ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Формирование здорового образа жизни обучающихся ГБОУ СОШ №1652»
учебно-методический материал на тему

Колесникова Екатерина Владимировна

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Формирование здорового образа жизни обучающихся ГБОУ СОШ №1652»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

«Формирование здорового образа жизни обучающихся ГБОУ СОШ №1652»

Москва 2012

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ЖИЗНЕННОГО СТИЛЯ, ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Паспорт профилактической программы ГБОУ СОШ №1652

Наименование Программы

Профилактическая   программа   формирования здорового образа жизни обучающихся ГБОУ СОШ №1652

Основание для разработки

1.        Конвенция о правах ребенка

2.        Закон об образовании РФ

3.        Городская целевая программа развития образования «Столичное образование – 5»

4.        Городские  и   окружные   образовательные  и  профилактические программы

5.        Устав ГБОУ СОШ №1652                                                                                    

Разработчики программы

Социальный педагог,

 зам. директора по ВР

Цель Программы

Воспитание у обучающихся культуры здорового образа жизни, что подразумевает:

•        Сохранение  и  укрепление  здоровья  обучающихся,  повышение
качества их жизни.

•        Формирование потребности вести здоровый образ жизни.

•        Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и
препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами

Задачи Программы

1.        Осуществление  мероприятий  по  профилактике  правонарушений,
безнадзорности,      формированию      здорового      образа     жизни,
воспитанию толерантности и уважения к правам человека

2.        Охрана и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы

3.        Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня
физической подготовки

4.        Формирование у учащегося устойчиво отрицательного отношения к
«первой пробе»

5.        Разработка   эффективных   механизмов   совместной   деятельности
различных      секторов      воспитательной      системы      гимназии,
родительских организаций и ученического соуправления

6.        Формирование морально-волевых качеств

7.        Создание    условий    для    открытого    доверительного    общения,
восприятия информации, творческой атмосферы работы

8.        Направленное      осознание      имеющихся      личных      ресурсов,
способствующих формированию здорового образа жизни

Сроки и этапы реализации

Программа рассчитана на 2012-2014 годы

Этап разработки программы: август - сентябрь-2012 г.

Этап    реализации    программы    воспитательной    работы    в    рамках

предлагаемой концепции: 2012- 2013г., 2013-2014 учебные годы

Этап рефлексии: май - июнь 2014 г.

Исполнители Программы

Зам директора по ВР – Мололетнева И.А., социальный педагог -  Анохина О.А, Совет по профилактике правонарушений,   психолого-педагогическая   служба,   методические   объединения классных     руководителей,     методические     объединения     педагогов дополнительного образования, зам директора по школе полного дня – Исаева В.П., родительские комитеты школы, Школьный Парламент.

Перечень разделов Программы

1.   Работа   социального   педагога   в   свете   программы   «Столичное образование-5»

2.   Профилактическая программа формирования здорового образа жизни обучающихся ГБОУ СОШ №1652.

3.   Особенности      предлагаемой      профилактической      программы формирования здорового образа жизни в ГБОУ СОШ №1652.

4.   Перспективы развития  профилактической системы  ГБОУ СОШ №1652.

Ожидаемые конечные результаты Программы

Разработка     эффективных     механизмов     совместной     деятельности

различных секторов воспитательной системы школы, родительских

советов и органа ученического самоуправления-ШП.

Проведение     психолого-педагогических  лекториев для родителей и учащихся школы.

Уменьшение числа «трудных» подростков в школе.

Активное вовлечение учащихся школы в работу кружков и секций дополнительного образования, участие в общешкольных, окружных и городских конкурсах, соревнованиях и фестивалях.

Воспитание потребностей в здоровом образе жизни у обучающихся.

Система организации контроля за исполнением Программы

Секторы   воспитательной   системы   представляют   отчеты   по   итогам работы за год социальным педагогом и зам. директора по ВР.

Итоговый отчет  о  работе  органа школьного  самоуправления   составляется старшим вожатыми  и предоставляется зам. директору по ВР. Итоговый отчет и анализ годовой работы составляются социальным  педагогом  и   зам.   директора   по   ВР  и предоставляются директору ГБОУ СОШ №1652 и специалистам ЦОУО ДО и  ОМЦ ЦОУО в отчетные сроки.

