Развиваем функциональную грамотность на уроках физики
материал

Из опыта работы: в рамках участия в федеральном проекте «Разработка, апробация и внедрение модели метапредметной методической системы по проблемам обеспечения языковой культуры, в том числе культуры речи, культуры чтения, культуры общения на русском языке» был проведен единый методический день. Методический день проводился с целью повышения методического уровня педагогов и их профессиональной компетенции, стимулирования педагогического коллектива к повышению профессионально-педагогического мастерства в обучении и повышения качества образования в части формирования языковой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_funktsionalnuyu_gramotnost_na_urokah_fiziki.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем функциональную грамотность на уроках физики

 Все науки настолько связаны
между собою, что легче изучать
их все сразу, нежели какую-либо одну
из них в отдельности от всех прочих
                                                 Рене Декарт

 Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо).

А. А. Леонтьев

Функциональная грамотность позволяет саморазвиваться и развивать личностные аспекты учащихся. Важно, чтобы у учащихся, к моменту окончания школы были сформированы ключевые компетентности, которые позволят ему применять полученные знания в бытовых, социальных и профессиональных видах деятельности.

На уроках физики в ходе учебного процесса необходимо не только сформировать навыки решения задач, но и научить учащегося видеть законы и процессы, которые его окружают. Это процесс довольно трудоёмкий и ребята чаще предпочитают изучать сухую информацию и формулировки, нежели применять полученные знания в быту.

На начальном этапе обучения главное конечно - развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение, что является началом развития основ функциональной грамотности.

Но в дальнейшем, если останавливаться на подобном, ученики не смогут применить полученные знания в жизни.

Творческий подход и нестандартные варианты урока помогают в освоение материала. Ко мне иногда подходят ребята и рассказывают, что начали замечать физические закономерности, которые их окружают. Рассказывают, что физика, она везде, куда бы мы не взглянули, конечно с такими учениками и приятно заниматься.

На уроках важно вести диалоги с ребятами, а не монолог с сухой подачей материала. Законы, которые были сформулированы самими учениками, чаще всего запоминаются лучше, чем сложные формулировки из учебника. В такие моменты, конечно, важно передать суть и не потерять главных деталей.

Мы часто приходим к тем или иным знаниям из собственного жизненного опыта, ведь наши уроки, это уроки о мире вокруг нас.

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. Цель смыслового чтения – научиться работать с информацией, максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

ЧТО ОБ ЭТОМ ГОВОРИТ ФГОС?

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

Выпускник основной школы должен научиться:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

 • находить в тексте требуемую информацию;

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;

• использовать в тексте таблицы, изображения;

 • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;

• переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст; • откликаться на содержание и форму текста;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов;

 • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

На уроках физики в той или иной степени учащиеся участвуют в процессах передачи, получения, обработки, представления, использования и хранения информации. Представляется, что именно физика, может претендовать на дисциплину, более чем другие развивающую общеучебные навыки по работе с информацией. Более того, на мой взгляд, именно в процессе преобразования и перекодировки информации происходит наиболее эффективное ее усвоение учащимися (вспомним модное ныне понятие «деятельностный подход в обучении»). Преобразование и перекодировка информации – активная индивидуальная и (или) групповая деятельность учащихся, которая, в конечном счете, позволяет решать важную задачу по передаче учащимся необходимого объема знаний, формировать общеучебные и предметные умения и навыки, развивать познавательные процессы личности. Добавлю цитату из книги «Учим детей мыслить критически»: «Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его».

В рамках участия в федеральном проекте «Разработка, апробация и внедрение модели метапредметной методической системы по проблемам обеспечения языковой культуры, в том числе культуры речи, культуры чтения, культуры общения на русском языке» 24 ноября 2020 года на базе нашей гимназии был проведен единый методический день. Методический день проводился с целью повышения методического уровня педагогов и их профессиональной компетенции, стимулирования педагогического коллектива к повышению профессионально-педагогического мастерства в обучении и повышения качества образования в части формирования языковой культуры.

Для проведения этой работы были отобраны классы, в которых учителя провели фрагменты  уроков. Для работы каждая группа выбрала или составила текст, на основе которого строился урок.

Я проводила фрагмент урока в 9б классе. Наша группа состояла из учителей русского языка, химии и музыки. По физике метапредметные уроки на любую тему проводить не легко, а по рабочей программе у меня должен был урок на тему: «Реактивное движение». Поэтому текст пришлось составить мне, с учетом того, что  по этому тексту будут показаны фрагменты по русскому языку, химии и музыке.

Урок начался с русского языка. Ученики прочитали текст, находили глоссарий. Выполняли ряд заданий по русскому языку. После русского языка провела урок физики. В начале был фронтальный опрос по тексту, потом показывала опыты на реактивное движение. В конце решали задачи, используя закон сохранения импульса, вычисляли скорость. После физики старт взял учитель химии, выполняли  задания в карточках, отвечали на вопросы, решали задачу на определение массы топлива. Урок завершил учитель музыки. Ученики повторяли свои знания по музыке, слушали разные звуки, связанные с реактивным движением, угадывали. 60 минут прошел незаметно, в конце урока все вместе пели песню «Земля в иллюминаторе».

  После проведения уроков в каждой группе учителей было организовано  обсуждение фрагментов уроков и составление отчета.

Внедрение технологии «Единый день текста» вызвал живой интерес и активность у учащихся, так как в педагогической деятельности на каждом уроке нам приходится работать с текстом.

Этот способ дает возможность повысить читательскую грамотность учащихся, позволяет научить учеников работать с одним и тем же текстом в разных направлениях, помогает развить внимание и наблюдательность.

Уроки были даны на высоком уровне, с использованием фронтальной,  групповой форм работы. Обоснован правильный отбор методов, приемов и средств обучения, которые соответствуют содержанию учебного материала, способствуют повышению интереса к предмету, активизации учебной деятельности учащихся, развитию навыков самостоятельной работы.

Основные трудности были связаны с необычностью данной технологии: разработка конспекта урока требовала больших затрат времени и сил. Большое внимание требовалось уделить и техническим моментам, таким как, использование проектора, доски и т.п., чтобы работа по одному предмету не мешала работе на другом уроке. После урока стало понятно, что необходимо учитывать и деление на рабочие группы внутри класса, потому что не всегда разделение на группы на одном предмете подходит для другого предмета. Не все тексты бывают удачными. То есть тяжело приблизить к темам уроков рабочей программы учителя. Трудно связать свой предмет с другими дисциплинами. Несмотря на эти трудности, учителя творчески подошли к их решению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование функциональной грамотности на уроках физики» на примере темы «Работа и мощность электрического тока» (8 класс)

laquo;Формирование функциональной грамотности на уроках физики» на примере темы  «Работа и мощность электрического тока»...

Презентация "Интерактивная составляющая функциональной грамотности на уроках физики"

Материал содержит алгоритм формирования функциональной грамотности, основные направления исследования образовательных достижений учащихся....

Формирование функциональной грамотности на уроках физики.

Презентация к выступлению на зональной конференции на тему «Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии, физики, химии и географии»...

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физики

Актуальность темы  определяется необходимостью формирования фунциональной грамотности у всех обучающихся независимо от ступени обучения  и их дальнейших образовательных и профессиональных пл...

Развитие функциональной грамотности на уроках физики

laquo;Мыслить легко, действовать  достаточно сложно, а привести свои  мысли в действие –самое сложное в мире».Актуальность темы определяется необходимостью в  формировании ...

Формирование функциональной грамотности на уроках физики

Данная презнтация может быть использована к выступлению по формированию функциональной грамотности....