УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья (7 класс)

В настоящее время становиться все более актуальной тема инклюзивного образования в России. Многие образовательные учреждения входят в программу « Доступная среда», где дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность осваивать образовательные программы общего образования вне специальных условий обучения и воспитания.

 Понятие «инклюзивное образование - это образование, которое  является основным правом человека, что и создает основу для более справедливого общества»[3]. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов получение образования является неотъемлемым условием их социализации, которое обеспечивает полноценное участие в жизни общества. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ОВЗ52.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37

ББК 74

УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ С ОВЗ  (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Г.О. ШУЯ И ШУЙСКОГО РАЙОНА)

Соколова Дарья Владимировна

аспирант Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»,  г. Шуя, E-mail:

В настоящее время становиться все более актуальной тема инклюзивного образования в России. Многие образовательные учреждения входят в программу « Доступная среда», где дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность осваивать образовательные программы общего образования вне специальных условий обучения и воспитания.

 Понятие «инклюзивное образование - это образование, которое  является основным правом человека, что и создает основу для более справедливого общества»[3]. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов получение образования является неотъемлемым условием их социализации, которое обеспечивает полноценное участие в жизни общества. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:

«1)        детей с НОДА;

2)        детей с диагнозом умственной отсталости;

3)        детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;

4)        детей с заболеванием аутического спектра;

5)        детей с комбинированными нарушениями в развитии»[2].Целью инклюзивного образования является изменение отношения общества к человеку с ОВЗ путем реализации своих способностей и достижения успехов на общих основаниях в общеобразовательной школе, а не в специализированных учебных заведениях.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175 дает возможность каждому ребенку раскрыть свои способности, таланты, удовлетворить его собственные внутренние потребности, а также помогает развить его коммуникативные способности, и помочь ему социализироваться в обществе.

10 июня 1994 года на Всемирной Конференция в Испании по образованию лиц с особыми потребностями была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». В 2001 г. в Дакаре 100 стран мира приняли масштабную программу «Образование для всех». Россия в 2006 г. объявила об участии в этой программе. Одна из  главных целей программы «Образование для всех» состоит в том, чтобы к 2015 году каждый ребенок получил начальное образование.

В настоящее время Концепцией модернизации российского образования определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Конституции РФ, федеральных законах РФ и типовых положениях гарантии прав людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены.

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие:

  1. «Всеобщая декларация прав человека»
  2. «Декларация о правах инвалидов»
  3. «Конвенция о правах ребенка»
  4. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов»
  5. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  6. «Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ».

А также важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов, является государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ  от 17 марта 2011 г.  №175.

К 2016 году реализацию данной программы на территории  муниципального образования г.о. Шуя   и Шуйский район осуществляют  четыре образовательных организации  МОУ «Средняя школа №  7», МОУ «Средняя школа № 8» г.о. Шуя, МОУ «Китовская средняя школа», МОУ «Колобовская средняя школа». С 2014 года в МОУ Китовская СШ обучаются 272 человека, из которых 6 человек – дети с ОВЗ, что составляет 2% от общей численности обучающихся. С 2015 года в МОУ Колобовская СШ обучаются 268 человек, из которых 2 человека - дети с ОВЗ, что составляет 0,7% от общей численности обучающихся. МОУ СОШ №7 с 2014 года и МОУ СОШ №8.

Так одними из основных принципов инклюзивного образования в МОУ «Средняя школа № 8»  г.о. Шуя являются:

  1. «Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  4. Все люди нуждаются друг в друге» [2].

 По итогам в 2014-2015 учебном году  в  данной образовательной организации обучались 511 человек, из них с ограниченными возможностями здоровья 8 человек, что составляло 1,57% от всех школьников. 

Среди детей с ОВЗ детей-инвалидов – 6 человек (3 человека с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающихся на инвалидной коляске - 2 человека; с сердечно-сосудистыми заболеваниями – 2 человека, с астмой и эпилепсией – 1 человек). Из них: посещали школу в формате «учитель-ученик» - 1 человек, обучались на дому – 3 человека, обучались в общеобразовательных классах – 2 человека.

 На начало 2015-2016 учебного года  в школе обучаются 594 человек, из них 5  детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 0,8% от всех обучающихся.

В связи с этим, в школе были созданы специальные образовательные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:

«1.        Установлен специальный подъемник для детей, передвигающихся с помощью инвалидной коляски.

