Рабочая программа по Основам философии
рабочая программа

Бошектуева Виктория Владимировна

Рабочая программа по Основам философии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ep_osnovy_filosofii_rp.docx59.73 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 

«УЛАН-УДЭНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ «УУАТ»

_____________А.Ю.Налётов 

«__»____________20_____г. 

                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 Основы философии

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 11.02.16

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств (углубленного уровня)


Квалификация: (специалист по электронным приборам и устройствам)

Форма  обучения: очная

Курс: 3

Организация-разработчик: ГБПОУ «УУАТ»

Разработчик: Бошектуева В.В., преподаватель истории и общественных дисциплин , высшая категория                                              

г. Улан-Удэ, 2021 г.

ОДОБРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Кафедрой дисциплин общеобразовательного цикла

Заведующая кафедрой

____________ Зарубина Е.Н.

Протокол  № № 1 от 02.09.2021

 Кафедрой «Электроника и робототехника»

Заведующий кафедрой 

_________Е.Е. Красикова 

Протокол  № ______от __________________

С методической службой ГБПОУ «УУАТ»

Методист _______________    ____________

Руководитель учебно-методической работы

Сокольникова С.Г.____________

«____» ____________20__ г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая  2012 года № 413  (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 года, регистрационный № 24480) и федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) с учетом получаемой специальности/профессии 11.02.16 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 декабря  2016 года № 1563,(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 года, регистрационный №44973), с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования  (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з))

Настоящая Программа не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения ГБПОУ «УУАТ»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

3

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

6. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

9

11

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        

  1.  Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая  2012 года № 413  (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 года, регистрационный № 24480) и федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) с учетом получаемой специальности/профессии 11.02.16 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 декабря  2016 года № 1563,(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 года, регистрационный №44973), с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования  (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з))

Рабочая программа составлена для очной и  очно - заочной формам  обучения, с элементами дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

  1.  Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО.

2.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; 

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

OK 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4.  Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины.

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 72 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 50 часов;

самостоятельная  работа обучающегося 22 часов.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

Итоговая аттестация в форме ДЗ

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень

 освоения

Раздел 1.

Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени

Тема 1.1.

Историко-философское введение.

Содержание учебного материала

50

1

Становление философии из мифологии. Исторические типы мировоззрения. Философия и наука: предмет, функции философии. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм . Значение философии. Общее и отличие философии и других наук.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 1.2

Философия Древнего Востока

Содержание учебного материала

2

1

Предфилософия Древнего Вавилона. Эпос о Гльгамеше. Философия Древней Индии: самостоятельные  философские школы. Веды и упанишады. Буддизм.

 

1

2

Философия Древнего Китая: даосизм и конфуцианство. Легизм, моизм.

1

Самостоятельная работа обучающихся: анализ  высказываний Конфуция.

1

Тема 1.3.

Древнегреческая философия, ее истоки, проблемы и содержание.

Содержание учебного материала

               6

1

Важнейшие периоды в развитии античной философии. Первые натурфилософы. Проблема начала всех вещей. Фалес и его ученики. Гераклик, Пифагор. Демокрит

1

2

Классическая древнегреческая философия: Сократ, Платон и Аристотель.  Расцвет философии в Древней Греции.

3

Философия в Древнем Риме. Греко-римский период: стоицизм и эпикурейство.

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающихся:  заполнение таблицы " «Эволюция понятия бытия в древнегреческой натурфилософии». Проблемные вопросы.

1

Тема 1.4.

Средневековая философия

Содержание учебного материала

2

1

Общая характеристика и особенности развития философии в эпоху Средних веков. Патристика и схоластика. Августин Блаженный,. Пьер Абеляр, Фома Аквинский.

2

Философия арабского мира: Авиценна - продолжатель учения Аристотеля

Практические занятия:

Не предусмотрено

Контрольные работы

  1. Самостоятельная работа обучающихся: Написать письменную самостоятельную работу «Охота на ведьм в эпоху «Средневековья»

2

Тема 1.5.

Философия Эпохи Возрождения

Содержание учебного материала

1.Натурфилософия и наука, их предпосылки, идейное содержание и мировоззренческое значение. Н.Кузанский, Д.Бруно, Н.Коперник

2

1

2. Гуманистический антропоцентризм: Э.Роттердамский, Данте Алигьери. Пико делла Мирандола. Социально-философские учения: Томас Мор и Томмазо Кампанелла.  Макиавеллизм. Леонардо да Винчи - основатель гносеологии. Г.Галилей. Значение философии эпохи Возрождения.