Объемы и источники финансирования

В соответствии с бюджетным финансированием ГБОУ СОШ №1652 и решениями родительского комитета школы об оказании финансовой помощи и поддержки при реализации проекта.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Профилактической программы формирования здорового образа жизни

обучающихся в ГБОУ СОШ №1652 ЦОУО ДО г. Москвы»

1. Профилактическая работа образовательного учреждения в рамках

реализации программы «Столичное образование - 5»

Современная школа немыслима без воспитательного процесса, так как именно он оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование человеческой личности. В процессе воспитания происходит передача культурных и моральных ценностей, накопленных человечеством за многотысячелетнюю историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как и чему воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на плечи воспитателей большую ответственность. Особенно мы осознаем эту ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни. Без профилактической работы по сохранению здоровья подростков и Молодежи, по недопущению их приобщения к алкоголю и наркотикам невозможно говорить о будущем нашего общества.

Перед образовательными учреждениями г. Москвы стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе. Определиться с приоритетными направлениями данной работы помогает программа «Столичное образование - 5». В ней указаны следующие направления, требующие повышенного внимания со стороны воспитательных систем образовательных учреждений города: формирование

социально  активной  личности, формирование культуры  здорового  образа  жизни,   активное

вовлечение семьи в процесс воспитания, обеспечение деятельности детских ученических объединений и кружков по интересам в образовательных учреждениях, формирование толерантности и способности к осознанному выбору у обучающихся, сопротивление вредным, асоциальным привычкам.

В связи с этим мы определяем конечную цель профилактической работы школы следующим образом: воспитание у обучающихся культуры здорового образа жизни, что подразумевает:

•          Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение качества их жизни.

•          Формирование потребности вести здоровый образ жизни.

•    Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами.

Анализ воспитательной и профилактической работы школы в 2011-2012 учебном году, городской целевой программы «Столичное образование - 5», окружных профилактических программ, социально-гуманитарного образования и воспитания в 2012-2016 учебном году перед воспитательной системой школы стоят следующие задачи:

1. Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека;

2.  Совершенствование организации воспитательной и профилактической работы, работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся;

3. Разработка эффективных механизмов совместной деятельности различных секторов воспитательной системы школы, родительских комитетов и ученического самоуправления;

4. Осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека

5.    Охрана и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы

6.    Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовки

7.    Формирование у учащегося устойчиво отрицательного отношения к «первой пробе»

8. Разработка эффективных механизмов совместной деятельности различных секторов воспитательной системы школы, родительских комитетов и ученического самоуправления

9.   Формирование морально-волевых качеств обучающихся

10. Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы

11. Направленное осознание имеющихся личных ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни обучающихся

12. Основными принципами, лежащими в основе функционирования данной профилактической программы, являются:

•    Дифференцированность: учет возрастных особенностей и специфики работы с детьми «группы риска».

•      Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, что является одним из основных моральных барьеров на пути формирования асоциальных форм поведения.

•    Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы (социальное, психологическое, образовательное направления).

•       Последовательность

•       Преемственность.

Реализация данных целей и задач предполагает продолжение функционирования тех содержательных линий воспитательной системы гимназии, направленных на профилактическую работу, которые показали свою успешность и эффективность в предыдущий период.

2. Профилактическая программа формирования здорового образа жизни

обучающихся в ГБОУ СОШ№1652

Профилактический процесс, организуемый школой, сочетает в себе два подхода -личностно-ориентированный и деятельностный. Формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, разностороннее образование, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения невозможно без признания неповторимости и ценности личности каждого ребенка. Только такая личность сможет найти свое место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.

Стержнем воспитания и профилактики является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции учащихся, что позволяет определять его как процесс формирования отношений ребенка к действительности. Взаимосвязь желаемых результатов воспитательной работы и содержания процесса воспитания в рамках ГОУ СОШ №1652 представлены в Приложении 1. Конечной целью деятельности этих направлений являются формирование личности духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности; гуманной, стремящейся к миру и добрососедству, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи; свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, свободным выбором содержания жизнедеятельности; любящей свою малую и большую Родину; ведущей здоровый образ жизни.

