Исследование ценностных ориентаций школьников
материал

Смелых Людмила Васильевна

Одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностей и ценностных ориентации является концепция М. Рокича (1973), который первым предложил четкое определение понятия и разработал легкий в использовании инструмент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование ценностных ориентаций обучающихся 5-7 классов

(Учитель Смелых Л.В.)

Каждое        общество        имеет        уникальную        ценностно-ориентационную

структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. К числу важнейших задач, поставленных современным обществом перед образованием, относится приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям. Направленность личности на ту или иную группу ценностей, по мнению многих учёных (М. Г. Казакина, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов и др.), проявляется в ценностных ориентациях, которые актуализируют весь опыт, накопленный человеком, и с точки зрения которых        решаются многие жизненные вопросы.

В современных условиях переосмысливания и пересмотра ценностей тема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость, так как именно они определяют функционирование и развитие человека. Ценности и ценностные ориентации являются объектом исследования многих учёных. Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.

На сегодняшний день государством дан социальный заказ: формировать личность с высоким нравственным потенциалом.

Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру.

Актуальность исследования ценностных ориентаций подростков определяется вызовами современного образования и воспитания. Государство требуют направленного формирования таких ценностных ориентаций как социальное служение, любовь к родине. Именно такой человек, способный

1

брать на себя ответственность не только за свои поступки, но и за судьбу окружающих его людей, за страну, будет востребован в ближайшей будущем.

Данные о ценностных ориентациях современных школьников — это всегда важная информация для директора учреждения и педагогического состава. Особенно для того, кто        стремится контролировать сложившуюся ситуацию, разрабатывать варианты нравственного и культурного воспитания

учеников своего класса или всей школы в целом. Пренебрежение изучением этого вопроса приводит к падению уровня нравственной культуры школьников, снижению успеваемости и, часто, к конфликтам в классе или между его отдельными членами.

Целью данного исследования является опытная проверка ценностных ориентаций школьников 5-7 классов.

Объект исследования: ценностные ориентации.

Предмет исследования: ценностные ориентации подростков.

Обоснование выбора используемой методики Проблема ценностей и ценностных ориентации является предметом

изучения ряда наук о человеке и обществе, в частности, философии, социологии, психологии, педагогики. «Понятие ценности скорее, чем любое другое, должно занять центральное место... способное объединить интересы разных наук, касающихся человеческого поведения». Эти слова, утверждающие центральное положение понятия «ценность», принадлежат перу психолога, но сходного мнения придерживались и социологи, и антропологи.

Одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностей и ценностных ориентации является концепция М. Рокича (1973), который первым предложил четкое определение понятия и разработал легкий в использовании инструмент. На теорию Рокича в последние десятилетия в той или иной мере опираются многие исследователи данной проблемы[1,4].

В теории М. Рокича под ценностями понимается вид убеждений, имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений.

2

Ценности представляют собой руководящие принципы жизни. Они определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться.

Концепция        человеческих        ценностей        М. Рокича        включает        в        себя следующие постулаты:

1) общее число ценностей невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, но одни и те же ценности имеют для разных людей разный «вес»;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, общественных институтах и самой личности человека;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах.

М.        Рокич        выделяет        два        типа        ценностей:        терминальные        и инструментальные. Терминальные ценности это убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживают того, чтобы к ним стремиться. Это ценности — цели,

Инструментальные ценности это убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Это ценности-средства,

На развитие и формирование ценностных ориентации личности влияет целый ряд внешних и внутренних факторов. К внешним факторам можно отнести элементы микросреды (группы членства значимые группы и их ценности) и макросреды (традиционная система общечеловеческих ценностей, социальных ролей, средства масс-медиа, социальные институты и т.д.).

К внутренним факторам можно отнести возраст, пол, особенности

темперамента, задатки, способности, ведущие потребности. 3

Обобщая определения ценностей многих зарубежных теоретиков, Шварц и Билски выделяют следующие основные их характеристики:

1. Ценности это убеждения (мнения). Но это не объективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашиваются им.

2. Ценности — желаемые человеком цели (например, равенство) и образ поведения, который способствует достижению этих целей (например, честность, склонность к помощи).

3. Ценности        не        ограничены        определенными        действиями        и        ситуациями. Послушание, например, относится к работе или школе, спорту или бизнесу, семье, друзьям или посторонним людям.

4. Ценности выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.

5. Ценности упорядочены по важности относительно друг друга, Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов [2].

Ценностные ориентации образуют своего рода внутренний стержень культуры человека, определяя тем самым линию его поведения. Ценностные ориентиры,        по        мнению        И.        В.        Архиповой,        выступают        как        часть мировоззренческого фундамента, на котором впоследствии человек строит свою        жизнь     в обществе.     В     нашем        исследовании        под ценностными ориентациями современных школьников понимается оценочное отношение личности (группы) к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы (или их свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы). Они выражаются в идеалах, личностном смысле жизни и проявляются в социальном поведении личности (группы). Ориентации отражают отношение субъекта к условиям своего бытия как результат сознательного, оценочного выбора жизненно значимых предметов

и объектов. Совокупность материальных и духовных благ является основой 4

существования определенных систем ценностей [4].

Мы этих ценностей не замечаем, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты и строим команды, как развиваемся, что и как покупаем, как ставим цели и управляем людьми. Для подростков ценными являются дружба, общение, семья; подростки ценят в людях дружелюбность, весёлость, доброту, справедливость (особенно по отношению к взрослым), в своей учебной деятельности стремятся к поощрению со стороны преподавателей, но при этом допускают, хоть и редко, ситуации обмана (такие как пользование шпаргалками или готовыми домашними заданиями) [3].

