ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ ОБ ИННОКЕНТИИ ВЕНИАМИНОВЕ
статья (7, 8, 9 класс)

Виктория Анатольевна Земцева

Сегодня молодёжь мало интересуется историей родного края и людьми, которые прославили его. В статье авторы делятся опытом вовлечения школьников в проектно-исследовательскую деятельность с целью установки связи с малой родиной, с выдающимися российскими деятелями. Как пример педагоги предлагают рассмотреть проекты школьников о выдающемся миссионере и учёном Иннокентии Вениаминове. Проекты были нацелены на проведении опроса среди школьников, на сбор материала о святителе и на распространение полученных знаний среди сверстников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В. А. Земцева, И. Ю. Слезко

ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ ОБ ИННОКЕНТИИ ВЕНИАМИНОВЕ

Аннотация. Сегодня молодёжь мало интересуется историей родного края и людьми, которые прославили его. В статье авторы делятся опытом вовлечения школьников в проектно-исследовательскую деятельность с целью установки связи с малой родиной, с выдающимися российскими деятелями. Как пример педагоги предлагают рассмотреть проекты школьников о выдающемся миссионере и учёном Иннокентии Вениаминове. Проекты были нацелены на проведении опроса среди школьников, на сбор материала о святителе и на распространение полученных знаний среди сверстников.

Ключевые слова: Иннокентий Вениаминов, проектная деятельность, духовные и материальные ценности, выдающийся миссионер и учёный.

Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания очень важна в современных условиях. Интерес к прошлому развивает у детей кругозор, учит уважать культуру и достижения своих предков, помогает узнать много нового, интересного и увлекательного. Очень важно познакомить обучающихся с выдающимися людьми, которые прославили Россию и Дальний Восток, привить уважение к труду и открытиям этих людей. Особенно, когда это касается твоей малой родины, что очень мотивирует детей, в глазах загорается огонёк, и у них появляется повышенный интерес к поиску информации.

Проекты мы выбрали поисково-информационные, совместно определили цель и задачи, составили план, и началась работа. Цель наших проектов — приобщение детей, родителей и педагогов к истории и культуре родного края, к его духовным и материальным ценностям, чтобы вызвать у них желание больше узнать о знаменитых людях своего края. Мы решили собрать информацию о выдающемся российском деятеле середины XIX века, благодаря которому многие коренные народы Севера и Приамурья обрели свою письменность, а впоследствии изучили русский язык. Это святитель Иннокентий Вениаминов (1797–1879 гг.), величайший миссионер, который 45 лет отдал делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы, и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремёсел и искусств.

Задачи проектов:

1) собрать как можно больше информации о деятельности Иннокентия Вениаминова, донести эту информацию до обучающихся и учителей;

2) развивать познавательные, коммуникативные и творческие умения детей в совместной деятельности;

3) воспитывать у детей любовь к родному краю, вызвать чувство гордости за него и желание узнать новое об истории своего народа.

Для нашей деятельности мы задействовали учеников 8 класса. Так как проектная деятельность позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, приобрести навыки технологии работы с информацией, со справочными и литературными источниками, обучить самостоятельному мышлению и деятельности, то первым шагом было задание найти информацию в различных источниках про Иннокентия Вениаминова. Наши ученики для исследования жизни и деятельности этого великого человека искали информацию в Интернете на различных сайтах, в городской районной библиотеке, составляли небольшие доклады, рефераты, посылали запросы в Николаевск-на-Амуре, где неоднократно останавливался святитель Иннокентий, — в МБУ «Межпоселенческий краеведческий музей имени В. Е. Розова». То есть ребята реализовывали свои возможности в различных видах творческой деятельности, чтобы узнать об этом великом человеке. Если обучающиеся найдут, зафиксируют и усвоят знания об истории нашей страны, известных людях, которые прославили Россию трудом, знаниями и способностями, а именно об Иннокентии Вениаминове, — цель проектной работы будет выполнена.

Итогом первого этапа стало то, что мы узнали главные факты биографии и деятельности святителя Иннокентия.

Иннокентий Вениаминов — выдающийся миссионер и учёный. Разносторонне одарённый человек, он был лингвистом, учёным-этнографом, географом, создал письменности коренных народов Севера, был переводчиком, талантливым изобретателем и механиком, плотником, столяром...

 «Вениаминов не боялся брать на себя самую тяжелую, самую ответственную работу, даже если она никак не вязалась с представлениями о его сане. В самых трудных ситуациях ему никогда не изменяло чувство реальности, и казалось, что в мире нет дела, которое было бы ему не по плечу», — писали о святителе [2, с. 40]. Но главным делом его жизни оставалось апостольское служение, просвещение коренных народов Аляски, Алеутских островов, российского Дальнего Востока. Наши современники справедливо называют этого человека, ставшего в конце жизненного пути митрополитом Московским, Гуманистом с большой буквы. В 1977 году святитель Иннокентий (Вениаминов) был канонизирован Русской православной церковью.

Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Во время многочисленных поездок он изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. При его личном участии основные богослужебные книги были переведены на якутский, тунгусский (эвенкийский) и другие языки. Не только в России, но и во всём мире он известен как выдающийся учёный, автор лингвистических, географических, этнографических трудов. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевёл на него катехизис, Евангелие и многие молитвы.

 Задачей одного из проектов было изучение записки Иннокентия Вениаминова «Нечто об Амуре» и документальных свидетельств его сотрудничества с Н. Н. Муравьёвым-Амурским.

В 1850-е годы святитель Иннокентий стал одним из ближайших сподвижников генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьёва-Амурского. Обладая аналитическим умом, отличным знанием дальневосточных земель и населяющих их народов, святитель Иннокентий принимал практические меры по решению важнейших проблем Охотско-Камчатского края и Приамурья. Он внёс неоценимый вклад в возвращение Приамурья в состав России.

Большую роль святитель Иннокентий уделял нашему родному Амуру. Он сам предпринял путешествие по реке и составил подробную записку «Нечто об Амуре», в которой на основании личных наблюдений и опросов обосновал возможность навигации и заселения его берегов. Он писал в своей записке, что «главная цель есть одна: т. е., приобрести во владение наше такую огромную реку и тем яснее определить границу нашу с Китаем» [1]. Содействие архиепископа Иннокентия присоединению Амура к России было оценено очень высоко: в его честь был назван город Благовещенск — в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска.

При жизни он был удостоен многих высоких наград, но главной наградой для него стала народная память.

В следующем проекте школьники должны были изучить педагогическую деятельность святителя. Будучи педагогом от Бога, он в своих многочисленных работах сформулировал основные принципы воспитания и образования. Вот лишь некоторые из них: он был против обучения воспитанников путём зубрёжки, а вместо этого хотел, чтобы преподаватели разговаривали с учениками просто и по-домашнему, а атмосфера на уроках была семейная и доверительная.

Не обходил вниманием святитель Иннокентий трудовое воспитание и физическое развитие своих воспитанников. Предлагал регулярные занятия плотничеством и другими видами ремёсел, требующих значительных физических усилий. Живя на островах, святитель вместе со своими и местными детьми играл в мяч.

Результаты проектов:

 • Знакомство обучающихся с биографией и деятельностью Иннокентия Вениаминова в Сибири и на Дальнем Востоке.

• Повышение уровня знаний учеников об истории России и Хабаровского края. • Воспитание гордости за свой народ.

• Составление презентаций, передвижных мини-выставок, буклетов и докладов с целью ознакомления других учащихся и педагогов.

В одном из проектов ребята работали с краеведческим музеем города Николаевска-на-Амуре. Здесь, в Межпоселенческом краеведческом музее имени В. Е. Розова, бережно хранятся цветные ксерокопии листов из брошюры «200 лет со дня рождения и 20 лет со дня канонизации Иннокентия — митрополита Московского, апостола Америки и Сибири» (г. Иркутск, 1997 г.). Брошюра была подготовлена к изданию в одном экземпляре архитектурно-этнографическим музеем «Тальцы» (г. Ир- 61 кутск) и приурочена к открытию первого в России Дома-музея святого Иннокентия (Вениаминова) в селе Анге Качугского района Иркутской области (место рождения святого Иннокентия). Но по неизвестным причинам брошюра так и не была издана, а ксерокопии её переданы в дар николаевским коллегам главным хранителем музея «Тальцы» Е. В. Петровой в январе 1998 года.

Эта информация про неизданную книгу об интересном, знаменитом человеке очень расстроила наших ребят, и у них появилось желание узнать причину, побывать на родине Иннокентия Вениаминова, съездить в дом-музей. И это уже будет другой проект.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Иннокентий (Попов-Вениаминов, И. Е., митрополит). Нечто об Амуре / святитель Иннокентий (Вениаминов). — Текст : электронный // Творения Иннокентия, митрополита Московского. Кн. 2. LV / собр. Иваном Барсуковым. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/tvorenija-innokentija-mitropolitamoskovskogo-kniga-vtoraja/13. 2. Окладников, А. П. Иннокентий Вениаминов / А. П. Окладников // Первопроходцы Сибири. — Москва, 1983. — С. 130–161


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций школьников через проектно - исследовательскую деятельность

В основной части работы представлены разработки проектов, которые можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий. В основе данной  работы лежит компетентностный подход. Этот подход от...

Статья "Технология обучения школьников умениям проектно-исследовательской деятельности".

В данной статье рассматриваются вопросы использования метода проектов в учебной и внеучебной деятельности, формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся....

Формы и способы внеурочной работы, направленной на вовлечение школьников в активную спортивную деятельность

Презентация из опыта работы на тему:  «Формы и способы внеурочной работы, направленной на вовлечение школьников в активную спортивную деятельность». Внеклассная работа спосо...

Активные формы защиты исследовательских работ как способ широкого вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Современный ученик должен обладать не только предметными знаниями и умениями,но и такими важными  качествами личности, как умение решать проблемы, взаимодействовать и сотрудничать, работать с раз...