1

Самостоятельная работа обучающихся: сообщение о философах эпохи Возрождения.

2

Тема 1.6

Философия раннего Нового времени

XVII-XIX вв.

Содержание учебного материала

4

1

Наука и философия. Проблемы теории познания мира. Механика как наука о движении материальных тел в пространстве.Ф.Бэкон- основатель эмпиризма. Р.Декарт - основатель рационализма..Б.Спиноза, Лейбниц.  Рационализм в естественном начале. Начало первой научной революции. Агностицизм Д.Юма и Дж.Беркли. Б.Паскаль и его изобретения.

2

2

Философские учения об общественной жизни: концепция общественного договора. Юридическое мировоззрение. Социальная философия Т.Гоббса. Тема государства в учении Гоббса и Локка.

2

Практические занятия

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

составление сравнительной  таблицы «Взгляды Гоббса и Локка"

2

Тема 1.7

Философия в эпоху Просвещения XVIIIв.

Содержание учебного материала

2

 1

Сущность Просветительства. Французские просветители о материи, человеке и обществе -Д.Дидро, Вольтер, Руссо, Монтескье. Значение философии эпохим Просвещения

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Тема 1.8.

Классическая немецкая философия

Содержание учебного материала

2

1

Общая характеристика НКФ. Творчество И.Канта. Философский идеализм Канта и Г. Гегеля. Категорический императив Ката. Два периода в творчестве Канта. Законы диалектики  Гегеля.

1

2

Антропологический материализм Л.Фейербаха.

1

Практические занятия:

Самостоятельная работа обучающихся:

Тема 1.9

Марксистская философия

Содержание учебного материала

1

Происхождение и становление марксизма .Диалектика Маркса. Исторический материализм  К.Маркса и Ф.Энгельса. Учение о коммунистической общественно-экономической формации и роли рабочего класса в истории. историческая судьба марксизма.

Неомарксизм.

2

1

Лабораторные работы

Не предусмотрено

Практические занятия

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Просмотр фильма "Кризисы. Предсказания и пророка", ответы на вопросы. Анализ взглядов Н.Бердяева на марксизм.

2

Тема 1.10.

Зарубежная философия Новейшего времени

XXвек

Содержание учебного материала

4

1

Философский иррационализм, его истоки и проявления. А.Шопенгауэр и его мировая воля. Ф.Ницше,  В. Дильтей, Г.Зиммель  и "философия жизни". Анри Бергсон- представитель интуитивизма.О.Шпенглер и его работа "Закат Европы".Культура и цивилизация у Шпенглера. Предчувствие апокалипсиса. Прагматизм философов США.

1

2

Экзистенциальная философия об отчуждении и свободе человека. Проблема человека в философии.

1

3

Психоанализ З.Фрейда. Карл Юнг и проблема коллективного бессознательного.

Не предусмотрено

Практические занятия

Не предусмотрено

Контрольные работы:  

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:

Тема  1.11.

Рационализм в современной философии

Содержание учебного материала

             4

1

Макс Вебер. Критический рационализм- К.Поппер.Формирование философии техники в середине XXв.Роль технократии. Д.Белл и его взгляды на развитие техники и общества. Роль НТР. Концепция постиндустриального общества. Ростоу, Замятин, Брэдбери, Оруэлл.

1

 2

Глобальные проблемы человечества и философия Глобальные проблемы человечества. Демографическая ситуация в мире. Проблема терроризма. Экологическая проблема. Пути решения проблем. Глобализация. Место и роль России в современном мире.

1

Практические занятия

Не предусмотрено

Контрольные работы:.

1

Самостоятельная работа обучающихся: разработка интерактивных рабочий листов в стиле инфографики.

2

Тема 1.12

Русская философия

Содержание учебного материала

4

Зарождение Русской философии, ее корни и особенности. Этапы развития. Философская мысль русскогоПросвещения. Важнейшие течения в философии XIX века. Русская религиозная философия. Развитие философии в советский период.

1

Практические занятия

Не предусмотрено

Контрольные работы:

Самостоятельная работа обучающихся: ответы на проблемные вопросы.

2

Раздел 2

Систематический курс

22

2

2

Не предусмотрено

Не предусмотрено

Тема 2.1.

