Неделя Ломоносова в школе (памяти земляка)
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Давлеева Людмила Александровна

Обобщить и расширить знание детей о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

 Познакомить учащихся с жизнью, деятельностью и творчеством М.В.Ломоносова как великого ученого химика, географа, историка, литератора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Полезная информация222.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Давлеева Людмила Александровна, учитель химии и биологии Луковецкой средней школы. 2019г

Неделя Ломоносова в школе (памяти земляка)

Участие принимают все  учащиеся с 5 по 11 класс.

Тема: «М.В.Ломоносов - самородок земли поморской». «Русский способен ко всему великому и прекрасному».         

Цель: Воспитывать чувство гордости за своего земляка.

 Задачи:

1.Обобщить и расширить знание детей о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

2. Познакомить учащихся с жизнью, деятельностью и творчеством М.В.Ломоносова как великого ученого химика, географа, историка, литератора.

3.Развивать самостоятельность суждений, нравственные качества личности, чувство гордости за достижения российской науки, ИКТ компетенцию учащихся;

4.Воспитывать гордость и уважение к своему земляку;

5.Воспитывать позитивное отношение к наукам, продолжить совершенствовать навыки и умения учащихся при выполнении заданий,  лабораторных опытов, наблюдать за химическим экспериментом.

6. Развивать  чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки.

I. Открытие  -  линейка. ( на открытии присутствуют все классы)

 Музыка про Холмогоры, Архангельскую землю. Выходит Ломоносов.

Ведущий 1. Сам великий Михайло к нам пожаловал, (ведущий обмахивает стул, Ломоносов садится) зачем пожаловали Михаил Васильевич?

Ломоносов: Люд «северной» собрался зачем?

Ведущий 1:  Да вот научный труд представлять будут.

Ломоносов: И ты что ли?

Ведущий 1: Да

Ломоносов: о чём говорить будете?

Ведущий 1: О нашем северном крае, похваляться будем, о корове холмогорской, да картошке матигорской, о самородках наших Рубцове да Дианове. О химии да географии скажут и риторику не забудут, о многом здесь услышать сможешь.  

 Ломоносов: И что вот эти отроки этим занимаются и всё знают?

Ведущий 1: Да, да ещё как занимаются. А свои знания  подтвердят ещё исследованиями да экспериментами!

Ломоносов: Интересно! Интересно!

Ведущий 1: Ну что ж Михайло Васильевич позволь открыть неделю в школе Луковецкой  на тему: «М.В.Ломоносов - самородок земли поморской».

Ломоносов:  Да, пожалуй, начинайте, а я посижу, послушаю, да понаблюдаю.

Ведущий 1: Сегодня в нашей школе знаменательный день. Здесь собрались все, кого согревала и согревает своим теплом, не дающая покоя жажда поиска, жажда открытия, вдохновения. Настал час больших секретов.
                Сто вопросов – сто ответов.
                Все готовимся к нему,
                Отвечать на вопросы «почему?»

Мы рады приветствовать юных знатоков и их наставников.

Ведущий 1: Сегодня каждому из вас предстоит испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов.

Ведущий 2: Над буйным хаосом стихийных сил,
                     Сияла людям Мысль, как свет в эфире.
                     Исканьем тайн дух человека жил,
                     Мощь разума распространялась в мире.
Упали в прах обломки суеверий, 
Наука в правду превратила сон:
В пар, в телеграф, в фонограф и в телефон, 
Познав составы звезд и жизнь бактерий.


Ведущий  1:   Как наша прожила б планета?
                         Как люди жили бы на ней?
                        Без теплоты, магнита, света,
                        И электрических лучей?
Что было бы? Пришла бы снова
Хаоса мрачная пора.
Лучам приветственное слово. 
Науке - громкое “Ура”!  (Ура - три раза все присутствующие)

Ведущий 2: Нашему известному земляку М.В.Ломоносову посвящено много стихов. Послушайте отрывки из хвалебной оды:                                                                                                                              Он был первым. Всегда и во всем – первым.                                                                                Он – Михаил Васильевич Ломоносов.                                                                                              В мире нет равных ему, нет тех, кто бы мог затмить славу                                                          и имя великого русского человека!                                                                                                      А имя – то, какое! Не Миша, не Михаил…                                                                                                                                                                                                                           В памяти северных людей он навсегда останется – Михайло!                                                                                                                                      И в имени этом – величие русского Севера,                                                                                                        широта морских просторов, нежность материнской любви,                                                                                щедрость земли русской!                                                                                                                      Земля русская! Ты растила его на своих добрых ладонях;                                                          баловала ласковыми песнями; согревала сердце его закатами солнца.                                                 Дыханием могущественного моря ты рождала в нем кипучую энергию,                                                                  силу необъяснимую, великую жажду к знаниям.                                                                               Славит земля русская в веках творения твои,                                                                                               помнит земля русская имя твое.                                                                                                              Великий сын великого народа!

 Ведущий 1:  Внимание!  Мы даём старт на мероприятие: «М.В. Ломоносов – гордость земли поморской!»

II. Вручаются маршрутные листы классам, (Приложение №1) на каждую станцию отводится 3 – 4 кабинета.

День 1

Станция № 1 Михайло – наш земляк (биография) (Приложение №2 (а))

Для 5,6,7 классов - биография М.В. Ломоносова.

Для 8-11 классов перевести текст  с немецкого или английского языков (Интересные факты биографии М.В. Ломоносова). (Приложение №2 (б))

Станция № 2 .  «Ломоносов и Арктика» - «Он зрил сквозь целые столетья».                     (Приложение №3)

 Станция № 3  Фотогаллерея.  Класс делится на две команды.

1 команда делает надпись к портрету Ломоносова! (плагиат,  надпись)  (портреты приготовлены заранее).             2 команда работает с ведущим

.Ведущий станции: Хотите, я познакомлю вас с этим великим человеком, нашим земляком, помором  М.В.Ломоносовым. Кто знает, что означает слово «земляк»?

Ответы: Земляк – это человек, который родился и жил с нами на одной земле, в одном краю.

Ломоносов – сын помора!  Вопрос:  Кто такие поморы?

Ответы: помор – это «тот, что живет возле моря», то есть житель прибрежной полосы. Поморы проживают в регионе Белого  моря. Поморами называли потомков древних новгородцев и карел, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря.

Наш посёлок расположен не далеко от Белого моря, поэтому и нас называют поморами. Значит, и Ломоносов, наш земляк, тоже помор. Вот и М.В.Ломоносов жил когда-то недалеко от нашего посёлка  в деревне Мишанинская.

