Главные вкладки

    Необходимые условия формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся.
    статья по психологии по теме

     

    Низкий уровень здоровья школьников вызывает большую тревогу. Создатель здоровьеоберегающей педагогики академик В. Ф. Базарный относит здоровье к категории педагогической, т. к. «видовые резервы жизнеспособности формируются, развиваются и укрепляются в процессе воспитания».

         Твердо убеждена, что образование должно создавать здоровьеоберегающую среду и воспитывать потребность в сохранении и развитии здоровья как ценности.

          Крайне низкий уровень здоровья сегодняшних школьников во многом обусловлен безответственным отношением детей к собственной жизни, недооценкой значения здоровья и последствий ведения неправильного образа жизни, употреблением наркотических веществ: алкоголя, табака, наркотиков.

    Специалисты на основании эпидемиологических данных указывают, что увеличение показателей злоупотребления наркотическими средствами по темпам роста носит характер наркотической эпидемии и угрожает генофонду нации. Под ударом оказалась самая незащищенная часть населения – дети. В период интенсивного роста и становления самосознания, формирования жизненных ценностей и убеждений употребление наркотических веществ ведет к необратимым последствиям для физического здоровья, наносит большую травму личности ребенка. Мы, взрослые, должны обеспечить нашим детям здоровую жизнь, без употребления одурманивающих веществ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_cennosti_zdorovya-_doklad.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Необходимые условия формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся.

    Коваленко Ирина Григорьевна, педагог - психолог МБОУ СОШ №3  

    Барабинского района Новосибирской области

    Низкий уровень здоровья школьников вызывает большую тревогу. Создатель здоровьеоберегающей педагогики академик В. Ф. Базарный относит здоровье к категории педагогической, т. к. «видовые резервы жизнеспособности формируются, развиваются и укрепляются в процессе воспитания».

         Твердо убеждена, что образование должно создавать здоровьеоберегающую среду и воспитывать потребность в сохранении и развитии здоровья как ценности.

          Крайне низкий уровень здоровья сегодняшних школьников во многом обусловлен безответственным отношением детей к собственной жизни, недооценкой значения здоровья и последствий ведения неправильного образа жизни, употреблением наркотических веществ: алкоголя, табака, наркотиков.

    Специалисты на основании эпидемиологических данных указывают, что увеличение показателей злоупотребления наркотическими средствами по темпам роста носит характер наркотической эпидемии и угрожает генофонду нации. Под ударом оказалась самая незащищенная часть населения – дети. В период интенсивного роста и становления самосознания, формирования жизненных ценностей и убеждений употребление наркотических веществ ведет к необратимым последствиям для физического здоровья, наносит большую травму личности ребенка. Мы, взрослые, должны обеспечить нашим детям здоровую жизнь, без употребления одурманивающих веществ.

    Девятый год работаю над проблемой «Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни участников образовательного пространства»: веду уроки психологии, факультатив «Психология  здоровья», интегрированные уроки с учителями биологии, химии   в старших классах, где основное внимание уделяю именно этим вопросам. Цель моих занятий – переориентирование мышления учащихся в пользу реальной деятельности по укреплению здоровья, формирование личности, не приемлющей ни при каких условиях любые наркотические вещества. Антинаркотическое обучение происходит строго с учётом факторов формирования пагубного поведения. При проведении занятий главный акцент делается на рассмотрение социальных последствий наркомании: изменение личности, снижение интеллектуального уровня, социальной деградации. Общеизвестно, что любая научно-необоснованная атака на какое-либо явление начинает выполнять функцию пропаганды этого же явления. Проводимые в нашей школе занятия исключают обратный эффект «повышенного интереса». При подаче информации учитываю особенности возраста и не увлекаюсь пугающей информацией, так как страшилки про здоровье действуют лишь на особо мнительных детей. Большое впечатление на детей оказывают слова, что наркомания - это удел людей недоразвитых, незнающих, куда себя деть, что всё самое интересное в жизни проходит мимо них. Письма-исповеди самих наркоманов, которые они пишут из желания помочь другим, так же положительно влияют на мировоззрение детей.

    Искажённое представление о наркотических веществах мешают сформировать правильное отношение к ним. Поэтому на уроке уделяю внимание разоблачению опасных заблуждений. Развенчание мифов о наркотиках и знания, получаемые на занятиях, позволяют учащимся научиться противостоять насильственному приобщению к употреблению наркотиков и сформировать неприятие к ним.

