Методическая разработка. Урок по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина "В некотором царстве, в сказочном государстве..."
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Амбросова Юлия Борисовна

Литературная игра "Внекотором царстве, в сказочном государстве..." позволит более тесно соприкоснуться с творчеством М.Е. С-Щедрина, с его биографией, расширить литературный словарь. Ребята знакомятся с такими терминами, как:

  • ГРОТЕСК
  • САРКАЗМ
  • ЭЗОПОВ ЯЗЫК
  • АЛЛЕГОРИЯ
  • ГИПЕРБОЛА
  • ФАНТАСТИКА
  • ИРОНИЯ
  • АБСУРД
  • САТИРА
  • КАНЦЕЛЯРИЗМЫ
  • СКАЗОЧНЫЕ ФОРМУЛЫ

Даны инсцентровки отрывков из сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Литературная игра

«В некотором царстве, в сказочном государстве…»

7 класс

(по произведениям М.Е. С-Щедрина)

Игру подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Амбросова Ю.Б.

Автор презентации – Амбросова Ю.Б.

2011

учебный год


Литературная игра

«В некотором царстве, в сказочном государстве…»

7 класс

2 команды

Д/З для команд:

  1. Подготовить небольшое сообщение по биографии писателя:

1-ой команде «Я вырос на лоне крепостного права»

2-ой команде «Почему Салтыков стал   Щедриным?»

  1. Составить литературоведческий словарь из данных терминов:

Гротеск

Сарказм

Эзопов язык

Аллегория

Гипербола

Фантастика

Ирония

Абсурд

Сатира

Канцеляризмы

Сказочные формулы


Ход игры

Вступительное слово

Учитель:  Мы знаем с вами много писателей-сказочников. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – один из них. В период с 1869 по 1886 год он написал 32 сказки, издавая их под рубрикой «Сказки для детей изрядного возраста». Конечно, они адресовались взрослому читателю. Почему же автор не написал прямо: «сказки для взрослых»? Почему использовал скрытый эзопов язык? Обращение писателя-сатирика к сказочному жанру обусловлено многими причинами:

  1. Цензурные запреты не давали ему возможности прямо говорить о проблемах общества.
  2. К тому же сказка доступна и понятна широким крестьянским массам  и глубже воздействует на сознание человека, чем просто призывы жить иначе.
  3. Писатель использует готовое, отточенное вековой народной мудростью содержание, чтобы высмеять паразитическую сущность господ, чтобы обратиться к народу со свободолюбивыми призывами.

Представление жюри

Первый тур

Сообщение команды №1 «Я вырос на лоне крепостного права»

Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир Салтыкова-Щедрина. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых, к началу XIX века разорившемуся и оскудевшему. Стремясь поправить пошатнувшееся материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О.М. Забелиной, властолюбивой, энергичной, бережливой и расчётливой, доходящей до скупости.

Писатель не любил вспоминать о своём детстве. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Семейная драма осложнилась драмой общественной.  Детство и молодые годы совпали с разгулом доживавшего свой век крепостного права.

Все ужасы крепостной действительности в самом неприглядном и обнажённом виде прошли перед глазами наблюдательного и впечатлительного мальчика. Он рано познакомился с жизнью и бытом деревни, со стремлениями и надеждами крестьян.  («Не только всякого дворового я знал в лицо, но и всякого мужика. Крепостное право, тяжёлое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольной массой».)

Образование писатель получил блестящее: сначала третий класс Московского дворянского института, затем Царскосельский лицей.

Сообщение команды №2 «Почему Салтыков стал Щедриным?»

Писатель решил взять себе псевдоним, вероятно, потому, что неудобным считалось состоять на государственной службе и подписывать художественные произведения своей фамилией. Кроме того, фамилия Салтыков вызывало в русском обществе определённые ассоциации: помещица Салтыкова Дарья Николаевна (1730 – 1801), известная под именем Солтычиха, замучила более ста крепостных крестьян, за что была приговорена к смертной казне, которую заменили тюремным заключением. С 1768 года до конца жизни она провела в монастырской тюрьме. Историю Салтычихи хорошо знали в русском обществе, возможно, это побудило писателя взять псевдоним.

