ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК ВАЖНОЕ ЗВЕНО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
статья

Кузьмина Ольга Владимировна

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в соответствии с которым в последние годы строится работа учителей, внес в школьное воспитание некоторые коррективы. Происходящее сегодня обновление содержания общего образования предполагает не только особое внимание к новым методам обучения и новым предметным результатам урока внимание к вопросам воспитания. Большую часть времени в школе ученик проводит на уроке, поэтому именно урок должен стать основой духовно-нравственного воспитания.

Что нужно сделать для того, чтобы обычный школьный урок стал воспитывающим? Какие усилия нужно предпринять, чтобы влиять не только на умственное, но и на духовно- нравственное развитие ребенка?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ  КАК ВАЖНОЕ ЗВЕНО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Кузьмина Ольга Владимировна

МОАУ « Моготская СОШ»

учитель биологии-химии

первая категория

89145840548

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в соответствии с которым в последние годы строится работа учителей, внес в школьное воспитание некоторые коррективы. Происходящее сегодня обновление содержания общего образования предполагает не только особое внимание к новым методам обучения и новым предметным результатам урока внимание к вопросам воспитания. Большую часть времени в школе ученик проводит на уроке, поэтому именно урок должен стать основой духовно-нравственного воспитания.

Что нужно сделать для того, чтобы обычный школьный урок стал воспитывающим? Какие усилия нужно предпринять, чтобы влиять не только на умственное, но и на духовно- нравственное развитие ребенка?

Чтобы сделать урок воспитывающим необходимо знать содержание воспитания. Это ценности — которые придают смысл нашей жизни, на которые мы ориентируемся в своём повседневном поведении. Базовые ценности, выработанные обществом за века его существования, и являются тем самым содержанием воспитания. Эти ценности находят свое отражение в учебном материале, который предлагается школьникам для освоения. И именно эти ценности должны быть положены в основу уроков, если мы хотим сделать эти уроки воспитывающими. Важнейшие из них — человек, семья, отечество, культура, труд, здоровье. Значит содержанием воспитания являются ценности, на которые необходимо ориентировать школьников, а не качества, которыми они должны обладать и которые иногда расписывают в пресловутых "портретах воспитанника".

Итак, знать содержание воспитания, которое необходимо реализовать на уроке, недостаточно для полноценной работы. Учителю необходимо еще и понимание того, как его реализовать, как «донести» это содержание до ребенка.

 Ценностно‑ориентированная коммуникация учителей и учеников становится действенной, а педагоги становятся для детей значимыми взрослыми — интересными, незаурядными, авторитетными. А достигается это тогда когда

между учителем и детьми устанавливаются уважительные и доверительные отношения, когда они начинают переживать чувство общности друг с другом, чувство принадлежности к некому объединяющему их общему кругу. Возможно, это когда они увлечены какой‑то интересной совместной деятельностью.

Наиболее приемлема для этого технология общения.

Педагогическая технология  включает  2 группы компонентов: первая - связана с умением педагога управлять своим поведением, вторая – с умением воздействовать на личность и коллектив. К ПЕРВОЙ группе относятся:

1. Владение своим организмом. Здесь велика роль мимики и пантомимики.

2. Управление своим психическим состоянием. Психическое состояние – это одновременное сочетание разных психических процессов в данный отрезок времени. Учителю важно выработать эмоциональную устойчивость, возможность владеть ситуацией и собой в ситуации.

3. Социально-перцептивные способности:

а) внимание, которое позволяет вызвать устойчивое состояние сосредоточенности. Б) способность к наблюдению.В) педагогическая интуиция.

4. Техника речи - правильная постановка дыхания, голоса, дикции.

5. Внешний вид педагога должен быть эстетически выразительным.

К ВТОРОЙ группе компонентов педагогической техники относятся умения:

А) дидактические – способность преподносить учащимся материал доступно, вызывать интерес к нему, возбуждать активную самостоятельную мысль.

Б) организаторские – способность организовать, сплотить и воодушевить ученический коллектив, а также способность правильно организовать собственную работу.

В) коммуникативные – способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к детям, наличие педагогического такта и пр.

Г) рефлексия – процесс познания самого себя, своего внутреннего мира, собственных переживаний, размышление о самом себе, понимание того, как к тебе относятся другие люди.

Д) эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их чувства, переживания.

Технология общения– это социально-педагогическое взаимодействие учителя и учащихся с целью организации взаимоотношений, оказания воспитательного воздействия, обмена информацией с помощью коммуникативных средств.