2.         Оборудован туалет для маломобильных групп населения

3.     Парта, оборудование для работы с детьми с ОВЗ в кабинете начальных классов - документ-камера;

4.        Обустроена сенсорная комната (Панно "Бесконечность - И", Мат напольный, Сенсор-30 теплочувствительный, Кубик с эмоциями, Волшебная нить с контроллером, Световой прибор с 200 -ми с фиброоптическими волокнами, Солнечный домик-И, Лазер твердотельный, звуковая активация, Сенсорная дорожка, Фонтан волшебный фиброоптический, Шар зеркальный с электроприводом и источником света, Подсветка сухого бассейна "Коралл", Стол для рисования песком, Маркерная доска LED панель, Установка для аромотерапии Эфа, Небо 3D, Цветные классики, Кресло-кубик, Светильник "Пламя", Панно "Кривое зеркало", Проектор "Домашний планетарий, Приставка светозвуковая Лингвостим, Часы песочные (цветные), Массажёр для шеи и плеч, Сухой бассейн с прозрачными шариками, Фиброоптический модуль Молния, Пуф с гранулами, Шторы светонепроницаемые, Проектор).

5.        Родители, сопровождающие своих детей по школе, обеспечены местами отдыха.

6.        Кабинеты социального педагога, психолога и логопеда оснащены необходимыми пособиями для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» [1].

 Образовательное учреждение сотрудничает с различными организациями дополнительного образования детей такими как: МОУ ДОД ЦДТ, МАУК «Исток», МОУ ДОД ДЮСШ, ДШИ, ДХШ, МАУК СКК.

Для реализации программы «Доступная среда» в МОУ «Средняя школа №8» штатными сотрудниками являются:    

  • «кураторы программы инклюзивного образования в начальной, основной и средней школе;
  • учителя-предметники, прошедшие специальную подготовку по инклюзивному образованию;
  • педагог-психолог;
  • учитель-логопед;
  • социальный педагог;
  • тьютор» [1].

В процессе реализации программы «Доступная среда» в МОУ СОШ №8 проводится коррекционно-развивающая работа, которая организуется через  психолого-педагогическое сопровождение  и проектную деятельность учащихся с ОВЗ.

На данный момент в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ одними из самых актуальных  являются проблемы специального образования. Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. По статистике 2016 года в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

При реализации инклюзивного образование существует ряд проблем связанных с его осуществлением:

1. стереотипы и предрассудки в школьной среде по отношению к инвалидности;

2.  недостаточная психологическая готовность педагогического состава к принятию человека с ОВЗ;

3.  отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства;

4.  полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования в общеобразовательных учреждениях;

5. сложности в создании «безбарьерной» образовательной среды.

Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает увеличение качества образования, воспитания и социализации, создает гибкую адаптивную образовательную среду, которая соответствует образовательным потребностям всех детей. Но если брать курс на инклюзию, необходимо понимать, что движение в эту сторону с теми проблемами, которые существуют – это достаточно затратный процесс. На этапе внедрения данной программы надо двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая оптимальные средства.  

Библиографический список

  1. Публичный доклад за 2014-2015 учебный год [Электронный ресурс], - https://portal.iv-edu.ru/dep/mouoshuya/shuya_school8/doc/pubreport.aspx - статья в интернете.
  2. Реализация инклюзивного образования [Электронный ресурс], - https://portal.iv-edu.ru/dep/mouoshuya/shuya_school8/doc/pubreport.aspx - статья в интернете.
  3. Федеральный документ в области образования детей-инвалидов Государственная программа Российской  Федерации «Доступная среда»  на 2011 -2015 годы, утвержденная  Постановлением Правительства РФ  от  17 марта 2011 г. No175.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Создание условий для организации образовательного процесса детей с СДВГ

Презентация рассматривает основные условия образовательного учреждения для организации образовательного процесса детей с СДВГ...

Материалы к семинару "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения"

Презентация к докладу "Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ". Материал может быть полезен педагогам, начинающим работать с детьми с ОВЗ....

Приоритетная роль учителя в организации и осуществлении образовательного процесса

Приоритетная роль учителя в организации и осуществлении образовательного процесса...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...

Специальные условия организации образовательного процесса для детей с нарушениями зрения и слуха

Здесь описаны специальные условия, которые создаются в образовательных организациях для комфортного пребывания и полноценного развития детей с нарушениями слуха и зрения....