Интересна версия и о том, что Салтыков выбрал себе псевдоним, подходящий к слову «щедрый», то есть широко оказывающий помощь, охотно тратящий на других, не скупой, так как, по словам жены писателя, он в своих произведениях был щедр на всякого рода сарказмы.

Есть и другое толкование этого псевдонима. Лицо писателя носило следы оспы – «щедрин».


Второй тур

Сатирические приёмы в сказках Салтыкова-Щедрина»

Учитель: Сказки Михаила Евграфовича Щедрина особенные – сатирические, так как высмеивают пороки современного автору общества. Чтобы усилить сатирический эффект, писатель использует различные сатирические приёмы.

        Определите, о каких приёмах идёт речь (слайды):

  • Предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального? (гротеск)
  • Канцелярские речевые штампы, употребляемые в речи? (канцеляризмы)
  • Едкое выражение насмешки? (сарказм)
  • Беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления? (сатира)
  • Особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому? (аллегория)
  • Нелепость, бессмыслица? (абсурд)
  • Сильное преувеличение? (гипербола)
  • Способ изображения действительности в нереальном виде? (фантастика)
  • Устойчивые сочетания слов, характерные для сказки? (сказочные формулы)
  • Способ выражения насмешки? (ирония)

Раздать словарики командам!!! (напечатать)

Учитель: Пользуясь литературоведческим словарём, определите, какой литературоведческий приём лежит в основе следующих высказываний:

  • «Набрал сейчас мужчина конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру была готова. Этой верёвкой привязали генералы мужчину к дереву, чтоб на убёг» (Аллегория)
  • «… мужчина до того изловчился, что даже стал в пригоршне суп варить» (Гипербола)
  • «… Генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил» (Фантастика)
  • «Признаться, я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают» (Гротеск)
  • «Жили-были два генерала…», «… по щучьему велению, по моему хотению, очутились они на необитаемом острове», «…долго ли , коротко ли, однако генералы соскучились», «Сколько набрались страху генералы во время путь от бурь да ветров разных, сколько они ругали мужчину за тунеядство – этого ни в сказке сказать, ни пером описать» (Сказочные формулы)

  • «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися» (Ирония)

  • «Примите уверение в совершённом моем почтении и преданности» (Канцеляризмы)

  • « …да и не скажет никто, что российский дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев от принципов отступил!» (Несоответствие и сарказм)

Театральная пауза

(инсценировка отрывка из сказки)

1 команда

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

(На сцене появляются два генерала в спальных сорочках и с орденами)

Генерал 1.  Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон приснился. Вижу, будто я живу на необитаемом острове…(оглядывается, и оба вскакивают.)

Генералы (вместе).  Господи! Да что же это такое! Где мы?

Генерал 2 (плаксивым голосом).  Теперь бы кофейку испить хорошо!

Генерал 1.  Что же мы будем, однако, делать? Ежели теперича доклад написать – какая польза из этого выйдет?

Генерал 2.  Вот что, подите вы, ваше превосходительство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сойдёмся; может быть, что-нибудь найдём.

Генерал 1.  Помните, ваше превосходительство, как наш начальник учил: если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое. (Крутятся, вертятся, разобраться не могут.)

Генерал 1.  Вот что, ваше превосходительство, вы пойдите направо, а я налево; этак-то лучше будет! (Расходятся)

Генерал 2.  Господи! Еды-то! Еды-то! Меня уже тошнить начинает от голода! (Подходит к другому генералу). Ну что, ваше превосходительство, промыслили что-нибудь?

Генерал 1.  Да вот нашёл старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!

Генерал 2.  Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт?

Генерал 1.  Да, признаться, я и до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают.

Генерал 2.  Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала её изловить, убить, ощипать, изжарить… Только как всё это сделать?

Генерал 1.  Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел!

Генерал 2 (со вздохом). Хороши также перчатки бывают, когда долго ношены!

Генерал 1.  Слышал я от одного доктора, что человек может долгое время своими собственными соками питаться.

Генерал 2.  Как так?

Генерал 1.  Да так-с. Собственные соки будто бы производят другие соки, и так далее, покуда, наконец, соки совсем прекратятся.

Генерал 2.  Что же тогда?

Генерал 1.  Тогда надо бы пищу какую-нибудь принять…

Генерал 2.  Тьфу!..


