урок химии для 9 класса
план-конспект занятия (9 класс)

Открытый урок по химии для 9 класса на тему ""Углерод : физические и химические свойства.Аллотропия углерода.Адсорбция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_uglerod.docx262.53 КБ
Office presentation icon uglerod.ppt853 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 56.  Глава VI «Углерод и кремний. Подгруппа углерода».

ТЕМА : УГЛЕРОД. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены.  Адсорбция.

УЧИТЕЛЬ: учитель химии и биологии  МБОУ «Каракашлинская  ООШ»  Халиуллина Рима Амировна

КЛАСС: 9  ПРЕДМЕТ : химия

   Цели  урока: изучить строение атома  углерода и его химические свойства свойств, познакомить с  аллотропными  видоизменениями, которые образует углерод,  рассмотреть строение и свойства алмаза и графита, познакомить их практическим значением, дать понятие об аморфном углероде и его сортах, познакомить учащихся с явлением адсорбции и его практическим значением.

              продолжать развивать  понятие -  химическая реакция, степень окисления химических элементов и ее значение,  отрабатывать умения  и навыки в расстановке коэффициентов в уравнениях, развитие понятия химический элемент и простое вещество на основании уже имеющихся знаний о строении атома химического элемента и зависимости свойств химического элемента от положения его в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, развивать самостоятельность учащихся в работе с учебником, с научно-популярной литературой, художественными произведениями, продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы на основе результатов своих собственных исследований, развивать познавательную активность учащихся в работе.

               воспитание и развитие навыков индивидуальной работы, развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование умений работать с Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, воспитание   бережливости и аккуратности.

Предметные  :Умения характеризовать строение атомов углерода, его аллотропию, адсорбционные свойства древесного и активированного угля, химические свойства углерода; описывать круговорот углерода в природе; составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства углерода; проводить, наблюдать и описывать реакции с участием углерода с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии:

Метапредметые: Умения использовать знаковосимволические средства для раскрытия сущности процессов; устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию; проводить наблюдения, делать выводы; структурировать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • Личностные: Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту. 
  • Учащиеся должны знать: характеристику углерода, как химического элемента и простого вещества, его аллотропные видоизменения и их практическое значение, понятие адсорбции и его практическую направленность.
  • Учащиеся должны уметь: доказывать химические свойства углерода, как простого вещества, записывать уравнения химических реакций, пользоваться методом расстановки коэффициентов в результате составления схем электронного баланса, сравнивать и анализировать учебный материал, пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева, воспитание  бережливости и аккуратности, используя при этом ранее полученные знания.

Используемые образовательные технологии:

  • Информационные
  • Технология актуализации личного опыта
  • Технология ориентации на познавательное развитие личности

  • Методы: словесный – беседа, рассказ,  наглядно-иллюстративные – демонстрация таблиц, моделей  кристаллических решёток углерода,   практический .

Решаемая учебная проблема: Как связаны свойства аллотропных видоизменений углерода, древесного и активированного угля с их строением? Какие химические свойства характерны для углерода? Каково биологическое значение углерода

Новые понятия: адсорбция, десорбция, фуллерен, сухая перегонка, сажа, кокс,

  • Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, компьютер, проектор, компьютерная презентация «Углерод», образцы кристаллических решеток алмаза и графита, противогаз, уголь активированный, древесный уголь. раствор KMnO4   ;видеоролик «Углерод».
  • Учебник : Химия 9 класс учеб. для общеобразоват. организации\ Г.Е.Рудзитиса,Ф.Г.Фельдмена.- 6-е изд.-М.: Просвещение,2019.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Диагностическая работа

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Длительность этапа

 3-7 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Самостоятельная работа обучающихся

Методы обучения

Метод самостоятельной работы

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, корректирующая. Учитель координирует самостоятельную работу обучающихся

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умения осуществлять сравнение аллотропных видоизменений углерода на основе причинно-следственной связи между типом их кристаллической решетки, свойствами и применением; характеризовать явление адсорбции и его применение, химические свойства углерода, его биологическое значение и круговорот в природе. Умение адекватно воспринимать сообщения обучающихся

Длительность этапа

До 20 -25 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Ученический химический эксперимент. Устные ответы на вопросы учителя. Работа с иллюстративным материалом учебника. Записи обучающихся в тетрадь

Методы обучения

Химический эксперимент. Диалогическое изложение, беседа с элементами проблематизации.

Систематизирующая беседа

Химический эксперимент. Диалогическое изложение, беседа с элементами проблематизации. Систематизирующая беседа

Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, консультационная, координирующая

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учителя

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение систематизировать изученный материал, применять знания в незнакомой ситуации

Длительность этапа

8-9 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Самостоятельное выполнение заданий

Методы обучения

Метод самостоятельной работы с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, контролирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация и контроль за деятельностью обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание.

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа

3-4 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на данном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями

Урок :  УГЛЕРОД. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены.  Адсорбция.

  •  ХОД УРОКА

Ход урока: 1. Организационная часть урока.

                       2. Проверка знаний учащихся.

Вопросы и задания опроса: слайд 1.

СТРОЕНИЕ   АТОМА

Строение атома

Углерод

Кремний

порядковый номер элемента

6

14

номер периода в котором находится элемент

2

3

номер группы

IV A

IV A

атомная масса

12

28

заряд ядра

+6

+14

число протонов в ядре

6

14

число нейтронов в ядре

6

14

число электронов в атоме

6

14

число энергетических уровней в атоме

2

3

Электронное строение последнего энергоуровня

                  …2s22p2

                  …3s23p2

Формула высшего оксида RO2

             C+4O2

             Si+4O2

Формула летучего водородного соединения

RH4

                       C-4H4

                       Si-4H4

II. Диалог на уроке.

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между строением атома углерода, типом кристаллической решетки, свойствами и применением аллотропных видоизменений углерода; характеризовать химические свойства углерода, описывать его биологическую роль и круговорот в природе. Актуализация знаний обучающихся о типах кристаллических решеток и об окислительно-восстановительных реакциях.

Изучение нового материала происходит с опорой на содержание §  31,32  учебника.

1)Видеоролик для определение темы урока.

2) Цель и задачи урока. Слайд  3

3) Вопросы и задания 1) Охарактеризуйте электронное строение атома углерода. Слайд 4.

 Учитель: Как видно из схем строения атомов, на внешнем энергетическом уровне этих элементов находится 4 электрона, поэтому, углерод и кремний проявляют степень окисления +4 и -4.

Из схемы видно, что у тома углерода два неспаренных электрона на внешнем уровне ( аналогично и у кремния). Этим объясняется, что углерод и кремний могут иметь степень окисления +2 (Например, СО – угарный газ). Переходя в возбуждённое состояние, один из s-электронов может перейти на свободную p-орбиталь.

Тогда в атомах появляется 4 неспаренных электрона и степень окисления равна +4 и – 4.

4) Записи в тетради :

Электронная формула: +6 С 2е;4е                                              +6  С 1S2 2S22

Характер элемента –    Углерод неметалл. 

Слайд 5

                                                    +4 е                               С                                             - 4е

                       

            окислитель с Ме и Н2                                                                                          восстановитель с НеМе  

                    Mg2С; СH 4                                                                                                                                СCl4                                                                                                                                                        

    Вывод: Углерод отдавая все внешние электроны элементам, окисляется, переходя в С+4. Принимая 4 электрона на свой внешний электронный уровень от более сильных восстановителей, он восстанавливается до С-4.

Углерод в природе, аллотропия углерода.

От характеристики химических элементов – к простым веществам.

Работа с компьютерной презентацией.

Для атомов углерода характерна аллотропия. Учащиеся вспоминают определение понятию – «аллотропия».

Учитель спрашивает: «У каких ранее пройденных химических элементов есть аллотропные модификации?».

Учащиеся приводят примеры: элемент кислород (О) – О2 – кислород, О3 – озон; элемент сера (S) – кристаллическая и пластическая сера.

Учитель : Может быть вам  известны аллотропные модификации углерода. Слайд 6,7

Углерод существует в форме следующих простых веществ: алмаз, графит, карбин, фуллерен. Уголь, сажу можно рассматривать как разновидности графита.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что алмаз и графит, состоящие из атомов углерода, имеют такие разные физические свойства. Почему? (не всегда учащиеся могут дать ответ на этот вопрос). Учитель обращает внимание на различное строение кристаллических решеток алмаза и графита.

5)Демонстрации. Модели кристаллических решеток алмаза, графита. 

П О Ч Е М У   А Л М А З  - очень твердый,  Г Р А Ф И Т – очень мягкий ?

Слайд 8,9,10

Охарактеризуйте строение кристаллической решетки алмаза и графита. Опишите известные вам физические свойства алмаза и графита.   Работа с учебником. Стр.112. (В кристалле алмаза каждый атом углерода образует четыре прочные ковалентные связи, они направлены к вершинам тетраэдра, все расстояния между атомами одинаковые. В графите же расстояние между атомами в слое гораздо меньше, чем расстояние между слоями (образцы кристаллических решеток).

             Карбин 

Карбин  - представляет собой линейный полимер с чередующимися простыми и тройными связями, проявляет полупроводниковые свойства. Чёрный порошок; ρ = 2 г/см3; полупроводник.

Состоит из линейных цепочек  –C≡C–C≡C–  и  =С=С=С=С=.

При нагревании переходит в графит.

 В конце 80-х годов XX века было обнаружено ещё одно аллотропное видоизменение – фуллерит. Он, в отличие от алмаза и графита, имеет не атомную, а молекулярную кристаллическую решётку.

Атомы углерода могут образовывать также полые трубки – так называемые нанотрубки. В настоящее время фуллерены и нанотрубки рассматриваются в качестве основы для технологий будущего.

6)  Учитель: На предыдущем уроке, в качестве домашнего задания   предложила   вам найти интересные факты об истории алмаза и подготовить выступлении с компьютерной презентацией. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «АЛМАЗ»

в) Работа с материалом.

Сравнение аллотропных видоизменений углерода.

Аллотропные видоизменения

Строение кристаллической решетки

Физические свойства

Применение

Алмаз

Графит

Фуруллен

Аморфный углерод

7) Демонстрационный опыт. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Слайд 11,12.

- Почему исчезает  окраска в колбе,   в растворе KMnO 4 , если в нее поместить активированный уголь?

Лабораторный опыт.

   Записи тетради Сажа и древесный уголь — аморфный углерод, состоящий из разрушенных слоев графита. Они имеют пористую структуру, благодаря чему способны поглощать газы и растворенные вещества (явление адсорбции). Древесный уголь, поры которого очищены водяным паром, называют активированным; он обладает высокой адсорбционной способностью.

 Учитель:  Где находят применение адсорбционные свойства активированного угля? (противогаз Зелинский).Слайд 12,13.

Учитель: Какими химическими свойствами с точки зрения процессов окисления и восстановления должен обладать углерод? Слайд 14

Составьте уравнения реакций, характеризующих химические свойства углерода.

Демонстрационный эксперимент. Восстановление меди из ее оксида углем.

Химические свойства углерода .  

Слайд 15

 В реакциях с активными неметаллами углерод легко окисляется:

        C+O2=CO2    

        2C+O2=2CO

        C+2S=CS2

        C+2F2=CF4

Углерод может проявлять восстановительные свойства и при взаимодействии со сложными веществами:

C+2CuO=2Cu+CО2

C+2H2SO4(конц.)=CO2+2SO2+H2O

2C+BaSO4=BaS+2CO2

В реакциях с металлами и менее активными неметаллами углерод -

окислитель:

2C+H2=C2H2

C+Si=SiC

2C+Ca=CaC2

3C+4Al=Al4C3

Вывод:  Углерод проявляет как восстановительные, так и окислительные свойства,

 самой распространенной является реакция взаимодействия углерода с кислородом, в результате которой образуются два оксида СО – угарный газ и СО2 – углекислый газ.

III. Обобщение и систематизация пройденного материала .Слайд 16

Самостоятельное выполнение.

1. Углерод является:

а) восстановителем  б) восстановителем и окислителем

в) окислителем        г) не проявляет окислительно-восстановительных свойств

2. Атомную слоистую кристаллическую решетку имеет:

а) алмаз   б) фуллерен  в) графит  г) карбин

3. Наибольшей прочностью отличается кристаллическая решетка:

а) атомная   б) ионная  в) атомная слоистая  г) молекулярная

4. Наиболее химически активна аллотропная модификация углерода:

а) алмаз   б) фуллерен  в) графит  г) карбин

 Слайд 17  взаимопроверка. Ответ 1б 2 в 3 а 4 в

Слайд 18 .Домашнее задание: § 32; выполнить задания № 4—6  стр.117.

