Программа проекта по формированию здорового образа жизни обучающихся «Здоровый ребёнок - здоровое общество».
статья по теме

Мальцева Елена Борисовна

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэтому одна из основных задач, котороя стоит  перед учителем иностранного языка это формирование здорового образа жизни и уважения к своему здоровью. Для более эффективного достижения практических, образовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых необходимо использовать здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii_na_urokakh_iya.rar625.24 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье школьников как педагогическая проблема

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

Исследования ученых показывают, что с каждым годом уменьшается число первоклассников с сильным типом нервной системы, для которых характерны высокая работоспособность,  подвижность нервных процессов, быстрая реакция на изменение ситуации,  быстрый темп речи и действий.

Все больше приходит в школу детей, которые легко утомляются, медленно включаются в учебную деятельность и для которых характерно неустойчивое внимание.

В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой.

Учёные утверждают, что на здоровье ученика воздействуют следующие факторы: 10% - гигиена, 10% - программы и учебники, 10% - медицинское сопровождение образовательного процесса, 20% - организация образовательного процесса. Остальные 50% - это воздействие учителя.

По данным этого же института, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза патология органов пищеварения.

Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса.

В связи с этим на сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Таким образом,  актуальным представляется сегодня формирование здоровьесберегающей среды обучения.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

Программа проекта по формированию здорового образа жизни обучающихся

«Здоровый ребёнок - здоровое общество».нм

Актуальность Программы:  Программа ориентирована на решение таких значимых проблем как: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки  района и села, изменение отношения к своему здоровью.

Программа построена на основе:

  • принципа учета индивидуальных возможностей и способностей школьников, который предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему содержания, и, соответственно, помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником;
  • принципа охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка, предполагающего создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях, экологических акциях (утренней гимнастике, динамических паузах, прогулках, экскурсиях и т.д.).

Целью программы является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития здорового,   ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

ОСНОВНЫЕ   НАПРАВЛЕНИЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1.      Учебно-воспитательная работа

  • правильная организация учебно-воспитательного процесса с учётом здоровьесберегающих технологий;
  • организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся с целью обеспечения адаптации к новым условиям;
  • организация  развлекательных, музыкальных, оздоровительных перемен, физкультурных пауз, физминуток, гимнастики для глаз  и дыхания, упражнений, корректирующих осанку, эмоциональных разрядок на уроках,чередование позы с учетом видов деятельности;
  • проведение  классных часов, внеклассных мероприятий, интегрированных уроков с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • контроль за выполнением норм самообслуживания;
  • контроль за правильным использованием ТСО;

2.      Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания:

  • создание «Паспорта здоровья»;
  • создание портфолио учащихся;
  • осуществление контроля за соблюдением норм учебной  нагрузки (дневной, недельной, годовой);
  • проведение валеологической оценки степени трудности и новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп;

3.      Профилактическая и коррекционная работа  предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья обучающихся, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.

  • формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся;
  • мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация;
  • организация двухразового питания и контроль  пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов, витаминизированность);
  • контроль за состоянием рабочей мебели;
  • ознакомление с конечным результатом медосмотра и диспансеризации учащихся;
  • контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы.
  • профилактика утомляемости школьников, охрана зрения, опорно-двигательного аппарата;

4.      Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная:

  • использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций и бесед, классных часов, внеклассных мероприятий,  в том числе, с привлечением работников медицинских учреждений, родителей, проведение дней здоровья, экскурсий, прогулок;
  • использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек).

       

Я остановлюсь на функции учителей-предметников, а именно учителей иностранного языка.  Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. С первых уроков учащиеся учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому для более эффективного достижения практических, образовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых необходимо использовать здоровьесберегающие технологии.
         Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Структура урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма школьников и как следствие, на работоспособность, поэтому весьма большое значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности.

Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников. Во время фазы вырабатывания (первые 3-5 минут урока) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам возможность войти в работу.  В период оптимальной устойчивой работоспособности нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление. Последние минуты урока, когда имеет место небольшое повышение работоспособности целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание учащихся на узловые моменты пройденного.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока


Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.
Максимальная работоспособность

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Организация учебной деятельности учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий

Критерии

здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.

Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке:

учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей);

ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Темп окончания урока

        Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм” – необходимые элементы на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
      Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления
      Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.  Разноуровневые задания способствуют повышению здоровья учащихся.         Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок, позволяет избежать монотонности на уроке.
Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по календарно – тематическому планированию. На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку. Моментом релаксации можно также считать песни.

Элементы здоровьесберегающих технологий:

- Зарядка с использованием движения, песен, танца
- Игра

Виды разрядок

-физкультминутка

-упражнения для коррекции осанки

-музыкальная пауза

-дыхательные упражнения

-упражнения для глаз

-релаксация

В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроке.
Игра на уроке. 
      Одной из важнейших форм релаксации является игра. Но не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, способствующая отдыху, вызывающая положительные эмоции, лёгкость и удовольствие. Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться.
Игра дает обучающимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.
Виды игр:
1. Ролевые игры;
2. Коммуникативные игры:
А) речевые
Б) аудитивные
3. языковые игры:
А) фонетические
Б) орфографические
В) лексический
Г) грамматические.

Песни на уроках

         Овладение иностранным языком неразрывно связано с приобщением ученика к иноязычной культуре, формированием у него способности и готовности понять и принять культуру носителей изучаемого языкаПесня является элементом здоровьесберегающих технологий, которые используются для того, чтобы дать детям возможность снять умственное напряжение и усталость, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала и способствуют созданию психологического комфорта на уроке. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т.д.; песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус. Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.

      Создание системы индивидуальной работы на уроках. Профилактика травматизма на уроках.

       Индивидуальная работа со слабоуспевающими и учащимися, имеющими пробелы в знаниях.

       Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Непродолжительные отклонения нужны для отдыха и расслабления. На уроках часто предлагаю учащимся периодически постоять. Смена позы благотворно сказывается на работоспособности.
      Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

       В курсе «Английский язык» в учебниках содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, режиму дня, которое раскрывается на уроках при изучении тем: «Спорт, спортивные увлечения», «Спортивный праздник», «Занятия спортом», «Мои друзья и мы», «Совместные занятия и увлечения», «Моя семья и я – здоровье», «Помощь друг другу», «Времена года», «Мой день», «Распорядок дня» и др.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели и задач обучения.

И в заключение необходимо отметить, что для снятия напряжения недостаточно проводить специальную релаксацию или аутогенную тренировку, необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринуждённо, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

Давайте помнить о том, что  «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,  сделайте его  крепким  и здоровым».

Литература

  1. festival.1september.ru/articles/412411/
  2. festival.1september.ru/articles/507335/
  3. 21412s10.edusite.ru/DswMedia/naurokaxinostrancev.doc
  4. ucheba.com/met.../formir_sredy.htm
  5. gymn192.minsk.edu.by/sm.aspx?uid=30739
  6. журнал «Иностранные языки в школе» №2,2007 год, №8,2006 год.
  7. Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2005 год, стр. 15 – 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...

Необходимые условия формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся.

Низкий уровень здоровья школьников вызывает большую тревогу. Создатель здоровьеоберегающей педагогики академик В. Ф. Базарный относит здоровье к категории педагогической, т. к. «видовые резервы ...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Формирование здорового образа жизни обучающихся ГБОУ СОШ №1652»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Формирование здорового образа жизни обучающихся ГБОУ СОШ №1652»...

Формирование здорового образа жизни как социальная проблема современного общества

    Образовательный процесс в средней школе предполагает не только обучение и воспитание, но и сохранение и оздоровление подрастающего поколения. Поэтому проблема поиска новых техноло...