     Исследования выявляют тесную связь между потреблением табачных изделий, алкоголя и наркотических средств. Наличие любой вредной привычки является одной из возможных предпосылок к  употреблению наркотических веществ, первыми ступенями к более сильным наркотикам. «Мы изучали тысячи судеб наркоманов. Оказалось, что у всех 100% из них начало наркотизму было положено сигаретой, пивом и вином», -  говорит профессор А.Н. Маюров.

    На занятиях довожу до сведения детей, что табак, алкоголь (в том числе и пиво) – наркотики,  различные по силе воздействия на организм, но одинаково опасные для жизни человека и общества. Положительное и терпимое отношение к любому из этих веществ удерживает человека в определенном наркотизированном пространстве. Противоположное ему -  трезвенное пространство. Рассматриваем с детьми, какие преимущества человеку дает состояние трезвости, жизнь без мифов и иллюзий. Личное неприятие алкогольных и табачных изделий позволяет формировать у учащихся трезвенное мировоззрение, которое является принципиальной альтернативой и преградой наркотизму. Разоблачение алкогольных мифов, изменение установок, формирование трезвенных программ и форм поведения, позволяют закрепить у детей аргументы в пользу сознательного и трезвого образа жизни, делают ребёнка самодостаточным человеком, решительно отвергающим все то, что может испортить его жизнь.

    “Я никогда не буду курить, пить и тем более принимать наркотики”.- это строчки из сочинения учащегося 10 класса, который сделал выбор в пользу трезвой и здоровой жизни. Радует, что таких учащихся становится все больше.

     Считаю необходимым, для кардинального изменения ситуации с употреблением наркотических веществ создание в школе трезвенного информационного пространства и формирование трезвенной позиции всех педагогов, работающих с детьми. Именно учительство способно сформировать активную социально-деятельностную позицию школьников по отношению к своему здоровью.

           Для вовлечения детей в здоровьесберегающую деятельность необходимы знания по вопросам сохранения и укрепления здоровья. С этой целью знакомлю учащихся с различными естественными системами оздоровления. Говорим о соблюдении законов природы, двигательной активности, закаливании, роли позвоночника, биологических ритмах, коррекции зрения. Большой интерес у ребят вызывают занятия по рациональному питанию. Многие старшеклассники впервые узнают информацию о совместимости продуктов и, осознавая важность этих знаний для здоровья, начинают применять её у себя дома. После проведения урока о закаливании, 25% ребят начинают обливаться холодной водой. На практических занятиях выполняем упражнения для уменьшения зрительной нагрузки, снятия мышечного напряжения глаз. Использование релаксаций, музыкотерапии помогают снизить эмоциональное напряжение, регулировать своё внутреннее состояние.

    В результате целенаправленного обучения навыкам здорового образа жизни у учащихся меняется отношение к своему здоровью; отмечается положительный сдвиг в сторону оздоровления: снижение уровня табакокурения, падение престижности пьянства, неприятие наркотических веществ, применение на практике методов оздоровления (закаливания, правильного питания, занятий физкультурой и спортом, коррекции зрения), переосмысления отношения к себе и другим людям. Информация, которую получают учащиеся, позволяет осознать личную ответственность за своё здоровье и использовать полученные знания для дальнейшего самосовершенствования.

    Высказывание учащихся 10 класса о занятиях.

    Андрей Б.

    После проведенных уроков мое мировоззрение абсолютно изменилось. Я понял, что если хочешь быть здоров, нужно поверить в себя и делать все  для своего здоровья. Я начал заниматься спортом, обливаться холодной водой на улице, нашел большое количество книг, связанных со здоровьем.

     Юля В.

    На  занятиях я узнала, что существует множество систем оздоровления. Долго размышляла над этим и решила начать оздоровление. Для начала пересмотрела свое питание (таблица совместимости продуктов висит теперь над столом) и попробовала обливаться холодной водой. Должна признать, что это сложно, но отступать я не буду.

    Оля К.

    Теперь я знаю истинную цену сигаретам, алкоголю, наркотикам. Сейчас я с легкостью могу отказаться от рюмки вина, не боясь кого-либо обидеть,

    т. к., объясняю, что здоровье портить не хочу и не буду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС.

    Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС....

    ПРОГРАММА формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся

    Структура программы 1.​ Обоснование необходимости реализации программы2.​ Ресурсы3.​ Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья уч...

    "За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

    Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...

    ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

    Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...

    ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

    Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...

    ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся

    Программа формирования экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни для обучающихся сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей...

    Формирование культуры экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на уроках физической культуры

    Формирование культуры экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни обучающихся  на уроках физической культуры через обучение плаванию.В системе физического воспитания ...