ПРОЕКТ «МЫ ЗА ЗДОРОВЬЕ»
проект

Гончарова Светлана Викторовна

 

ПРОЕКТ «МЫ ЗА ЗДОРОВЬЕ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_za_zdorove.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

ПРОЕКТ «МЫ ЗА ЗДОРОВЬЕ»

Составитель Гончарова Светлана Викторовна, воспитатель

1 квалификационной категории

пгт. Емельяново 2022 г.

Пояснительная записка

  Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности.  Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Образовании».

   В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов,  М. Я. Виленский,  Н. П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.

   Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только формируется. Возникает желание уйти, « спрятаться от жизни». Почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности».

   Многие подростки употребляют алкогольные напитки. По данным социологического опроса, проведённого центром восстановительного лечения и реабилитации в . в 2005 году, 86% молодых людей в возрасте 17 лет уже употребляют спиртные напитки. Возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, постоянно снижается. Уже не редкость - ребёнок 9-11 лет с сигаретой. По данным Минздрава РФ в табачном дыме содержится 4000 химических веществ, наносящих невосполнимый вред здоровью не только курящего, но и тех, кто находится рядом с ним. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80. И если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так важно вести профилактическую работу с ребёнком и воспитывать стойкое отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми, физически развитыми, способными к умственному, физическому труду - главная задача детского дома. Но происходит это не всегда так, как бы хотелось нам.

Зачастую ребята попадают в детский дом вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.

   Наше наблюдение и психолого-педагогическая диагностика, проведённая в с воспитанниками показала, что:

-курят 20%детей;

-имеют тягу к алкоголю20% детей;

-у большинства детей речь изобилует нецензурными выражениями.

   Результаты анкетирования показали, что о последствиях употребления психоактивных веществ 90% подростков даже не задумываются. Проведённые диагностические исследования подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детского дома. В связи с этим существует несколько подходов к школьной профилактике. В методических материалах, разработанных в рамках проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма», рассказывается  о нетрадиционных подходах, которыми считаются информационный, эмоциональный и организация досуга. Также освещаются такие современные подходы, как «психологическая прививка», «полезные навыки», «навыки сопротивления и давления» и т.д.

    Все эти подходы реализуются в различных профилактических программах по воспитанию школьников и подростков на базе школ, реабилитационных центров, клубов, учреждений дополнительного образования.

   Современные профилактические программы не могут быть полностью реализованы в условиях детского дома. Так как разработчиком в качестве основной формы проведения таких занятий предлагается урок, что  не учитывает разновозрастной состав семьи детского дома, семейную форму проживания детей в группах, Их индивидуальные и психологические особенности.

    Поэтому была разработана программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома».

  . Цель: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.

Задачи:

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;

-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

-способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности;  

-формировать потребность в самовоспитании и самоорганизации.

Знания и умения:

-воспитанники должны знать средства сохранения и укрепления здоровья человека;

-воспитанники должны реализовывать практические гигиенические навыки и умения;

-воспитанники должны стремиться к физическому и духовному совершенству;

-воспитанники должны знать свой режим, значение режима дня для здоровья;

-воспитанники должны уметь выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника, управлять своим эмоциональным состоянием;

-воспитанники должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их;

-воспитанники должны знать негативные последствия различных видов зависимостей, влияющих на здоровье;

-воспитанники должны развивать в себе следующие качества: самостоятельность, мобильность, доброжелательность, честность.

    Программа включает в себя три блока:

Первый блок: «Основы здоровья и ЗОЖ» направлен на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных убеждений.

Второй блок: «Сделай свой выбор» ориентирован на профилактику наркомании, алкоголизма, курения, формированию негативного отношения к вредным привычкам.

Третий блок: «Мир каждой души» предусматривает цель формирования у воспитанников позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, формирования опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности.

    Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома» рассчитана для детей от 10 до 17 лет , реализуется в течение 1 года.

Занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью 30-45 минут. В течение года проводится всего 16 занятий.

   Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение: магнитофон, видео и  аудиозаписи, ватман, фломастеры, карандаши, репродукции картин, художественная литература.

   В программе необходимо участие следующих специалистов: врачей, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, библиотекаря, учителей.

  Программа предусматривает следующие формы работы:

-беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес)

- дидактическая и  ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству)

-дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать)

-викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу воспитанников)

-круглый стол, устный журнал (учит слушать и слышать, делать логические выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает интерес к художественной литературе)

-элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать)

Методы работы: практический, наглядный, словесный.

Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены через следующие показатели:

-отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю;

-стремление заботиться о своём здоровье;

-уровень нравственной воспитанности;

-позитивное взаимодействие с окружающим миром;

-снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников семьи.