Технология общения выполняет 3 функции:

Функция

Технологические операции:

1. «Открытие» ребенка на общение

А) установление личного контакта (визуального, вербального или тактильного).

 Б) устранение барьеров в общении: - социальный (подчеркивание превосходства), - гностический (не приспосабливает речь к уровню понимания учащихся), - подражательный, - «боязни класса», - негативной установки на класс или ученика, - физический.

2. «Соучастие» ребенку в общении

А) проявление интереса через умение задавать вопросы и СЛУШАТЬ ребенка.

 Б) оказание помощи. Важно помнить, что решение о принятии помощи всегда принимает тот, кому она направляется.

3. «Возвышение» ребенка в общении

А) просьба о помощи со стороны педагога для повышения самооценки ребенку и создания положительной репутации.

Б) принятие ребенка как данности,т.е. опора на положительные качества и тенденции в развитии.

Стремление заинтересовать школьников своими уроками,  безусловно, сделает такие уроки эффективными, но без ценностного их наполнения они рискуют остаться лишь эффективными уроками знаний. Доверительные отношения с учениками, конечно, помогут учителю стать хорошим товарищем, другом ребенка, что само по себе неплохо, но без ориентации их общения на значимые общественные ценности духовно-нравственного развития урок также не станет воспитывающим.

Что же необходимо результативного воспитания:

 1.Доверительные отношения между учителем и ребенком. Ведь именно такие отношения, как помогают педагогам становиться для детей значимыми взрослыми, с которыми они будут чувствовать свою общность. А это крайне важно для личностного развития ребенка. Учитель с которым учащиеся чувствуют свою общность становится значимым для ученика— благодаря своим увлечениям, знаниям, профессионализму, характеру, своей незаурядности. Учитель должен обладать добротой. Кроме того, дети ценят в учителе:

—  знание своего предмета и умение хорошо его объяснить;

—  честность, справедливость, даже с допущением строгости;

—  уважительность, спокойствие, терпение, юмор и позитивный настрой.

Ребенку очень важно, чтобы в отношениях с учителем ему было психологически комфортно, чтобы его не унижали, не оскорбляли, не относились к нему снисходительно‑равнодушно. Такое общение помогает установить увлеченность совместной деятельностью.

2. Увлечение совместной деятельностью.Это значит добиваться того, чтобы у ребенка появилось желание, внутренняя мотивация к участию в ней, чтобы она направлялась не внешними стимулами, а внутренним побуждением, имеющим для ребенка личностный смысл. Только тогда воспитательный потенциал деятельности может быть в полной мере реализован педагогом.

Этому будет способствовать разнообразие форм деятельности на уроках: всевозможных игр, бесед, дискуссий, викторин, групповой ра‑боты, проектирования, элементов театрализации, анализа проблемных ситуаций и т. д., и т. п. Такое разнообразие поможет педагогу вовлекать в деятельность детей с самыми разными интересами и потребностями, делать свои уроки запоминающимся, создавать условия для преодоления повседневной рутины.

3.Ценностно‑ориентированная коммуникация на уроке — это еще один важный компонент методики технологии общения. Речь идет о коммуникации, насыщенной социально значимым содержанием, то есть такой информацией, которая позволяла бы школьникам осмысливать окружающий мир и приобретать важные для гармоничного существования в этом мире знания, отношения, опыт. Это такая коммуникация, которая поможет школьникам узнавать о ценностях окружающего их общества, о его структуре и принципах существования. Организуя такого рода воспитывающую коммуникацию на уроке, учитель может обращать внимание школьников:

—  на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на уроке;

— на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;

—  на информацию, затрагивающую важные социальные, нравственные, этические вопросы.

Однако, если учитель лишь просто сообщает детям такого рода информацию, то проку от нее будет не очень много. Воспитание нельзя сводить к морально‑этическому просвещению школьников. Гораздо важнее организовать на уроке обсуждение этой информации:

1.предложить ребятам высказать по ее поводу свое мнение, соотнести его с мнениями одноклассников или известных людей. Нельзя допустить, чтобы ребенок превратился в пассивного потребителя «ценностно‑ориентированного контента».

2. добиваться, чтобы ребенок занимал здесь активную позицию: обозначал ее, аргументировал, спорил, сомневался, доказывал, отстаивал свою точку зрения во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. При этом сама информация может быть подана в виде проблемного вопроса, спорного высказывания, фрагмента текста или видео.

