ОПЫТ МБОУ СОШУИП №3 Г. ЛАБЫТНАНГИ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
статья

Комиссарова Мария Михайловна

описание практики профориентационной работы МБОУ СОШУИП №3 г.Лабытнанги с перечислением этапов профориентации на каждом из уровней обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_proforientatsii_mbou_soshuipno3.docx580.6 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ МБОУ СОШУИП №3 Г. ЛАБЫТНАНГИ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Комиссарова Мария Михайловна

МБОУ СОШУИП №3 г.Лабытнанги

Аннотация: описание практики профориентационной работы МБОУ СОШУИП №3 г.Лабытнанги с перечислением этапов профориентации на каждом из уровней обучения.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное обучение, диагностика способностей, организации – партнеры, показатель эффективности системы профориентации школы.

Профориентацией молодежи наша школа занимается уже более 20 лет. В течение этих лет система складывалась и модернизировалась, вбирая в себя лучшие практики. На сегодняшний день в нее включена кружковая работа, организация встреч и экскурсий в организации и предприятия, где работают специалисты изучаемых в школе профилей. Кроме того, учебный план профильных классов включает в себя предметы для углубленного изучения предметов, необходимых для дальнейшего освоения выбранной специальности. Для учащихся 10-11 классов организовано профессиональное обучение для закрепления теоретических предметных знаний на примере конкретной профессии. Таким образом, вовлеченными в профориентационную работы оказываются 100 % учащихся школы на протяжении всего обучения в школе.

Профориентация сегодня – это важнейшее направление работы в школе. Неправильный выбор профессии  выпускниками ежегодно приводит к тому, что впустую расходуются колоссальные ресурсы: бюджет тратит миллионы на обучение студентов, которые не пойдут работать по специальности, родители тратят собственные средства, ну а студенты расходуют свое время. Безусловно, грамотная профориентация еще со школьной скамьи позволит ребенку определиться с собственной профессией до поступления в профессиональную образовательную организацию и позволяет избежать этих трат. Профориентация – это целый комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Целью профориентационной работы в школе является оказание поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

- выработка гибкой системы сотрудничества с организациями – партнерами.

Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

- профессиональное просвещение;

- профессиональная диагностика;

- профессиональная консультация;

- выбор профильного класса с учетом способностей и возможностей ребенка;

- профессиональное обучение.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

- постепенное расширение представлений о мире профессионального труда  через кружковую деятельность.

5-6 классы:

- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

- Представления о собственных интересах и возможностях;

- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики

- знакомство с представителями юридических, экономических, информационных, медицинских и инженерных специальностей, экскурсии в организации и предприятия в течение всего учебного года;

- диагностическое тестирование на определение профессиональных склонностей им интересов;

- индивидуальные рекомендации по выбору профиля для углубленного изучения.

7 класс:

- выбор желаемого профиля для углубленного изучения. Ребята получают возможность не только изучать предметы по выбранному направлению, но и выбрать кружки для углубления собственных знаний.

8 - 9 классы:

- Групповое и индивидуальное профконсультирование через предмет «Выбор профессии» и занятия с психологами.

- Профессиональное самопознание;

10-11 классы:

- профессиональное обучение по специальностям «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», «Оператор ЭВ и ВМ», «Бухгалтер», «Водитель транспортных средств категории В».  Данное обучение позволят учащимся освоить необходимые компетенции для дальнейшего обучения по выбранной специальности.

В течение года со всеми учащимися с 1 по 9 класс проводится комплексная работа по профориентации, включающая профинформирование, тестирование, агитацию, консультирование, экскурсии и беседы с представителями профессий в рамках представленных в школе направлений профильной подготовки.  В начальной школе учащиеся знакомятся с профессиями благодаря экскурсиям и встречам (минимум 1 встреча/экскурсия в четверть для каждого класса), а также через школьные кружки в рамках внеурочной деятельности, такие как правовой практикум «Страна Закония», кружок «Экономика: первые шаги», кружок «В мире профессий», клуб «Хочу все знать». В среднем и старшем звене направлены на профориентацию кружки «Мои права», «Легоконструирование», практикум медицинских знаний «Гиппократ», практикум «Экономическая грамотность».

Шестиклассники за 1 полугодие каждого  учебного года  бывают на встречах и экскурсиях на предприятиях и организациях по медицинскому, инженерному, экономическому, информационному и юридическому профилям. В январе каждого года с учащимися 6 классов проводится традиционное психологическое тестирование, направленное на выявление профессиональных интересов для эффективного распределения в профильные классы. Для учащихся 9 классов, решивших продолжить обучение в школе, на выбор предлагается профессиональное обучение по специальностям «Бухгалтер», «Оператор ЭВ и ВМ», «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», «Водитель транспортных средств категории В» (платная услуга). В течение года ведется работа с родителями через проведение родительских собраний, а также индивидуальных консультаций с администраций  и специалистами социально – психологической службы школы.