Построение данной профилактической программы предполагает, что  попадание обучающихся в «группу риска»  в ГБОУ СОШ №1652  влияют следующие факторы:

•    Дисгармоничная семья;

•    Соматические заболевания;

•    Неблагополучные ситуации в отношениях со   сверстниками;

• Нарушения в эмоциональной сфере (обидчивость, агрессивность, замкнутость,                     раздражительность и т.д.);

•    Средовая адаптация;

•    Просчеты школы в учебной деятельности.

Программа профилактической работы школы основывается на признание необходимости реализации следующих основных положений:

•    Формирование ценностного отношения к себе и к своему здоровью;

•    Работа с тревожностью, поиск личностных ресурсов дня снятия стресса;

•    Работа с агрессией, поиск личностных ресурсов и обучение навыкам конструктивного выхода из конфликта;

•    Развитие позитивного образа Я;

•    Развеивание «мифов» о психотропных веществах и наркосодержащих препаратов;

•    Обучение неагрессивным социальным навыкам;

•   Формирование собственной позиции по отношению к манипулированию  со стороны рекламы;

•    Формирование ответственного поведения;

•    Обучение методам саморегуляции и самоконтроля.

Программа профилактической работы на 2012-2013 учебный год

Ключевые компоненты

Формы работы

сроки

ответственные

1. Диагностическая работа с обучающимися

1) Целенаправленная работа по диагностике детей, поступающих в школу.

Изучение документов, личных дел, беседы с родителями, работа с детьми

Сентябрь-

октябрь 2012

Мололетнева И.А., Аношина О.А., Мирлян С.В.,

Савина Г.М.

2) Изучение детей и составление индивидуальных психолого-педагогических карт на учащихся.

Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения, заполнение индивидуальных карт.

Август – ноябрь 2012

Классные руководители, Аношина О.А., Мирлян С.В., Родители.

3) Наблюдение за адаптацией школьников 5, 10-х классов.

Индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщение к творческим делам класса, школы, запись в кружки, секции; составление социального паспорта класса.

Сентябрь октябрь 2012

Классные руководители.

4) Работа классных руководителей по изучению личности каждого ребенка и выявлению причин неадекватного поведения:

слабоуспевающие и

неуспевающие;

соматически ослабленные;

дезаптация, конфликтность

личностной особенности; семейные взаимоотношения социальное окружение; ошибки педагогов

Тестирование и анкетирование, трудовые десанты, классные часы, рейды в семьи, дежурство по школе, консультации по предметам. Родительский всеобуч, тренинги общения.

В течение года.

Классные руководители, Аношина О.А.,

Мирлян С.В.

2. Педагогическое просвещение классных руководителей, учителей-предметников, родителей.

Учебно-просветительская работа классных руководителей, учителей, родителей.

Семинары, родительский всеобуч, лектории, малые педсоветы, психолого-педагогическая служба

В течение года

Иванова В.В.,

Савич М.Ю.,

Мололетнева И.А,

Мирлян С.В.

3. Профилактическая работа со школьниками.

Коррекционная работа с детьми«группы риска».

Тренинг психолога, организация свободного и учебного времени, специальные формы поощрения и наказания, развитие интересов содействия индивидуальной работе, устройство отдыха на каникулах.

В течение года.

Аношина О.А., Мирлян С.В., классные руководители.

4. Подведение итогов.

Подведение итогов профилактической работы всего педколлектива, рассмотрение предложении, рекомендации по данной проблеме.

«Круглый стол», конференция, семинар, педсовет.

Апрель-май 2013

Иванова В.В.,

Савич М.Ю.,

Мололетнева И.А., Аношина О.А., Мирлян С.В.

План профилактической работы на 2012-2013 учебный год

мероприятия

сроки

ответственные

1. Работа с педагогами.

1.

Деловая игра:

«Портрет идеального учителя»

«Портрет идеального ученика»

Декабрь 2012

Мирлян С.В.

2.

«Круглый стол»: критерии эффективного урока проблемы взаимодействия учащихся и педагогов.

Ноябрь 2012

Мирлян С.В.,

Аношина О.А.,  классные руководители

3.

Детско-родительские психологические игры: «Волшебный цветок» «Театр звезд» «Радуга мыслей»

Декабрь-Январь 2013

Мирлян С.В.,

Аношина О.А.,  классные руководители.

2. Работа с родителями.

1.