Тематическое планирование

   

Темы занятий

Всего часов

Кол-во часов

Сроки

1.Блок

 «Основы здоровья и ЗОЖ»

Занимательный час «Режим дня и здоровый организм»

Дидактическая игра «Как защитить себя от болезней»

Беседа-игра «Гигиена тела человека»

Беседа «Секреты здорового питания»

Викторина «Уроки здоровья»

Ролевая игра «Мы за ЗОЖ»

2.Блок

«Сделай свой выбор»

Круглый стол «Зачем тебе это надо?»

Дискуссия о наркотиках «Каково твоё мнение?»

Беседа –диалог «Умей сказать нет»

Конкурс рисунков «Курение-это»

Игра «Мир без вредных привычек»

Беседа «Наркомания страшная болезнь 21 века»

3.Блок

«Мир каждой души»

Дискуссия «Свобода и ответственность»

Беседа «Мир против насилия и жестокости»

Беседа «Доброта в нас и вокруг нас»

Диспут «О дружбе и друзьях»

6

6

4

16

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Апрель

Апрель

Май

Содержание проекта

1 Блок «Основы здоровья и ЗОЖ»

1.Режим дня и здоровый организм

Теоретическая часть.  Знакомство с основными режимными моментами, планирование своего дня .

Практическая часть. Подвижная игра «Статуи».

2.Как защитить себя от болезней

Теоретическая часть.  Знакомство со способами доврачебной помощи при первых симптомах заболевания и их профилактикой.

3.Гигиена тела человека

Теоретическая часть. Знакомство с основными санитарно-гигиеническими нормами и правилами, позволяющими сохранить и укрепить своё здоровье.

Практическая часть. Игра «Разрешается-запрещается».

4.Секреты здорового питания

Теоретическая часть. Сообщение воспитателя о законах здорового питания , о кулинарии Древней Руси.

Практическая часть. Задание: «Нарисовать пищевую пирамиду» , игра «Угадай-ка».

5.Уроки здоровья

Теоретическая часть. Формирование у ребёнка признания ценности здоровья. Знакомство с основными факторами ЗОЖ.

Практическая часть. Игра «Воздушный шарик». 

6.Мы за ЗОЖ

Теоретическая часть. Закрепление знаний детей о ЗОЖ.

Практическая часть. Игра по станциям «Народная мудрость»,

«Загадки», «Что? Где? Когда?», «Площадь гигиены».

2блок «Сделай свой выбор»

Зачем тебе это надо?

Теоретическая часть. Знакомство с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на здоровье. Иметь представление о возможных угрозах здоровью, поведении в опасных для жизни ситуациях.

2.Каково твоё мнение?

Теоретическая часть. Дискуссия о статистических данных наркотических эпидемий.

3.Умей сказать нет

Теоретическая часть. Научить детей противостоять любым зависимостям и тем людям, которые пытаются к ним приобщить.

Практическая часть. Выставка рисунков на тему «Курение – это…»

4.Мир без вредных привычек

Теоретическая часть. Знакомство с профилактикой и борьбой с вредными привычками. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на организм человека.

5.Наркомания - страшная болезнь 21 века

Теоретическая часть. Знакомство с законами правовых норм и методами,

Предпринимаемых  правительством  против наркотиков.

6.Суд над сигаретой

Теоретическая часть. Знакомство с компонентами табачного дыма, влияние курения на системы органов человека.

3Блок «Мир каждой души»

1.Свобода и ответственность

Практическая часть. Просмотр видеофильма «Я боюсь». Обсуждение.

2.Мир против насилия и жестокости над детьми

Теоретическая часть. Обсуждение понятий «жестокость», «сострадание». Действия и поступки, которые можно определить как жестокие. Причинны и последствия жестокости.

Практическая часть. Написание мини-сочинения «Что делать, чтобы люди не были жестокими».

3.Доброта в нас и вокруг нас

Теоретическая часть. Беседа о человеческой доброте, милосердии, умении радоваться и переживать за других.

4.О дружбе и друзьях

Теоретическая часть. Высказывание и рассуждения детей о том, кого можно назвать настоящим другом и что такое дружба. Мудрые высказывания о дружбе.

5.Как проявить себя и свои возможности

Теоретическая часть. Историческая справка воспитателя «Биография учёных- изобретателей» (И.И.Ползунов, М.П.Кулибин, А.С.Попов).

Список литературы

1.Беренич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой//Здоровье детей, 2006.№8

2.Борисова Л.Г., Князев Г.Г., Слободская Е.Р.,  Солодова Г.С., Харченко И.И.Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. - Новосибирск, 2005.

3.Бобылёва И.А.Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.,2007.

4.Выгодский Л.С.Избранные психологические исследования.

 -М.,1956.

5.Уникеева Д.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.,1999.

