Материал методического семинара для преподавателей "Имидж преподавателя"
методическая разработка

Архирейская Ирина Михайловна

Материал семинара "Имидж педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_imidzh_prepodavatelya.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар «Имидж педагога»

Слайд №1. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня Для начала мне хотелось  предложить вам решить задачу.

№ слайда

Текст

№2.

Задание «Гостиница».

В гостинице есть три свободных номера. Администратору дано указание – поселить в них педагогов. Однако информация, которой он владеет, нечеткая: он не знает ни пола, ни возраста, ни конкретной специализации педагогов, ни целей их приезда. Возле своего окошка он поместил табличку: «Места только для педагогов».

Вместе с тем он обнаружил, что сегодня в гостиницу большой наплыв приезжих, а мест нет, он вынужден отказывать. Администратору известно, что люди, желающие получить место, прибегают к разным уловкам, пытаются выдать себя за педагога. Ему нужно быть начеку.

Как вы считаете, что будет ключевым в оценивании человека как педагога?

Любая профессия предъявляет требования  к набору способностей, проявлению эмоций и мыслей. Чем более длительное время человек занимается каким-то видом деятельности, тем больше в нем проявляются профессиональные черты. Преподавателя  «вычисляют»  в непрофессиональной сфере очень быстро и без труда. «Вы, наверно, педагог?» обычно спрашивают люди после  непродолжительного общения. Из чего складывается имидж педагога? Сейчас постараемся выяснить.

№3.

Что такое имидж педагога?
Имидж педагога  - ( от английского image-образ, изображение)- эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

№4.

Тема имиджа преподавателя активно обсуждается  сегодня в научной литературе, даются  различные  определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности.

Отрицательно относятся к нему представители старшего поколения учителей, которые его понимают «как маску», они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться».

№5.

Имидж педагога выполняет следующие функции:

-профессиональную - обеспечивает высокое качество обучения и воспитания;

- социальную- развитие творческой активности обучающихся,  повышение статуса  и престижа профессии педагога;

- духовно-нравственную -  формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей.

№6.

В общественном сознании существует имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

Что такое хороший учитель?

Ученики 30-х годов, по данным Г.С. Прозорова, включали в портрет хорошего учителя: 1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид.

№7.

40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость.

60-е годы, перечислены качества: уравновешенность, авторитет, знание предмета, сильная воля,  остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.

№8.

В 80-е годы после проведения аналогичного исследования, по данным Ж. Лендел, портрет хорошего учителя описывался учениками  набором следующих качеств: любящий свой предмет, справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей.

№9.

90-е годы становятся периодом перелома. Первое изменения связано с отменой формы. И если первые годы, еще есть, какие- то ограничения, определенные требования, то очень быстро они размываются. Одежда в школе становится такой же крикливой, несуразной как и на улицах, вплоть до спортивных костюмов. Девочки уже используют макияж, причем довольно яркий, агрессивный, наконец появляется возможность одевать брюки. 

Вот какими качествами наделили учителя дети 90-х:

1. с чувством юмора,

2. интересный в общении,

3. справедливый в требованиях,

4. понимающий,

5. уважающий своих учеников,

6. образованный,

7. талантливый,

8. внимательный,

9. готовый оказать помощь,

10. красивый, добрый.

Заметьте, в первую пятерку вошли только личностные характеристики учителя, а уровень образованности и знание предмета отошло на 6 место!!!

№10.

Из чего складывается имидж педагога?  Сейчас постараемся выяснить.

В структуре имиджа профессионала выделены следующие компоненты:

  • Внешняя  составляющая имиджа- мимика, жесты,  одежда, походка.
  • Процессуальная составляющая - деловые качества и профессиональные манеры.
  • Внутренняя составляющая -  духовное и интеллектуальное развитие.

№11.

Профессия педагога особенная, ведь он всегда на виду у большой аудитории и должен находиться в центре внимания. Ему, как публичному человеку, необходимо понимать, что внешний вид — это мощный инструмент выстраивания отношений с людьми (тем более молодыми). Именно поэтому учителю просто необходимо хорошо выглядеть: строго и опрятно. Визуальная привлекательность включает значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от педагога. Это одежда, прическа, макияж.

№12.

Основной стиль педагога – это классика.

Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов.

Идеальная форма - деловой костюм.

Для женщины это может быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье.

№13.

Одежда педагога несет большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратная и чистая одежда педагога воспитывает эти качества у учащихся. Во-вторых, одежда педагога может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения. Разноцветная и слишком яркая одежда может негативно влиять на учащихся. В-третьих, сильно облегающая, чрезмерно короткая и открытая, прозрачная одежда может порождать у учащихся сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания  учебного материала.

Не рекомендуется  педагогу носить свитер (особенно пушистый), джинсы, пышные платья с оборками и кружевами. Такие вещи  свидетельствуют либо о низком социальном статусе владельца, либо о его принадлежности  к «свободной» профессии.

№14.

Преподаватель может корректировать свой имидж,  улучшить его, меняя свои цвета в одежде. Тёплые цвета в одежде способствуют доверительности, холодные - дисциплинируют.

Общепринято, что черный, белый и серый цвета понимают статус личности в глазах окружающих.  Рекомендуют выбирать пастельные, спокойные цвета.  Тогда внимание будет сконцентрировано  именно на изучении  материала.

В школе учитель должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде и окружении, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой.

Оранжевый цвет, как никакой другой создает ощущение праздника, именно поэтому его присутствие в гардеробе учителя необходимо.  

Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек в зависимости от своего эмоционального состояния расположен к одним цветам, равнодушен к другим и неприемлем к третьим. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции и даже характер.

В школе учитель должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде и окружении, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой. Подсознательно человек в красном представляет некую опасность для окружающих, не располагает к доверительным, партнерским отношениям. Это, однако, не означает, что его надо исключить из учительского гардероба. Наоборот, его нужно носить, но тогда, когда ситуация требует мобилизации и "закладки непререкаемого авторитета", к примеру, первое родительское собрание, выезд с учениками на экскурсию или важное выступление на учительском совещании, когда нужно произвести впечатление человека авторитетного и компетентного.

Оранжевый цвет, как никакой другой создает ощущение праздника, именно поэтому его присутствие в гардеробе учителя необходимо. Другое дело, что использование его также должно соответствовать требованиям ситуации. К примеру, при сдаче экзаменов, написании контрольных работ, проведении "открытых уроков", когда учителю необходимо создать благоприятную атмосферу в классе, снять нервозность.

С точки зрения влияния на физическое самочувствие желтый цвет повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Не случайно в ведущих школах и университетах Европы рекомендуют использовать тетради с желтыми страницами. Как показала практика, запоминание материала при этом идет в несколько раз быстрее и эффективнее. Желтый цвет также следует включить в гардероб учителя.

Учителя часто неосознанно отдают предпочтение зеленому цвету в своем гардеробе. Необходимо предостеречь их от моноиспользования данного цвета, поскольку при всех его положительных оценках он лишает его обладателя права на эмоции и чувства. Использовать его лучше дозировано.

Розовый — прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Данный цвет необходим при работе с маленькими детьми, именно поэтому его нужно включить в гардероб учителя начальной школы.

Голубой цвет, так же как и зеленый, 6удет необходим учителю в конфликтных ситуациях, когда от него потребуются дипломатия и рациональный подход к решению проблемы.

Синий - помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Синий цвет семантически означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом заниматься честно, не нарушая моральных норм.

Фиолетовый - цвет внутренней сосредоточенности. Он способствует внутреннему углублению: помогает абстрагироваться от всего в данный момент ненужного и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь - фиолетовый цвет хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. И эту особенность необходимо учесть учителю при оформлении интерьера класса.

Черный - цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. Однако в то же самое время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Символически выражая идею небытия и угасания, черный цвет является отрицанием цвета как такового. Именно поэтому не рекомендуется его часто использовать в одежде и окружении учителя.

Белый - цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. Этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений, но никак и не защищает своего обладателя. Его хорошо использовать в сочетании с другими цветами.

№15.

Макияж педагога должен быть умеренным, на ногтях лак па-

стельных тонов. Этикет предполагает, что аромат духов должен быть легким. Прическа – современная, но без остромодных деталей.

Украшения и аксессуары  следует выбирать неброские из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения ваших глаз.

№16.

Большую роль в создании имиджа педагога играют деловые качества и профессиональные манеры.

1. Профессиональная  компетентность.

2. Уважение к чужому труду, к чужому времени.

3. Потребность в самообразовании.

4. Соблюдение делового  этикета  в общении со студентами,  коллегами, родителями.

№17.

Большую роль в создании имиджа  играет речь педагога. «Самое трудное и самое важное в преподавании –заставить себя слушать».

Василий Осипович  Ключевский.

Воздействие речи педагога зависит от следующих факторов:

1.Умение убеждать, логическое построение речи.

2. Владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией.

3. Экспрессивные умения: образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи.

№18.

4. Использование вспомогательных средств: жестов, мимики, пластики, дистанции общения.

5. Умение проводить дискуссии.

6. Перцептивные умения, связанные с учетом реакции слушателей, умение использовать наглядность.

№19.

К основным коммуникативным качествам педагога относятся:

1. Правильность речи

2. Точность речи

3. Логичность речи

4. Чистота речи

5. Сжатость речи

6. Живость речи

№20.

Необходимо помнить, что голос- это звучащий имидж педагога.

  1. Голос должен обладать благозвучностью.

2. Педагогу необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

     3. Голос должен обладать полетностью.

     4. С помощью голоса преподаватель должен уметь внушить студенту определенные требования и добиться их выполнения.

5.  Голос должен быть достаточно выносливым.

№21.

Люди, голос которых всегда звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивают от себя других.

Для педагога такая голосовая манера – сигнал о профессиональной непригодности.

№22.

Нужно  помнить, что нас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это проявление культуры. Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с обучающимися способствует лучшему усвоению информации.

№23.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям.

№24.

Список используемой литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару "Синдром эмоционального выгорания у преподавателей"

Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности у машинис...

Презентация к семинару "Синдром эмоционального выгорания у преподавателей"

Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности у машинис...

Обобщение педагогического опыта на августовском семинаре преподавателей- организаторов ОБЖ на тему: «Работа преподавателя-организатора ОБЖ по военно- патриотическому воспитанию школьников в процессе предметного обучения».

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, ...

СБОРНИК СТАТЕЙ семинара-совещания (педгостиной) преподавателей ГПОУ Забайкальского края 2015г.

СБОРНИК СТАТЕЙ семинара-совещания (педгостиной) преподавателей ГПОУ Забайкальского края...

Семинар для тренеров-преподавателей по лыжным гонкам ДЮСШ "Факел

Доклад построение процесса спортивной подготовки....

Презентация к методическому семинару для преподавателей "Имидж преподавателя".

Презентация к методическому семинару для преподавателей "Имидж преподавателя"...