Для команды № 2 задание: Нарисовать маршрут от п. Луковецкий до с. Ломоносова, указать все населённые пункты.

День 2

Станция № 4 «Музей» (представить презентацию «Заочная экскурсия по музею М.В.Ломоносова в селе Ломоносово»,  домашнее задание.)

Станция № 5 «Красота цветного стекла»  

 Мозаичная М.В. Ломоносов получил возможность проводить эксперименты в своей химической лаборатории. В результате эксперимента   ученый получил стёкла, рецептуры которых нашли применение  при создании  мозаичных работ.  

  1. Вопрос: В каком году была закончена первая мозаичная картина и как она называлась?

( В 1752 год мозаичный образ Богоматери по картине итальянского художника Солимены.)

  1. Вопрос: Какое отношение имеют цветные стекла к работам Ломоносова?

(Ломоносов организовал производство цветных стёкол, заложив основы для новой отрасли русской промышленности.)

Ведущий:  Ломоносов возродил искусство мозаики и производство смальты и вместе с учениками создал  мозаичные картины.

В 1764 году Болонская академия наук, отдавая должное заслугам Ломоносова в области мозаичного искусства, избрала его своим членом. Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветной гальки (морских камешков). Римляне заимствовали его у греков. Позднее в Византии стали делать мозаику из смальты – цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками.

Смальта - цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками. Смальта считается классическим материалом для мозаичных работ и насчитывает сотни разных цветов и оттенков. Еще до Ломоносова на Руси использовали мозаику в храмах, но привозить смальту из-за границы было очень дорого.
Мастера, изготавливающие смальту, держали в строжайшей секретности свои технологии, так, что Ломоносову, пришлось заново изобретать... Были созданы мозаичные картины 1754г Петр1, 1756-1757гг Цесарева Анна Петровна,1758г  портрет Шувалова, 1763г Екатерина 2, 1762-1764г Полтавская баталия. (Показать работу)

Ребятам предлагается провести эксперимент, получить сияние цветов в растворах. (Приложение № 4)

Вопрос: Отчего появляется северное сияние?

 Северное сияние – одно из самых потрясающих природных явлений, равных по красоте которому просто нет! Долгие годы ответить на вопрос «Почему возникает северное сияние?» никто не мог, но разгадать эту тайну удалось Михаилу Ломоносову. Именно этот выдающийся учёный первым предположил, что природа этого явления электрическая. Чтобы доказать это предположение, учёные заполнили несколько колб следующими газами: азотом, водородом, неоном, аргоном и рядом других разреженных газов. После, через эти газы был пропущен электрический ток, и каждый из них засветился своим, уникальным цветом                                                                

Задание:  Составить мозаичную картину «Северное сияние» ( используется фольгированная цветная бумага, самоклеящаяся) Сфотографировать.

6. Станция № 6 Конкурс красноречия:

Составить и продекламировать “речь” на тему: “Что меня поразило в личности М.В.Ломоносова?” (Даётся для подготовки 10 - 15 минут)

В 1748 году Ломоносов написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол.

Ответить на вопрос:  Как наградила императрица Ломоносова?

Ответ: Михаил Васильевич был награждён двумя тысячами рублей. Так как в казне на тот момент были только медные деньги, награда была выдана именно ими. Для того, чтобы доставить награду Ломоносову, потребовалось два воза.

Станция № 7 Литературная пауза  (Выбор карточки с текстом,  чтение с листа произведений М.В. Ломоносова). (Приложение № 5)

День - 3.  Научные открытия

Станция № 8 Научные открытия – химия. Приготовлены Полное сочинение Ломоносова, (участие принимают учащиеся 8-11 классов)

Вопрос 1."Славного Роберта Бойля мнение ложно" (химия)

В связи, с чем Ломоносов сказал: "Славного Роберта Бойля мнение ложно"?

Ответ: Он сказал, о прокаливании металлов в запаянных ретортах, он доказал, что их вес не изменяется. Р. Бойль же считал, что при нагревании масса металлов увеличивается за счёт присоединения тепловой материи.

Вопрос 2. В работе "Первые основания металлургии или рудных дел" Ломоносов дал определение металлам: "Светлые тела, которые ковать можно".

Какие свойства металлов выделил Ломоносов, и какие еще свойства можно назвать?

Ответ: Пластичность, металлический блеск. Другие свойства: теплопроводность, электропроводность.

Задание. Пользуясь текстами работы М.В. Ломоносова,  найдите слова: Металлы взаимодействуют с кислотами. Подтвердите их химическими опытами и сделайте соответствующие выводы. (Приложение № 6)

1) Ломоносов п.с.с.т.1.с.263§ 12  (2011г.)     ... при растворении  какого-нибудь неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собою не что иное, как флогистон

2Fe   +  3H2SO4 (разб)  =  Fe2 ( SO4)3  +  3 H2

 Ломоносов п.с.с.т.1.с. 321 § 137  Когда в густой  крепкой купоросной водке, с которою четыре доли воды смешано, влитой в узкогорлую стклянку, положены будут железные опилки, тогда выходящий пар от свечного пламени загорается…. (водород)

2)Ломоносов п.с.с.т.1.с.263  § 13 (2011г.)    …когда железо растворяется в самом концентрированном купоросном масле, то на дно падает чёрный порошок, который оказывается настоящею серою.

2Fe   +  4H2SO4 (конц)  =  Fe2 ( SO4)3  +   S  +  4 H2O

После проведённого практического эксперимента обращение к учащимся: можно ли утверждать верным  высказывание М.В.Ломоносова

Ломоносов п.с.с.т.1 с.  427(2011г.) . ..разбавленная водой кислота лучше растворяет металл, чем концентрированная

Ломоносов п.с.с.т.1 с.  427(2011г.)...крепкие водки, растворяющие металл, нагреваются

Найдите  подтверждение выделения теплоты при взаимодействии  кислоты и металла между собой. [ссылка Ломоносов п.с.с.т.1 с. 244§ 18 (2011г.)]

Ответ: Далее, кислый спирт, растворяющий металл, сперва вскипает, потом нагревается…

Можно сделать вывод, что М.В. Ломоносов проводил различие:

между процессом растворения металлов в кислоте, сопровождающимся химическими изменениями

3)Взаимодействие меди с азотной кислотой.  

8HNO3 (разб. ) + 3Cu = 3Cu (NO3)2 + 2NO + 4H2O

Ломоносов п.с.с.т.1 с.  424 (2011г.) опыты Ломоносова по растворению медной проволоки в азотной кислоте.

