УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья (7 класс)
В настоящее время становиться все более актуальной тема инклюзивного образования в России. Многие образовательные учреждения входят в программу « Доступная среда», где дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность осваивать образовательные программы общего образования вне специальных условий обучения и воспитания.
Понятие «инклюзивное образование - это образование, которое является основным правом человека, что и создает основу для более справедливого общества»[3]. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов получение образования является неотъемлемым условием их социализации, которое обеспечивает полноценное участие в жизни общества. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 37
ББК 74
УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ С ОВЗ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Г.О. ШУЯ И ШУЙСКОГО РАЙОНА)
Соколова Дарья Владимировна
аспирант Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя, E-mail:
В настоящее время становиться все более актуальной тема инклюзивного образования в России. Многие образовательные учреждения входят в программу « Доступная среда», где дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность осваивать образовательные программы общего образования вне специальных условий обучения и воспитания.
Понятие «инклюзивное образование - это образование, которое является основным правом человека, что и создает основу для более справедливого общества»[3]. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов получение образования является неотъемлемым условием их социализации, которое обеспечивает полноценное участие в жизни общества. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:
«1) детей с НОДА;
2) детей с диагнозом умственной отсталости;
3) детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;
4) детей с заболеванием аутического спектра;
5) детей с комбинированными нарушениями в развитии»[2].Целью инклюзивного образования является изменение отношения общества к человеку с ОВЗ путем реализации своих способностей и достижения успехов на общих основаниях в общеобразовательной школе, а не в специализированных учебных заведениях.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»
на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175 дает возможность каждому ребенку раскрыть свои способности, таланты, удовлетворить его собственные внутренние потребности, а также помогает развить его коммуникативные способности, и помочь ему социализироваться в обществе.
10 июня 1994 года на Всемирной Конференция в Испании по образованию лиц с особыми потребностями была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». В 2001 г. в Дакаре 100 стран мира приняли масштабную программу «Образование для всех». Россия в 2006 г. объявила об участии в этой программе. Одна из главных целей программы «Образование для всех» состоит в том, чтобы к 2015 году каждый ребенок получил начальное образование.
В настоящее время Концепцией модернизации российского образования определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Конституции РФ, федеральных законах РФ и типовых положениях гарантии прав людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены.
В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие:
- «Всеобщая декларация прав человека»
- «Декларация о правах инвалидов»
- «Конвенция о правах ребенка»
- «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов»
- «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
- «Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ».
А также важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов, является государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175.
К 2016 году реализацию данной программы на территории муниципального образования г.о. Шуя и Шуйский район осуществляют четыре образовательных организации МОУ «Средняя школа № 7», МОУ «Средняя школа № 8» г.о. Шуя, МОУ «Китовская средняя школа», МОУ «Колобовская средняя школа». С 2014 года в МОУ Китовская СШ обучаются 272 человека, из которых 6 человек – дети с ОВЗ, что составляет 2% от общей численности обучающихся. С 2015 года в МОУ Колобовская СШ обучаются 268 человек, из которых 2 человека - дети с ОВЗ, что составляет 0,7% от общей численности обучающихся. МОУ СОШ №7 с 2014 года и МОУ СОШ №8.
Так одними из основных принципов инклюзивного образования в МОУ «Средняя школа № 8» г.о. Шуя являются:
- «Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
- Каждый человек способен чувствовать и думать
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются друг в друге» [2].
По итогам в 2014-2015 учебном году в данной образовательной организации обучались 511 человек, из них с ограниченными возможностями здоровья 8 человек, что составляло 1,57% от всех школьников.
Среди детей с ОВЗ детей-инвалидов – 6 человек (3 человека с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающихся на инвалидной коляске - 2 человека; с сердечно-сосудистыми заболеваниями – 2 человека, с астмой и эпилепсией – 1 человек). Из них: посещали школу в формате «учитель-ученик» - 1 человек, обучались на дому – 3 человека, обучались в общеобразовательных классах – 2 человека.
На начало 2015-2016 учебного года в школе обучаются 594 человек, из них 5 детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 0,8% от всех обучающихся.
В связи с этим, в школе были созданы специальные образовательные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
«1. Установлен специальный подъемник для детей, передвигающихся с помощью инвалидной коляски.