К сожалению, довольно распространенной формой такого общения на уроке все еще остается монолог — повествование, описание, рассуждение. Передача информации происходит лишь в одном направлении: от учителя к ученику. Отношения на уроке строятся по принципу субъект – объект. А это недопустимо если мы хотим, чтобы наш урок был воспитывающим. С развитием информационных технологий монолог учителя дополняется еще и мультимедийным контентом: презентациями, аудио‑ и видеоматериалами. Используя такие формы работы, учитель стремится передать за единицу времени как можно больше информации своим ученикам, максимально эффективно использовав при этом время урока. И это вполне объяснимо. Однако, выигрывая в одном, учитель проигрывает в другом. Делая ребят пассивными потребителями информации, он не развивает в них активного и заинтересованного отношения к этой информации, к содержанию изучаемого материала, к уроку в целом. А это препятствует и установлению доверительных отношений между учителем и учениками. Учителю очень важно строить отношения с позиции объект-объект: уметь вести диалог на уроке, преподносить материал, взаимодействуя с учениками, общаясь с ними, задавая проблемные вопросы, инициируя вопросы самих школьников, отвечая на них.

Что для этого можно сделать?

1. Обеспечить на уроке безопасную атмосферу: каждый ученик должен быть уверен, что любое мнение, даже ошибочное или наивное, не будет подвергаться насмешкам, оскорблениям или унизительным комментариям учителя.

2. Ни в коем случае не перебивать говорящих учеников, не прибегать к категоричным или резким оценкам их высказываний вроде: «Не мели ерунды», «Что за бред», «Прекрати говорить глупости» и т. п.

3. Не только слушать ученика, но и слышать его.

4. Стараться сохранять зрительный контакт с ребенком, поддерживать его кивком головы, короткими репликами, просьбами пояснить сказанное. Важно показать, что вы готовы выслушать все его аргументы, правильно понять его, его мысли, чувства, эмоции.

5. При необходимости просить ребенка уточнять смысл каких‑либо его высказываний. Это поможет учителю получить дополнительную информацию, а ребенку покажет, что он выражает свои мысли недостаточно точно.

6.Педагогу важно приучать школьников к тому, что получаемая ими на уроке информация — это не только материал для заучивания и интеллектуальных упражнений, но и прекрасный повод поговорить с одноклассниками о ценностях, о волнующих их проблемах, о важных для нашего общества вопросах.

Особое искусство учителя — найти такой повод в рамках изучаемой на уроке темы, найти время и возможность поговорить с ребятами о человечности, экологии, патриотизме, трудолюбии.

Какой повод можно использовать:

1.Вопросы охраны здоровья.

Тема «Глаз. Зрение», 8 класс. Учитель: «Мы хорошо видим и близкие, и далекие предметы, потому что хрусталик нашего глаза изменяет свою кривизну за счет работы мышц глаза. Если мы читаем или играем на смартфоне в движущемся транспорте, то расстояние от экрана до глаз немного, но постоянно меняется. Поэтому и хрусталику приходится менять свою кривизну очень часто. Со временем мышцы и хрусталик перестают справляться со своей задачей, и зрение становится хуже. Другая проблема влияния экрана смартфона на наше здоровье — мелкий шрифт, поэтому увеличивайте размер текста, если читаете с экрана телефона». Предлагаем детям вместе выполнить несколько простых упражнений для укрепления мышц глаз: переводите взгляд с близкого на максимально далекий предмет, зажмурьтесь и откройте глаза несколько раз; часто моргайте на протяжении минуты и др. В принципе на каждой теме биологии 8 классе затрагиваются вопросы охраны здоровья.

2.Вопросы сохранения исторической памяти. То, что с каждым новым поколением, память людей о важных исторических событиях постепенно ослабевает — известный факт. Однако есть среди этих событий такие, забывать о которых мы просто не имеем права. Память о них — часть культуры нашего общества. Одно из таких событий — Великая Отечественная война. Урок биологии 5 класс «Плесневые грибы» - о работе русских ученых по открытию пенициллина и какую роль они сыграли в Великой Отечественной войне. В частности ребятам необходимо рассказать о роли З.В. Ермольевой. Урок биологии в 7 классе, тема «Класс насекомые» можно рассказать детям любопытную легенду (иногда и легенды могут стать поводом к полезному разговору). В Интернете встречается легенда о Борисе Ивановиче Шванвиче, советском энтомологе, который был известен благодаря исследованиям эволюции окраски и рисунка крыльев чешуекрылых. Урок « Голосеменные растения» рассказать о роли группы биохимиков под руководством А. Д. Беззубова в блокадном Ленинграде разработавших метод получения витамина С. И таких фактов можно найти практически к каждому уроку.

