Тренинг личностного роста для педагогов «В гармонии с собой»
план-конспект

Телешун Марина Николаевна

Цель: Осознание педагогами своей индивидуальности.  Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения педагогов к себе. Повышение самооценки. Поиск резервов для более эффективной работы.

Задачи: 

1. Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах; развитие  навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей (эмпатии).

2. Накопление эмоционально-положительного опыта, развитие интереса к себе.

3. Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.

 4. Ознакомление с техниками саморегуляции эмоционального состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_lichnost_rosta_dlya_pedagogov_v_garmonii_s_soboy.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг личностного роста

для педагогов «В гармонии с собой»

Цель: Осознание педагогами своей индивидуальности.  Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения педагогов к себе. Повышение самооценки. Поиск резервов для более эффективной работы.

Задачи: 

1. Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах; развитие  навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей (эмпатии).

2. Накопление эмоционально-положительного опыта, развитие интереса к себе.

3. Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.

 4. Ознакомление с техниками саморегуляции эмоционального состояния.

Ход тренинга:

1. Упражнение «Моя визитная карточка»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.

Это игровое упражнение по форме проведения напоминает всем известную игру «Снежный ком».

Участники игры садятся в круг. Один из них, например, говорит «Меня зовут Маша, я люблю пельмени»; следующий говорит «Меня зовут Аня, пельмени я тоже люблю, особенно со сметаной, но еще я люблю играть на гитаре»; третий говорит «Меня зовут Алина Викторовна, пельмени я не люблю, так как недавно съела их очень много; на гитаре играть не умею, хотя мечтаю научиться, но зато я хорошо играю в футбол» и т. д. То есть каждый из участников, выступающих с «визиткой», сначала повторяет все вышесказанное, но по отношению к себе, а затем добавляет еще что - то свое. Таким образом, все имеют возможность сказать о себе и узнать о других.

2. Игра-активатор «Друг к дружке»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, регуляция психического и эмоционального состояния.

Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны будете поменять партнера.

Правая рука к правой руке!

Левая рука к левой руке!

Спина к спине!

Друг к дружке!

Бедро к бедру!

Ладошка к ладошке!

Пятка к пятке!

Друг к дружке!

Носок к носку!

Живот к животу!

Большой палец руки к большому пальцу руки!

Друг к дружке!

Бок к боку!

Колено к колену!

Мизинец к мизинцу!

Друг к дружке!

Затылок к затылку!

Локоть к локтю!

Кулак к кулаку!

Правая рука к правой руке!

Рефлексия чувств:

- Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать скованность,  выполнять упражнения. Расскажите о своих ощущениях.

3. Упражнение «Что для меня означает понятие «личностный рост»? 

Мозговой штурм.

Личностный рост – это всесторонний, многовекторный процесс развития составляющих человека, это могут быть определенные способности, качества, навыки, задатки, так же это приобретение новых знаний, опыта, которые меняют стиль отношения человека к себе  и восприятия окружающего мира.

Личностный рост педагога меняет восприятие самого себя - формирует положительную самооценку, оптимизм, учит принимать самого себя, учит воспринимать окружающих адекватно и позитивно.

Когда происходит личностный рост педагога, то у него

меняются профессиональные функции, т. е. от традиционной трансляции знаний и развития ребенка до процесса открытия и самостоятельного выбора ребенка, развития индивидуальной креативности во всех сферах жизни. У педагога меняются цели образования – появляется желание помочь каждому ребенку стать исследователем и развить способность к обучению на всю жизнь.

Хотя бы раз в жизни каждому человеку приходят в голову мысли об изменениях. И самым важным решением, которое можно принять, является изменение себя. Это может быть повышение личной эффективности в работе, желание зарабатывать больше, бросить курить и заняться здоровьем.

Однако наша жизнь – это не одна определенная область, допустим, работа или отношения. Нельзя изменить что-то одно, не задев и другие сферы жизни. Например, нельзя поставить себе цель зарабатывать больше, без того, чтобы изменения затронули и другие сферы – продолжительность вашей работы, повышение самооценки, личностный рост и так далее.

