Современные представления о стёртой дизартрии
статья

Громова Полина Дмитриевна

Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

В данной статье описаны современные представления и стертой дизартрии, а также ее симптоматика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_predstavleniya_o_styortoy_dizartrii.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Современные представления о стёртой дизартрии

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стёртая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Стёртая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Опыт практической и исследовательской работы показывает, что сложно бывает диагностировать стёртую дизартрию, и дифференцировать ее от других речевых расстройств, в частности – дислалии.

Учитывая распространенность данного речевого нарушения среди детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что в настоящее время назрела актуальная проблема - проблема оказания квалифицированной логопедической помощи детям со стёртой дизартрией.

В речевом развитии детей со стёртой дизартрией отмечаются отклонения. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения. Основные жалобы при стёртой дизартрии: невыразительная невнятная речь, плохая дикция, искажение звуков и их замена в сложных по слоговой структуре словах. У многих детей отмечается несформированность лексико-грамматического строя речи, а также фонематических процессов, что представляет собой вторичное нарушение, следствие расстройств звуковой стороны речи.

Причинами возникновения стертой дизартрии могут быть:

-отклонения во внутриутробном развитии;

-инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп, и пр.) перенесенные во время беременности

-асфиксия новорожденных;

-стремительные или затяжные роды;

-длительный безводный период;

-механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).

Первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стоит перинатальная энцефалопатия. А после года диагноз либо снимают, либо ставят диагноз-минимальная мозговая дисфункция. В результате действия различных причин происходят неярко выраженные мозговые нарушения. Неяркие, «стертые» нарушения со стороны черепно-мозговых нервов лежат в основе легких расстройств иннервации, т.е. нарушений функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс нормальной речи. Это и приводит к неточности произношения.

Симптоматика стёртой дизартрии

Неречевая симптоматика:

Для неврологического статуса характерно наличие неврологической микросимптоматики (синдромы поражения центральной нервной системы: стертые парезы, изменения тонуса мышц, нерезко выраженные гиперкинезы в мимической лицевой мускулатуре, наличие патологических рефлексов и т. п.) [ Е.Ф.Соботович, А.Ф.Чернопольская, 1974].

Основное поражение черепно-мозговых нервов связано, как правило, с подъязычным нервом, и проявляется в ограничении подвижности языка (в стороны, вверх, вниз, вперед), пассивности кончика языка, напряженности спинки языка, слабости половины языка, беспокойстве языка в заданной позе, повышенном слюнотечении, недифференцированности движений кончика языка. В ряде случаев при стёртой дизартрии отмечают поражение глазодвигательных нервов, что проявляется в косоглазии, одностороннем птозе. Тяжелых расстройств со стороны тройничного, блуждающего, языкоглоточного нервов при стёртой дизартрии не наблюдается, но во многих случаях у детей отмечают одностороннее сглаживание носогубных складок за счет асимметрии лицевых нервов. Может присутствовать недостаточный тонус мышц мягкого неба и, как следствие, гнусавый оттенок голоса.

Рефлекторная сфера при стёртой дизартрии может характеризоваться наличием патологических рефлексов. Также у детей отмечают изменения со стороны вегетативной нервной системы (потливость ладоней, стоп и т. д.).

Речевая моторика характеризуется истощаемостью движений, их низким качеством (недостаточная точность, плавность, неполный объем). При выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, их правильной пространственно-временной организации, моторные недостатки проявляются наиболее ярко. Психический статус детей со стёртой дизартрией имеет свои особенности, выраженные в недостаточности ряда психических процессов (слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции) и снижении познавательной активности в целом.

Речевая симптоматика:

-Нарушения звукопроизношения: отсутствие, замены, искажения звуков. Для таких детей характерно упрощение артикуляции, т. е. замена сложных звуков более простыми по артикуляционно-акустическим признакам. Среди искажений наиболее часто встречается боковое произнесение шипящих, свистящих, переднеязычных звуков, смягчение звуков.

-Просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный

-Нарушение фонематического слуха (чаще носит вторичный характер, т. к. собственная "смазанная" речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля).

Первая классификация стёртой дизартрии была сделана Е.Н.Винарской и А.М.Пулатовым  [1989] на основе классификации дизартрии, предложенной и описаной О. А. Токаревой  [1969]. В данной классификации на первый план выступает лишь степень нарушения, но не учитываются механизмы и нозология.

В исследованиях Е.Ф.Соботович и А.Ф.Чернопольской [2004] определена типология расстройств в зависимости не только от неврологической симптоматики, двигательных нарушений, но и фонематического и общего развития при различных формах дизартрии легкой степени.

«В зависимости от проявлений нарушений двигательной стороны процесса произношения и с учетом локализации паретических явлений органов артикуляционного аппарата авторы выявили четыре группы детей со стёртой дизартрией:

1 группа

У детей этой группы отмечается недостаточность некоторых моторных функций артикуляторного аппарата: избирательная слабость, паретичность некоторых мышц языка. Асимметричная иннервация языка, слабость движений одной половины языка обусловливают такие нарушения звукопроизношения, как боковое произношение мягких свистящих звуков [с,] и [з,], аффрикаты [ц], мягких переднеязычных [т,] и [д,], заднеязычных [г], [к], [х], боковое произношение гласных [э], [и], [ы].