3. Вопросы опасности неумеренного потребления. Их можно поднимать

при изучении сразу нескольких тем в биологии .Говоря об экономическом росте, можно обращать внимание ребят на опасность уничтожения естественной среды нашего обитания, основу которой составляют отнюдь не производимые нами стекло, бетон и металл, а почва, вода и растения. Учитель вместе со школьниками может выработать и простые правила экосообразной повседневной жизни.

4.Вопросы гуманного отношения к животным. Урок биологии, 7 класс.

Тема «Организм и среда обитания. Этическое отношение человека к животным». Учитель на этом уроке может немного рассказать ребятам о знаменитом русском ученом — Иване Петровиче Павлове и тех муках совести, которые терзали его. Он, будучи человеком чувствительным, понимал и признавал, что делает вещи, которые не сочетаются с моральными ценностями порядочного человека, являются жестокими по отношению к жизни, живому организму. Вот что он писал: «Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я ис‑пытываю тяжелое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что являюсь палачом живого существа. Когда я режу, разрушаю живое животное, я глушу в себе едкий упрек, что грубой, невежественной рукой ломаю невыразимо художественный механизм». Если есть время, можно обсудить с ребятами это высказывание.

5.Вопросы раздельного сбора мусора. Рассмотрим его также на примере

урока биологии. Тема «Строение и многообразие бактерий», 5 класс.

Учитель: «Представьте себе запах прокисших, испортившихся молочных или мясных продуктов. Представьте запах из пластикового контейнера, в котором на кухонном столе пять дней лежала гречка с мясным соусом (здесь педагогу можно продемонстрировать пластиковую тару, где много дней хранятся продукты). А теперь представьте себя сортировщиком полимерных отходов на одном заводов по их переработке куда попал этот контейнер. Что бы вы посоветовали тем, кто разделяет свой домашний мусор, прежде чем его выбросить?»

6.О людях, их характерах и поступках

Сделать учебную коммуникацию эффективной и наполнить ее ценностным содержанием можно и тогда, когда нам удаётся привлечь внимание школьников к личностям известных людей, изучаемым на том или ином уроке — к их характерам, поступкам, перипетиям их судеб.

Это могут быть ученые, изобретатели, писатели, художники, философы, полководцы, правители, общественные деятели. Это могут быть и вымышленные персонажи — герои литературных произведений. Их яркая жизнь изобилует событиями, которые полезно было бы сделать предметом осмысления школьниками. Их человеческие качества могут служить прекрасным поводом к размышлениям о добре и зле, альтруизме и эгоизме, смелости и трусости, скромности и высокомерии.

Но если мы понимаем, что личность такого человека заслуживает отдельного разговора, и разговор этот обладает большим воспитательным потенциалом, можно, наверное, потратить на него несколько драгоценных минут урока.

Например на уроке «Биосфера» В качестве примера можно привести жизнь Владимира Ивановича Вернадского. Стоит обратить внимание ребят на следующие факты, связанные с этим человеком. На неизменное следование жизненным принципам, которые выработались еще в студенческие годы, проиллюстрировать которые может запись, сделанная им в дневнике: «Задача человека заключается в доставлении большей пользы окружающим». На то, что он, имея возможность эмигрировать (ученому и его семье было забронировано место на британском военном корабле), остался на родине. На попытку организовать и восстановить научную деятельность в стране, охваченной гражданской войной. В 1918 году в Киеве он организует и возглавляет комиссию по изучению естественных производительных сил Украины и Украинскую академию наук; в 1919 году в Симферополе создает лабораторию по изучению геологической деятельности живых организмов и руководит Таврическим университетом; в 1921 году в Петрограде создает и возглавляет Комиссию по истории науки, философии и технике при РАН. На то, как будучи профессором Московского университета, ушел в отставку в знак протеста против притеснений студентов.

 7. Современные достижения отечественной науки. Даже если они не упоминаются в школьной программе, можно найти возможность сказать о них несколько слов. Это поможет школьникам осознать, что наша страна не стоит на месте, что и сегодня мы можем гордиться ее достижениями, что впереди еще много неоткрытого, непознанного, и что наука — это чрезвычайно увлекательное занятие, а собственное будущее нынешних школьников вполне может быть связано с российской наукой.

