Статья "ФГОС и ОГЭ: некоторые выводы"
статья (11 класс)

Васильев Глеб Геннадьевич

Данная статья о проблемах современного образования. Расмотрены успешность ФГОС 2 поколения на примере результатов ОГЭ 2021 года и сравнения с ОГЭ 2019 года по математике.О проблеммах и опосениях внедрения  обновленных ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_i_oge.statya.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС и ОГЭ.

Вот мы почти прожили полный круг под «знаком» ФГОС второго поколения (федеральный  государственный  образовательный стандарт) с 2011 (1 класс) по 2022 (11 класс). В июне 2022 учащиеся 9 классов, обучающиеся по ФГОС, будут писать ОГЭ (основной государственный экзамен) уже второй раз, а должны были третий (в 2020 ОГЭ отменили по всем известной причине), а учащиеся 11 классов будут писать ЕГЭ (единый государственный экзамен) первый раз. Видя результаты ОГЭ 2021 года, можно уже делать не которые вводы о качестве образования под аббревиатурой ФГОС и делать прогнозы на выпуск 2022 учащихся  9 классов и особенно 11 классов.

Будучи учителем математики с 30 летнем стажем и методистом по математике с более чем 10 летним стажем буду говорить о ФГОС и ОГЭ с точки зрения математического образования, надеюсь, что имею на это право.

Кратко о ФГОС 2 поколения:

Основные три направления школьного образования: личностное, метапредметное и предметное, заметьте именно в этом порядке (предметное на последнем месте и это символично). Основные технологии и формы образования направлены на творческое развитее личности, максимально подготовленной к реалиям современной жизни и выбранному учеником жизненного пути. Звучит хорошо и разумно, но на практике все оказалось не столь хорошо. Уровень знаний стал резко снижаться, особенно заметно это стало видно на таких предметах как физика, химия и математика. Считается, что ученик способен здраво и осмысленно к 9 классу сделать осмысленный жизненный выбор (именно тогда он делает свой первый важный выбор), что бы потом получать необходимое образование.  Но удается это только единицам и за частую не благодаря своим знаниям, а связям родителей.  На самом деле обдуманный выбор подменятся расслабленностью и вседозволенностью. Авторитарная советская система образования в современных реалиях перестают работать, а у учащихся и их родителей вызывает раздражение и дух противоречия. Приведу пример из жизни нашей школы: У нас работал учитель английского языка, она работала «по старинке», используя традиционную (авторитарную) форму обучения. Дети жаловались на учителя родителям, а родители в итоге стали требовать у администрации смены учителя. На слова администрации, что у данного учителя очень хорошие результаты на ЕГЭ (учитель работал только в старшей школе), родители ответили: «ЕГЭ еще не скоро, а им сейчас нужен комфорт» (ученики тогда были в 10 классе!!!). И таких случаев очень много. В практике методиста, я часто от учителей слышу признания, что результата можно достичь только тогда когда учитель включает «стерву» (перевожу: перейти на авторитарное обучение). Получение знаний по предмету привело к понятию «комфорта» на уроке по любому предмету. Получение знаний в комфорте, возможно, если бы были созданы необходимые условия: современная (даже ультра современная) техническая оснащённость каждого классного помещение (новейшие компьютеры, интерактивные доски, интерактивные лаборатории и т.д);  наличие современных образовательных электронных платформ; наличие молодых учителей – энтузиастов, получившие современное образование в педвузах в рамках ФГОС; качественное обучение современным формам, методам и технологий образования. Все это имеется, но в не достаточных объемах и парой не очень высокого классы. Технически школы оснащены в лучшем случае на 50 % и это в Санкт Петербурге. Молодые коллеги приходят без элементарных педагогических навыков и умений, про ФГОС слышат от нас и учить приходится их нам (более опытным коллегам). Любая система  будет работать, если все будет продумано до мелочей и подготовлена соответствующая база. А пока мы работаем по принципу: сверху приказали, а мы там в низу сами думаем как это сделать, но что бы на выходе было все хорошо, а то  будет вам плохо.

              Я перечисляю далеко не все причины падения уровня образования, но факт остается следующим – уровень образования в России катастрофически снижается. И это видно на результатах ОГЭ. Приведу некоторые цифры по результатам ОГЭ по математики в 2019 и 2021 годах по Санкт Петербургу: Количество «2» в 2019 году – 2 %, а в 2021 – уже 5 % (а после основной волны было более 20 %!!!, а потом было целых 4 пересдачи!!!); количество «4-5» в 2019 – 64 %, в 2021 – всего 51 %.

В январе 2022 город писал апробацию ОГЭ: «2» - около 24 %; а «4-5»  - только 30 %. На лицо падение математического уровня знаний у учащихся, то есть ФГОС не работают (статистика упрямая штука). И с каждым годом ситуация в математическом образовании в частности и общего образования в целом становится все хуже. А на пороге уже обновленные ФГОС (1 и 5 (зачем с 5 – го?) уже начнут работать с сентября 2022).

