Основы духовно-нравственной культуры народов России Конспект урока по теме «Люди труда»
план-конспект урока (5 класс)

Соболь Елена Витальевна

Формировать   у обучающихся новые знания о людях труда в различных профессиях и исторических эпохах, внёсших значимый вклад в развитие России, в том числе о тружениках родного села.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyudi_truda_5_klass.docx27.41 КБ
Файл prilozhenie.docx242.18 КБ

Предварительный просмотр:

Основы духовно-нравственной культуры народов России 

Конспект урока по теме «Люди труда»

Тип урока: урок «изучение нового материала»

Класс: 5

Формы работы: фронтальная, беседа, работа в парах,  индивидуальная работа.

Цельразвитие целостного представления о трудолюбии как нравственном качестве человека.

Задачи:

1.Обучающая: расширить представление учащихся о видах трудовой деятельности.

2.Развивающая:

 - развивать способность учащихся к целеполаганию, анализу, обобщению,

- развивать у учащихся коммуникативные навыки, формировать способности к общению в форме дискуссии,

3.Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к людям труда, к видам труда, воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование  у обучающихся новых знаний о людях труда в различных профессиях и исторических эпохах, внёсших значимый вклад в развитие России, в том числе о тружениках родного села.

Метапредметные: развитие умения самостоятельно формулировать цели учебного процесса; работать с текстом учебника, проводить учебное исследование; выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы

Личностные: воспитание уважительного отношения к людям труда и их деятельности, трудолюбия и ответственности за порученное дело.

Формируемые УУД:

Личностные –  прививать учебно-познавательный интерес к новому материалу, проводить самоанализ и самоконтроль результата, признавать значимость созидательного труда, в том числе учебного.

Регулятивные – определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться  корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценивать своё задание.

Познавательные – уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные  -  уметь работать в парах, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Оборудование: учебник Н.Ф.Виноградовой «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видео, мяч, толковый словарь Ожегова С.И., раздаточный материал (конверты с заданиями №1,2,3).

                                                       Ход урока

1.Организационный этап

Цель: подготовка учащихся к работе, мотивирование на продуктивную учебную деятельность.

Слайд №2

Учитель: 

-Начнем наш урок с притчи.

Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

-Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ»
Пусть урок принес вам новые открытия, успехов вам.

-Запишите дату в тетрадь

2. Актуализации опорных знаний

Цель этапа: повторение изученного материала.   

Игра «Мяч»

-Я задаю вопросы, бросаю мяч, поймавший дает ответ.

-На прошлом уроке мы говорили об отношении людей разных религий к труду.

-К чему призывают разные религии человека?

-Какая известная пословица о труде зародилась в Библии?

-Какая религия призывает человека всегда завершать начатое дело?

Кому принадлежат слова: «Самая вкусная еда та, которую человек добывает трудом»?

-Продолжаем игру, дома вы должны были записать пословицу о труде и объяснить ее смысл, ловите мяч, называйте и объясняйте пословицы. (Игра продолжается)  

3. Определение темы урока

Конверт №1

-На ваших партах стихотворение замечательного поэта прошлого века В.Я. Брюсова. 

-Нужно вставить пропущенное слово.

-Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках  и  восстановим его!

Слайд №3

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «       »

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано               :
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие          ! ….

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные
            !
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.


И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в
         :
Только                        — слава,
Только им — венок в веках!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если _____, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!

Слайд №4

-Проверьте себя. Учитель  читает выразительно стихотворение.

-Кого и что прославляет поэт в своём стихотворении?

- Почему автор считает слово труд священным?

-Как вы думаете, почему после трудного дня, несмотря на усталость человек доволен?

-Мы много говорили о труде, о важности трудиться, чтобы приносить пользу себе и людям.

-А кто такие труженики?

Слайд №5

Прочитайте, как записано значение этого слова в толковом словаре Ожегова С.И.

-Как будет звучать тема нашего урока? (Люди труда)  - Запишите тему урока .

4. Определение целей урока

- А теперь поставим цели нашему уроку:

(Предположительные ответы детей, учитель корректирует ответы и называет цели урока)

5.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Первичная проверка понимания

-Откройте учебник на стр.43.

Слайд №6

- Труд – самая главная человеческая ценность, потому что все, что мы имеем, получено благодаря труду. Все народы нашей страны, во все исторические эпохи трудились на благо нашей Родины, совершали славные трудовые подвиги. Сегодня мы поговорим о таких людях – тружениках, в разных сферах деятельности.

 Слайд №7

-Первые, о ком вы сегодня узнаете, это люди именами которых названо одно из морей Северного Ледовитого океана, о двоюродных братьях Харитоне Прокофьевиче и Дмитрие Яковлевиче Лаптевых.

-Прочитайте текст

Слайд №8

- Можно ли охарактеризовать жизнь братьев Лаптевых словами: «Любовь к Родине проявляется не только в ратном подвиге, но и в упорном труде»

Слайд №9

Перед вами Денис Спиридонович Калмыков. Это не его настоящая фамилия, эту фамилию ему дал Петр Первый. История Дениса Спиридоновича очень необычна, будучи слугой, он вместо своего хозяина Максима Спафариева, посещал занятия по морскому делу в Голландии, куда вместе с другими дворянами их отправил царь. Петр Первый лично принимал экзамен у дворян по возвращению. Посмотрите эпизод фильма «Петр Первый» снятый в 1937 году режиссером Владимиром Петровым.

Видео


Отрывок их кинофильма «Петр Первый»

- В результате ответы слуги так порадовали царя, что он дал ему вольную, чин мичмана и новое имя. Д.С.Калмыков командовал кораблями Балтийского флота и дослужился до чина контр-адмирала.