Дни Открытых дверей для родителей

В течение года

Иванова В.В.,

Савич М.Ю.,

Мололетнева И.А.

2.

Родительский лекторий:

а) Зона права и зона ответственности несовершеннолетних.

б) Профилактика СПИДа и ранних половых связей у подростков.

в) Проблемы семейного воспитания.

г) Стрессы и их преодоление: подготовка учащихся к экзаменам.

В течение года

Мирлян С.В.,

Аношина О.А.,  Мололетнева И.А.

3.

Индивидуальные консультации у специалистов. Работа приемной «спроси у специалиста».

В течение года

Мирлян С.В.,

Аношина О.А.,  Мололетнева И.А.

3. Работа с детьми

1.

Диагностика проблемных детей.

В течение года

Мирлян С.В.,

Аношина О.А.

2.

Индивидуальные консультации с проблемными детьми.

В течение года

Мирлян С.В.,

Аношина О.А.

3.

Тренинг общения и ролевого поведения с педагогами.

По плану работы психолога

Мирлян С.В.

4.

Психолого-педагогические консультации.

В течение года

Мирлян С.В.,

Аношина О.А,

классные руководители.

5.

Индивидуальная работа с детьми «группы риска» по вовлечению в кружки, секции дополнительного образования, факультативы.

В течение года

Аношина О.А.,  Мололетнева И.А., классные руководители.

6.

Советы по профилактике правонарушений.

Внеплановое заседания Совета (по мере необходимости).

В течение года

Аношина О.А.,  Мололетнева И.А., Мирлян С.В.,

 классные руководители.

7.

Беседы по профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения.

В течение года

Поликлиника №5, наркологи, классные руководители.

8.

Классные часы, конференции по правовой культуре. Участие в месячнике правовых знаний.

В течение года

Классные руководители, Аношина О.А.,  Мололетнева И.А.

9.

Организация летнего отдыха.

Апрель, май 2013

Аношина О.А.,  Мололетнева И.А., классные руководители.

4. Работа с органами системы профилактики безнадзорности правонарушений

несовершеннолетних

1.

Сверка базы данных учащихся, состоящих на профилактическом учете в ОДН ОВД, КДНи ЗП Красносельского р-на

Один раз в квартал

Мололетнева И.А.

2.

Выявление и своевременный обмен информацией о семьях, находящихся в социально опасном положении

Один раз в квартал

Мололетнева И.А., Аношина О.А.

3.

Совместное обследование семей, находящихся в социально опасном положении

В течение года

Мололетнева И.А., Аношина О.А.

4.

Выявление, обмен информацией и работа с несовершеннолетними обучающимися, длительное время не посещающими школу без уважительных причин

В течение года

Мололетнева И.А., Аношина О.А.

5.

Своевременное информирование ОВД р-на Красносельский о дате, времени и месте проведения школьных мероприятий

В течение года

Мололетнева И.А.

6.

Проведение профилактических мероприятий, направленных на пресечение, предупреждение и выявление распространения наркотических, токсических и других психоактивных веществ, среди обучающихся школы, в том числе на прилегающей к ней территории

В течение года

Мололетнева И.А., Олюнина Т.Н.

7.

Профилактические беседы с учащимися и их родителями

В течение года

Школьный инспектор ОВД р-на Красносельский

8.

Профориентационная работа. Участие в днях открытых дверей учреждений ГУВД г. Москвы.

В течение года

Аношина О.А.,  Мололетнева И.А., Мирлян С.В.,

ОВД р-на Красносельский

9.

Выступление на родительских собраниях и лекториях

В течение года

Школьный инспектор ОВД р-на Красносельский

10.

Обучение сотрудников и повышение квалификации

В течение года

Наркодиспансер №2

11.

Организация и проведение профилактических мероприятиях в рамках рейдов «Подросток»

В течение года

ОДН ОВД

КДНи ЗП р-на Красносельский

12.

Классные часы по Правилам дорожного движения

В течение года

ГИБДД ЦАО по г. Москве

13.

Конкурс рисунков по Правилам дорожного движения

В течение года

ГИБДД ЦАО по г. Москве

14.

Участие в окружном конкурсе «Безопасное колесо»

В течение года

ГИБДД ЦАО по г. Москве

Циклограмма работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в школе.

