Белой вороной быть легко!
классный час (8 класс)

Материал полезен в качестве воспитания толерантного отношения в подростковой среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beloy_voronoy_byt_legko.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Белой вороной быть легко. Ты одна среди многих. И такая  неповторимая, такая особенная. А сколько гордости в белой вороне, сколько презрения к окружающим. Белой вороне кажется, что она - центр Вселенной. И только для нее в этом мире светят звезды, только для нее поет соловей, только для нее благоухают весенние сады...У белой вороны особенные мысли и поступки. Может быть, она прилетела на Землю  с далекой, неизвестной планеты?

Сценарий классного часа

«Легко ли быть белой вороной?»

 Учитель: Если бы сейчас я спросила у любого из присутствующих здесь, что нам нужно для счастья, уверена, что желания многих я бы угадала. Все мы хотим, чтобы нас любили. Нам плохо без любви. Холодно. Мы чувствуем себя никому не нужными, незащищёнными, легкоуязвимыми. Страдаем от одиночества, мечтаем о том, чтобы наконец нас заметили и выделили из всех, признали, по достоинству оценили нашу индивидуальность, неповторимость.

Мы, взрослые, часто считаем, что детство – самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем… Именно в детстве вы впервые сталкиваетесь с непониманием, равнодушием, болью.

Вспомните, было ли это когда-нибудь с вами: вы пытались обратиться к человеку с какой-нибудь просьбой или просто спросили что – то, а в ответ - неожиданная грубость, как будто тебя окатили ушатом холодной воды.

Ощущали ли вы когда-нибудь дискомфорт от осуждающего шёпота вслед или недоброго взгляда? Наверное, каждому приходилось это почувствовать

Проведём небольшой эксперимент. Я раздам вам карточки разных цветов (жёлтого, голубого, зелёного) и попрошу объединиться в группы по цвету. (Одному участнику тренинга досталась карточка белого цвета. Он остался один)

·  Мимикой, жестами, словами покажите, что вы обрадовались друг другу.

·  А теперь передайте по кругу какой-нибудь секрет.

Вопрос к участнику, у которого оказалась карточка белого цвета

Что ты почувствовал, когда понял, что ты такой один?

Вопрос к участникам в группе:

Что вы почувствовали по отношению к вашему товарищу, который остался в одиночестве? Хотели бы вы оказаться на его месте? Почему?

В русском языке много слов, которые дают яркую оценку личности. Всем понятно, когда говорят о человеке: рубаха – парень, сорвиголова или он не из робкого десятка?

Каким выражением можно охарактеризовать человека, не такого как все, отличающегося от других своим поведением, своими взглядами на жизнь?

(Белая ворона)

Кто знает историю происхождения этого выражения?

дн из учащихся выступает с устным сообщением

Вы не раз, вероятно, видели белых мышей и кроликов. Реже можно встретить белых дроздов, лошадей, коров, оленей. В Северной Америке водятся белые белки. Труднее представить себе молочного цвета жабу с красными глазами… Есть, однако и такие.

 Чем же вызвана несвойственная перечисленным животным окраска, и как это явление называется?

 Как доказано учёными, это вызвано отсутствием в коже и волосах красящего вещества – пигмента. Животных с такими особенностями называют альбиносами 9 от латинского слова «альбус» - белый). Альбиносы бывают и среди ворон, но чрезвычайно редко.

 Именно это обстоятельство позволило римскому поэту – сатирику Ювеалу (1 – 2 вв. н. э. ) использовать такое сравнение: « Раб может выйти в цари, пленник – дождаться триумфа. Только удачник такой редкостней белой вороны…» С тех пор выражение «белая ворона» стало популярным.

Учитель: Среди людей не так уж много белых ворон. Ими могут восхищаться, а могут их вообще не воспринимать, считают «не от мира сего» Их часто ставят в неловкое положение, а порой просто гонят из «стаи». Попробуем ответить на вопрос: легко ли быть белой вороной?

 Разделите тетрадный листок вертикальной линией пополам. В левой колонке напишите утверждение – «Трудно быть белой вороной», а в правой – «Нужно быть белой вороной». Приведите на каждое утверждение несколько аргументов.