Слайд №10

-Прочитайте краткое описание трудовой деятельности бурятского ученого Гомбожаба Цыбикова.

-Что для  развития востоковедения в России сделал исследователь, путешественники ученый Гомбожаб Цыбиков?

Слайд №11 – 14

_ Давайте посмотрим маленькую частичку фотоматериалов Г.Цыбикова

Слайд №15

Физкультминутка

Слайд №16

-Все для фронта! Все для победы! Известный лозунг во время В.О.войны. Вы уже знаете, что каждый человек во время войны старался приблизить день победы.  На фронте ценой своей жизни, в тылу тяжелым трудом.

-Прочитайте надпись внизу плаката.

-Как вы ее понимаете? Что такое колхоз?

Давайте запишем значение этого слова в нашу тетрадь:

Колхо́з  — предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.

У слова колхоз есть синоним слово совхоз. Значение и этого слова запишем, мы к нему сегодня еще вернемся.

Совхоз — государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР.

В отличие от колхозов, являвшихся кооперативными объединениями крестьян, созданными на средства самих крестьян, совхоз был государственным предприятием.

Слайд №17

-Прочитайте текст на стр.45-46

- Какой поступок в годы Великой Отечественной войны совершил колхозник Ф.П.Головатый?

- Для чего трудился колхозник Ф.П.Головатый?

-Нужно сказать, что это подвиг, ведь семья Ферапонта Петровича сама нуждалась в еде, в хлебе. «Наша семья в годы войны, как и все колхозники, испытывала тяготы тех лет, — вспоминала дочь Ферапонта Петровича Мария. — В доме хлеб не всегда был, а порой и пополам с травяной добавкой. Старшие внуки Ферапонта Петровича ходили в школу в ношеной-переношеной одежде и обуви. Как-то сказала отцу: "Надо бы и о внуках подумать". А он в ответ: "Вот я и думаю об их будущем. Разобъем фашистов — все тогда будет: и ботинки, и сапоги, и пальто..."» Так что вовсе не от большого достатка Ферапонт Петрович отдавал свои деньги на покупку самолета.

Слайд №18

Самоотверженно трудились в тылу и  светлоозерцы. На рабочие места ушедших мужчин становились женщины, старики, подростки. Прасковья Пономаренко, Ефросинья Рукина сели на трактор, Е.Д.Якушина возглавила полеводческую бригаду, на протяжении всей войны не расстались с плотницкими топорами Анастасия Цигвенцева и Татьяна Нагайцева. Образцы самоотверженного труда показывали закончив курсы механизаторов Мария Банина, Мария Гришенкова, Дарья Кузовлева, Прасковья Жданова и мн.другие. О каждой из них можно рассказывать очень долго.

Слайд шоу

Свинарки: М.Г.Глотова, К.А.Захарова, Е.П.Ващенко, Л.П.Ващенко, Анастасия Цирульникова, Анна и Екатерина Григорьевы и другие, те женщины, которые трудились не жалея сил, казалось бы, выполняя непосильную норму выработки и объемов производства продукции. И это малая часть примеров, когда в суровых условиях жизни: не хватало питания, одежды, жилья, делали все для фронта, все для Победы!

Слайд№19

75 лет  поколения светлоозерцев приходят к нашему памятному обелиску в центре села и вспоминают имена отдавших жизнь на фронте, умерших от ран после войны. Не забывая и тех, кто тяжелым трудом приблизил день Победы.

-«Фронтовики, наденьте ордена! Наденьте их и труженики тыла! За Родину священная война, вас всех в одну семью объединила…»

7. Подведение итогов урока.

-Подводя итоги, мы должны сказать  не только о том, как вы работали, но и о тех людях труда, о которых вы рассказывали.

Скажите, могут ли они стать примером для подражания? Почему?

(Работа в парах)

-Ребята, на столе у вас лежит конверт №2. Откройте его.

-Как вы думаете, какими качествами  обладают люди труда, о которых мы говорили сегодня на уроке? Подчеркните. Обоснуйте.

Прочитайте.

- Какой  труд считается главным и важным для вас?

8. Рефлексия деятельности.

 Выставление оценок.

-Давайте вернемся к началу нашего урока, к притчи. Слайд №2

Откройте конверт №3

Ребята! Давайте попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал как первый человек? (красный смайлик)
- Кто работал добросовестно? (желтый смайлик)
- Кто принимал участие в строительстве храма? (зеленый смыйлик)

 9. Домашнее задание

-На следующем уроке мы продолжим тему, узнаем  об основоположнике космонавтики  К.Циолковском и об ученых П.Капицы и Н.Семенова. Прочитайте в учебнике стр.43-46. Приготовьте сообщение  о труде своих родителей, родных в разные периоды времени.



Предварительный просмотр:

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «       »

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано               :
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие          ! ….

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные
            !
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.


И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в
         :
Только                        — слава,
Только им — венок в веках!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если _____, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!

     

Бескорыстие                                                                                                                                  
благородство
бесстрашие
великодушие
вера
верность
внимательность
воля
выдержка
дальновидность
доброжелательность
добросовестность 
доброта
дружелюбие
жизнелюбие
заботливость
жизнерадостность
изобретательность
искренность
кропотливость
мудрость
мужество
наблюдательность
надежность
настойчивость
обязательность
отважность
отзывчивость
правдивость
работоспособность
решительность
сердечность
сострадание
трудолюбие
упорство
хозяйственность

https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJyP7PJZPM2xjyvSMjp4R1Imv77_lmL7Y7DEeg=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

http://www.clipartbest.com/cliparts/dTr/6EX/dTr6EXGnc.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»

Пути реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» УМК «Духовно-нравственные беседы»...

Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)

Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...