Таким образом, можно сделать вывод, что жизнь наша – это совокупность различных занятий, привязанностей, привычек и прочего, что все вместе и делает нас полноценной личностью. Исходя из этого вывода, к изменениям нашей личности двигаться нужно тоже с разных сторон.

4. Упражнение «Кто я?» 

Это упражнение призвано помочь вам в развитии самоосознания и выявлении своего настоящего я. Оно основывается на том предположении, что каждый из нас, подобно луковице, имеет множество "оболочек", скрывающих центральную "сердцевину". Эти оболочки самовосприятия могут быть положительными и отрицательными. Они являются различными сторонами нашей личности и нашего отношения к миру. Путем последовательного вопрошения "кто я?" мы постепенно приближаемся в ходе этого упражнения к своему настоящему я.

Порядок выполнения: Возьмите лист бумаги, вверху поставьте дату и напишите: "Кто я?". Ниже запишите свой ответ на этот вопрос: ответ должен быть как можно более открытым и честным. Затем, делая периодические паузы, продолжайте мысленно задавать себе этот вопрос и записывать ответы (например, мама, жена, жертва, страдалица, трудоголик и пр.).

 Посмотрите, как и кем вы себя представляете.

На какой строке вы начали испытывать трудности в определении своего «Я»? Что вам мешало? Какие роли, характеристики, занятия вы стали писать, характеризуя себя, после того как преодолели трудности самоопределения?

Древние мудрецы говорили, что, «изучая себя, мы изучаем мир». Зная свои достоинства и недостатки, мы можем использовать их себе во благо: в нужный момент обойти препятствие, избежать конфликта, сэкономить силы и нервы, не «рвать» понапрасну сердце, постигать новое и продуктивно работать, отдыхать, расслабляться и т.д.

Замечено, что в условиях кризиса и необходимости решить сложную проблему вопрос о смысле своей жизни взрослый человек решает в первую очередь. Нерешенный вопрос о смысле существования или утрата привычных жизненных ценностей лишают его внутреннего духовного стержня, на который «нанизываются» все другие жизненные смыслы. Если человек живет без осознания смысла своей жизни, то у него рано или поздно возникает ощущение пустоты и никчемности своего существования, происходит снижение жизненного тонуса, и наступает депрессия. Другими словами, он становится уязвимым к воздействию разрушительных неблагоприятных факторов жизни и работы.

Если человек верит в то, что в его жизни присутствует сверхсмысл, своей верой он создает внутренние условия для сохранения своего душевного здоровья, потому что сам человек изначально уверен, что ни одно тяжелое событие в его жизни не проходит впустую, во всем заложен глубинный, скрытый от человеческого сознания смысл существования. Другими словами, у человека не возникает ощущения пустоты и бессмысленности страданий, переживаний и потерь.

Обратите внимание на интересный факт: знания о себе меняются в зависимости от настроения, становятся глубже с приобретением жизненного опыта, забываются, если их не фиксировать и не корректировать.

5. Упражнение «А я счастлив».

Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на него и сказать: «А я счастлив». Следующий пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у… (называя имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется.

Обсуждение. Какой из перечисленных способов поднятия настроения показался вам наиболее интересным?

Выделяют следующие естественные приемы регуляции организма:

-смех, улыбка, юмор;

- размышление о хорошем, приятном;

- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

- наблюдение за пейзажем за окном;

- рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;

- мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной)

- «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

- вдыхание свежего воздуха;

- чтение стихов;

- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

А специалисты используют специальные методы саморегуляции.

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

-эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

-эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Это все усиливает мобилизацию ресурсов организма.

6. Упражнение «Управление дыханием». Влияет на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.

Расслабтесь и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленно глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна); на следующие четыре счета проводится задержка дыхания; затем плавный выдох на счет 1-2-3-4; снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы отметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

7. Упражнение «Квадрат Декарта».

Задумывались ли вы над тем, что так или иначе денно и нощно жизнь сталкивает нас с разного рода задачами, проблемами, ситуациями, требующими решения, либо с вопросами, ждущими ответа, либо с возможностями, которые необходимо брать или отвергать.

Как сделать выбор способный привлечь в нашу жизнь наиболее благоприятные обстоятельства? Ответом на данный вопрос является эффективная, действенная техника принятия решений «Квадрат Декарта».  