На биологии можно рассказать об изобретенном недавно способе помешать некоторыми болезнетворным бактериям вырабатывать невосприимчивость к антибиотикам. То есть был найден способ сделать бактерии уязвимыми к ним. Это в будущем повысит эффективность привычных уже антибиотиков в лечении бактериальных инфекций. Это открытие было сделано российским Институтом молекулярной биологии РАН. Или можно рассказать, например, о том, что ученые из российского Института стали и сплавов совместно с представителями других университетов разработали биосовместимый материал, обладающий антибактериальными свойствами. Его можно будет использовать для перевязки ран. Кроме того, что такие повязки обладают более длительным действием, они еще могут безопасно для человека разлагаться, что дает возможность использовать новую повязку прямо поверх предыдущей.

8.О нравственной стороне открытий и изобретений

Важно, чтобы учитель на уроке находил время для того, чтобы заострить внимание ребят на нравственных аспектах научных открытий, которые они изучают на уроке. Это позволит воспитывать в детях привычку смотреть на науку не только в контексте технического прогресса общества, но и в «человеческом измерении». Обсуждение со школьниками обратной стороны некоторых научных открытий дает педагогу возможность влиять на формирование их отношений к человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще.

  На уроке биологии в 10 классе можно затронуть проблема генной инженерии. С одной стороны, это может избавить многих людей от серьезных генетических заболеваний, а с другой — стать причиной новой социальной напряженности из‑за того, что те люди, которые смогут позволить себе генетически улучшить свое тело, получат преимущества в интеллектуальном или физическом потенциале. Этический аспект клонирования. Не приведет ли увлечение идеей клонирования к переоценке ценностей человека и в первую очередь семьи? Не будут ли люди находить необходимое продолжение рода в своих клонах, не предпочтут ли созданию семьи жизнь одиночек, не утратятся ли вместе с этим такие чувства как любовь, дружба, поддержка? Нет ли риска, что рано или поздно общество, основанное на ценности семьи и человеческих чувств, сменится обществом бесконечных копий друг друга?

9.В процессе бесед и дискуссий

Урок не должен превращаться в театр одного актера. Монолог учителя должен уйти в прошлое. Ребенок, которого мы воспитываем, не должен занимать пассивную позицию в общении с учителем, не должен быть просто слушателем. Следует создавать условия для того, чтобы ученик занимал здесь активную позицию: обозначал ее, аргументировал, спорил, сомневался, доказывал, отстаивал свою точку зрения. И в этом нам всегда помогают такие формы коммуникации как беседы и дискуссии. Подбор материала. Успех беседы или дискуссии во многом зависит от того, сумел ли учитель заинтересовать ею школьников. Здесь очень важен подбор материала, который станет предметом обсуждения. Таким материалом может стать проблемный вопрос, спорное утверждение, видеоролик, фрагмент кинофильма, отрывок из книги или иллюстрация. Предметом обсуждения может стать и многое другое. Главное — такой материал должен вызвать у школьников желание обсудить его, высказать по его поводу свое мнение. Например: Человек — царь природы? Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей? Как решить дилемму, в которой оба варианта кажутся верными? И многие другие все зависит от заинтересованности самого учителя.

Использование предлагаемой технологии воспитания показало значительное увеличение числа количество учащихся способных высказывать свою точку зрения, аргументировать, иметь свое мировоззрение.

Исследование применения технологии общения позволяет сделать некоторые выводы.

Каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-воспитательную деятельность. Прежде всего, изменяется ученика роль в этом процессе, он не пассивный слушатель, а человек со своей позицией, своими взглядами, своими ценностями. Задача учителя развивать это, обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их деятельностью В результате изменения деятельности учителя на учебном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится  не только к тому, как лучше провести объяснение нового, а так же как организовать ценностно-коммуникативное взаимодействие. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов  не только обучения , но и воспитания требует от учителя хорошего знания своих учеников.

Список литературы.

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса - Мн, 1990.
  2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997.- №4.
  3. Бондаревская Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1995.- №4.
  4. Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1996.- №5.
  5. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
  6. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
  7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
  8. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994
  9. Каган М. С. Мир общения, М., 1988.
  10. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.
  11. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.
  12. Петровская Л. А. Компетентность в общении.- М: Просвещение., 1995

13.Степанов П.В. Воспитание в современной школе: от программы к действиям / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2020. — 87 с.

14. Степанов П.В. Воспитание на уроке: методика работы учителя: методическое пособие /

[Степанов П. В., Круглов В. В., Степанова И. В. и др.]; под ред. П. В. Степанова. —

М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 2021. — 94 с.

15.Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. – 2003. - №3.

16.Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004.