 Ребята разбиваются на две группы. В течение нескольких минут предлагают и обсуждают самые веские аргументы для доказательства утверждений, а затем, по правилам ведения спора диалога, представители групп отстаивают свою точку зрения. Возможны, например такие аргументы:

Трудно быть белой вороной

Нужно быть белой вороной

 Их не понимают, считают «не от мира сего», даже смеются над ними

 Они не страдают от того, что общество их не воспринимает. У них есть своё мнение, и мнение окружающих не играет для них никакой роли.

 Общество старается подавить в них индивидуальность

 Они не похожи на других, это яркие индивидуальности

 Они одиноки

 Им нравится одиночество, они живут своим богатым миром

 Под внешним видом они скрывают свою неуверенность, ранимость души В жизни у них будет много проблем

 Их неординарность, гибкое мышление помогают им добиться успехов в жизни «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше мир прогнётся под нас»

Учитель: Белые вороны бывают разными. Это яркие личности, своеобразные, сильные, способные противопоставить себя остальным. И часто мы бываем очарованы блеском этой экзотической птички.

А есть другие белые вороны. Они одиноки, замкнуты, часто становятся объектом насмешек, а то и агрессии. По-разному общество относится к белым воронам.

Прослушайте песню, которая так и называется - «Белая ворона» (Звучит песня в исполнении В. Леонтьева)

Вопросы классу:

 Чем похожа белая ворона, о которой поёт В. Леонтьев, на героиню повести «Чучело» Лену Бессольцеву? Что общего у них?

(Отличаются от других внешне. Душа их светла и чиста. Они нашли в себе силы противостоять большинству)

 За что Лену Бессольцеву называют чучелом?

(«Рот до ушей, хоть завязочки пришей»; худенькая шейка, торчащие лопатки, словно крылышки…Они смеялись над ней, а она отвечала им беспомощной открытой улыбкой.)

 Почему у многих ребят в повести нет имени, а есть клички? «Лохматый», «Рыжий», «Железная кнопка» О чём это свидетельствует?

(Они уже дали друг другу оценку. Человек невольно начинает соответствовать кличке. Это больно)

 За что одноклассники объявили бойкот Лене Бессольцевой?

(Лена взяла чужую вину на себя. И теперь класс считает её предателем, а не Димку Сомова)

 Почему она не сказала о поступке Димки, ведь такая возможность была у неё не раз?

(Лена не могла видеть страдания других. «Димка, бледный-бледный, ни кровинки на лице, стоял около дверей. Смотреть на него было невозможно – так дрожал»)

Учитель:Эпизод сожжения чучела на костре показывает, до какой степени дошла детская жестокость. «Я пришла на костёр одним человеком, а встала с земли другим», - говорит Лена дедушке.

До этой истории – она открытая, доверчивая. После этого – замкнулась, перестала верить людям. Теперь ничего не страшно ей было. Она специально побрилась наголо, чтобы шокировать одноклассников, ей не страшно быть даже чучелом.

Вопросы классу:

 Могли ли такие честные и чистые люди, как Бессольцевы, изменить этих жестоких одноклассников?

(Конечно, об этом в книге так и написано: «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству всё сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть не было сил. Рыжий вдруг встал, подошёл к доске и крупными буквами написал: «Чучело, прости нас»»)

 Какие нравственные уроки дала нам эта книга?

(Не быть жестоким к окружающим тебя людям Уметь защищать своё достоинство

Уметь отвечать за свои поступки. Надо разбираться в друзьях, настоящих и мнимых

Уметь всех прощать)Да, невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, разный характер, разные потребности, вкусы. Но мы можем жить в согласии друг с другом, принимать людей такими, какие они есть.

(Детям раздаются сигнальные карточки. Синие карточки должен поднять тот, кто очень хорошо чувствует себя в коллективе. Красные карточки поднимет тот, кто не всегда с огромным желанием утром спешит в школу, чтобы встретиться с одноклассниками. В связи с появлением красных карточек учитель предлагает детям подумать, почему не всегда и не всем комфортно в классе)

Учитель: Напишите полезные советы, которые бы мы могли дать друг другу. Чтобы всем в классе было хорошо и уютно.