              Министерство образования почти открыто признают, что ФГОС 2 поколения себя не оправдали, просто зачем нужны обновления, если все и так хорошо работает??? А обновления похоже касаются внедрения в образование: понятия функциональной и финансовой грамотности; акцент на воспитательную роль; полная цифрализация образования.

             Весь учебный год был посвящен внедрению функциональной и финансовой грамотности (ФГ) в современную образовательную систему: проведено огромное количество вебенаров, проведено и проверено огромное количество мониторингов, организованы курсы для ФГ (но которые еще не начали работать). Но педагог до сих пор не очень понимает, как ему это внедрять ФГ на своих уроков: заданий по ФГ в учебниках нет (и раньше 2 полугодия 2022/2023 учебного года не появятся (!!!), а работать надо уже в сентябре; курсы еще не начались, да и нет уверенности в качестве преподавания; и  главное не понятно зачем это нужно вводить сейчас и так экстренно и бестолково. На самом деле создается видимость работы по внедрению ФГ, но системности, методики и разумности не наблюдается. Соответственно можно предположить, что результаты учащихся при таком подходе будут низкими.

             Про воспитательную роль образования сказано очень много и давно такими людьми как Ушинский и Макаренко, а так же советской системой образования. Поэтому добавить тут что сложно, главное что бы не испортили.

             Цифрализация!!! С одной стороны это банально необходимо в условиях современной жизни, но все упирается: в плохую оснащённость школ современной цифровой техники; нет единой цифровой платформы (они либо разрабатываются или плохо функционируют или импортные (что не хорошо в связи с ситуацией в мире)); учителя плохо обучены в использовании современных ИКТ технологий (и парой это вина не квалифицированного преподавания на курсах). Поэтому полная цифрализация школьного образования пока не возможна, хотя это безусловно упрощает жизнь и работу не только учителя, но и открывает больше перспектив в получении качественного образования у учащихся.

           ОГЭ и ЕГЭ просто будут показывать, что ФГОС не работает в той мере, как ожидалось. И пока мы живем по принципу: «Сверху спустили, а вы там (внизу) держитесь», нечего путного не получится сколько бы обновлений не водилось. Пока учителя сами составляют программы, осваивают образовательные платформы, остаются без методической помощи и т.д., то не возможно рассчитывать на положительный результат образования.

         Пока изначально не продуманно как будет выглядеть итоговый экзамен по вводимой системе образования, то учитель просто не будет знать к чему готовить ученика. Новые ОГЭ (2020) и ЕГЭ (2022) стали понятны только за год до экзамена, и учитель и ученик просто не успевают перестроиться. То есть требуется изначальная стыковка ФГОС и ОГЭ (ЕГЭ) и должно это происходить на стадии создания, а не в конечной стадии образовательного процесса (9 и 11 классы).

         Я не противник ФГОС, современного образования и современных форм уроков, я противник огульного отрицания и уничтожения опыта образовательных систем прошлых лет и эпох, нельзя построить хорошее здание на плохом фундаменте.

        Делая что новое, нельзя забывать про старое и не учитывать опыт прошлых лет. ЭТО ПРОСТО ПРИСТУПНО!!!

16.04.2022

Васильев Глеб Геннадьевич, учитель математики, методист по математике. Санкт – Петербург.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смотр художественной самодеятельности "В некоторой школе, в некотором классе"

Смотр художественной самодеятельности"В некоторой школе, в некотором классе"В программе смотра приняло участие около 40 учеников.Сценарий интересный, веселый о школьной жизни детей.Можно использовать ...

Внеклассное мероприятие по химии « В некотором царстве, в некотором государстве….»

Внеклассное мероприятие по химии "В некотором царстве, в некотором государстве" поможет привлечь интерес к науке химия....

В некотором царстве, в некотором государстве

Внеклассное мероприятие по матемтике для 5-6 классов...

Мероприятие по математике "В некотором царстве, в некотором государстве" (5 класс)

Цели: Обучающая:          • систематизация и закрепление знаний, умений и навыков, полученных за год;         • ак...

Литературная викторина "В некотором царстве, в некотором государстве..."

Литературную викторину "В некотором царстве, в некотором государстве..." можно использовать на уроке литературы и в группе продленного дня....

Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения (подготовительная группа). Автоматизация звука «с». «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Конспект по автоматизации звука "С" в изолированном виде, в слогах, в словах и предложении (сказка-путешествие)...

Подготовка к ЕГЭ • выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на вывод формул соединений – это задания С5 из 3 части экзаменационной работы ЕГЭ.

                       Подготовка к ЕГЭ выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на выво...