Одним из новшеств в школе стала организация не менее 1 встречи и 1 экскурсии по выбранному профилю обучения, а также тематических классных часов для каждого класса на каждой параллели с 1 по 11 класс.  Для эффективной реализации профориентации учащихся школа заключила соглашения о работе, а также приняла совместные планы занятий с рядом предприятий. Именно их материально - техническая база является ресурсом для отработки практических навыков учащихся, приобретаемых на теоретических занятиях и встречах. Партнерами школы выступили следующие организации: Производственная компания «Тракт», ОАО «Тепло - Энергетик», Ямальский филиал ООО «Газпромтранс», филиала ПЭС «Лабытнанги» ПАО «Передвижная энергетика», Линейно - технического цеха  г. Лабытнанги  Межрайонного центра технической эксплуатации г. Салехард Ямало-Ненецкого филиала ПАО «Ростелеком», ГБУЗ ЯНАО «Лабытнангская городская больница». Также в совместной профориентационной работе задействованы ОМВД по г.Лабытнанги, Городская прокуратура, мировые судьи и адвокаты г.Лабытнанги.  В рамках  взаимодействия Управления образования с ГБПОУ ЯНАО ЯМК»  на 2018-2019 учебный год школа приняла участие в профессиональных пробах по стандартам WorldSkills (учащиеся 8 классов). Планируется дальнейшее увеличение партнеров школы среди организаций промышленного сектора экономики, в том числе в сфере жилищно – коммунального хозяйства.  Специалисты указанных организаций посещают школу с тематическими уроками, где рассказывают о своей профессии, ее достоинствах и недостатках. Ребята получают возможность задать волнующие их вопросы о сложностях и преимуществах получения профессии.  Во время экскурсий в указанные организации учащиеся имеют возможность увидеть предприятие изнутри, ознакомиться с принципами работы, познакомиться со специалистами, осмотреть потенциальные рабочие места. Специалисты предприятий проводят занятия на собственных рабочих местах, знакомят с условиями и требованиями к работе. Ребята получают «эффект погружения в профессию», могут лично попробовать свои силы и понять, подходит ли им эта профессия.   На практике ребята могут понаблюдать за отдельными этапами осуществления рабочих функций специалистов, могут попробовать собственные силы. Так, например, учащиеся юридических классов на экскурсии в полиции учились составлять фоторобот преступника, осваивая специальное программное обеспечение (рис 1), в Экспертно – криминалистическом центре учились снимать следы пальцев рук (рис.2,3), учащиеся медпрофиля в ГБУЗ ЯНАО «Лабытнангская городская больница» учились накладывать повязки, а юные будущие инженеры знакомились с процессом подачи воды в город на станции водозабора на  реке Ханмей. Регулярно учащиеся медицинских классов посещают станцию переливания крови, фармацевтическое отделение государственной аптеки (изготовление лекарств), иммуно – серологическую лабораторию, хирургическое и терапевтические отделения, морг (рис.4-6). Учащиеся юридических классов на практические занятия ходят в прокуратуру, отдел полиции, нотариальные конторы, ЗАГС. Инженерные классы отрабатывают теоретические знания на станции водозабора, в управлении электросетями, в узлах связи Ростелекома, на теплостанциях (рис. 7-8). Экономические классы регулярно посещают отделение Запсибкомбанка (рис.9) . Информационные классы знакомятся с профессией в отделении Ростелекома.  

Главным показателем эффективности системы работы по профориентации для нас является показатель поступления выпускников в высшие учебные заведения по тем направлениям, которые ребята осваивали в школе. На сегодняшний день этот показатель составляет более 65%. Безусловно, этот процент является точкой роста, от которой нужно ежегодно подниматься чуточку выше. Школа не стоит на месте и ищет новые эффективные практики и методики организации эффективной профориентации, открыта к новшествам и готова вбирать в свою работу лучшее из опыта других образовательных организаций.  

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1986.

2. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий: пособие для родителей учащихся 1 – 4 классов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

4. Литвак Н. Формула призвания. Семь правил выбора вуза. - М.: Альпина нон –  фикшн, 2012.

5. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самооопределение и профессиональная ориентация учащихся. – М.: Издательский центр «Академия», 2013

Приложение 1

C:\Users\Комиссарова\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-787a09e2d27823560516b44027c2ac10-V.JPG

        Рис.1 Юридический класс составляет фоторобот преступника

C:\Users\Комиссарова\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-d4ca6f75479393f216ec1650d64f51ad-V.JPG

Рис.2 Юридический класс учится снимать следы пальцев рук \\192.168.3.1\Teacher\ЗАМЕСТИТЕЛИ\Комиссарова М.М\профориетация\экспертно-криминалистический центр.JPG

Рис.3 В Экспертно – криминалистическом центре

\\192.168.3.1\Teacher\ЗАМЕСТИТЕЛИ\Комиссарова М.М\профориетация\IMG_8572.JPG

Рис.4 В иммуно – серологической лаборатории

\\192.168.3.1\Teacher\ЗАМЕСТИТЕЛИ\Комиссарова М.М\профориетация\переливание крови.JPG

Рис.5 На станции переливания крови

\\192.168.3.1\Teacher\ЗАМЕСТИТЕЛИ\Комиссарова М.М\профориетация\отделение платных услуг.JPG

Рис.6 В отделении платных медицинских услуг

C:\Users\Комиссарова\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-4daaa8405c40d1679ba5fa642f3c49c8-V.JPGC:\Users\Комиссарова\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-5a8a8b9e3310fba150d42692fff9ae72-V.JPG

Рис.7,8 Инженерные класс на электростанции

\\192.168.3.1\Teacher\ЗАМЕСТИТЕЛИ\Комиссарова М.М\профориетация\IMG-6bc170dd1e5967bef781510e2302dd80-V.jpg

Рис.9 Экономические классы в отделении Запсибкомбанка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

План по профориентации учащихся

План по профориентационной работы школы на год, который включает в себя систему мероприятий, необходимых для осуществления профессиональной ориентации учащихся...

Организация производства. Внеклассное знятие по профориентации учащихся школ I - II вида

В рамках  реализации модели деятельности образовательных учреждений общего образования, осуществляющих интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, хочу предложит...

Профориентация учащихся

Материал для родительского всеобуча...

роль классного руководителя в профориентации учащихся

роль классного руководителя в профориентации учащихся...

Выступление по теме "Опыт МБОУ "Гимназия № 4" г. Смоленска по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения"

Программа городского форума "Актуальные проблемы патриотического воспитания школьников: опыт и перспективы", посвященный 74-й годовщине освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчик...