"Семейное воспитание детей с нарушениями речи"
статья

Алесенко Маргарита Сергеевна

Статья посвящена проблемам воспитания детей с нарушениями речи внутри семьи. Отмечены основные трудностилогопедического сопровождения родителей  таких детей  в условиях современной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_semeynoe_vospitanie_detey_s_narusheniem_rechi.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.37

Алесенко М.С.

Студент магистратуры

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Россия, Абакан

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация:

Статья посвящена проблеме воспитания детей с нарушениями речи внутри семьи. Отмечены основные трудности логопедического сопровождения родителей таких детей в условиях современной школы.

Ключевые слова: логопедическое сопровождение, младшие школьники, нарушение речи, общеобразовательная школа, ограниченные возможности здоровья.

UDK 376.37

Alesenko M.S.

Master's student

Khakass state University. N. F. Katanov

Russia, Abakan city

FAMILY EDUCATION CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Annotation:

The article is devoted to the problem of education of children with speech disorders within the family. The main difficulties of speech therapy support of parents of such children in the conditions of modern school are noted.

Keywords: speech therapy support, younger students, speech disorders, secondary school, limited health opportunities.

Ежегодно, все больше детей, имеющих отклонения от условной возрастной нормы, поступает в образовательные учреждения.

Важной частью, способствующей помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, является непрерывная работа с семьёй ребёнка или его законными представителями. С помощью своих близких, обучающиеся набираются сил для переживания болезненных состояний, преодоления не совсем приятных для детей процедур в отрасли медицины, а так же всех необходимых манипуляций способствующих поддержанию стабильности самочувствия детей. Но в большинстве случаев, таким семьям у нас оказывается обычно небольшая финансовая поддержка. В то время как психологическая реабилитация является так же значительной частью в социальной работе с детьми-инвалидами, которая необходима как детям, так же и их родителям или законным представителям.

В педагогике, термин сопровождение определяется как взаимодействие между сопровождающим и сопровождаемым, которое направленно на преодоление жизненных проблем сопровождаемого (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына). [1; 2]

Благодаря психологической помощи между родителями упрочняются супружеские отношения. В таких семьях, где рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья разводы довольно частое явление, причем в большинстве случаев таких разводов инициатором является мужчина. Благодаря работы с семьей ребенка происходит мобилизация и сплочение всех ее представителей, которые в свою очередь являются неким провоцирующим механизмом для решения завести второго ребёнка, если ребёнком с ограниченными возможностями является первенец. Такие семьи, где взрослые боятся за дальнейшую судьбу своего малыша, свой страх передают и  ребёнку. А если дети дошкольного возраста на интуитивном уровне чувствуют постоянное напряжение у взрослых, то со временем становятся нервозными и издерганными. Сомнения родителей по вопросу того, что понимает ли их ребёнок о том, что у него есть какая-либо болезнь и её последствиях являются напрасными. Ведь слово «инвалид» заставляет ребят ежедневно только переживать и иметь неприятные ощущения. Если такие дети понимают свой статус, то от этого им ни лучше, ни хуже не станет.  [3]

Дети с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев имеют переживания от своих неудач в какой-либо сфере деятельности, которая является нормой для других. Так же эти дети имеют переживания по причине частых запретов со стороны взрослых. Покорность на публике и смирение детей с ограниченными возможностями здоровья довольно часто сменяется на многочисленные капризы и сильные истерики, когда они пребывают наедине с родными людьми или близкими. А последствиями гиперопеки, страхов и озабоченности со стороны родителей или законных представителей часто вызывает грубое или даже агрессивное поведение детей к их законным представителям.

 Оптимальным поведением взрослых будет считаться то, которое позволит детям с ограниченными возможностями здоровья менее болезненно и в более сжатые сроки адаптироваться к своему положению, а так же приобрести компенсирующие черты их состояния. Что касается эгоистической любви со стороны родителей к своему ребёнку, которые пытаются всеми способами ограждать от всех возможных трудностей, таким образом, они мешают нормальному развитию ребёнка. Дети с ограниченными возможностями здоровья не нуждаются в любви от жалости, а наоборот, им нужна чистая любовь, обязательно учитывающая их интересы. Ведь чем более самостоятельным и независимым будет ребёнок, тем ему буде проще в дальнейшей жизни преодолевать все трудности и неприятности, которые поджидают его на жизненном пути.

 Основные сложности в работе учителя-логопеда по сопровождению таких семей заключаются в очень плотном графике работы с детьми на базе школ, большого объема бумажной работы, частой проблеме совместить рабочее время логопеда и свободное время родителей, которые работают.

Детям с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего необходима стимуляция приспособительной активности, раскрытие их скрытых способностей, развитие определенных умений и навыков, а не запреты. Но не брать во внимание то, что у ребёнка имеются проблемы со здоровьем ни в коем случае нельзя. Но при этом не стоит его постоянно контролировать и обеспечивать гиперопекой. Такие дети, при концентрации внимания на других вещах, а не его здоровье, будут более успешно в адаптации к обществу, то есть социализации. Судьба таких детей складывается более успешно при условии, что его родители научат думать не только о себе, но и о других.

Логопедическое сопровождение, как инновационное направление развития системы образования требует изменения в организации работы системы школьного образования.

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. М., 1991г. С.23.

2. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1. С. 77-87.

3. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования // СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. Вып. VII. С.7-17.

4. Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. Очерки понимающей педагогики. М. : Нар. образование, 2003. С. 104.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для логопедов и родителей "Семейное воспитание детей с нарушениями речи"

В данной презентации рассмотрены все аспекты нарушений речи у детей, предложены формы взаимодействия с родителями, даны рекомендации для педагогов, и родителей, имеющих детей с различной речевой патол...

Конспект консультации, проведенной для родителей по вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями речи и письма

К пяти годам ребенок должен уметь четко произносить все звуки речи, поэтому неправильно считать, что со временем ребенок «выговорится» и откладывать визит к логопеду....

Воспитание детей с нарушением речи

Статья "Воспитание детей с нарушением речи"...

Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.Семейное воспитание ...

Методическая разработка «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Воспитанники интернатного учреждения, которые провели большую часть своей жизни в детском доме, мечтают поскорее покинуть его стены, мечтают о самостоятельной жизни, о создании своих собственных очаго...