Доклад "Организация урока математики в дистанционной форме для детей с интеллектуальными нарушениями"
учебно-методический материал

Павловская Елена Юрьевна

Предварительный просмотр:

Павловская Елена Юрьевна

учитель адаптированного обучения

МБОУ Озёрная СШ №9,

с. Чёрное Озеро, Ширинский район, респ. Хакасия

Организация урока математики в дистанционной  форме для детей с интеллектуальными нарушениями

           (Слайд 1)    

Добрый день. Уважаемые коллеги! Меня зовут Павловская Елена Юрьевна. Я учитель адаптированного обучения МБОУ Озёрная СШ №9 Ширинского района. Вашему вниманию я предоставляю доклад на тему «Организация урока математики в дистанционной  форме для детей с интеллектуальными нарушениями».                                                                       

           (Слайд 2)

Выбор темы не случаен, в последние годы в связи с профилактикой корон вируса нам всем пришлось организовывать обучение в школе в дистанционной форме. Все по разному осуществляли данное обучение: кто-то проводил видео уроки в ZOOM, кто-то видео с заданием выкладывал в электронных журналах или пересылал по электронной почте детям, в сельских школах, где появились трудности с интернетом и нехваткой компьютерной техники у учащихся дома использовали в работе мессенджеры «WhatsApp», «Viber» и др. Конечно каждый учитель приспособился как мог к сложившимся условиям, но мне хочется поделиться своим опытом в данном вопросе.

(Слайд 3)

При планировании любого учебного процесса, в том числе и дистанционного, важно учитывать особенности восприятия детей с интеллектуальными нарушениями. Как говорится в учебном пособии  для студентов Пузанова Б.П. «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития» словесные методы: «Рассказ», «Беседа» очень важны при работе с данной группой детей. А именно «Живое слово учителя, присутствующее в рассказе или беседе, развивает мышление и речь учащихся, является основной формой общения учителя с учениками. Слово учителя служит для учащихся  образцом устной речи, обогащает их собственную речь, расширяет их понятийный аппарат и активный словарный запас, углубляет понимание речи окружающих, вызывает интерес к учебному материалу, делает этот материал доступным для понимания учащихся с интеллектуальными нарушениями» [3, стр.72].

(Слайд 4)

Поэтому важно и в режиме дистанционного обучения организовать работу в основе, которой будет лежать речь учителя, наиболее благоприятно позволяет это сделать проведение конференций на платформе ZOOM, где учителя и видно и слышно каждому ребенку. Данная платформа знакома сегодня каждому.

(Слайд 5)

При работе в ней есть ряд преимуществ, которые так же полезны в работе с детьми с ОВЗ: демонстрация экрана (видео, картинки, фотографии), демонстрация презентации, через которую можно очень наглядно объяснить изучаемый материал… А это очень важная функция в работе с любыми детьми. «Еще в XVII в. Я.А. Коменский обосновал принцип наглядности как основу успешности всякого обучения» [2, стр.59].

(Слайд 6)

Согласно учебно методическому пособию Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподгатовки работников образования «Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС» «важно отметить, что при планировании работы с «особенными» детьми необходимо ответственно подходить к выбору типов заданий, методов и форм обучения. Организация обучения должна быть ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Надо что бы он хотел это сделать, чтобы у него был интерес, что бы задания были творческими, проблемными, но соответствующими возможностям ребенка и чтобы в ходе выполнения заданий активно работали все психические функции ученика.

Повысить мотивацию к учению можно с помощью разработки новых, интересных заданий, созданиями условий обучения, при которых происходит раскрытие возможностей ученика, вследствие чего он убеждается в своих способностях» [2, стр.61,62]. Поэтому в работе в дистанционной форме параллельно с проведением видео урока в ZOOM, которая обеспечивает наглядность, и возможность живого общения для проведения заданий дополнительно я использую Google-доску Jamboard.

(Слайд 7)

Это интерактивная онлайн-доска, позволяющая дистанционно работать в режиме реального времени большому количеству участников. В ней можно совместно с коллегами или обучающимися создавать контент, печатать, писать и редактировать тексты, рисовать, загружать изображения и работать на этих изображениях при помощи панели инструментов, которая расположена слева. Для работы в ней обязательно нужно каждому ученику и учителю иметь свой Google-аккаунт (почту). Подробнее, как я использую ее на уроках математики, я расскажу Вам далее.

