Литературная викторина "В некотором царстве, в некотором государстве..."
методическая разработка (5 класс) на тему

Литературную викторину "В некотором царстве, в некотором государстве..." можно использовать на уроке литературы и в группе продленного дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная викторина «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Цель: поучиться у народной сказки осознавать себя в окружающем мире; ценить лучшие человеческие качества: доброту, преданность в дружбе и любви, справедливость, умение преодолевать любые жизненные невзгоды.

Ход игры

Вступительное слово учителя.

Сказка учит смелости, доброте, справедливости, преданности и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Наша викторина посвящена волшебной сказке. Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозициюзавязкуразвитие сюжетакульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств и  волшебных помощников.

 В экспозиции сказки присутствуют стабильно два поколения — старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами.  

Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствуют мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

  1. Из каких сказок эти чудеса.
  • Лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красавицей. («Царевна-лягушка»)
  • Спрыснул отец  дочку живой водой-ожила Аленушка. («Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»)
  • У двора дуб стоит, на дубе ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем. («Марья Моревна»)
  • Вдруг серый волк ударился о сыру землю и стал конем златогривым. («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке»)
  • Вдруг прилетают двенадцать голубиц: ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты несказанной: ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать. («Морской царь и Василиса Премудрая»)
  • Махнула левым рукавом-появилось озеро, махнула правым рукавом-поплыли по озеру белые лебеди. («Василиса Премудрая»).
  1. Волшебные предметы. В жестокой борьбе со злом сказочные герои обретают волшебные предметы-помощники. Эти предметы лежат в ящике. Кто ими пользовался и в какой сказке?
  • Куколка («Василиса Прекрасная»)
  • Стрела («Царевна-лягушка»)
  • Перо жар-птицы («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке»)
  • Игла и яйцо («Царевна-лягушка»)
  • Кольцо («Волшебное кольцо»)
  • Гребень («Финист-ясный сокол»)
  1. Блиц-турнир
  • Что делили мужик с медведем  на вершки и корешки? (Репу).
  • Какие птицы помогали Бабе-яге украсть Иванушку? (Гуси-лебеди).
  • Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой).
  • Какой вид транспорта изобрел Емеля? (Печку).
  • Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием? (Утро вечера мудренее).
  • Назовите магическое число в русских сказках? (Три).
  • Где живет сказочный царь? (В тридесятом царстве, в тридевятом государстве).
  • Какие реки текут в сказках? (Молочные).

   Подведение итогов. В чем особенность волшебной сказки?

  • В волшебной сказке человек обращается с существами, каких не встретишь в жизни.

   Источники: 1. О.Г..Черных. Игровые уроки по литературе. М.:ВАКО, 2008.

                        2.  ru.wikipedia.org/wiki/Народные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ « В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ, В ЦВЕТОЧНОМ ГОСУДАРСТВЕ…»

 Развитие чувства прекрасного. Цветы украшают нашу жизнь, и сегодня наш праздник мы посвящаем цветам....

Внеклассное мероприятие по химии « В некотором царстве, в некотором государстве….»

Внеклассное мероприятие по химии "В некотором царстве, в некотором государстве" поможет привлечь интерес к науке химия....

В некотором царстве, в некотором государстве

Внеклассное мероприятие по матемтике для 5-6 классов...

Методическая разработка. Урок по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина "В некотором царстве, в сказочном государстве..."

Литературная игра "Внекотором царстве, в сказочном государстве..." позволит более тесно соприкоснуться с творчеством М.Е. С-Щедрина, с его биографией, расширить литературный словарь. Ребята знакомятся...

Мероприятие по математике "В некотором царстве, в некотором государстве" (5 класс)

Цели: Обучающая:          • систематизация и закрепление знаний, умений и навыков, полученных за год;         • ак...

Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения (подготовительная группа). Автоматизация звука «с». «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Конспект по автоматизации звука "С" в изолированном виде, в слогах, в словах и предложении (сказка-путешествие)...

Конспект занятия "В некотором царстве, в некотором государстве..."

Цели: активизация процесса самопознания, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. Задачи: раскрепощение участников, повышение их спонтанности и креативности, диагност...