Станция № 9  Открытия Ломоносова в физике. Открытия сделанные Ломоносовым в области физики нельзя переоценить. Чего только стоит атомно-корпускулярная теория касательно строения материи и вещества. В рамках ее исследований, ученый объяснил, почему возникают такие агрегатные состояния веществ как жидкое, твердое и газообразное состояния. Ломоносов установил несколько эмпирических закономерностей грозовых явлений, проведя многолетние блестящие исследования в области атмосферного электричества. В своей работе под названием «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», которая была издана в 1753 году, ученый пояснил, почему возникает электричество в грозовых облаках. Он также разъяснил причину  возникновения у поверхности планеты конвекцией теплого воздуха и появления в верхних слоях атмосферы холодного воздуха. На базе своих исследований и опытов Михаил Ломоносов выдвинул новую теорию света и разработал трехкомпонентную теорию цвета. Теория подробно поясняет механизмы цветовых явлений – они появляются под воздействием 3 родов эфира и 3 видов материи, которая составляет дно глаза.  Теория цветового зрения, которую Ломоносов  вывел в 1756 году, в истории физической оптики заняла должное время.

Ответьте на вопросы:

1.Изобретение М.В. Ломоносова, позволяющее морякам ночью и в сумерках различать скалы и корабли на море.

Можно дать варианты ответов: бинокль, телескоп, ночезрительная труба – прибор ночного видения.

2.Почему имя Ломоносова связывают с учебником физики? 

(перевел с немецкого книгу Вольфа, что стало первым учебником по физике в России)

Станция № 10 Работа с сочинениями М.В. Ломоносова

Найти фразы из сочинений и отметить страницу и абзац и ответить на вопросы. Карточка (Приложение № 7)

Станция № 11  Гений мира М.В. Ломоносов

Ведущий: Имя М. В. Ломоносова на географической карте. Имя нашего великого земляка Михаила Ломоносова присвоено многим географическим объектам на суше, на океанах и в космосе. Именно Ломоносов, будучи руководителем Географического департамента Российской академии наук, задумал создать первый Большой атлас Российской империи для доказательства практического значения географической науки. Атлас при жизни Ломоносова напечатан не был, только часть карт увидела свет в 1773 году. 
Кто больше! Ответы приведены в приложении № 8  

Когда собраны ответы показывается презентация «Имя М. В. Ломоносова на карте мира» Презентация составлена на основе статьи К. П. Гемп «Памятники Архангельского Севера». Начало презентации:

 В 1911 г. в честь двухсотлетия со дня рождения Ломоносова его имя дали архангельскому селу. На острове, лежащем на Северной Двине против Холмогор, стояло древнее село Денисовка, объединившее некогда несколько старинных мелких деревенек. Здесь родина Михаила Васильевича. Денисовке присвоили имя Ломоносова. В наше время село Ломоносово культурный центр, здесь общеобразовательная и косторезная школы, музей его имени, здесь поставлен ему памятник. 

День 4  

Скоро сам узнаешь в школе

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

(Некрасов Н.А.)

12. Ломоносовская конференция исследовательских работ школьников. На поморской земле, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!

 От класса 2 работы.  Темы работ представлены в приложении № 9

День 5

13.Театрализованное представление. (каждый класс представляет инсценировку о Ломоносове )

III Подведение итогов в зале Закрытие недели

"На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца".

Сын простого рыбака из деревни, простолюдин и мужик, стал членом Российской и Шведской академии наук, дворянином, ученым, признанным в России и Европе. За всю историю Росси никто не смог повторить судьбу М.В. Ломоносова.

Славит земля русская в веках творения твои,                                                                                                   помнит земля русская имя твое.                                                                                                              Великий сын великого народа! Ты слышишь нас Михаил Васильевич кричим тебе ура ( три раза). Мы гордимся тобой наш земляк!

От каждого класса должен быть отчёт в виде плаката о мероприятии. «Мы - земляки Ломоносова»

 

Приложение № 1 Маршрутный лист

День

Название станции

Кабинет №

Баллы

1

Станция № 1 Михайло – наш земляк

Для 5,6,7 классов - биография М.В. Ломоносова.

Для 8-11 классов перевести текст  с немецкого или английского языков (Интересные факты биографии М.В. Ломоносова).

Станция № 2 .  «Ломоносов и Арктика» - «Он зрил сквозь целые столетья».                     

Станция № 3  Фотогаллерея.  Класс делится на две команды.

2

Станция № 4 «Музей» (представить презентацию «Заочная экскурсия по музею М.В.Ломоносова в селе Ломоносово»,  домашнее задание.)

Станция № 5 «Красота цветного стекла»   эксперименты в кабинете химии. 

Составить мозаичную картину «Северное сияние» ( используется фольгированная цветная бумага, самоклеящаяся)

6. Станция № 6 Конкурс красноречия:

Составить и продекламировать “речь” на тему: “Что меня поразило в личности М.В.Ломоносова?” (Даётся для подготовки 10 - 15 минут)

Станция № 7 Литературная пауза  (Выбор карточки с текстом,  чтение с листа произведений М.В. Ломоносова).

3

Научные открытия

Станция № 8 Научные открытия – в химии Приготовлены Полное сочинение Ломоносова. ( участие принимают учащиеся 8-11 классов)

Станция № 9   Научные открытия – в физике. 

Станция № 10 Работа с сочинениями М.В. Ломоносова

Найти фразы из сочинений и отметить страницу и абзац.

4

11. Ломоносовская конференция исследовательских работ школьников. На поморской земле, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!

 От класса 2 работы.  Темы работ представлены в приложении № 9

Станция № 12. Гений мира М.В. Ломоносов. Имя М. В. Ломоносова на карте мира.

5

13.Театрализованное представление. (Каждый класс представляет инсценировку, продолжительностью 3 – 5 минут)

III Подведение итогов в актовом зале. Закрытие недели

От каждого класса должен быть отчёт в виде плаката о мероприятии. «Мы - земляки Ломоносова»

Приложение № 2 (а)      1.Станция Михайло – наш земляк ( биография)

Вопросы для учеников 5-7 классов (сделана презентация - своя игра)

1.Когда родился Михаил Васильевич Ломоносов?

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) в I7II году

2. Где родился Михаил Васильевич Ломоносов?

 в д. Денисовка близ г. Холмогор, в 80 км от Архангельска в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова.
3.
 Каким промыслом занимался отец Михаила Васильевича Ломоносова?