Третий тур

Отгадай кроссворд

(раздаётся командам – отгадываем и отдаём жюри)

По сказкам «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1.C

2.

А

3.

Л

4.

Т

5.

Ы

6.

К

7.

О

8.

В

9.

Щ

10.

Е

11.

Д

12.

Р

13.

И

14.

Н

  1. Слуга дикого помещика.
  2. Какой предмет преподавал один из генералов в школе военных канонистов?
  3. Звук (среднее между свистом, шипеньем и рявканьем), издаваемый диким помещиком.
  4. Газета, которую читал дикий помещик.
  5. Пища дикого помещика.
  6. Улица, на которой проживали генералы, прежде чем оказаться на необитаемом острове.
  7. Пугливая зверушка, желавшая съесть засаленные карты дикого помещика.
  8. Друг дикого помещика.
  9. какую роль сыграл дикий помещик, по мнению губернского начальства, в произошедшей смуте?
  10. За что ругали генералы мужичину?
  11. Какой предмет откусил голодный генерал у своего товарища?
  12. В чём, изловчившись, сварил суп для генералов мужик-лежебока?
  13. Какую должность во сне пожаловали дикому помещику за его потрясающую твёрдость?
  14. Чем дикий помещик угощал своих детей?


Четвёртый тур

Интервью у литературных героев

Задание. От каждой команды выходит один игрок (капитан) и отвечает на вопросы ведущего от лица героя одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Вопросы представителю команды 1

Генерал – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

  1. Ваше превосходительство, расскажите, как вы дослужились до генеральского чина? (Примерный ответ. Сколько помню себя, служил всю жизнь в какой-то регистратуре/ там родился, воспитался и состарился. Только упразднили нашу регистратуру за ненадобностью и выпустили всех нас на волю.)
  2. Что вызвало у вас наибольшее удивление, когда по щучьему велению вы оказались на необитаемом острове? (Что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт.)
  3. После долгих и мучительных поисков из создавшегося трудного положения вас озарило вдохновение. Какая счастливая мысль пришла вам в голову? (Надо найти мужика.)
  4. Как наградили вы мужика-тунеядца за спасение? (Выслали ему рюмку водки да пятак серебра.)

Вопросы представителю команды 2

Помещик – «Дикий помещик»

  1. Будьте любезны представиться. (Российский дворянин Урус-Кучум-Кильбибаев.)
  2. Каков ваш жизненный девиз. Откуда вы его почерпнули? («Старайся!» - из газеты «Весть».)
  3. В своём саду вы мечтали выращивать без мужика груши, сливы, абрикосы, персики. Что же произрастало в вашем саду на самом деле? (Репейник.)
  4. Что сделалось с вами после  того, как рой с мужиками вновь водворили в поместье? (Примерный ответ. (С большим трудом меня изловили, затем высморкали, вымыли и обстригли ногти. Затем капитан-исправник сделал мне надлежащее  внушение, отобрал газету «Весть» и, поручив надзору Сеньки, уехал. А я раскладываю гран-пасьянс, тоску по прежней своей жизни в лесах, умываюсь по принуждения и по временам рычу.)

Театральная пауза

(инсценировка отрывка из сказки «Дикий помещик»)

(На стуле сидит помещик и читает газету «Весть».)

Помещик.  Господи! Всем я от тебя доволен, всем награждён! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика! А ну как он у меня всё добро приест? Загляну-ка я в газету «Весть», как в сём случае поступить должно?

Одно только слово написано, а золотое это слово «Старайся!». Надо стараться, чтоб всё по правилу было. Курица ли крестьянская в господские овсы забредёт – сейчас же, по правилу, в суп; дворец ли крестьянин нарубить по секрету соберётся – сейчас же эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, по правилу, штраф.

Вот и услышал бого молитву мою слёзную, сиротску – не стало в моих владениях мужика. А воздух стал какой чистый!

Заведу театр у себя, напишу актёру Садовскому: приезжай, любезный друг, и актёрок с собой привози!

 (Входит актёр Садовский)

Садовский.  Куда же ты крестьян своих девал? Кто будет ставит театр? И занавес поднимать некому!

Помещик.  А вот бог, по молитве моей, все мои владения от мужика очистил!

Садовский.  Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подаёт?