Недели месяца

1-я

2-я

3-я

4-я

понедельник

Контроль за профилактической деятельностью педагогов

Проверка документов

Посещение уроков

Посещение

внеклассных

мероприятий

Проверка документов

вторник

День индивидуальной работы с учащимися

Наблюдение за

состоянием и

внешним видом

неблагополучных

учащихся.

Посещение

уроков.

Собеседования с учащимися по замечаниям и докладным.

Индивидуальные беседы с учениками, состоящими на внутришкольном контроле.

Индивидуальные беседы с педагогами и классными руководителями.

Совещание при зам директора по ВР.

среда

Профилактический день

Встреча с инспектором ПДН. Беседы по правопорядку.

Беседы, встречи учащихся со специалистами правоохранитель ных органов, наркологами.

Совет по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних учащихся

Заседание совета школьного самоуправления

Индивидуальная работа с учащимися.

четверг

Подготовка к совещаниям.

Работа со школьной документацией. Индивидуальные консультации специалистов, учителей-предметников.

пятница

День общения с родителями.

Индивидуальные встречи, беседы.             Консультации различных специалистов.

Основные профилактические мероприятия на 2012-2013 учебный год:

  1. Проведение месячника «Снова в школу» (сентябрь)
  1. Адаптационная игра в 5-х классах «Все мы разные» (1 сентября)
  2. Проведение праздника «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики» (сентябрь)
  3. Проведение выставки декоративно-прикладного творчества «Очей очарование» (октябрь)
  4. Круглый стол с школьным инспектором ОВД р-на Красносельский «Зона права и зона ответственности несовершеннолетних» (октябрь)
  5. Акция «Самый культурный класс» (2-Зраза в год)
  6. Проведение международного дня Толерантности (ноябрь)
  7. Акция «Мы выбираем жизнь», посвященная дню борьбы со СПИДом (ноябрь-декабрь)
  8. Конференция «Права человека» (декабрь)
  9. Встреча с представителями наркологического диспансера №2 «Вредные привычки – как им противостоять?»
  10. Проведение месячника правовых знаний (декабрь)
  11. Экологическая акция (февраль-март)
  12. Участие в акции «Милиция и дети» (март)
  13. Проведение дня здоровья (апрель)
  14. Встреча с работниками правоохранительных органов «Жизнь с достоинством – что это значит?» (апрель)
  15. Акция «Самый спортивный класс» (2-3- раза в год)
  16. Участие в акции «Копилка добрых дел» для ветеранов ВОВ, детей-сирот, лиц с ограниченными возможностями (в течение года)
  17. Участие в акции «Замени сигаретку на конфетку» (май)

Методы работы при реализации профилактической программы формирования здорового образа

жизни:

1.   Групповые развивающие занятия;

2.   Тренинги;

3.   Дискуссии;

4.   Мозговые штурмы;

5.   Беседы;

6.   Лекции;

7.   Ролевые игры;

8.   Индивидуальные беседы;

9.   Круглые столы;

10. Совещания;

11. Конференция;

12. Проведение психологических тренингов.

13. Тестирование

14. Анкетирование

15. Мероприятия и уроки профилактической направленности

Социальное партнерство.

В целях повышения эффективности профилактической работы школа 1652 тесно сотрудничает с сотрудниками ОВД ПДН, КДНи ЗП р-на Красносельский, центром социального обслуживания «Красносельский», социально-реабилитационным центром «Красносельский», наркодиспансером № 2 ЦАО, детской поликлиникой №5, детской библиотекой №11, межрайонным центром «Дети улиц», центром внешкольной работы «На Ватковском», центром внешкольной работы «На Миуссах», центром внешкольной работы «На Русаковской».

Взаимодействие с внешними для школы структурами происходит по согласованному в начале года плану, профилактическую работу в школе курируют специалисты учреждений.