Проблема человека в философии

Содержание учебного материала

2

1

Проблема человека в философии. Происхождение и сущность сознания

2

Практические занятия

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение презентаций

2

Тема 2.2.

Теория познания и учение о бытии

.

Содержание учебного материала

2

1

Сущность процесса познания. Формы познания. Агностицизм и скептицизм. Истина -центральная категория теории познания

2

Не предусмотрено

Практические занятия

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся: защита реферата

2

Тема 2.2.

Этика и социальная философия

Содержание учебного материала

1

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. 

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 2.3

Место философии в духовной культуре и ее значение

Содержание учебного материала

2

1

Философия искусства, религии. Отличие философии от религии. Картины мира: религиозная, научная, философская.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 2.4.

Исторический процесс. Проблема типологии истории

Содержание учебного материала

2

1

Исторический процесс. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории. Локальные цивилизации. Локально-цивилизационный подход к историческому процессу. Общественно-экономическая формация (базис и надстройка)

Практические занятия:

Не предусмотрено

Контрольные работы

  1.  Самостоятельная работа: анализ текста А.Шафф "Куда ведет дорога", кейс-задания.

2

Тема 2.5.

Проблемы и перспективы современной цивилизации

Содержание учебного материала

1

Роль науки философии в развитии общества.

1

2

Не предусмотрено

Практические занятия

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся: сообщения и презентации

2

Тема 2.6.

Повторительно-обобщающий урок

Содержание учебного материала

2

1

Основные направления философской мысли и систематический курс философии.

Практические занятия:

Не предусмотрено

Контрольные работы

2

Всего: 72 часа

5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины 

Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-методическое обеспечение.

Технические средства обучения:

- мультимедиа-проектор;

- экран;  

- компьютер  с  лицензионным   программным  обеспечением.  

5.2. Перечень рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.    Горелов   А.А.  Основы  философии:  учебное  пособие   для  студ.  сред. проф.  учеб. заведений. -  М.: Издательский  центр  «Академия», 2020. -  256 с  (с  хрестоматией).

2.  Губин  В.Д.  Основы  философии:  учебное  пособие. -  М.:  ФОРУМ:  ИНФРА  -  М.,  2009. -  288 с  (Профессиональное  образование).

3.  Канке В.А.  Основы  философии:  Учебное  пособие    для  студ.  сред. проф.  учеб. заведений. -  М.:  Университетская  книга;  Логос. – 286 с.

2.История философии. Горбачев В.Г., Брянск, 2002

Дополнительные источники:

  1. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах: Учебное пособие для вузов/С.Р. Аблеев. – М.: Высш. Шк., 2010. – 207 с.
  2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2008. – 172 с.
  3. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. – 496 с.
  4. Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. Общ.-научн. Фонд; Научно-ред. Совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.:  А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010.
  5. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2009. - 1280 с.
  6. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. — Москва: Центр, 2001.— 416с.

Интернет-ресурсы 

  1. www.alleg.ru/edu/philos1.htm ru.
  2. wikipedia.org/wiki/Философия
  3. www.diplom-inet.ru/resursfilos
  4. philosophy.ru - портал «Философия в России».
  5. intencia.ru - сайт «Все о философии».

6. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты освоения учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

 уметь:

 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

 знать:

основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания;

 основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК): ОК1-9

Формы контроля обучения:

– домашние задания проблемного характера;

– практические задания по работе с оригинальными текстами;

 – подготовка и защита групповых заданий проектного характера;

- тестовые задания по соответствующим темам.

Методы оценки результатов обучения:

– мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

– накопительная оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса, разработана на основе комплексной программы 5-11 классы. Основная школа.Средняя (полная) школа. Под общей ред.А.Т.Смирнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельностиУровень общего образования общеобразовательный 8 классКоличество часов 34Учитель Плохих Светлана НиколаевнаПрограмма разработана на...

Рабочая программа по Основам философии

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии» 1.1. Область применения программы.  Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образо...

Рабочая Программа "История русской философии"

Программа История русской философии.Учебный  курс  профильной  подготовки  для  учащихся 8- 9 классов17  часов...

Рабочая программа кружка "Основы философии"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа  кружка «Основы философии» для 10, 11  классов составлена на основе Примерной  программы по обществознанию: Федеральный компон...