(Учащиеся выполняют задание. Советы могут быть, например, такими:

В каждом человеке есть хорошее. Чтобы не обидеть человека, почаще становись на его место. Нельзя смеяться над внешним видом человека, ведь ты не знаешь его внутренний мир. Дари людям радость Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе)

Учитель:Да, Белые вороны – явление редкое. Но представьте себе, если вдруг белая ворона посереет и станет как все… да, её перестанут третировать, но как скучен будет без неё мир. И если собрать всех белых ворон и послушать их обращение к нам, то, наверное, оно было бы таким:

«Мы – ваше спасение. Мы та часть, которая рвётся на волю, вопреки общественным догмам.

Мы – ваши тайные желания, воплощённые в полной мере во всех появлениях.

Мы вытянем вас в яркий незабываемый мир, в котором все вороны будут разноцветными.

Мы никогда не полезем в грязь, чтобы стать чёрными»

В зоопарке отец с дочерью заглянули в птичий павильон... В птичьем павильоне кроме них с отцом ходил еще какой-то старик: белая борода, широкополая соломенная шляпа и большой альбом под мышкой... Старик обратился к девочке: Ретвит

— Как ты думаешь, — говорит, — какая птица самая красивая? Ретвит

— Не знаю, — отвечает — наверное, лебедь? Ретвит

— Нет, — старик покачал головой. Ретвит

— Тогда павлин. Ретвит

— Нет. Никогда! Ретвит

— Но ведь не попугай же? Ретвит

Старик смеется: Ретвит

— Нет, конечно. — А потом говорит: — Самая красивая на свете птица — белая ворона.   Ретвит

— Почему белая ворона? — спросила девочка. Ретвит

— А потому, — отвечает старик, — что она исключение. Можно увидеть стаю лебедей, семью павлинов, компанию страусов. Но никто никогда не видел целую стаю белых ворон. Да этого и не может быть. Тогда все потеряет смысл. Ретвит

— Белой вороной нельзя стать по желанию, — сказал старик. — Нужно призвание, талант! Белой вороной нужно родиться. Конечно, любая ворона может вываляться в муке, выпачкаться в мелу, выкраситься белилами. Многие обыкновенные вороны так и делают. Но они не белые — они ряженые. И белую ворону можно очернить, но сделать ее черной невозможно. Она белая ворона! Ретвит

Она самая прекрасная птица, потому что ей труднее, чем другим. Она всегда хорошо заметна в любой стае. Поэтому, как правило, становится предметом всяческих охотничьих нападок. Но она гораздо важнее любой вороны в стае. О такой стае говорят: стая, в которой летает белая ворона. По ней одной помнят всю стаю! Но белых ворон обычно недолюбливают. Ретвит

— За исключительность? — спросил старика отец. Ретвит

— Нет. За чувство ответственности. Быть исключением из общего правила — это очень, очень ответственно. И белые вороны это понимают...        Откуда берутся «белые вороны»?

 Кто такие эти «белые вороны»? И почему они белые? Почему все вороны, как вороны - черные, а белые, ну, как бельмо в глазу, так сильно выделяются на общем вороньем фоне?

 Еще Бальзак говорил: «Там, где все горбаты, стройность становится уродством». Так кого же можно считать «горбатыми»? Нас, обычных серых, или тех самых, не вписывающихся в наши рамки жизнепонимания? Конечно же, не будем так категоричны, ведь, и те, и другие, все мы, имеем право на существование выражения своей индивидуальной сущности.

 Не потому ли все, что не укладывается в рамки общепринятых норм и правил, привычных для определенного общества, времени, национальных устоев и традиций, выпадает из обычного восприятия и становится чем-то особенным, по-иному существующим. А индивидуумов, так непохожих на других, называют «белыми воронами». Чем же они так отличаются от нас, обычных?