6.Запороженко В.Г.Образ жизни и вредные привычки. - М.,1982.

7.Захарова Е.Н., Курова Н.С.Познавательные задачи. - М.,1990.

8.Классному руководителю о воспитательной системе  класса: Методическое пособие. /Под ред. Е.Н. Степанова.- М., 2000.

9.Михайлевская И.Б., Вершинина Г.В. Трудная ступень: Профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990.

10.Орлов Ю.М. Восхождение к  индивидуальности. М., 1991.

11.Психологическое развитие воспитанников детского дома. Д ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской.- М.,1990.

12.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. Детский дом: заботы и тревоги общества. М., 1990.

13.Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Психология сиротства.-СПб.,2005.

14.Фролов Ю.И. Психология подростка: Хрестоматия.- М., 1997.

15.Рожков М.И. Классному руководителю.- М.: Владос, 2001.

16.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы.- М., 1993.

17.Соколов Я.В., Миньковский  Г.М. Ответственность за правонарушения.- М.: Гражданин, 1995.

18.Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. - М.: Айрис-пресс, 2004.

19.Шилова Т.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. //Психология и педагогика в образовательной и социальных сферах. - М.: МГУС СТИ, 2002.

 20.Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной  дезадаптации детей и подростков. - М.: Айрис-пресс, 2005.

       

Приложение №1

Анкета

Все страны современного мира хотят решить две сложные проблемы: СПИДа и наркомании. Ведь «белая смерть» не только разрушает личность, но и уносит сотни тысяч жизней молодых людей. А что ты знаешь о наркомании и СПИДе?  Мы очень надеемся на твои серьёзные и искренние ответы.

1.Твой возраст.

2.Пол.

3.Как ты проводишь своё свободное время?

4.Считаешь ли ты табак и алкоголь наркотиками?

-Да; нет.

5.Употребляешь ли ты алкоголь?

-Да; - Иногда; - Регулярно.

6.Пробовал ли ты токсические вещества?

-Нет; - Иногда; - Регулярно.

7.Куришь ли ты?

-Нет; - Иногда; - Регулярно.

8. Почему, по вашему мнению люди употребляют наркотики?

(поставьте от 1 до 5 в порядке значимости)

-любопытство;

-влияние сверстников;

-семейные проблемы;

-бегство от реальности;

-чувство протеста;

-другие причины.

9.Где может школьник, по вашему мнению, приобрести наркотики?

10.Знаешь ли, о последствии наркомании? Какие из перечисленных последствий тебе известны?

-Отставание в умственном развитии.

-Отставание в физическом развитии.

-Бесплодие у мужчин и у женщин.

-Зависимость от приёма наркотиков.

-Ранняя смерть.

-Опасность заражения СПИДом, гепатитом через иглу.

11.Знаешь ли ты что такое СПИД?

-Да. - Нет. - Очень смутно.

12.Какие чувства у тебя вызывают люди, употребляющие наркотики?

-Чувство жалости, сострадания.

-Чувство презрения, брезгливости.

-Безразличия к этим людям.

-Другие чувства.

13.В случае возникновения сложностей жизненной ситуации к кому ты готов обратиться за помощью в первую очередь?

-К воспитателю.

-К родственникам.

-К друзьям.

-К учителю.

-Другое (допишите)

14.Предлагали ли тебе наркотические или другие вещества (таблетки, порошки, смеси, Жидкости)?

-Бесплатно; - За деньги; - За какие-либо услуги.

Кто предлагал?

-Друзья.

-Знакомые.

-Ровесники.

-Взрослые.

-Другое (допишите)

15.Чего бы тебе больше всего хотел


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Молодёжь за здоровый образ жизни»

Создание доступной психолого-педагогической помощи школьникам, направленной на профилактику злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде....

Проект "Школа- территория Здоровья"

Программа "Школа - Териитория Здоровья"...

Проект «Лето – территория здоровья»

Проект «Лето – территория здоровья»  направлен на выполнение государственного и социального заказа на сохранение и укрепление здоровья детей и молодёжи.Помимо этого проект предназначен  для ...

Программа проекта по формированию здорового образа жизни обучающихся «Здоровый ребёнок - здоровое общество».

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэ...

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ " МОЙ ГОРОД – МОЕ ПРОСТРАНСТВО" ПРОЕКТ "ЧИСТЫЙ ГОРОД – ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ"

Обоснование актуальности Проекта:  Экологическая проблема в нашей стране и в большинстве стран мира - одна из важнейших экономических и социальных проблем. По мнению ученых, безответственно...

Проект по пропаганде здорового образа жизни «Здоровая еда, ДА!»

Данный проект построен на основе альтернативного метода. Все,  что нельзя заменяется на то, что можно.  Акценты сделаны на правильный здоровый образ жизни и правильные полезные привычки....