Я -волонтер
материал

Федотова Эльвира Равиловна

Разработка "Я-волонтер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _rabochaya_programma_ya_-volonter.docx50.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка программы.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений, гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора.

Дополнительная общеобразовательная программа «Я волонтер» разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 г. № 061844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

 - Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. № 09-3242;

 - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11 2018 г.  № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03. 09 2019 г.  № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей»;

-СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Министерства образования республики Мордовия от 04. 03 2019 г.  № 211 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в республике Мордовия»;

 -Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9».

Направленность программы – социально-педагогическая.

Возраст детей, участников программы и их психологические особенности.

Дополнительная общеобразовательная программа «Я - волонтѐр» рассчитана на учащихся 6-8-х классов, увлекающихся социально значимой деятельностью.

Программа предполагает освоение видов деятельности в соответствии с психологическими особенностями возраста адресата программы.

Объемы и сроки освоения программы.

Срок реализации программы – 1 год.

Занятия проходят один раз в неделю - 36 учебных недель.

Формы и режим занятий.

Основной формой проведения занятий является групповая работа, которая включает в себя выполнение индивидуальных и коллективных  практических работ, презентацию результатов групповой работы, решение ситуационных задач, психологические упражнения, дискуссии, мастер-классы, рефлексию и др.

Вместе с тем в программу включены проведение общешкольных, районных, городских благотворительных мероприятий.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтѐрского движения, а также их практической реализации.

Направления работы.

  • духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
  • патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
  • здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
  • формирование толерантности – организация досуга молодежи.

Принцип культуросообразности предполагает, что волонтѐрская деятельность школьников основывается на духовно-нравственных ценностях.

Коллективность в процессе волонтѐрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даѐт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно подростка) в самостоятельное проектное действие, развѐртываемое в логике «замысел — реализация — рефлексия».

Актуальность программы. 

Стремительные политические, социально экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретѐнном опыте.

Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественнополитической жизни страны и государственной деятельности.

Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтѐрское движение может стать одной из таких форм работы.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Миссия нашего волонтерского отряда – сформировать социальную компетенцию общества.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в

проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, практических занятиях.

Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и в то же время научится проявлять толерантность и уважение к окружающим.

Новизна программы.

Развитие молодежного добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.

Педагогическая целесообразность.

Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности молодого человека, улучшению морально-психологического состояния молодежи, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту.

2.Цели и задачи программы

Цели программы:

  1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения.
  2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

Задачи:

  1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в мире и России.
  2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков
  3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
  4. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.

3.Учебный план

№№

Тематика     работы

Количество

часов

  1

Из истории волонтерского движения в мире и России.

Создание волонтерского отряда

11

22

Познаю себя и других  (психологическая подготовка волонтеров)

10

33

Учимся работать с документами

 3

4

Адреса милосердия.

Участие в благотворительных акциях

12

44

55

Итого

36

4.Содержание учебного плана

Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда (10 часов)

Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.

Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (10 часов)

Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к еѐ осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.

Раздел 3. Учимся работать с документами (3 часа)

Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, ре-гламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.

Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров) (12 часов)

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтѐры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, разработку новых программ и проектов. Освоение программы ― «Я – волонтѐр» обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы, обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

  1. Календарный учебный график.

  1. классы

Дата проведения

Виды деятельности

Количество часов

Тематика занятия

Форма Контроля

Из истории волонтёрского движения – 11ч.

11

2

22

3

сентябрь

Формирование отряда

1

Создание волонтерского отряда

Наблюдение

Сентябрь

Беседа - презентация

2

Из истории волонтерского

движения в мире и

России.

Наблюдение

Сентябрь

Беседа – диалог

1

Права и обязанности волонтеров.

Наблюдение

Сентябрь

Чтение  положения

1

Проект положения о волонтѐрском отряде

Наблюдение

55

Сентябрь

Сообщение

1

Функции волонтѐра

Наблюдение

6

Сентябрь

Диалог

1

Особенности волонтѐрства

Наблюдение

2

7

Сентябрь

Обсуждение

1

Поступки, моральные качества волонтѐра

Наблюдение

88

9

10

декабрь

Презентация - диалог

1

Волонтѐрское движение в мире и за рубежом

Наблюдение

декабрь

Презентация

1

Развитие волонтѐрского

движения

Наблюдение

декабрь

Беседа

1

Особенности волонтѐрского

движения в РФ

Наблюдение

Познаю себя и других – 10 ч.

1

1

сентябрь

Тренинг

1

«Каков я на самом деле»

Наблюдение

Самоанализ

 

22

октябрь

Тренинг личностного роста

1

Мои сильные и слабые

стороны

Наблюдение

Самоанализ

3

3

ноябрь

Тренинг личностного роста

1

Моя индивидуальность

Наблюдение

Самоанализ

44

декабрь

Тренинг личностного роста

1

Уверенное и неуверен ное поведение

Наблюдение

Самоанализ

55

январь

Тренинг личностного роста

1

Эмоции и чувства

Наблюдение

Самоанализ

6

6

февраль

Просмотр фильма

1

Фильм «Бабуся»

Наблюдение

7

7

март

Круглый  стол

1

Помогая другим, мы помогаем себе

Наблюдение

8

8

апрель

Беседа - презентация

1

Человек рождается для

Наблюдение

99

апрель

Открытая  студия:  

1

«Кто, если не я»

Наблюдение

размышления на тему

110

май

Открытая  студия:  

размышления на тему

1

«Здравствуй, я твой друг»

Наблюдение

   Учимся работать с документами – 3 ч.