Основные направления сотрудничества:

1. ОВД р-на Красносельский:

  • Работа с учащимися, стоящими на ВШК (профилактические беседы с учащимися и их родителями)
  • Выступление перед учащимися:
  • Позитивная профилактика курения, алкоголизма, наркомании и других видов асоциального

поведения (6 кл)

  • Профилактика правонарушений. Уголовная и административная ответственность (7-8 кл)
  • Профилактика наркомании и токсикомании. Уголовная ответственность несовершеннолетних

(9-10 кл)

  • Профилактика наркомании и токсикомании. Недопущение правонарушений (6 кл)
  • Умение сказать «Нет наркотикам!» (6 кл)
  • Профилактика правонарушений. Неформальные объединения. (7-8 кл)
  • Недопущение правонарушений во время весенних каникул (6-8, 9-11 кл)
  • Экскурсия в колледж ГУВД г. Москвы (учащиеся 9-10 классов)
  • Игра по профилактике «Курить не модно» (для 6 кл)
  • Выступление на родительском собрании «Причины правонарушения в подростковом возрасте»

2. Наркодиспансер №2

-  Обучение сотрудников (повышение квалификации психолога, социального педагога).

-  Семинар - тренинг «Профилактическая работа с детьми и подростками, направленная на

формирование здорового жизненного стиля и профилактику злоупотребления психоактивными

веществами»

3. Детская поликлиника №5

- посещение больницы, беседы с врачами (рассказ об истории болезни пациентов больницы, просмотр видеофильма - видео-письмо больных школьникам, сделано по инициативе врачей больницы)

- лекции нарколога «Причины и профилактика инфекционных заболеваний», «Как уберечь себя от опасности - что должен знать каждый подросток» (7-11 классы)

4. ГИБДД ЦАО по г. Москве

- классные часы по правилам дорожного движения (6-8 кл. один раз в четверть, 9-11 кл. один раз в полугодие)

- конкурс "письмо водителю" (6-8 кл.)

- конкурс плакатов по правилам дорожных движения (6-11 класс)

Положительным результатом работы по профилактике правонарушений среди учащихся школы можно считать:

- снижение количества «трудных» детей, состоящих на внутришкольном учете (по итогам 2009-2010 уч. года – сокращение количества учащихся, состоящих на внутришкольном учете);

- высокая активность и мотивация учащихся при подготовке общешкольных профилактических мероприятий.

5. Межрайонный центр «Дети улиц»

  • психологические тренинги с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете, учащимися «группы риска»;
  • участие в добровольческих акциях по оказанию помощи ветеранам ВОВ, уборке захоронений ветеранов ВОВ на Ваганьковском кладбище;
  • участие в совместных рейдах по пропаганде здорового образа жизни «Замени сигаретку на конфетку», «Быть здоровыми – быть сильными», «Молодое поколение выбирает здоровый образ жизни»;
  • проведение круглого стола «Мой стиль – здоровье и успех»

Положительным результатом работы по профилактике правонарушений среди учащихся школы можно считать:

  • ученица 10 «А» класса Гелишвилли Д. – стала «Лучший волонтер 2011» по ЦАО;
  • Более 120 учащихся школы вовлечены в добровольческое движение;
  • Проведено 18 добровольческих акций.

3. Особенности предлагаемой профилактической программы формирования здорового жизненного стиля, здорового образа жизни в школе №1652.

Указанное содержание воплощается в разрабатываемых и внедряемых на практике новых моделях профилактического процесса.

В условиях гимназии, когда обучающиеся загружены учебными занятиями, особое значение приобретает взаимосвязь и взаимопроникновение учебной и внеурочной работы. Можно привести несколько успешных примеров из практики школы №1652.

В течение 2010 - 2011 и 2011 - 2012 учебных годов разрабатывалась и реализовывалась комплексная образовательно-воспитывающая программа «День здоровья». Широкое понимание термина «здоровье» (и телесное, и духовное, и экологически чистая среда обитания) позволило провести в её рамках как уроки по биологии, психологии, физической культуре, так и внеклассные мероприятия, направленные на формирование культуры здорового образа жизни, любви к родной природе, уважительного, толерантного отношения к окружающим людям. Подготовка данных мероприятий проводилась не только педагогическим коллективом школы, но и школьным самоуправлением, родительскими комитетами классов; к участию в воспитательных мероприятиях привлекались сотрудники ряда организаций, занимающихся профилактической работой среди подростков и молодежи.

Программа была рассчитана на весь учебный год, однако в ней были предусмотрены знаковые общешкольные мероприятия, призванные, наряду с основной целью воспитательной работы школы, способствовать формированию корпоративной культуры гимназистов, осознанию единства педагогического коллектива, обучающихся и их родителей, общности стоящих перед ними целей.