Михаил Васильевич Ломоносов родился в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова.
4.На каком судне Ломоносов знакомился не только с могучей северной природой, но и с производствами какими?

Во время далеких и трудных путешествий с отцом на парусном судне "Чайка" Ломоносов знакомился не только с могучей северной природой, но и с производствами, например, соляными варницами белого моря и Вавчужской верфью.

5..Первыми учителями Михаила Васильевича Ломоносова были

Первыми учителями Михаила Васильевича Ломоносова были могучая северная природа и неустанный человеческий труд. 
6.У кого учился грамоте Ломоносов  и по каким книгам?
Грамоте он учился у односельчанина Ивана Шубного. Юноша раздобыл лучшие по тем временам книги: "Грамматику" Смотрицкого и "Арифметику" Магницкого, заключавшего в себе, кроме курса начальной математики, сведения по физике, географии, астрономии и навигации. Книги эти Ломоносов впоследствии называл "вратами своей учености".
7.Когда Михаил Васильевич ушёл из дома?

Страстная жажда знаний побудила Михайло Ломоносова уйти из дома в морозную ночь в декабре 1730 года 
8. Как Ломоносов оказался в Москве? (с рыбным обозом)

9.Выберите из предложенных предметов те, что он взял с собой в дорогу

(корка хлеба, лук, книги, деньги, паспорт).

10.Как звали мать М.В. Ломоносова, сколько было лет Михаилу, когда умерла его мама

Елена Ивановна, 9 лет.  

11. Сколько было мачех?     Две

12. Какая женщина, кроме мамы относилась с любовью к Михаилу Васильевичу?

Надо обязательно вспомнить  об императрице Екатерине II, которая «закрывала глаза» на многие «шалости» гения.

 

 Приложение № 2(б)       1.Станция Михайло – наш земляк (Интересные факты из жизни М.В. Ломоносова)

Вопросы для учеников 8 - 11 классов

  1. Сколько и какие языки знал Ломоносов?

10 языков:  русский, латинский, немецкий, французский, греческий, церковно-славянский, английский, итальянский, испанский, польский.

Перевести с немецкого или английского языков биографию М.В. Ломоносова - 15 интересных фактов о Ломоносове.

  1. С немецкого языка на русский

Задание

Ответ

1. Der junge Mikhailo wurde in einem Fischerdorf geboren und begann im Alter von 10 Jahren, zusammen mit erwachsenen Männern zum Angeln zu fahren

1. Рождённый в рыбацкой деревне, юный Михайло в 10-летнем возрасте уже стал выходить в море за промысел вместе со взрослыми мужчинами 

2. Als der junge Lomonossow erfuhr, dass sein Vater ihn heiraten wollte, floh er sofort nach Moskau, da er vor Leidenschaft für das Lernen brannte. Die schwierige Reise dauerte drei Wochen. Alles, was er mitnahm, waren zwei Bücher, Arithmetik und Grammatik.

2. Когда юный Ломоносов узнал, что отец намерен женить его, он незамедлительно бежал в Москву, так как горел страстью к учёбе. Нелёгкое путешествие заняло у него три недели. Всё, что он взял с собой — две книги, «Арифметика» и «Грамматика».

3. Der zukünftige Gelehrte wollte an der Moskauer slawisch-griechisch-lateinischen Akademie studieren, aber nur Adlige akzeptierten dort. Dann hat Michail Lomonosov Dokumente gefälscht und vorgab, der Sohn eines Adligen zu sein.

  1. 3. Будущий учёный хотел учиться в Московской славяно-греко-латинской академии, но туда принимали только дворян. Тогда Михаил Ломоносов подделал документы и выдал себя за сына дворянина.

4. Von 25 bis 30 Jahren studierte Lomonosov im Ausland, um exakte Wissenschaften und angewandte Berufe zu beherrschen.

  1. 4. С 25 до 30 лет Ломоносов обучался за границей, осваивая точные науки и прикладные профессии.

5. Die korpuskelkinetische Theorie der Wärme von Lomonossow war ihrer Zeit hundert Jahre voraus. Er hat schon damals erkannt, dass alle Materie aus Molekülen und Molekülen besteht - aus Atomen.

  1. 5. Корпускулярно-кинетическая теория тепла Ломоносова на добрую сотню лет опередила своё время. Он уже тогда понял, что вся материя состоит из молекул, а молекулы — из атомов.

6. Er war es, der zum ersten Mal in Russland farbiges Glas herstellen konnte. Um erfolgreich zu sein, waren mehr als viertausend Experimente nötig.

  1. 6. Именно он впервые в России смог произвести цветное стекло. Для достижения успеха потребовалось более 4 тысяч экспериментов.

7. Lomonosov entdeckte die Atmosphäre der Venus

7. Ломоносов открыл существование атмосферы на Венере

8. Eines Abends wurde ein Wissenschaftler von drei Matrosen angegriffen. Da er ein körperlich sehr starker Mann war, warf er einen von ihnen zu Boden, und die verbleibenden zwei flohen. Der besiegte Feind gab zu, dass er und seine Kameraden Lomonosov beraubt hatten. Der empörte Wissenschaftler nahm zur Strafe die Matrosenkleidung und sagte, er würde ihn dann rauben.

  1. 8. Однажды вечером на учёного напали трое матросов. Будучи человеком физически очень сильным, он повалил одного из них на землю, а оставшиеся двое сбежали. Поверженный противник признался, что он с товарищами намеревался ограбить Ломоносова. Возмущённый учёный в отместку отнял у матроса одежду, заявив, что тогда он сам его ограбит.

9. Mikhails Freund, der deutsche Wissenschaftler Georg Richmann, starb während eines gemeinsamen Experiments tragisch an einem Blitzschlag.

  1. 9. Друг Михаила, немецкий учёный Георг Рихман, трагически погиб от удара молнии во время одного из их совместных экспериментов 

10. Für die Kaiserin Elizabeth Lomonosov erhielt die Königin zu Ehren des Thronauftretens einen Preis von zweitausend Rubel, aber damals befanden sich nur kleine Kupfermünzen in der Schatzkammer. Um seine Belohnung abzuholen, musste der Wissenschaftler zwei Wagen ausrüsten, auf denen er die Münzbeutel nahm.

  1. 10.  За оду в честь восхождения на престол императрицы Елизаветы Ломоносову присудили награду в две тысячи рублей, но в казне в тот момент были только мелкие медные деньги. Чтобы забрать свою награду, учёному пришлось снаряжать два воза, на которых он и увёз мешки с монетами.