 Люди, выделяющиеся из общей массы людей, обладают зачастую редкими способностями и даже талантами, которые под их чутким руководством становятся реальным воплощением чего-то немыслимого, удивляющего и порой восторгающего окружающих. Существует несколько видов реакций на нечто необычное со стороны наблюдателей странностей, изумляющих всякое нормальное понимание вещей.

 Что значит «нормальное»? Это все то, к чему мы привыкли? Наверное, это все то, что нас не удивляет и не вызывает эмоций со знаком вопроса.

 Как было сказано выше, есть среди нас такие, кто, замечая нечто отличительное в реальной жизни, начинает удивляться или даже восхищаться этими «необыкновенностями». Но есть и другие люди, которые, замечая странности «белых ворон», не могут скрыть своего раздражения. Такая реакция говорит о неприятии иного, привычного общепринятого стандартного устройства всего сущего вокруг них.

 Но какая реакция не случалась бы на предмет возникновения странностей в поведении, в результатах творчества или еще чего-нибудь, «белых ворон» не становится меньше. Они всегда были, есть и будут. Так уж устроена природа, что в любом обществе всегда находится человек, который способен удивить цветом выражения своего мышления, соответственно, и поведения.

Кто они, «белые вороны»?  Можно ли назвать «белыми воронами» некоторых выдающихся ученых, музыкантов, художников и поэтов? В большинстве случаев все-таки можно ответить положительно. Да, практически всех выдающихся деятелей науки и искусства природа одарила богатыми талантами, яркость которых находит свое отражение не только в их уникальных достижениях, но и нередко в поведении и образе жизни. А это как раз может служить убедительным подтверждением того, что талантливых людей можно считать «белыми воронами». Ведь их незаурядность выходит далеко за рамки ординарных норм.

 Вспомним великих: Леонардо до Винчи, Никола Паганини, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Сальвадор Дали… Какие ассоциации возникают в памяти при чтении этих и многих других имен? Скромное человеческое сознание впечатляют шедевры, созданные великими гениями, а также истории из их жизни, долетевшие до наших времен.

 Иногда гениальность граничит с безумством и настолько неожиданно поражает сложившееся понимание вещей, что расценивается как отклонение от нормы. Людей, проявляющих неадекватность в поведении в некоторых случаях, психиатры считают психически нездоровыми. Но история показывает, что многим из великих гениальностей их странности в поведении и даже образе жизни совсем не мешали создавать прекрасные творения ума и души. Может быть, безумные, ничем не объяснимые поступки - это и есть расплата за гениальность?

Но всегда ли «белые вороны» талантливы?  Люди, отмеченные знаком гениальности, обладают даром передавать свое мироощущение, свое видение мира каким-то очень глубоким, тонким способом, недосягаемым для окружающих. Всегда ли «белые вороны» являются «белыми»?

 В настоящее время, в частности, среди молодого поколения, появляются люди, стремящиеся выделиться из толпы окружающих, которые для этого прибегают к самым необычным способам.

 Не умея выражать свою индивидуальность через создание чего-то нового, креативного в творчестве или науке, они выделяются через необычное изменение своей внешности. Для этого молодые люди одеваются так, чтобы резко отличаться от всех остальных. А в некоторых случаях выражение их внешнего облика противостоит принятым общественным нормам и это вызывает, по меньшей мере, легкое замешательство со стороны старшего поколения.  Люди, пытающиеся выразить свою индивидуальность, непохожесть, выражают ее в меру своих интеллектуальных и творческих способностей. Если человек просто не знает, как по-другому показать свое «я», кроме как выкрасив волосы в сине-зеленый цвет или надев одежду давно минувших веков, то значит, это его собственное решение, его выбор и его личный способ показать свою отличительную черту от рядом живущих. Это значит, что человек по-другому выражать свою уникальность не может, просто не умеет.