Заложенные традиции в реализации программы «День здоровья» постоянно пополняются новыми мероприятиями. Так, ежегодно весной выделяется целый день - «День здоровья», когда в рамках гимназии проводятся игры, тренинги, специальные занятия, конкурс домашних любимцев, а с текущего учебного года он дополнен проведением осеннего туристического слета, позволяющего применить полученные в течение уроков навыки на практике, оценить себя и своих товарищей в новой обстановке. Выполнение командных заданий в течение слета позволяет по-новому оценить всем известные правила и нормы поведения, увидеть практический смысл в их содержании.

Говоря о конкретных результатах данной программы, можно отметить возрастающую сплоченность ученических и родительских коллективов классов, более бережное отношение учащихся к окружающей среде, своему здоровью и окружающим. Проведенные опросы показывают, что такие формы работы, сочетающие традиционные уроки с игрой, соревнованием, практической деятельностью, вызывают большой интерес у учащихся. О положительном воспитательном эффекте данной программы можно судить по данным Совета по профилактике правонарушений.

Взаимопроникновение профилактической и учебной работы происходит и на уроках, разрабатываемые педагогами школы №1652 в течение года, как для «Дня здоровья», так и с учетом возможностей, предоставляемых федеральными учебными программами.

К числу наиболее успешных разработок 2011-2012 уч. года можно отнести следующие занятия:

1. "Загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы, возможные пути их решения" (11кл)

Учитель: Паравян Адрине Юрьевна

Тип урока: урок - «круглый стол»

Цели и задачи урока: расширить представление учащихся об экологических проблемах современности и способах рационального природопользования; продолжить формирование умений работать с различными источниками информации.

2. «Курение- все доводы только «против» (10 кл)

Учитель: Игнатова Наталья Александровна

Форма урока: урок-конференция с элементами ролевой игры.

Цель урока: довести до сознания школьников опасность и вред курения для здоровья самого курильщика и окружающих людей. Выяснить уровень жизненных впечатлений и знаний ребят о табакокурении, понимания ими вреда, наносимого здоровью людей, перенести глобальную проблему вреда курения на личностный уровень.

3. Образовательная игра «Своя игра», посвященная формированию здорового образа жизни (9 кл)

Учитель: Новикова Елена Юрьевна

Цель урока - на материалах игры познакомить учащихся с некоторыми интересными фактами и сложностями при формировании у себя здорового образа жизни, в том числе на примерах жизни знаменитых людей (на пример А.Конан Дойль, Г.Нельсон и др.).

4. Классный час «Человек и природа» (8 кл)

Учитель: Молостовкина Людмила Борисовна

Цели: формирование бережного отношения к природным богатствам и окружающей среде, воспитание любви к Родине, уважение к ее историческому наследию, развитие эстетических навыков и умений учащихся.

5. «Оказание первой доврачебной помощи на месте происшествия» (10 кл)

Учитель: Игнатова Наталья Александровна

Цель:

1) объяснить, по каким признакам можно обнаружить нарушение основных функций жизнедеятельности организма;

2) обучение тактике и методам оказания первой помощи на месте происшествия;

3) обучение и отработка навыков сердечно-легочной реанимации.

4) разработка способов организации первой помощи в психологически сложной ситуации. Оборудование: учебный тренажер «Гоша», видеофрагмент

6. «Достойно осмеяние всеобщего...» (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор») 9 класс 

Учитель: Новикова Екатерина Юрьевна

Цели урока:

1. Проанализировать ключевые сцены комедии; расследовать причины, повлекшие нарушение закона, развала суда, образования, связи, благоустройства, здравоохранения.

2.  Помочь следствию своими показаниями, выразить собственное понимание авторского текста, определить личностную позицию.

3. Помочь почувствовать ответственность за судьбу отечества. Форма урока: урок-расследование

7. Инерция (профилактика травматизма) 7 класс 

Учитель: Мололетнева Инна Александровна

Цели и задачи урока:

а)  изучить: физическое явление - инерцию, научиться: пользоваться понятиями инерция, инерциальное движение, проанализировать: случаи травматизма в общественном транспорте в начале движения и во время торможения и при передвижении человека по скользкой поверхности или при быстром движении;

б) развивать: логическое мышление, умение объяснять наблюдаемые явления физическими терминами; умение предвидеть движение тела, находящегося в движущейся неравномерно системе;

в)   воспитывать: интерес к изучению физики, культуру поведения в общественном транспорте.