«Квадрат Декарта» - это простая техника принятия решений, требующая совсем немного времени. Она помогает прояснить значимые критерии выбора и последствия каждого решения.

Что будет, если я приму решение?

Что будет, если я откажусь от этого  решения?

Чего не случится, если я приму это решение?

Чего не случится, если я откажусь от этого решения?

Рассмотрим пример. Вы хотите завести собаку, но у вас сомнения.

Плюсы от получения желаемого. Сбудется моя мечта детства. Научу его разным трюкам. Летом буду возить на дачу, и ходить с ней за грибами.

Плюсы от неполучения желаемого. Мне не надо будет менять как-то уклад своей жизни.

Минусы от получения желаемого. Не получится поваляться в кровати. Не смогу легко куда-то уехать.

Минусы от неполучения желаемого. У меня не будет друга, который будет ждать меня дома. Детская мечта не сбудется.

8. Упражнение «Рассмотреть проблему по «Квадрату Декарта».

Хочу надеяться, что данная техника поможет вам справиться со своими сомнениями. Принять решение просто, когда приоритеты расставлены, и видно, что важно, а что нет (Приложение 1).

Рефлексия.

10. Упражнение «Счёт».

Цель: Снятие напряжения путем создания положительного эмоционального фона.

Все участники садятся по кругу.

Ведущий: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Ведущий несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5—7, в середине — 1—2. В ходе выполнения упражнения ведущий блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении психолог может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.

9. Упражнение «Выше-ниже»

Встаньте пожалуйста по кругу, сейчас я предлагаю немного подвигаться. Сначала представьте себе, что вы правители народа над всеми людьми, что вы гораздо умнее, привлекательнее других, другие даже не достойны вашего внимания. Почувствуйте, что происходит с вашим телом, лицом, настроением, когда вы это представляете? Походите в этом состоянии.

А теперь представьте себе, что вы худший человек в этой комнате, неуспешный, бедный и т.д. Как теперь меняется ваше настроение? Положение тела, отношение к другим? Походите в этом состоянии.

А теперь представьте себя равным среди равных. Каждый и Вы – уникальная личность достойная уважения и внимания. Как вы себя теперь чувствуете?

Как вы чувствовали во время этого упражнения?

Находиться в каком состоянии было самое неприятное?

В каком комфортно? Почему?


10. Упражнение «Нарисуй свою мандалу».

Цель: снятие стресса, усталости, напряжения или внутреннего конфликта.

Мандала в психологии – это символическое отображение внутреннего мира. Круг создает ощущение защищенного пространства, внутри которого в момент творчества проявляется то, что на данный момент важно для человека.

Нарисуйте простым карандашом круг диаметром, соответствующим размеру вашей головы. До края листа должно оставаться не меньше 3 см. Найдите в круге центральную точку, которая вызывала бы у вас ощущение равновесия. Это поможет вам достичь устойчивого состояния. Вспомните про те природные формы, которые растут и развиваются из центра, например, про цветы, снежинки или морские раковины. Вы являетесь частью природы, и поэтому у вас тоже есть некий центр, из которого вы можете расти и развиваться. Начните рисовать с этого центра – вашего центра – изображая определенную фигуру того или иного цвета, и пусть композиция вашего рисунка выстраивается сама собой, как бы без вашего непосредственного участия. С помощью этого рисунка вы сможете узнать о себе нечто новое.

Во время рисования звучит спокойная музыка.

Когда вы закончите рисовать, вы сможете обсудить вашу мандалу со всеми участниками тренинга.

Что вы чувствовали, ваши ощущения в процессе рисования.

Что означают цвета в мандалах.

Красный. Отсутствие или малое наличие красного цвета в мандале указывает на пассивность и полное отсутствие самоутверждения. Дети, которые выбирают красный цвет, очень активны. Они постоянно в движении, непоседы, легко возбудимые, непослушные, ломают свои и чужие игрушки. Они хотят все и немедленно. Таким детям необходима похвала.

Желтый. Доминирование желтого цвета означает стремление личности вперед, в поисках нового, еще не приобретшего какую-либо форму. Ребенок, который выбирает желтый цвет, веселый, жизнерадостный, много фантазирует, мечтает. Часто ему не нужна компания для игр, он найдет себе развлечение везде.