Асимметрическая иннервация передних краев языка вызывает боковое произношение всей группы свистящих, шипящих, звуков [р], [д], [т], [н]; в других случаях это приводит к межзубному и боковому произношению этих же звуков. Причинами этих нарушений, по мнению Е.Ф.Соботович [2004], являются односторонние парезы подъязычного (XII) и лицевого (VII) нервов, которые носят стертый невыраженный характер. У небольшой части детей этой группы наблюдается фонематическое недоразвитие, связанное с искаженным произношением звуков, в частности, недоразвитием навыков фонематического анализа и фонематических представлений. Уровень развития лексико-грамматического строя речи у большинства детей этой группы соответствует норме.

2 группа

У детей этой группы патологических особенностей общих и артикуляторных движений не выявлено. Во время речи отмечается вялость артикуляции, нечеткая дикция. Для детей этой группы основную трудность представляет произнесение звуков, требующих мышечного напряжения (сонорные, аффрикаты, согласные, особенно взрывные). Так, звуки [р], [л] дети часто пропускают, заменяют щелевыми, либо искажают.

Отмечается расщепление аффрикат, которые чаще всего заменяются щелевыми звуками. Нарушение артикуляторной моторики в основном отмечается в динамических речедвигательных процессах. Общее речевое развитие детей часто соответствует возрасту. Неврологическая симптоматика проявляется в сглаженности носогубной складки, наличии патологических рефлексов (хоботковый рефлекс), девиации языка, асимметрии движений и повышенном тонусе мышц. По мнению Е.Ф.Соботович и А.Ф.Чернопольской [2004], у детей 1 и 2 групп имеет место стёртая псевдобульбарная дизартрия.

3 группа

У детей этой группы отмечается наличие всех необходимых артикуляторных движений губ и языка, однако наблюдаются трудности в нахождении позиций губ и особенно языка по инструкции, по подражанию, на основе пассивных смещений, т.е. при выполнении произвольных движений и в овладении тонкими дифференцированными движениями.

 Особенностью произношения у детей этой группы является замена звуков не только по месту образования, но и по способу образования, которая носит непостоянный характер. У детей этой группы отмечается фонематическое недоразвитие различной степени выраженности. Уровень развития лексико-грамматического строя речи колеблется от нормы до выраженного ОНР. Неврологическая симптоматика проявляется в повышении сухожильных рефлексов с одной стороны, а также в  повышенном или пониженном тонусе с одной или двух сторон.

У детей данной группы, по мнению авторов, имеет место стёртая корковая дизартрия.

4 группа

У детей данной группы отмечается выраженная общая моторная недостаточность, обнаруживается малоподвижность, скованность, замедленность движений, ограниченный объем движений. Имеют место гиперактивность, беспокойства. Эти особенности проявляются и в движениях артикуляторных органов: вялость, скованность движений, гиперкинезы, большое количество синкинезий при выполнении движений нижней челюстью, в лицевой мускулатуре, невозможность удержания заданного положения. Нарушения звукопроизношения проявляются в замене, пропусках, искажении звуков. Неврологическое обследование данной группы детей указывает на симптомы органического поражения центральной нервной системы, которые проявляются в снижении глоточного рефлекса, сглаженности носогубных складок, девиации языка.

Уровень развития фонематического анализа, фонематических представлений, а также лексико-грамматического строя речи варьируется от нормы до существенного ОНР. Данная форма нарушений определяется как стёртая смешанная дизартрия.

Критериями дифференциации групп служат качества произносительной стороны речи: состояние звукопроизносительной, просодической стороны речи, а также уровень сформированности языковых средств: лексики, грамматического строя, фонематического слуха. Оценивается состояние общей и артикуляционной моторики.

 Для выделенных групп детей общим является стойкое нарушение звукопроизношения, проявляющееся в искажениях, заменах, смешениях, трудности автоматизации поставленных звуков.

При стёртой дизартрии, как правило, отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, которые являются ведущими в структуре речевого дефекта, а также отмечаются специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка №1 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией

Представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание родителям, имеющим детей со стёртой дизартрией, и даны  методические рекомендации при выполнении артикуляционных упражнений....

Памятка № 2 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией

Даны рекомендации для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией, по автоматизации.звуков....

Консультация для родителей и педагогов на тему: "СТЁРТАЯ ДИЗАРТРИЯ"

ДИЗАРТРИЯ- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией...

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [С] с ребёнком с ОНР III со стёртой дизартрией.

Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук [С] с механической помощью и по подражанию. Продолжать учить выделять звук [С] из ряда...

Сборник заданий по формированию фонематических функций у детей со стёртой дизартрией

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников и младших школьников со стёртой дизартрией....

Пособие по дифференциальной диагностике "Отличие функциональной дислалии от стёртой дизартрии"

Целым рядом наблюдений было установлено, что дети, страдающие неясной, непонятной, на первый взгляд  проблемой. как бы имеют тождественные дефекты. Однако глубокое изучение позволило выдели...

Постановка звуков при стёртой дизартрии

Приёмы постановки звуков при стёртой форме дизартрии....