11. Zu seinen Lebzeiten hat Lomonosov zehn verschiedene optische Geräte entwickelt, die zuvor keine Analoga hatten.

  1. 11. В течение жизни Ломоносов создал десять различных оптических приборов, не имевших аналогов ранее.

12. Der Wissenschaftler sprach fließend 12 Fremdsprachen.

  1. 12. Учёный свободно разговаривал на 12 иностранных языках.

13. Der Wissenschaftler vergötterte praktisch Kaiser Peter I. und komponierte sogar Porträts seiner Mosaiken und schrieb auch Oden zu seinen Ehren.

  1. 13. Учёный практически боготворил императора Петра I и даже составлял из мозаик его портреты, а также писал оды в его честь.

14. Lomonosov verbesserte das Design der damals vorhandenen Teleskope, und seine Leistungen haben bis heute nicht an Relevanz verloren.

  1. 14. Ломоносов усовершенствовал конструкцию существовавших тогда телескопов, и его наработки не утратили актуальности и по сей день.

15. 1986 wurde der bemerkenswerte Film "Mikhail Lomonosov" gedreht, der meiner Meinung nach einfach ein Muss für die jüngere Generation ist.

  1. 15. В 1986 году был снят замечательный фильм "Михайло Ломоносов", который, как мне думается, просто обязателен для просмотра молодому поколению.

  1. С английского языка на русский

Задание

Ответ

1. The born in the fishing village, young Mikhaylo at 10-year age already began to put out to sea for trade together with adult men

1. Рождённый в рыбацкой деревне, юный Михайло в 10-летнем возрасте уже стал выходить в море за промысел вместе со взрослыми мужчинами 

2. When young Lomonosov learned that the father intends to marry him, he immediately ran to Moscow as he burned with passion to study. The hard travel took it three weeks. Everything that it took with itself(himself) — two books, "Arithmetics" and "Grammar".

2. Когда юный Ломоносов узнал, что отец намерен женить его, он незамедлительно бежал в Москву, так как горел страстью к учёбе. Нелёгкое путешествие заняло у него три недели. Всё, что он взял с собой — две книги, «Арифметика» и «Грамматика».

3. Future scientist wanted to study in the Moscow slavyano - Greek-Latin academy, but there accepted only noblemen. Then Mikhail Lomonosov forged documents and gave himself for the nobleman's son.

  1. 3. Будущий учёный хотел учиться в Московской славяно-греко-латинской академии, но туда принимали только дворян. Тогда Михаил Ломоносов подделал документы и выдал себя за сына дворянина.

4. From 25 to 30 years Lomonosov studied abroad, mastering the exact sciences and applied professions.

  1. 4. С 25 до 30 лет Ломоносов обучался за границей, осваивая точные науки и прикладные профессии.

5. The corpuscular and kinetic theory of heat of Lomonosov on kind one hundred years outstripped the time. He already then understood that all matter consists of molecules, and a molecule — of atoms.

  1. 5. Корпускулярно-кинетическая теория тепла Ломоносова на добрую сотню лет опередила своё время. Он уже тогда понял, что вся материя состоит из молекул, а молекулы — из атомов.

6. It for the first time could manufacture colored glass in Russia. Achievement of success required more than 4 thousand experiments.

  1. 6. Именно он впервые в России смог произвести цветное стекло. Для достижения успеха потребовалось более 4 тысяч экспериментов.

7. Lomonosov opened existence of the atmosphere on Venus

7. Ломоносов открыл существование атмосферы на Венере

8. One night the scientist was attacked by three sailors. Being a person physically very strong, he tumbled down one of them on the earth, and the remained two ran away. The prostrate opponent admitted that he with companions intended to rob Lomonosov. The indignant scientist in revenge took away clothes from the sailor, having said that then he will rob him.

  1. 8. Однажды вечером на учёного напали трое матросов. Будучи человеком физически очень сильным, он повалил одного из них на землю, а оставшиеся двое сбежали. Поверженный противник признался, что он с товарищами намеревался ограбить Ломоносова. Возмущённый учёный в отместку отнял у матроса одежду, заявив, что тогда он сам его ограбит.

9. Mikhail's friend, the German scientist George Rikhman, tragically died from lightning stroke during one of their joint experiments

  1. 9. Друг Михаила, немецкий учёный Георг Рихман, трагически погиб от удара молнии во время одного из их совместных экспериментов 

10. For the ode in honor of ascension on a throne of the empress Elizabeth to Lomonosov awarded an award in two thousand rubles, but in treasury at that moment there was only small copper change. To take away the award, the scientist had to equip two carts on which he also took away bags with coins.

  1. 10.  За оду в честь восхождения на престол императрицы Елизаветы Ломоносову присудили награду в две тысячи рублей, но в казне в тот момент были только мелкие медные деньги. Чтобы забрать свою награду, учёному пришлось снаряжать два воза, на которых он и увёз мешки с монетами.

11. During life Lomonosov created ten various optical devices which did not have analogs earlier.

  1. 11. В течение жизни Ломоносов создал десять различных оптических приборов, не имевших аналогов ранее.
  1. 12. The scientist freely talked in 12 foreign languages.
  1. 12. Учёный свободно разговаривал на 12 иностранных языках.

13. The scientist practically idolized the emperor Peter I and even made his portraits of mosaics and also wrote odes to his honor.

  1. 13. Учёный практически боготворил императора Петра I и даже составлял из мозаик его портреты, а также писал оды в его честь.

14. Lomonosov improved a design of the telescopes existing then, and his practices did not lose relevance to this day.

  1. 14. Ломоносов усовершенствовал конструкцию существовавших тогда телескопов, и его наработки не утратили актуальности и по сей день.

15. In 1986 the remarkable film "Mikhaylo Lomonosov" which as to me it is thought, is simply obligatory for viewing for the younger generation was shot.

  1. 15. В 1986 году был снят замечательный фильм "Михайло Ломоносов", который, как мне думается, просто обязателен для просмотра молодому поколению.

Приложение № 3         

Станция .Ломоносов и Арктика - «Он зрил сквозь целые столетья». ( Презентация )

Ведущий 1. Он был первым россиянином, кто понимал всю важность для государства отыскания и освоения Северного морского пути.  Это оживило бы экономику Севера и Сибири, превратило бы страну в великую морскую державу. Ученый разработал подробный план маршрута первой русской полярной экспедиции по Северному Ледовитому океану на восток.

