, группам интересов или рабочим атмосферам).

Слайд 6

Профессиональные характеристики по методу Биркмена Желтый Организованный, ориентированный на детали; любит работать с числами или системами Синий Творческий, изобретательный, гуманитарный, склонен к размышлениям; планирует действия, оперирует абстракциями Зеленый Убедительный, умеющий продавать, привлекательный; предпочитает давать советы или учить, мотивировать людей Красный Практичный, техничный, практический, организованный

Слайд 7

Виды деятельности по методу Биркмена Желтый Общительный, ориентирован на задачи, любит использовать невербальное общение Синий Упорядоченный, склонный сотрудничать, последовательный, осторожный, ориентированный на людей, использующий непрямое общение Зеленый Конкурентоспособный, командующий, напористый, хорошо говорящий, независимый; ориентируется на людей, использует прямое общение Красный Ориентирован на задачи, любит использовать прямое общение

Слайд 8

ДДО: Дифференциально-диагностический опросник Человек - человек Человек - природа Человек - художественный образ Человек – техника Человек - знак

Слайд 9

Теория Холланда Люди и их рабочие среды делятся на шесть групп: реалистичные ( realistic ) любознательные (investigative) артистичные (artistic) общительные (social) инициативные (enterprising) консервативные (conventional) R I A S E C

Слайд 10

Код Холланда A Артистичный Творческий, обладающий интуицией, не организующий свои действия, имеющий воображение, творческие способности C Консервативный Следует установленным процедурам, работает с данными и деталями, способен к канцелярской работе и работе с числами S Общительный Помогает другим, помогает в обучении, работает с людьми, помогает учить, лечить людей E Инициативный Организует и выполняет проекты, влияет и убеждает, руководит, принимает решения R Реалистичный Практичный, работает с объектами, машинами, инструментами I Любознательный Генерирует идеи, думает, наблюдает, учится, исследует, анализирует, оценивает

Слайд 11

Упражнение 1. На основе таблиц Биркмена определите цвет ваших профессиональных характеристик и предпочитаемых видов деятельности. Упражнение 2. Запишите результаты тестирования по методу ДДО с перечнем предлагаемых профессий. Упражнение 3. Определите свой тип личности и угадайте свой код по Холланду .

Слайд 12

Упражнение 4. Определение «идеальной» работы. Основываясь на результатах тестирования, определить - какая профессия подойдет лучше всего (эссе об «идеальной» работе). Эссе должно включать: Результаты исследования цветов профессиональных характеристики и видов деятельности. Результаты исследования профессиональных характеристик по ДДО и Холланду . Компиляцию интересующих вариантов карьеры на основе результатов исследования интересов. Описание «идеальной» для учащихся работы (используя Microsoft Word ).

Слайд 13

Группы профессий и подготовка к профессии Группы профессий. Узнать о группах профессий - общих категориях профессий, полезных для ищущих работу (например: строительство, образовательные услуги и т.д.). Детальное изучение профессии. Конкретизировать сведения о выбранных группах профессий, сузить критерии поиска работы. Обучение и подготовка к профессии Поиск образовательных учреждений, дающих образование в основных областях, необходимых для выбранной учащимися профессии. Краткое введение в базу профессий Ввести данные по профессиям в базу Microsot Access и воспользоватьтся функцией поиска.

Слайд 14

Подготовка карьерного портфолио Резюме . Содержит контактную информацию, сведения об опыте и образовании. Подчеркивает сильные стороны и достижения человека, чтобы заинтересовать потенциального работодателя и дойти до собеседования. Собеседование. Возможность рассказать работодателю о своем опыте, продемонстрировать свой интерес к должности и рассказать, какие у него есть навыки для работы. Позволяет сотруднику оценить, подходят ли ему фирма и должность. Ролевое собеседование. Обзор профессии. Создание и презентация электронных портфолио длительностью не более 10 минут. Объединить всю предыдущую работу по проекту в презентации PowerPoint

Слайд 15

Создание презентации портфолио профессии Титульный слайд – имя создателя, дата, цели карьеры. Результаты исследования цветовой оценки профессиональных характеристик и видов деятельности. Результаты исследования по методу ДДО и Холланда . Подробное изучение выбора профессии – три-четыре слайда. Требуемая подготовка для выбранной карьеры – образовательные учреждения и специальности. Как написать резюме. Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионализм - основа успешной карьеры.

Понятие "карьера" широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется "психологией карьеры"). В России существует своя традиция употребления слова "карьера" - это у...

Портфолио для успешной карьеры

Данное методическое портфолио содержит в себе материалы, раскрывающие основные направления моей педагогической деятельности. Портфолио составлено с учётом практического опыта реализации некоторы...

Владение иностранным языком - залог успешной карьеры

В данной статье говорится о важной роли английского в жизни современного человека....

Методическая разработка "Ступеньки к успешной карьере"

Методическая разработка мероприятия предназначена, прежде всего, для сотрудников центров содействия трудоустройству выпускников, которые только начинают вводить в практику своей работы такой формат вз...

Проект "Портфолио для успешной карьеры в родном селе"

Проект предназначен для учащихся 9 классов....

Формула успешной карьеры

Как опрделиться с будущей профессией, когда тебе всего пятнадцать лет. Как построить карьерную лестницу. С чего начинать....

От успехов в школе к успешной карьере

актуальность: Один из важнейших вопросов, который возникает в жизни каждого человека – это выбор профессии. Как выбрать профессию по душе и по способностям? Что необходимо предпринять...