Стремление подростка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения, через решение, различных        задач.        Причем        эмоционально        окрашенное        стремление        к самостоятельности проявляется у разных детей по-разному.

Характерно, что 12-14-летние дети всячески стараются получить признание самого факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании отстоять свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, ”я не могу идти на улицу в том пальто, в каком хочу”). У других детей стремление к признанию взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей; у третьих -участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми.

Л.И. Божович и Н.С. Лейтес отмечают несколько снижающийся интерес к учению: позиция школьника стала привычной и в значительной степени потеряла ту привлекательность, которую она имела на предыдущем возрастном этапе. Две тесно связанные между собой тенденции характерны для этого периода: стремление к определенной свободы от взрослых и перемещение центра внимания с учителя на одноклассников. Непререкаемый авторитет и беспрекословная исполнительность по отношению к учителю и его указаниям уступают        место        некоторой         настороженности,        а        иногда        и противопоставленности к отдельным учителям. В жизни подростка возрастает

5

значение коллектива сверстников. У него развивается особая деятельность, связанная с установлением интимно-личных отношений со сверстниками[5,6].

Характерными особенностями подросткового возраста являются:

1. Психическое новообразование ”чувство взрослости“ и как следствие потребность принимать участие во ”взрослых” делах.

2. Стремление к отделению от взрослых.

3. Высокая подверженность влиянию примеров. 4. Перемещение центра внимания на сверстников. 5. Возросшая активность.

6. Формирование общественной направленности. Результаты диагностики

В исследовании ценностных ориентаций принимали участие учащиеся

5-7 классов. На момент исследования в классах присутствовали 100% уч-ся. Все обучающиеся находятся в возрастной группе 12-14 лет.

В исследовании была применена методика изучения ценностных ориентаций, разработанная М. Рокичем и основанная на приеме прямого ранжирования списков ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Это ценности-цели и ценности-средства. Стимульным материалом в методике М. Рокича служат два списка по 18 ценностей терминальных и инструментальных с краткой расшифровкой содержания каждой.

Данные, полученные при исследовании, были усреднены по всем ученикам 5-7 классоов, и средние проранжированы.

2.1. Результаты исследования ценностных ориентаций

В целом в группе детей моего класса распределились ценности-цели таким образом (Таблица 1).

Таблица 1. Ценности – цели учащихся 5-7классов

Ценности

1        Активная деятельная жизнь 2        Жизненная мудрость

3        Здоровье

 


Среднее        Ранг значение

3,86        5 9,05        6 2,25        1

4        Интересная работа

5        Красота природы и искусства 6        Любовь

7        Материально обеспеченная жизнь 8        Наличие хороших и верных друзей 9        Общественное признание

10        Познание

11        Продуктивная жизнь 12        Развитие

13        Развлечения 14        Свобода

15        Счастливая семейная жизнь 16        Счастье других 2

17        Творчество

18        Уверенность в себе


9,35                         9 10,56                       14 6,1                          7 11,05                       15 7,25                         4

9,1        7 10                         11

10,1                        13 10,05                       12 12,4                        17

6,55                         3 5,5                          2

11,9                        16 12,75                       18 9,55                        10

На первое место все ребята поставили здоровье.    На втором месте счастливая семейная жизнь. Семья — это главная ценность в жизни.   На третьем месте – свобода. Свобода в принятии решений, в выборе профессии, увлечений.

Ценности-средства в группе школьников представлены в таблице 2.

Таблица 2. Ценности – средства учащихся5-7классов

Ценности

1        Аккуратность 2        Воспитанность

3        Высокие запросы

4        Жизнерадостность 5        Исполнительность 6        Независимость

7        Непримиримость к недостаткам в себе и других 8        Образованность

9        Ответственность 10        Рационализм

11        Самоконтроль

12        Смелость в отстаивании своего мнения 13        Твердая воля

14        Терпимость

15        Широта взглядов 16        Честность

17        Эффективность в делах 18       Чуткость


Среднее        Ранг значение

5,55        2 3,95        1 12,6                        16 6,25        3

9                            9 7,3                          6

13,3        17 7,25                         5

6,7                          4 10,05                       11 8,2                          8 12,2                        14

13                          18 10,8                        12 12,53                       15

8,1        7 11,16                       13

9,79        10

Самым важным качеством  ученики 5-7 классов считают воспитанность.  На втором месте по значимости стоит такое качество, как аккуратность.   Жизнерадостность на третьем месте.  

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление нравственно-ценностных ориентаций школьников через развитие интереса к народной культуре, интеграцию содержания и социального взаимодействия.

Статья раскрывает актуальность духовно-нравственного воспитания в современном обществе. Результативность работы по данному направлению не всегда отражает позитивные моменты, так как затруднена диагн...

Статья на тему "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ"

В статье  рассмотрен теоретический аспект вопроса формирования  ценностных ориентаций и краткий анализ практической деятельности по их выявлению...

Компьютерная презентация методической разработки по направлению "Коррекция ценностных ориентаций школьников"

        Значимость методической разработки деятельности социального педагога по направлению " Коррекция ценностных ориентаций школьников" обусловлена приоритетной направленн...

Доклад « Формирование нравственных ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности"

В сообщении рассказывается об опыте внеурочной работы школы -интерната  №22 ОАО "РЖД"...

Исследование ценностных ориентаций школьников

Практическое применение методики М.Рокича...