8.  Урок психологии «Я боюсь? Я не боюсь!» 5 класс 

Педагог-психолог: Аношина Ольга Андреевна

Цель урока: научить детей распознавать свои школьные страхи, помочь найти способы их преодоления, снизить школьную тревожность.

Проведение педагогическим коллективом гимназии большой экспериментальной работы позволило накопить немалый опыт в организации сотрудничества учащихся и учителей в проектной деятельности. Этот опыт позволяет вести работу по повышению эффективности

функционирования школьного соуправления, привлечению гимназистов к участию в социальном проектировании. В ходе данной работы успешно осуществляются задачи профилактики правонарушений, приобщения обучающихся к здоровому образу жизни, социализации учащихся. Об этом свидетельствую успехи учащихся гимназии, принимавших участие в ряде конкурсов воспитательной направленности.

Большую роль в реализации профилактической программы по формированию здорового жизненного стиля, здорового образа жизни играет инициатива учащихся, входящих в Совет школьного соуправления. Они участвуют в организации и проведении традиционных профилактических мероприятий: Неделя вежливости, День матери, День здоровья. Следует отметить, что школьное соуправление играет большую роль в процессе социализации гимназистов, позволяет им выявлять лидерские качества, раскрывать свой творческий потенциал. Умение правильно оценивать необходимое направление саморазвития, свои ресурсы и возможности закладывается именно во время самостоятельной деятельности в рамках относительно социально контролируемой социализации во время обучения в образовательном учреждении. Чем больше возможностей для получения реального опыта жизни в обществе будет у учащегося, тем больше у него будет возможностей осуществить правильный выбор во взрослой жизни.

4. Перспективы развития и задачи воспитательной и профилактической системы школы №1652 в 2012 - 2013 учебном году

Воспитательная и профилактическая система школы №1652 находится в состоянии постоянного совершенствования. Её открытость свидетельствует о постоянной готовности ответить как на любое конкретное событие в жизни образовательного учреждения, так и на запросы, предъявляемые к системе образования государством и обществом. В связи с этим главными приоритетами работы воспитателей школы №1652 в 2012 - 2013 учебном году будут:

По контингенту учащихся:

-  Повышение социальной активности учащихся через интеграцию учебного и воспитательного процессов, широкое внедрение проектных методик в воспитательную работу школы.

-  Усиление взаимодействия с социальными партнерами школы по воспитательному направлению работы.

-  Создание и внедрение единой информационной базы на учащихся.

-  Учет профильной подготовки учащихся в воспитательной работе.

-  Создание адаптивной воспитательной среды для разных категорий учащихся.

По кадровому составу:

- Эффективное использование городской системы повышения квалификации классными руководителями и другими специалистами, отвечающими за воспитательную работу в школе.

- Усиление работы МО классных воспитателей с целью повышения эффективности работы с «трудными» обучающими

- Унификация документооборота по воспитательной работе школы на основе федеральных, городских и окружных методических рекомендаций.

-  Отработка новых моделей здоровье сберегающих технологий.

-  Изучение и обобщение опыта талантливых педагогов и воспитателей.

По работе с родителями:

-  Проведение психолого-педагогических лекториев для родителей учащихся школы.

- Организация единого непрерывного педагогического взаимодействия ученик-родитель-учитель.

В связи с данными перспективами развития воспитательной системы школы №1652 определяются и задачи совершенствования профилактической работы по усилению взаимодействия как внутри гимназического коллектива, так и с внешкольными организациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни обучающихся

Презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете школы...

Формирование здорового образа жизни обучающихся как важный сегмент педагогической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ

Опыт работы по организации и проведению уроков ОБЖ по разделу формирования ЗОЖ, уроков здоровья;по реализации образовательных программ по профилактике социально-значимых заболеваний (СЗЗ);по проведени...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Программа проекта по формированию здорового образа жизни обучающихся «Здоровый ребёнок - здоровое общество».

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэ...

Доклад на общешкольном родительском собрании "Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся"

Система работы классного руководителяпо формированию   здорового образа жизни  обучающихся.«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он дел...