Особенности работы педагога с одаренными детьми
статья

Казмина Ольга Владимировна

В данной работе рассматривается положение одаренного ребенка в школьном сообществе, предлагаются приемы продуктивного взаимодействия с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pub129447.zip19.24 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

При наблюдении за детьми разного дошкольного и школьного возраста легко можно заметить ребят, которые отличаются повышенной избирательной чувствительностью к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной), ярко выраженным интересом к тем или иным сферам деятельности. Они, как правило, любознательны, трудолюбивы, требовательны к результатам собственного труда, чувствительны к знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д. Все это представляет собой мотивационный аспект поведения одаренного ребенка. Одаренность как психологическая характеристика ребенка является, по утверждению исследователей по данной теме, результатом взаимодействия наследственности и социокультурной среды, проявляющимся в игровой, учебной и трудовой деятельности ребенка.

Выявление у детей признаков одаренности не составляет для педагога большого труда. Эти дети рано начинают читать, лучше понимая тонкости языка. Уже в раннем возрасте они могут работать самостоятельно и концентрировать внимание в течение продолжительного времени, им нравится узнавать новое, исследовать необычные предметы и явления. Но будучи необычайно способными в той или иной области, одаренные дети в школе часто сталкиваются с определенными трудностями. На первой ступени благодаря высокой обучаемости и творческому подходу к процессу обучения они легко адаптируются к образовательному процессу и коллективу одноклассников. Сверстники относятся к одаренным детям с большим уважением. Но постепенно, если не учитываются их повышенные возможности и не замечается их высокий интеллектуальный потенциал, а все поставленные задачи они решают быстрее и лучше, они вскоре теряют интерес к учению, что, в конечном итоге, приводит к эмоциональной подавленности и порой даже к социальным конфликтам. Примером тому может служить факт из биографии русского писателя Л.Н.Толстого, когда он, проявляя удивительные способности к изучению языков, не смог окончить первый курс Казанского университета по разряду восточной словесности. Таким образом, очень важным моментом в работе педагога с одаренными детьми является умение создать для них оптимальные по трудности условия для развития их одаренности. Именно таким детям необходимо подбирать задания повышенной сложности, давать индивидуальные задания, привлекать их к участию в творческих очных и дистанционных конкурсах и олимпиадах и составлять для них индивидуальные образовательные маршруты. Обязанностью педагогов является обеспечить детей, способных обучаться на продвинутом уровне, специальными программами, которые смогли бы удовлетворить их образовательные потребности. В идеале, образовательным организациям следует позаботиться о специальной подготовке педагогов для работы с одаренными детьми, чтобы создать им сложные и благоприятные условия обучения.

Часто педагоги ошибочно относятся к одаренным детям как к «умным», обязанным знать все. Однако они должны осознавать, что быть одаренным совершенно не значит обладать способностями в каждой образовательной области. Известно, что великий русский поэт А.С.Пушкин отнюдь не проявлял блестящих способностей к царице наук - математике, выдающийся физик А.Эйнштейн заговорил только в 4 года, а знаменитый политик У.Черчилль в 13 лет остался на второй год. Но этих великих людей объединяет одно: они признаны одаренными, а в отдельных сферах - гениальными. Поэтому в общении с одаренными детьми на уроках и других формах взаимодействия педагогу необходимо отказаться от позиции непогрешимости, от авторитарного метода воспитания и признать высокое умственное развитие ребенка, превышающее порой его собственный уровень, понять его повышенную критичность и выстраивать с ним отношения сотрудничества на основе  взаимоуважения и взаимообогащения. Не секрет, что некоторые особенности личности одаренных детей вызывают у учителей негодование. У них часто отсутствует чувство дистанции в общении со взрослыми, они могут проявлять истеричность, критическое замечание вызывает у них слезы, а неуспех - полное отчаяние, у них часто проблема с проявлением волевых качеств, поскольку они занимаются деятельностью, достаточно интересной и легкой для них. А свойственные им недостатки в физическом развитии порождают комплексы неполноценности. Именно поэтому понимание своеобразия личности одаренного ребенка, особенно с дисгармоническим типом развития, является принципиально важным для успешной работы педагога с таким контингентом детей и подростков.

К сожалению, классно-урочная система является хорошим стимулом для достижения образовательных результатов для среднестатистического школьника. Одаренный ребенок часто оказывается изолированным от всего класса или группы: он либо задает много вопросов, либо знает ответы на все вопросы, поставленные учителем всем детям. Поэтому в работе с такими детьми педагогу необходимо совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний, уделять должное внимание дифференциации и индивидуализации обучения на уроках и во внеурочное время, мотивировать способных детей к проектной и исследовательской деятельности, активно использовать методы проблемного обучения, развития критического мышления, экспериментировать. Очень важно при подготовке к уроку создавать или находить приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий. И всегда следует помнить, что доброжелательная обстановка способствует созданию ситуации успеха для восприимчивых пока маленьких талантов.

Из сказанного выше следует, что одаренные дети представляют для образовательных организаций сложности и одновременно мощный ресурс для демонстрации высоких показателей. Интенсивная и постоянная педагогическая поддержка способна стимулировать одаренных детей на высочайшие достижения. Эрудированный, творческий, гибкий, готовый к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию, обладающий чувством юмора и высоким интеллектом педагог всегда в состоянии справиться с особенностями незаурядных детей. Кроме того, он сам будет служить для них образцом познания окружающего мира и непоколебимым жизненным ориентиром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Статья "Актуальные проблемы в работе педагога с одаренными детьми"

Статья  посвящен описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми, а именно с детьми, которые составляют основу сегодняшних выпускников сельских ...

Презентация "Некоторые аспекты в работе педагога с одаренными детьми"

Данная презентация - анализ работы учителя русского языка и литературы с одаренными детьми за 2012 - 2013 учебный год...

Система работы педагога с одаренными детьми

В данной работе авторы раскрывают понятие одаренности, говорят о необходимости создания благоприятных условий для развития талантливых детей.В связи с этим раскрывают основные направления работы...

Система работы педагога с одаренными детьми

В данной работе авторы раскрывают понятие одаренности, говорят о необходимости создания благоприятных условий для развития талантливых детей.В связи с этим раскрывают основные направления работы...

Проектная и исследовательская деятельность как средство реализации системно – деятельностного подхода в работе педагога с одаренными детьми

C точки зрения прогрессивных ученых мира, человечество может избежать ряда глобальных проблем и продолжить свое существование благодаря достижениям одаренных и талантливых личностей. И, как отмечает В...

«Актуальные проблемы в работе педагога с одаренными детьми».

К школе предъявляются высокие требования. Одним из главных вопросов сегодня для современного общества является работа с одаренными детьми. Система работы с одаренными детьми требует особого подхода к ...

Особенности работы педагога со слабослышащими детьми

Представлены материалы выступления про работу со слабослышащими детьми. Развитие слабослышащего ребёнка – это командная работа. Комплексное сопровождение является одним из факторов, обеспечивающ...