Синий. Дети, которые выбирают синий цвет, спокойны, уравновешены, все делают обстоятельно. Такие дети не очень общительны, но если они находят себе друга, то будут верны ему. Обратите внимание, если раньше ребенок выбирал другой цвет, а теперь – синий, то он переутомлен, нуждается в покое.

Коричневый. Когда ребенок выбирает коричневый цвет, то он пытается отгородиться от внешнего мира и создать свой собственный, отстраненный. Причины этого могут быть различны: от слабого здоровья, семейных неурядиц, пережитых трагических событий до умственной неполноценности.

Оранжевый. Отвечает за чувство идентичности и положительного самоутверждения. В мандалах оранжевый цвет выражает самоутверждение, гордость, амбицию, честолюбие, обеспокоенность своей силой или отсутствием ее, энергичное стремление к чему-то. Своевольное использование силы, отсутствие самодисциплины.

Зеленый. Ребенку необходимо чувство защищенности, надежности. Он чувствует себя заброшенным и нуждается в материнской любви. В таком ребенке необходимо развивать творческие способности, интерес к окружающему миру.

Бирюзовый. Бирюзовый цвет – это чувство ответственности, стремление самому решать собственные проблемы, а также способность духа к самоисцелению.

Голубой. В мандале голубой цвет символизирует чувство материнства, беззаветной любви и сострадания. Ребенку постоянно необходима смена деятельности. Он может одновременно браться за несколько дел: рисовать, играть в машинки, петь песни.

Розовый. Это здоровье, чистота. Значение чувственности, эмоций, юности. Ассоциируется с наибольшей чувствительностью на эмоциональные стрессы.

Персиковый. Персиковый – смесь желтого (сознание) и розового (тело, плоть) – выражает чувственность, отзывчивость, ответственность человека.

Черный. Предпочтение ребенком черного свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике, о пережитом глубоком стрессе. Подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях.

Серый. Предполагает отсутствие или недостаток эмоций, чувств. Безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

В переводе с санскритского «мандала» означает «магический круг». В широком смысле — закономерность или симметричная структура, которая располагается вокруг центра и все объединяет (рисунок в круге).

Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал К.Г. Юнг. Проанализировав свои спонтанно нарисованные произведения и связанные с этим изменения в самочувствии, он пришел к выводу, что мандала — проекция комплексов человека, инструмент, который помогает:

найти свою сущность;

освободить заблокированную энергию;

очиститься от чувства вины, страха, депрессии, физической боли.

12. Сказка-наставление «Ручеёк».

Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался: "А куда же бежать дальше". Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался.

Но тут он услышал Голос: "Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного! "

Но Ручеёк продолжал стоять. Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск.

Тогда Голос снова заговорил: "Если ты остановишься, то никогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найти правильную дорогу! Беги дальше! "

И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему было очень плохо. Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И через несколько дней он высох.

Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней.

Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеёк пролился в море многочисленными маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеёк подумал: "Я несколько раз изменил форму и только сейчас мне кажется, что я наконец-то стал самим собой! "

Не бойтесь изменений и никогда не останавливайтесь на достигнутом! Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди. Главное - быть уверенным в себе и не бояться принимать решения!

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Приложение 1

Что будет, если я приму решение?

Что будет, если я откажусь от этого  решения?

Что будет, если я приму решение?

Что будет, если я откажусь от этого  решения?

Чего не случится, если я приму это решение?

Чего не случится, если я откажусь от этого решения?

Чего не случится, если я приму это решение?

Чего не случится, если я откажусь от этого решения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования

 Профессия педагога дополнительного образования  относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования

 Профессия педагога дополнительного образования  относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования

 Профессия педагога дополнительного образования  относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

Тренинг для педагогов "В гармонии с собой"

создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности, профилактика эмоционального выгорания...

Тренинг личностного роста для педагогов "Мое психологическое благополучие"

Тренинг личностного роста для педагогов "Мое психологическое благополучие"...

ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»

ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГО« ГАРМОНИИ С СОБОЙ» Цель занятий: формирование в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий с...

Тренинг личностного роста для педагогов

Тренинг личностного роста для педагогов....