2. Оборудован туалет для маломобильных групп населения
3. Парта, оборудование для работы с детьми с ОВЗ в кабинете начальных классов - документ-камера;
4. Обустроена сенсорная комната (Панно "Бесконечность - И", Мат напольный, Сенсор-30 теплочувствительный, Кубик с эмоциями, Волшебная нить с контроллером, Световой прибор с 200 -ми с фиброоптическими волокнами, Солнечный домик-И, Лазер твердотельный, звуковая активация, Сенсорная дорожка, Фонтан волшебный фиброоптический, Шар зеркальный с электроприводом и источником света, Подсветка сухого бассейна "Коралл", Стол для рисования песком, Маркерная доска LED панель, Установка для аромотерапии Эфа, Небо 3D, Цветные классики, Кресло-кубик, Светильник "Пламя", Панно "Кривое зеркало", Проектор "Домашний планетарий, Приставка светозвуковая Лингвостим, Часы песочные (цветные), Массажёр для шеи и плеч, Сухой бассейн с прозрачными шариками, Фиброоптический модуль Молния, Пуф с гранулами, Шторы светонепроницаемые, Проектор).
5. Родители, сопровождающие своих детей по школе, обеспечены местами отдыха.
6. Кабинеты социального педагога, психолога и логопеда оснащены необходимыми пособиями для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» [1].
Образовательное учреждение сотрудничает с различными организациями дополнительного образования детей такими как: МОУ ДОД ЦДТ, МАУК «Исток», МОУ ДОД ДЮСШ, ДШИ, ДХШ, МАУК СКК.
Для реализации программы «Доступная среда» в МОУ «Средняя школа №8» штатными сотрудниками являются:
- «кураторы программы инклюзивного образования в начальной, основной и средней школе;
- учителя-предметники, прошедшие специальную подготовку по инклюзивному образованию;
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- социальный педагог;
- тьютор» [1].
В процессе реализации программы «Доступная среда» в МОУ СОШ №8 проводится коррекционно-развивающая работа, которая организуется через психолого-педагогическое сопровождение и проектную деятельность учащихся с ОВЗ.
На данный момент в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ одними из самых актуальных являются проблемы специального образования. Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. По статистике 2016 года в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.
При реализации инклюзивного образование существует ряд проблем связанных с его осуществлением:
1. стереотипы и предрассудки в школьной среде по отношению к инвалидности;
2. недостаточная психологическая готовность педагогического состава к принятию человека с ОВЗ;
3. отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства;
4. полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования в общеобразовательных учреждениях;
5. сложности в создании «безбарьерной» образовательной среды.
Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает увеличение качества образования, воспитания и социализации, создает гибкую адаптивную образовательную среду, которая соответствует образовательным потребностям всех детей. Но если брать курс на инклюзию, необходимо понимать, что движение в эту сторону с теми проблемами, которые существуют – это достаточно затратный процесс. На этапе внедрения данной программы надо двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая оптимальные средства.
Библиографический список
- Публичный доклад за 2014-2015 учебный год [Электронный ресурс], - https://portal.iv-edu.ru/dep/mouoshuya/shuya_school8/doc/pubreport.aspx - статья в интернете.
- Реализация инклюзивного образования [Электронный ресурс], - https://portal.iv-edu.ru/dep/mouoshuya/shuya_school8/doc/pubreport.aspx - статья в интернете.
- Федеральный документ в области образования детей-инвалидов Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 -2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. No175.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-621940-1428679243.jpg)
Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-621940-1428679243.jpg)
Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-332118-1383311104.jpg)
Создание условий для организации образовательного процесса детей с СДВГ
Презентация рассматривает основные условия образовательного учреждения для организации образовательного процесса детей с СДВГ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/09/picture-902952-1489085722.jpg)
Материалы к семинару "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения"
Презентация к докладу "Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ". Материал может быть полезен педагогам, начинающим работать с детьми с ОВЗ....
Приоритетная роль учителя в организации и осуществлении образовательного процесса
Приоритетная роль учителя в организации и осуществлении образовательного процесса...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-121465-1538467460.jpg)
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/14/picture-1020994-1521025522.jpg)
Специальные условия организации образовательного процесса для детей с нарушениями зрения и слуха
Здесь описаны специальные условия, которые создаются в образовательных организациях для комфортного пребывания и полноценного развития детей с нарушениями слуха и зрения....