Помещик.  Да я уж и то сколько дней немытым хожу!

Садовский.  Стало быть шампиньоны на лице растить собрался? Ну, прощай, брат! Глупый ты помещик!

Помещик (в одиночестве).  Что это я всё гран-пасьянс да гран-пасьянс раскладываю! Попробую-ка я с генералами впятером пульку-другую сыграть!

(Входят  генералы.)

Генералы.  Господа! Воздух-то какой чистый!

Помещик.  А оттого это, что бог, по молитве моей, все владения мои от мужика очистил!

Генералы.  Ах, как это хорошо! Стало быть теперь у вас этого холопьего запаха не будет?

Помещик.  Нисколько. Должно быть, вам, господа генералы, закусить захотелось?

Генералы. Не худо бы, господин помещик! Что это такое?

(Генералы рассматривают леденцы и пряники, которые лежат на подносе.)

Помещик.  А вот закусите, чем бог послал!

Генералы. Нам бы говядинки! Говядинки бы нам!

Помещик.  Ну, говядинки у меня про вас нет., господа генералы, потому что с тех пор, как меня бог от мужика избавил, и печка на кухне стоит нетоплена.

Генералы. Да ведь жрёшь же ты что-нибудь сам-то?

Помещик. Сырьём кой-каким питаюсь, да вот пряники ещё покуда есть…

Генералы.  Однако, брат, глупый же ты помещик! А ещё гостей приглашаешь!


Пятый тур

«Что такое? Что такой?»

(викторина)

Задание.  Команды по очереди отвечают на вопросы викторины.

  1. Что имели отставные генералы  на Подъяческой улице Санкт-Петербурга? (квартиру, кухарку и пенсию.)
  2. Что обнаружили на себе генералы, оказавшись на необитаемом острове? (Ночные рубашки и орден на шее.)
  3. Что должно было, по мнению генералов, отвлечь их от дум о еде?
  4. Что намеревались употребить в пищу изголодавшиеся генералы? (Сапог и перчатки.)
  5. Кто спал под деревом брюхом кверху и «самым нахальным образом уклонялся от работы»? (Громаднейший мужичина.)
  6. Что выстроил мужик, чтобы доставить генералов на Подъяческую? (Посудину-ладью, на которой модно океан0море переплыть.)
  7. Кто приезжал в гости к дикому помещику? (Актёр Садовский, генералы-помещики.)
  8. Кого одичавший помещик приглашал пойти «в поход на зайцев»? (Медведя Михаила Ивановича.)
  9. Какой карточной игрой увлекался дикий помещик? (Гран-пасьянсом.)
  10. Кто встревожил своим донесением о пропаже мужиков губернское начальство? (Капитан-исправник.)

Поведение итогов

Награждение команд


Задания для команд

Литературная игра «В некотором царстве, в сказочном государстве…»

(по сказкам Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина)

  1. Внимательно прочитать сказки «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
  2. Составить литературоведческий словарь из данных терминов:

Гротеск

Сарказм

Эзопов язык

Аллегория

Гипербола

Фантастика

Ирония

Абсурд

Сатира

Канцеляризмы

Сказочные формулы

  1. Выбрать команду из 7 человек – лучших знатоков сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Скалярное произведение векторов"

Отработка определения скалярного произведения, его свойств, теоремы о скалярном произведении в координатах....

Литературная игра «В некотором царстве, в сказочном щедринском государстве»

.  Игра проходит как состязание двух команд 7 «а» и 7 «б» классов. В качестве домашнего задания командам предлагается приготовить небольшое сообщение по биографии писателя. Игру проводят уч...

Методическая разработка урока «Урок-суд по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Методическая разработка составлена в помощь преподавателям русского языка и литературы. В разработке описан порядок организации, подготовки и проведения урока литературы по обобщению и закреплению зна...

Методическая разработка урока по произведению В.К. Железникова «Чучело»

Разработка урока по русской литературе «Роль душевной красоты в жизни человека»Цели урока: 1. обучающая – познакомить с произведением В.Железникова «Чучело», вы...

Методическая разработка урока по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Береги честь смолоду»

Предмет – литератураКласс – 8 классТема – «Капитанская дочка» - духовное завещание А.С. Пушкина.Цель и задачи урока:образовательная: способствовать вчитыванию учащихся в ...