 Люди все разные, и каждый чем-то отличается от других, кто-то проявляет себя по-особенному в математике и добивается в жизни особенных успехов. Кого-то увлекает конструирование, и он с легкостью изобретает немыслимо сложную технику. А кто-то выделяется из общей массы современников невероятными способностями в музыке.  Существует такая шутка, что если у человека нет никаких способностей, то тогда он просто придумывает себе хобби. Но, наверное, на то это и шутка, потому что не бывает людей без задатков способностей. Есть люди, которые просто не развили эти спящие таланты. Вот и каждый человек выражает свою индивидуальность, исходя из своих развитых способностей.

 А если человек отличается от большинства чистотой и добротой душевной настолько, что начинает казаться этому большинству «белой вороной»? Ведь в наше время может случиться и такое…

 Кто-то из нас кажется «белой вороной». Все мы разные, и поэтому совместное существование на этой Земле обогащает род человеческий самыми непредсказуемыми идеями и деяниями. Плохо это или хорошо? Но это вопрос уже из совсем другой истории. ИсточникОдна из последних работ известного мультипликатора Гарри Бардина. Философская притча, рассказывающая об опасности, которую в себе таит «коллективное бессознательное» и о простой человеческой неблагодарности. Мультфильм получил гран-при фестиваля «Окно в Европу», гран-при Международного правозащитного фестиваля «Сталкер», премию «Ника», призы фестивалей в Италии, Франции, Иране.

 Главное действующее лицо мультфильма – толпа. Серая и безликая равнодушная масса, которая двигается в непонятном направлении к неясной цели. Навстречу толпе дует сильный ветер, но она продолжает свое печальное бессмысленное шествие. Однажды в этой толпе появляется существо белого цвета – сначала оно становится предводителем шествия, но затем его пытаются очернить. Темные пятна быстро исчезают с белого одеяния существа, но кольцо толпы сужается, и его буквально заклевывают, а затем и вовсе растаптывают. Существо встает на ноги и снова становится белым, но толпа беспощадна: она разрывает бывшего лидера на куски и идет дальше.: О трагедии пророков и новаторов, и о трагедии толпы тоже. О вечных истинах и том, какой отклик они находят. О белых воронах и черных воронах, не примкнувшим к стройным рядам большинства. О том, как общество «изживает» из себя любого, кто хоть как-то выделяется. Чуть стих ветер – попытка замазать, всеобщий поклеп (в буквальном смысле слова), просто уничтожение и то, что дальше... За пять минут минимальными средствами сформулирована суть взаимоотношений личности и общества. Мастер: Сейчас пришло время посмотреть мультфильм «Адажио»режиссера Гарри Бардина. Он называется так потому, что всё действие в мультфильме происходит под знаменитое музыкальное произведение «Адажио» итальянского композитора Томазо Альбинони (Слайд 3). Просмотр мультфильма.7.Деконструкция – Рассуждение-эссе – 10мин.

  Мастер: Я предлагаю вам в течение 10 минут на разлинованных листах №3 написать небольшое рассуждение-эссе на тему увиденного. Это могут быть 3-4 предложения, а могут быть и стихи. Вы сами можете выбрать способ выполнения данного задания.Выполнение задания.8.Социализация – Афиширование – 1ин.

Мастер: Кто хочет поделиться с нами своим впечатлением?Чтение эссе по желанию. Мастер: Давайте наши размышления мы прикрепим магнитами к доске, чтобы дать возможность всем желающим узнать ваше мнение об увиденном и самим понакомиться с мнением других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час “Быть белой вороной легко?”

Классный час “Быть белой вороной легко?” посвящен уникальным, “необычным” людям. Проведение такого часа общения с гимназистами шестого-седьмого классов мне кажется необходимым, потому что,...

Классный час «Быть белой вороной легко?..»

Классный час «Быть белой вороной легко?..»...

Внеклассное мероприятие для 6 класса "Легко ли быть белой вороной"

Внеклассное мероприятие для 6 класса "Легко ли быть белой вороной"...

Легко ли быть белой вороной

Классный час по телерантности...

Беседа. Простой другой. Легко ли быть «белой вороной»?

Представлено мероприятие, которое поможет развить у учащихся терпимость и внимание к окружающим как нравственных ценностных установок; научить принимать людей такими, какие они есть; помочь учащимся в...