Северный морской путь был освоен в 30-е годы 20 столетия с созданием мощных ледоходов, способных разбивать льды. ( Об Арктике)

Ведущий 2. (презентация) Русский Север, где проходили детство и юность М. В. Ломоносова, оказал большое влияние на его научные интересы. Он изучал северные сияния, природу холода и тепла, особенности морского льда, возможность проведения северных морских экспедиций, условия продвижения по Северному Ледовитому океану и ряд других вопросов, связанных с освоением арктических территорий.  Первые записи, свидетельствующие о внимании учёного к проблемам Арктики, встречаются в отчётах

Академии наук за 1754 – 1756 гг. В отчёте за 1754 г. сохранилось сообщение о том, что М. В. Ломоносов изобрёл, что им исследовались воды Северного Ледовитого океана с целью определения условий их замерзания. Утеряно письмо, о котором учёный упоминает в своём отчёте за 1755 г.  Есть предположение, что содержание этого письма нашло отражение в работе, написанной им 8 лет спустя: «Краткое описание разных путе-

шествий по северным морям...», в главе «О возможности мореплавания Сибирским океаном в Ост-Индию». Через год учёный писал, что в разное время работал над

диссертацией. Рукопись не найдена. Исследователи отмечают, что она

использовалась им в сочинении «Рассуждения о большой точности морского пути».

В трактате «О слоях земных», написанном в период с 1757 по 1759 гг., М. В. Ломоносов затронул тему о естественных богатствах Севера. Причинами относительно небольшого количества сведений о дорогих  металлах и драгоценных камнях, найденных в северных

Землях. Учёный сформулировал  положение о Северном морском  пути как проблему, решение которой позволит укрепить могущество государства. В связи

с этим М. В. Ломоносов отметил работу Петра I по устройству пристаней и строительству кораблей. Значение  он видел в возможности укрепить торговые связи России с Европой, Японией,   Китаем, Индией, Америкой и достигнуть государственного единства на огромной территории, простирающейся до Тихого океана.

Основными препятствиями для кораблевождения в Северном Ледовитом океане он считал холод и лёд, «плавающих в северных  морях»,  «ледяных гор».

После выступления ведущих по презентации, учащимся выдаются контурные карты. ( На экран проектируется схема маршрута.) Учащиеся наносят на контурную карту острова, моря, заливы, проливы и крупные порты этого пути.

Ответ на карте:

  1. Моря:

Баренцово м., Карское м., море Лаптевых, Восточно-Сибирское м., Чукотское м., Беренгово м., Охотское м., Японское м.

  1. Острова: Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские о-ва, о. Врангеля, о. Сахалин, Курильские о-ва.
  2. Полуострова: Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатка.
  3. Проливы: Берингов, Татарский.
  4. Заливы: Обская губа, Тазовская губа, залив Шелихова, Анадырский.
  5. Города: Мурманск, Владивосток, Находка, Магадан, Петропавловск Камчатский

Приложение № 4

Практический эксперимент. Для опытов потребуется: молоко, вода, растительное масло, сахарный песок. Также  столовая ложка, тарелки, стаканы, гуашь, шприцы. Ход работы: Выполнить эксперименты, используя карточки с инструкцией.

Карточка 1. Опыт. 1 «Северное сияние в молоке» Сейчас мы с вами попробуем сами сделать своё северное сияние. Возьмите и поставьте перед собой тарелку с молоком. Теперь  вспомните какие цвета присутствуют в северном сиянии. (желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый). Сейчас каждый из вас должен поочередно кисточкой взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём Северном сиянии - И капнуть в свою тарелку с молоком, когда закончите,  сфотографируйте.  Затем капаем в этот раствор каплю моющего цвета. Наблюдаем за реакцией, фотографируем.

Карточка 2. Опыт 2 « Северное сияние в стакане» Пронумеруем стаканы 1, 2, 3, 4. Дети наливают в стаканы не большое количество воды и окрашивают воду в разные цвета. 1 стакан синим цветом, 2-й в красный, 3-й зеленый, 4-фиолетовый во 2-й стакан добавляем 1 ложку сахара, в 3-й 2 ложки сахара, 4-й – 3 ложки сахара, 1-й стакан оставляем без сахара. Далее набираем шприцом желтую воду и погружаем шприц до дна стакана с синей водой № 1, медленно вливаем, результат видим и фотографируем. Далее вливаем зеленую воду, наблюдаем, как зеленая вода переместилась, не смешиваясь с другими цветами, и оказалась над верхним слоем. Тот же самый эффект наблюдаем и с фиолетовой водой. «Радужная вода» получилась. Почему? Как это явление  объяснял Ломоносов.

Объяснение: слои воды не смешались по причине плотности (чем больше сахара, тем больше плотность воды).

 Карточка 3. Опыт 3. «Северное сияние в масле» Для опыта берем стеклянную ёмкость ( высокий стакан), гуашь, шприц, теплую воду и масло растительное. Сначала в емкость наливаем воду, затем осторожно наливаем растительное масло, сверху начинаем капать разведенной краской. Через слой масла, краска попадает в воду не сразу, образуя красивые разноцветные шарики. Медленно опускаясь в воду, разноцветные шарики по пути создают, целые миры, похожие на северное сияние! Капли медленно плюхаются на дно и медленно разбиваются на мелкие брызги. Наблюдать и фотографировать.

Ведущий:  В результате проделанной работы мы смогли изучить природное явление северное сияние. Название  «северное сияние»  говорит нам о том, что данное явление происходит на крайнем Севере, за полярным кругом. Там это явление происходит зимой.  Узнали, что Северное сияние происходит, только в ясную морозную ночь, когда за 3 дня до этого стояли сильные морозы. Выяснили, что во время полярного сияния за короткое время выделяется огромное количество энергии. Некоторые вспышки сравнимы с потреблением энергии всей Россией за день.

Приложение № 5

Михаил Ломоносов — Кузнечик дорогой, коль много ты блажен: Стих

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому

Михаил Ломоносов — Я знак бессмертия себе воздвигнул: Стих

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон смотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.

. Михаил Ломоносов — Свинья в лисьей коже: Стих      Надела на себя
Свинья
Лисицы кожу,
Кривляя рожу,
Моргала,
Таскала длинной хвост и, как лиса, ступала;
Итак, во всем она с лисицей сходна стала.
Догадки лишь одной свинье недостает:
Натура смысла всем свиньям не подает.
Но где ж могла свинья лисицы кожу взять?
Нетрудно - то сказать.
Лисица всем зверям подобно умирает,
Когда она себе найти, где есть, не знает.
И люди с голоду на свете много мрут,
А паче те, которы врут.
Таким от рока суд бывает,
Он хлеб их отымает
И путь им ко вранью тем вечно пресекает.
В наряде сем везде пошла свинья бродить
И стала всех бранить.
Лисицам всем прямым, ругаясь, говорила:
«Натура-де меня одну лисой родила,
А вы-де все ноги не стоите моей,
Затем что родились от подлых вы свиней.

