Формирование здорового образа жизни как социальная проблема современного общества
статья по биологии

      Образовательный процесс в средней школе предполагает не только обучение и воспитание, но и сохранение и оздоровление подрастающего поколения. Поэтому проблема поиска новых технологий обучения школьников здоровому образу жизни на основе современных методологических принципов является актуальной проблемой науки и практики.

Ведущим критерием оценки работы школы является её здоровьеразвивающая  деятельность, создание образовательной среды для детей с разными образовательными потребностями.

Поэтому именно идея личного здоровья, крепкой семьи, сильного государства вполне может и должна стать той самой национальной идеей, способной объединить все слои общества по решению задачи укрепления экономической и политической мощи нашей страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл формирование ЗОЖ17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни как социальная проблема современного общества  Влияние социальных факторов на здоровье подрастающего поколения

Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни»

 Образовательный процесс в средней школе предполагает не только обучение и воспитание, но и сохранение и оздоровление подрастающего поколения. В настоящее время в образовательных учреждениях наблюдается снижение показателей психосоматического здоровья учащихся ,что объясняется постоянным пребыванием в состоянии стресса, увеличение различного рода  патологий, снижение мотивации обучения. Это связано как с социально-экономическими и экологическими факторами , свойственными кризисному и нестабильному состоянию общества, так и с проблемами современной школы. Научно-технический прогресс, ранняя компьютеризация образования предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям школьников, а поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

 Поэтому проблема поиска новых технологий обучения школьников здоровому образу жизни на основе современных методологических принципов является актуальной проблемой науки и практики. В последние годы доказано, что влияние социальных факторов на здоровье человека составляет 50- 70%. Для школьников социальными являются комплекс организационно-педагогических факторов, существующие технологии обучения, стиль работы учителя, реализация воспитательной установки на здоровый образ жизни, организация и характер психологической поддержки и медицинской помощи, санитарно-гигиенические условия обучения, информатизации  процесса образования  и другие. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, основной задачей школы является целостное формирование потребностей к сохранению и укреплению здоровья, к осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством метода воспитания, самовоспитания, создания программ обучения здоровому образу жизни.

Ведущим критерием оценки работы школы является её здоровьеразвивающая  деятельность, создание образовательной среды для детей с разными образовательными потребностями. Педагогический коллектив гимназии пришел к необходимости создания системы работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей. Определение школы как «опорной» по проблемам формирования навыков здорового образа жизни оказало определенный толчок  к более глубокому осмыслению и разработке этой проблемы.  

       В гимназии были определены основные направления в работе по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию навыков здорового образа жизни:

1 Медико-психологическое сопровождение образовательного процесса.

2.Научно-исследовательская работа учащихся.

3.Рациональная организация учебного процесса.

4.Спортивно-оздоровительная работа.

5.Активный отдых, туризм.

6.Информатизация образовательного процесса.

7.Ведение курса ОПК     

    Определяющим элементом системы работы является анализ состояния здоровья учащихся, который проводится ежегодно. На основе анализа  строится вся работа в школе по сохранению здоровья школьников. В ходе реализации программы «Здоровье» в школе введено обязательное проведение минуты здоровья на уроках, налажена работа спортивных  кружков, осуществляется социально-психологическая поддержка. 

Глубоко прав Гарт Гилмор, автор книги «Бег ради жизни», утверждая: «Полчаса в день на упражнения – довольно выгодное помещение капитала», если учесть, что каждые 30 минут занятий несут десять часов здоровой, радостной жизни.

В гимназии сложилась стройная система внеклассной работы. Традиционными стали иннтелектуально-спортивные соревнования, проведение дней Здоровья, неделей биологии. Каждое мероприятие, становится событием в жизни школы как для учеников, так для педагогов и родителей.

В гимназии осуществляется целенаправленная работа по формированию навыков здорового образа жизни средствами туризма. Важным результатом туристической работы стало то, что никогда во время походов не наблюдается среди учеников  курения, употребления алкогольных напитков.

Одна из основных проблем современной школы перегруз учащихся.    Сегодняшний школьник постоянно  испытывает стресс. Ведь и педагоги, и родители требуют от школьника, чтобы он быстрее читал, быстрее писал, быстрее думал. А ведь любая деятельность может  быть безвредной для здоровья, только если задаваемые нагрузки  соответствуют возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей. При перегрузке ученик или  не выполняет поставленных перед ним задач, или делает это с ущербом для  здоровья.   Так как же успеть за прогрессом? Широкое применение в школе информационных технологий позволит решить эту проблему. В гимназии созданы все условия для того, чтобы активно использовать ИТ в образовательном процессе

 Использование компьютера на уроках – это одно из средств достижения учебных целей, которое обогащает учебный процесс, способствует развитию личности ученика, профессионализма учителя.

Доступ образовательных учреждений к сети Интернет является важнейшим шагом к повышению качества современного образования.

 Сегодня очень остро стоит проблема  нравственности подрастающего поколения. Распространение в молодежной среде алкогольных напитков, наркотиков,  сквернословия ведет в конечном итоге к деградации личности. Поэтому воспитание духовности это не только социальная необходимость, но и педагогическая потребность. Ведение  в гимназии курса ОПК это одно из средств, в решении задачи воспитания духовности подрастающего поколения. Падение физического, нравственного здоровья начинается тогда, когда падает духовная культура, размываются духовные ценности, душа человека опустошается и заполняется негативом. В этой связи система образования и Православная Церковь могут объединить свои усилия по духовно-нравственному возрождению и оздоровлению общества.

Мы не имеем права относиться к своему здоровью только как к личному достоянию, а должны рассматривать его и как общественную ценность, ибо здоровье – это категория, прежде всего медицинская, социальная, экономическая и экологическая.

Сегодня наше государство нуждается в здоровом гражданине, если хочет иметь перспективы развития, бизнес нуждается в квалифицированном, здоровом работнике, если хочет преуспеть, а человек нуждается в здоровье, если хочет обеспечить своё будущее.

Поэтому именно идея личного здоровья, крепкой семьи, сильного государства вполне может и должна стать той самой национальной идеей, способной объединить все слои общества по решению задачи укрепления экономической и политической мощи нашей страны

1 Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. - М., -2000.

2.Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.-Волгоград,1997

      3. Брадик  Г.М., Зайцев Г.К.  Семья-основа здоровья. –Тирасполь,-2008.

      4.Гилмор Г. Физкультура и спорт.-М.,1973.

      5.Марков В.В. Основы ЗОЖ и профилактика болезней.- М.,- 2000.

      6.Перели Б.И., Панова Л.Д., Ганзелюк Р.Л. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся средствами личностно-ориентированного образования. –Рыбница,-2005

       7.Хайруллин Р. Книга о тебе. – Казань, 1983 –( С. 18 – 19 .).

       8. интернет ресурс http://www.znopr.ru/media/interview/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Программа проекта по формированию здорового образа жизни обучающихся «Здоровый ребёнок - здоровое общество».

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэ...

Формирование здорового образа жизни - как актуальная проблема образования

Сегодня важной задачей образования является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребёнка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в ...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровье сберегающих технологий во внеурочное время».

  Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Рост числа заболеваний среди учащихся ОВЗ ...