IV.  Слайд 19 .Подведение итогов Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.

Подведение итогов. Рефлексия.

http://900igr.net/up/datas/186639/013.jpg 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Углерод».

Слайд 2

Строение атома Углерод Кремний порядковый номер элемента номер периода в котором находится элемент номер группы атомная масса заряд ядра число протонов в ядре число нейтронов в ядре число электронов в атоме число энергетических уровней в атоме Электронное строение последнего энергоуровня Формула высшего оксида RO 2 Формула летучего водородного соединения RH 4 СТРОЕНИЕ АТОМА

Слайд 3

Цели урока -- рассмотрение строения атома, аллотропии углерода; формирование представлений о строении, свойствах и применении алмаза и графита; ознакомление с явлением адсорбции, характеристика физических и химических свойств углерода. --углерод атомы төзелеше һәм аның аллотропия төрләре ; алмаз һәм графитны төзелешен, үзлекләре һәм куллану турында күзаллаулар формалаштыру; Углеродның физик һәм химик үзлекләре ;адсорбция күренеше белән танышу.

Слайд 5

0 С + 4 ē -4 ē Окислитель восстанавливается Восстановитель окисляется

Слайд 6

Аллотропные модификации углерода графит алмаз фуллерен

Слайд 7

П О Ч Е М У А Л М А З - очень твердый, Г Р А Ф И Т – очень мягкий ? Ни өчен алмаз бик каты,ә гр афит йомшак? Кристаллическая решетка алмаза Кристаллическая решетка графита

Слайд 8

А Л М А З Алмаз имеет атомную кристаллическую решетку, в которой каждый атом углерода связан с четырьмя атомами. В пространстве эти атомы располагаются в центре и углах тетраэдров, соединенных своими вершинами. Это очень симметричная и прочная решетка.

Слайд 9

Г Р А Ф И Т Графит имеет слоистую структуру. В кристаллической решетке графита атомы углерода, лежащие в одной плоскости, прочно связаны в правильные шестиугольники. Связи между слоями малопрочны.

Слайд 10

Г Р А Ф И Т Сходное с графитом строение имеют: Графит бел ән охшаш төзелешле: Сажа Корым Древесный уголь Агач күмере типографская краска, картриджи, резина, косметическая тушь твердое топливо, адсорбент для очистки газов и жидкостей

Слайд 11

Адсорб ция Десорбция

Слайд 12

Н.Д.Зелинский

Слайд 13

Угольные фильтры В бытовых фильтрах, в промышленном производстве, на очистных сооружениях – уголь поглощает вредные вещества из воды

Слайд 14

Химические свойства углерода С +4 С 0 С -4 С +2 Восстановитель -4 ē Окислитель +4 ē -2 ē (О 2 ) Cl 2 , F 2 , O 2 , Me, H 2

Слайд 15

Химические свойства углерода В реакциях с активными неметаллами углерод легко окисляется: C+O 2 =CO 2 2C+O 2 =2CO C+2S=CS 2 C+2F 2 =CF4 Углерод может проявлять восстановительные свойства и при взаимодействии со сложными веществами: C+2CuO= 2 Cu+C О 2 C+2H 2 SO 4 ( конц.) =CO 2 +2SO 2 +H 2 O 2C+BaSO 4 =BaS+2CO 2 В реакциях с металлами и менее активными неметаллами углерод - окислитель: 2C+H 2 =C 2 H 2 C+Si=SiC 2C+Ca=CaC 2 3C+4Al=Al 4 C 3

Слайд 16

Т е с т 1. Углерод является: а) восстановителем б) восстановителем и окислителем в) окислителем г) не проявляет окислительно-восстановительных свойств 2. Атомную слоистую кристаллическую решетку имеет: а) алмаз б) фуллерен в) графит г) карбин 3. Наибольшей прочностью отличается кристаллическая решетка: а) атомная б) ионная в) атомная слоистая г) молекулярная 4. Наиболее химически активна аллотропная модификация углерода: а) алмаз б) фуллерен в) графит г) карбин

Слайд 17

ПРОВЕРЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ Ответы к тесту 1.б; 2.в; 3.а; 4.в

Слайд 18

Домашнее задание § 32 стр.117 упр. 4, 5. Используя дополнительную литературу и информацию в Интернете сделать сообщение по теме: «Применение углерода»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"

Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...

Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"

Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.

Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....