Михаил Ломоносов — Послушайте, прошу, что старому случилось: Стих

Послушайте, прошу, что старому случилось,
Когда ему гулять за благо рассудилось.
Он ехал на осле, а следом парень шёл;
И только лишь с горы они спустились в дол,
Прохожий осудил тотчас его на встрече:
«Ах, как ты малому даёшь бресть толь далече?»
Старик сошёл с осла и сына посадил,
И только лишь за ним десяток раз ступил,
То люди начали указывать перстами:
«Такими вот весь свет наполнен дураками:
Не можно ль на осле им ехать обоим?»
Старик к ребёнку сел и едет вместе с ним.
Однако, чуть минул местечка половину,
Весь рынок закричал: «Что мучишь так скотину?»
Тогда старик осла домой поворотил
И, скуки не стерпя, себе проговорил:
«Как стану я смотреть на все людские речи,
То будет и осла взвалить к себе на плечи».

Приложение № 6 к станции 8

Реактивы и оборудование: Серная кислота разбавленная и концентрированная, Железо, медь, спички, пробирки.

Соблюдая технику безопасности, работая с кислотами, провести опыты, доказывающие слова

1) Ломоносов п.с.с.т.1.с.263§ 12  (2011г.)     ... при растворении  какого-нибудь неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собою не что иное, как флогистон

Что означают слова флогистон, кислотный спирт, крепкая купоросная водка,

2Fe   +  3H2SO4 (разб)  =  Fe2 ( SO4)3  +  3 H2

 Ломоносов п.с.с.т.1.с. 321 § 137  Когда в густой  крепкой купоросной водке, с которою четыре доли воды смешано, влитой в узкогорлую стклянку, положены будут железные опилки, тогда выходящий пар от свечного пламени загорается…. (водород)

2)Ломоносов п.с.с.т.1.с.263  § 13 (2011г.)    …когда железо растворяется в самом концентрированном купоросном масле, то на дно падает чёрный порошок, который оказывается настоящею серою.

2Fe   +  4H2SO4 (конц)  =  Fe2 ( SO4)3  +   S  +  4 H2O

После проведённого практического эксперимента ответьте на вопрос: ответ запишите. Можно ли утверждать верными ниже представленные  - высказывания М.В.Ломоносова

Ломоносов п.с.с.т.1 с.  427(2011г.) . ..разбавленная водой кислота лучше растворяет металл, чем концентрированная

Ломоносов п.с.с.т.1 с.  427(2011г.)...крепкие водки, растворяющие металл, нагреваются

Найдите  подтверждение выделения теплоты при взаимодействии  кислоты и металла между собой. [ссылка Ломоносов п.с.с.т.1 с. 244§ 18 (2011г.)]

Ответ: Далее, кислый спирт, растворяющий металл, сперва вскипает, потом нагревается…

Можно сделать вывод, что М.В. Ломоносов проводил различие:

между процессом растворения металлов в кислоте, сопровождающимся химическими изменениями?

3)Взаимодействие меди с азотной кислотой.  

8HNO3 (разб. ) + 3Cu = 3Cu (NO3)2 + 2NO + 4H2O

Ломоносов п.с.с.т.1 с.  424 (2011г.) опыты Ломоносова по растворению медной проволоки в азотной кислоте.

Приложение № 7 карточка с вопросами учащимся

Найти высказывания М.В. Ломоносова, пройдя по ссылке. Написать ответы, о чём там говорится.

1.Ломоносов п.с.с.т.2 с. 244 (2011) Вопрос: Чем отличаются полуметаллы от металлов? Назовите полуметаллы.

2.Ломоносов п.с.с.т.2 с. 242 (2011)  Твёрдое тело, нацело сгорающее… О каком веществе говорится?

3. Ломоносов п.с.с.т.2 с. 226 - 227 (2011)  

Ответьте на вопрос по мнению М.В. Ломоносова существует несколько видов воды. Чем они отличаются?

4. Ломоносов п.с.с.т.2 с. 226 - 227 (2011)   Какая природная вода чище всего?

Приложение № 7 карточка для жюри.

Найти высказывания М.В. Ломоносова, пройдя по ссылке. Написать ответы, о чём там говорится.

1.Ломоносов п.с.с.т.2 с. 244 (2011) Вопрос: Чем отличаются полуметаллы от металлов? Назовите полуметаллы.

Ответ: Полуметаллы отличаются от металлов тем, что они не ковки; их насчитывается пять: ртуть, висмут, цинк, мышьяк, королек сурьмы.

2.Ломоносов п.с.с.т.2 с. 242 (2011)  Твёрдое тело, нацело сгорающее… О каком веществе говорится? Ответ: сера

3. Ломоносов п.с.с.т.2 с. 226 - 227 (2011)  

Ответьте на вопрос по мнению М.В. Ломоносова существует несколько видов воды. Чем они отличаются?

Опыт показывает, что существует несколько видов воды, различающихся в них телами… Когда дождь с высоты падает через атмосферу, то принимает в себя встречающиеся сернистые и соляные пары…. Речная вода содержит соляные частицы, вымываемые из земли…. Родниковая вода очень часто, почти всегда, несёт с собой растворённые в горах минералы.

4. Ломоносов п.с.с.т.2 с. 226 - 227 (2011)   Какая природная вода чище всего?

Из природных вод чище прочих приготовленная из снега, не загрязнённого пылью.