11

Сентябрь

Беседа

1

Правовые акты и документы волонтѐрской деятельности

Наблюдение

Анкетирование

1

12

Сентябрь

Презентация

1

Книжка волонтѐра

Наблюдение

23

Сентябрь

Презентация

1

Паспорт волонтѐра

Наблюдение

Участие в благотворительных акциях – 12

11

В течение года

Акция

5

Помощь бездомным животным

Наблюдение

октябрь

Акция

1

День Матери

Наблюдение

22

декабрь

Мастер – класс

2

Новый год

изготовление поделок

33

февраль

Мастер – класс

1

23 февраля

Наблюдение

44

март

Акция

1

8 марта

Наблюдение

55

май

Акция

1

День Победы

Наблюдение

 

66

май

Подведение итогов волонтерской деятельности

1

Итоговое занятие

Наблюдение

Самоанализ

Анкетирование

6.Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты освоения программы «Я - волонтѐр»:

  • формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы «Я - волонтѐр» проявляются в:

-   расширении круга приѐмов составления разных типов плана;

          -  расширении круга структурирования материала;

  • умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтѐрскую деятельность;
  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
  • умении организовывать волонтѐрскую деятельность;
  • способности оценивать результаты волонтѐрской деятельности собственной и одноклассников.

7. Оценочные материалы.

Критерии диагностики знаний, умений и навыков учащихся

  • Активность участия.
  • Умение спланировать работу.
  • Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе.
  • Самостоятельность.

8.Формы обучения, методы, педагогические технологии.

Основной формой проведения занятий является групповая работа. Вместе с тем в программу включено проведение общешкольных, районных, городских благотворительных мероприятий.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтѐрского движения, а также их практической реализации.

Методы и приемы организации образовательного процесса 

1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;

 2. Наглядные: демонстрация примеров;

3. Практические: проведение благотворительных акций;  

4. Аналитические: самоконтроль.

9.Методическое обеспечение программы.

- Наглядные пособия.

- Методические разработки занятий.  

- Литература (книги, журналы).  

- Иллюстрации.

- Информационное обеспечение программы: аудио- , видео-, фото-, интернет источники.

10.  Материально-техническое обеспечение программы. 

Кабинет, оснащенный партами, стульями, персональными компьютерами (с доступом в интернет),  принтером. Программное обеспечение: приложение Fast Book Store, ОС Windows, Paint, MSOffice(Word, PowerPoint).

11.Список  используемой литературы:

  1. Полехина Л.В. Волонтеры и волонтерское движение: Сборник реферативных материалов/Л. В. Полехина, В.А.Данович, М. А.Чернова.- Днепропетровск, 1999.-128с.
  2. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.
  3. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. – Вологда, 2007.
  4. Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. - №2. – С. 20-23.
  5. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2006. -№2. – С. 35-38.
  6. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.
  7. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная

работа. – 2003. - №3. – С. 51-54.

  1.  Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.

Интернет-ресурсы:

  1. Практическое руководство для начинающих волонтеров:

  1. http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82

  1. "Библиотека волонтера" форум: www.charite.org.ua

  1. http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319

  1. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/03/22/programma-shkolnogo-kruzhka-volontyorov-tvorim-dobro


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА профильной летней смены «Волонтеры - навигаторы» загородного оздоровительно – образовательного лагеря

Предлагаемая модель профильной лагерной смены - это оптимальный вариант сочетания оздоровительной работы в дни  летних каникул с развитием волонтерского движения среди подрастающего поколения....

Волонтер это звучит гордо!

Статья опубликована в школьной газете "Эхо школы"...

Мы - волонтеры

В данной презентации мы делимся опытом своей работы в оказании безвозмездной помощи нуждающимся людям. Мы учимся творить добро .Три замечательные девчонки смогли зажечь этой работой не только св...

Конспект урока в 7 классе "Волонтеры. Добровольная помощь"

Урок-игра содержит различные задания на формирование у ребят представлений о волонтерском движении, которое преобратает все большую значимость и в нашей стране. В процессе урока-игры ребята выполняют ...

Кто такие волонтеры?

Добровольчество в нашей стране набирает силу и ширится. Найти применение своим силам и раскрыть свои творческие способности иногда бывает непросто. Презентация знакомит с основными направлениями работ...

Рабоча программа: орган ученического самоуправления, отряд волонтеров

Рабочие программы разработанная на основе материалов юниорского союза дорога, и ресурсов интернета. Предназначены для организации работы органов ученического самоуправления и волонтерских отрядо...

"Я - волонтер! Ты - волонтер!"

Данная акция подготовлена и проведена ко Дню волонтеров....