(Слайд 8)

В данной доске можно применять задания на поиск отличий. Которые дети отмечают ручкой (первый инструмент слева). Данное задание используется для подведения к теме, для того что бы дети ее сами сформулировали. По представленным  картинкам, после нахождения отличий, на дети приходят к выводу, что все отличия-треугольники и на уроке работа будет по этой теме.

(Слайд 9)

Конечно, данную доску можно использовать и для наглядности, при помощи 5 по счету значка их можно легко добавить, а после на них можно делать пометки, выполнять по ним задания…

(Слайд 10)

Удобно выполнять задания на соответствия, дети ручкой могут соотнести: к примеру, представленный треугольник и его виду по сторонам. Или записать решение задачи (В данном задании найти периметр представленного треугольника). Для этого  используя инструмент «Ручка». Цвета ручки дети так же могут менять.

 (Слайд 11)

Для выполнения этого задания (Нахождения периметра треугольника) так же можно решение впечатать при помощи функции «Текстовое поле» - 7 по счету в панели управления.

(Слайд 12)

Так же для привлечения внимания детей, к примеру, что в решении есть ошибка, можно прикрепить стикер с текстом (Здесь слова на желтом фоне, а ошибка – это не правильно начерченная высота треугольника). 4 по счету значок в панели управления.

(Слайд 13)

Так же очень удобно проводить задания на поиск ошибки, ручкой дети могут отметить правильные и не правильные решения, как в представленном задании на слайде. В математике очень удобно.

(Слайд 14)

Можно использовать задания с выбором правильного варианта ответа. К примеру как в представленном задании на слайде, где представлена фотография школьной горы возле нашего села и дано задание по переводу единиц измерений длины горы в метры.

(Слайд 15)

Хочется отметить, что для детей заданий составленных на основе окружающей детей информации наиболее полезны и интересны. Ведь согласно учебному пособию Брунова Б.П. «Обучение детей  с проблемами в интеллектуальном развитии» «Известно, что учащимся с интеллектуальными нарушениями легче изучать материал, если он связан со знаниями, накопленными ранее и имеет местные природные и социальные особенности» [1, стр.77]. Поэтому такие задания я добавляю достаточно часто.

(Слайд 16)

К примеру, перевести высоту деревьев, которые растут в лесу, рядом с нашим селом в нужную размерность. И записать ответ в места пропусков ручкой.

(Слайд 17)

Так же можно провести не большое исследование, на фотографиях представлены деревья, растущие на школьном дворе: акация и береза. Детям нужно рассчитать глубину снега под ними и записать решение. Так же перевести размерность высоты снега в сантиметры. Данное задание можно представить как разно уровневое, дети выбирают по способностям и возможностям .какую часть задания выполнить.

Конечно, хочется отметить, что проведение уроков на платформе ZOOM с использованием интерактивной доски требует некоторых технических знаний и материальных (технических) возможностей. Без помощи родителей не обойтись в проведении такого урока, но мне кажется такое сочетание применения разных платформ наиболее эффективно в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями в дистанционной форме при проведении уроков математики.

Список литературы:

1) Брунов Б.П. Обучение детей  с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие; ред. В. Н. Шурдукалов, Т.П. Трубачёва. – Красноярск: КГПУ, 2005.

2) Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие/ Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. – Красноярск: КК ИПК ПП РО, 2020.

3) Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика): Учебное пособие для студентов вузов; под ред. Б.П. Пузанова.- Москва: Академия, 2003.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропедевтический период в обучении математике детей с интеллектуальными нарушениями

В работе представлен анализ программы под ред. В.В.Воронковой по математике для коррекционной общеобразоваательной школы 8 вида, а также даны методические рекомендации по подбору заданий по формирован...

Олимпиада по математике для детей с интеллектуальными нарушениями (Умственной отсталостью)

Олимпиада по математике для дей с умственными нарушениями 5-7 класс...

Рабочая программа по математике в 6 классе для детей с интеллектуальными нарушениями, 210 ч

Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с. под редакцией докт...

Доклад «Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)».

Доклад«Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)»....

Мультимедийный урок в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями.

Материал статьи раскрывает возможности мультимедийного урока с использованием ИКТ в обучении и воспитании детей, имеющих интеллектуальные нарушения....

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках по окружающему миру для детей с интеллектуальными нарушениями"

Уроки по окружающему миру (как природному, так и социальному) - широкое поле для применения здоровьесберегающих технологий. Здесь и двигательное подражание животным, и звукоподражание, и изобраз...