Приложение № 8

1. Мыс Ломоносова. В 1849 году русский мореплаватель Г.И. Невельский нанес на карту вновь открытый им мыс на западном берегу реки Амур, к северу от Славянского залива. Именно Ломоносов призывал осваивать районы, открытые русскими замлепроходцами на берегах морей Тихого океана. 
2. Горный хребет им. Ломоносова. В 1913 году Георгий Седов, начальник первой русской экспедиции к Северному полюсу, назвал именем Ломоносова самый крупный горный хребет на побережье острова Новая Земля. 
3. Гора им. Ломоносова. Открытая в 1931 году экспедицией Арктического института гора на Новой Земле. Это дань работе Михаила Васильевича о происхождении гор и природных богатствах, скрытых в них. 
4, 5. Горы и ледник им. Ломоносова. В 1932-39 гг. экспедиция Института океанографии СССР открыла неизвестные до тех пор горы и ледник на острове Шпицберген и присвоила им имя Ломоносова, который предусматривал проход из морей Атлантики и Северного Ледовитого океана в Тихий океан высокими широтами, т.е. мимо Шпицбергена. 
6. Плато в Гренландии. В 1930-х годах шведско-советская экспедиция пересекла Гренландию с востока на запад и открыла в центре острова обширное плато. Ломоносов был почетным членом Шведской академии наук за трактат «Мысли о происхождении ледяных гор в Северных морях». 
7. Бухта им. Ломоносова. В 1940 году гидрографическая экспедиция на шхуне «Ломоносов» исследовала район берега Лаптева и назвала именем Ломоносова безымянную бухту. В наше время Северный морской путь из Атлантики в Тихий океан – регулярно действующая магистраль, как и мечтал Михаил Васильевич в свое время. 
8. Подводный хребет им. Ломоносова. Открытый в 1948 году, хребет тянется на 1800 км от материковой отмели Азии через Северный полюс к материковой отмели Америки, и разделяет впадину Северного Ледовитого океана на две котловины. 
9. Горный хребет им. Ломоносова. В Антарктиде советской экспедицией открыт горный хребет в 1961 году. 
10. Течение им. Ломоносова в Атлантическом океане. В 1959 году эксепедиция Морского гидрофизического института УССР открыла в тропической Атлантике мощное подверхностное течение под Южным Пассатным течением и назвала его в честь первого русского океанолога. 

11. Село Ломоносово. Село Денисовка Холмогорского района Архангельской области, объединявшее несколько деревень, в одной из которых родился Михайло Ломоносов (Мишанинская) переименовали в 1911 году в село Ломоносово. Мемориальный музей М. В. Ломоносова.  Памятник М. В. Ломоносову на его родине (скульптор И. И. Козловский, архитектор Л. Е. Поляков, 1958). 

12. Город Ломоносов. В 1951 году город Ораниенбаум Ленинградской области переименовали в Ломоносов. Здесь Ломоносовым была основана знаменитая лаборатория и стекольная фабрика. Здесь Михаил Васильевич создал технологию производства цветных смальт для мозаик, рецептуру оптических стекол и хрусталя. 
13, 14. Гавань и отмель им. Ломоносова. Гавань на Балтийском море у города                Ломоносов, отмель на Финском заливе.
15. Кратер Ломоносова на Луне. В память об астрономических исследованиях и открытиях Ломоносова в 1961его именем назвали кратер на Луне. 
В Архангельске именем великого ученого и просветителя названы: Поморский государственный университет, Северный государственный медицинский университет, Театр Драмы, округ города, проспект, дворец культуры, межрегиональная общественная организация (Ломоносовский фонд). 
На территории Архангельской области находятся пять памятников М. В. Ломоносову:

Памятник М. В. Ломоносову около Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Памятник М. В. Ломоносову в селе Ломоносово

Памятник М. В. Ломоносову у главного корпуса С(А)ФУ

Памятник М. В. Ломоносову в г. Северодвинске

Памятник М. В. Ломоносову в г. Коряжме

Архангельский театр драмы имени МВЛомоносова (до 1961 Архангельский Большой драматический театр, затем Архангельский областной драматический театр имени МВЛомоносова) — драматический театр в Архангельске, основанный в 1932 году. Месторождение алмазов имени МЛомоносова в Архангельской области Они носят имя Ломоносова

Именем Ломоносова названы:

Учреждения науки, образования и культуры:

  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук
  • Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова
  • Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова
  • Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • Гимназия Ломоносова в Архангельске
  • Ломоносовская школа в Архангельске
  • В селе Холмогоры школа имени Ломоносова
  • Cуперсовременный компьютер "Ломоносов"

Имя М. В. Ломоносова в естествознании

Морское течение

  • Ломоносова течение — холодное течение, подповерхностное противотечение в Атлантическом океане

Биологический вид:      Stygiopontius lomonosovi (вид ракообразных)

Астрономический эффект:      Явление Ломоносова

Геологическая порода: Минерал Ломоносовит

Приложение № 9 примерные темы исследовательских работ

М.В.Ломоносов глазами современного школьника 

М.В.Ломоносов и основные законы химии.

Многогранность дарований М.В. Ломоносова»

Ломоносов и русская литература

Ломоносов – основоположник мозаичного искусства.

Вклад М.В. Ломоносова в развитие химии как науки.

 Вклад М. В. Ломоносова в развитие русского литературного языка, и др.

Используемая литература

       1. Гемп К.П. .Имя М. В. Ломоносова на карте мира // Памятники Архангельского Севера : [сборник]. – Архангельск, 1983. – С.161-164.2.Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений, Том 5,

3. Гемп К.П., Имя М. В. Ломоносова на карте мира // Правда Севера. – 1971. – 20 нояб. 1971

4.Гемп К.П.,  Поморы о Ломоносове : записи стародавних воспоминаний // Сев. комсомолец. – 1979. – 21 нояб.

5. Гемп К.П. , М. В. Ломоносов и Север : (к 270-летию со дня рождения) // Памятные даты Архангельской области, 1981 г. – Архангельск, 1981. – С.59-62.

Интернет - источники

6.Источник: https://fishki.net/1275179-mihajlo-lomonosov-chetyre-zagadki.html © Fishki.net

 

  1. http://xn--80aexocohdp.xn--p1ai/15-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5/

8. https://russian7.ru/post/7-zagadok-lomonosova/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет 17 школы к неделе Ломоносова

Неделя М.В. Ломоносова. Отчёт....

Сценарий проведения предметной недели в начальной школе. (Неделя информатики).

В школе № 1234 очень много традиций. Одной из таких традиций является проведение предметных недель.  Данные мероприятия проводятся уже не первый год. С начала учебного года учащиеся начальной сту...

Проектно - исследовательская работа "Памяти земляков"

О солдатах Кунашакского района  погибших в локальных воинах...

План проведения ежегодной школьной Сетевой недели Ломоносова (в рамках Школы нововго поколения)

Цель проведения недели: популяризация истории нашей Родины. Основная задача: привлечь  внимание учащихся к важной дате в истории России-дню рождения М.В.Ломоносова, гениального учёного-практика, ...

Неделя математики в школе, как средство развития познавательного интереса учащихся. Сценарий открытия недели математики.

Цель:Стимулирование познавательного интереса к учебной дисциплине «математика»...

Неделя экологии в школе Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе

Методическая разработка по теме Неделя экологии в школе...

Программа недели Ломоносова

Данная программа используеться для проведения недели ЛомоносоваРасписание мероприятий...