Особенности работы педагога со слабослышащими детьми
консультация

Абрамова Роза Вячеславовна

Представлены материалы выступления про работу со слабослышащими детьми. Развитие слабослышащего ребёнка – это командная работа. Комплексное сопровождение является одним из факторов, обеспечивающих реализацию специальных образовательных условий. Крайне необходимо непрерывное общение между членами команды.

Общение между всеми членами команды – это ключ к успеху. Оно принесет пользу, если все: будут поддерживать открытое, честное и постоянное общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya_seminar_surdopedagogika.docx18.42 КБ
Файл surdopedagogika_na_sayt.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Мы разные»

Выступление «Особенности работы педагога со слабослышащими детьми».

Дата: 02 11.2023 г.

СЛАЙД 1. Здравствуйте всем ещё раз. Все мы знаем, у нас в школе есть обучающаяся с тяжелым нарушением слуха, у которой имеются трудности в усвоении учебного материала. С целью повышения своей профессиональной компетенции, на данный момент я прохожу профессиональную переподготовку по специальности «сурдопедагогика». И хочу Вас познакомить с некоторыми особенностями работы педагога со слабослышащими детьми».

СЛАЙД 2. Начну я с основных понятий, чтобы мы знали, с чем мы работаем, что это означает. Давайте посмотрим на слайд.

СЛАЙД 3. На причинах появления данного нарушения я не буду.  А перейду сразу к классификации. Существует несколько классификаций. Это классификация Льва Владимировича Неймана, который ориентирован на степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи при таком состоянии слуха, выделил глухоту и тугоухость. На основании его классификации разработана международная классификация нарушений слуха, которую мы видим на слайде.

Итак, вначале скажу, что в норме пороги слуха у человека должны быть от 10 до 15 (20) дБ

1 степень тугоухости - это легкая степень, когда разговорная речь воспринимается на расстоянии не менее 1 метра, а шёпот – у ушной раковины.

2 степень – речь разговорной громкости на расстоянии на 0,5 м – 1 м, шёпот – нет.

3 степень – разговорная речь у ушной раковины и до 0,5 м., шепот – нет.

4 степень – воспринимается только крик, усиленная приборами речь.

СЛАЙД 4. Я изучила документы на девочку. Исходя из выписки могу сказать, что у нашей обучающейся двусторонняя сенсоневральная тугоухость 4 степени справа, глухота слева. Что это означает?

Это поражение звуковоспринимающей части слухового анализатора. При этом виде нарушения слуха звуковые колебания не могут преобразоваться в электрические сигналы, что приводит к невозможности распознавания звуков головным мозгом.

СЛАЙД 5. Было проведено слухопротезировнаие и поставлен кохлеарный имплант. Что это такое мы видим на слайде. Благодаря данному вмешательству Обучающаяся слышит разговорную речь на расстоянии не более 0,2 м, шёпот – нет.

СЛАЙД 6. Особенности речи детей с нарушением слуха. На слайде.

СЛАЙД 7. Для организации правильной коррекционной работы проведено обследование ребёнка. На основе его результатов разработана программа и выстроен маршрут коррекционно-развивающей работы.  Что мы имеем и над чем нам предстоит работать?

1 уровень речевого развития. Присутствует речевой негативизм.

Произносит отдельные звуки, звукокомплексы (не, та), звукоподражания. произносит несколько лепетных слов, использует мимику и жесты. Наличие некоторых гласных звуков (А, О, Э, И, У), но недостаточная фонация. Наличие губно-губных и некоторых зубных согласных (М, П, Б, Д) – звуки оглушены. Импрессивная речь развита недостаточно. Связная речь не сформирована.

Мы проверяем произносительную сторону устной речи и слуховое восприятие. Для этого была разработана слухоречевая карта, которая будет сопровождать обучающегося на протяжении всего образовательного процесса пребывания в школе. Что она включает? давайте посмотрим на слайде.

СЛАЙД 8. Устная речь – это основа для формирования письменной речи.

Основная наша задача – создать потребность в устном общении, формировании внятной  и максимально приближенной к естественной устной речи.

СЛАЙД 9. Условия для формирования речи: посмотрим на слайде.

Речевое общение с детьми должно осуществляться голосом нормальной громкости, без утрировавния, в нормальном темпе, с соблюдением логического и словесного ударения и норм орфоэпии.

СЛАЙД 10. В заключении ТПМПК обучающейся обозначено специальное условие для получения образования – это расположение в классных помещениях парт полукругом. Я предлагаю, если даже не полукругом, а хотя бы напротив учительского стола, чтобы ребенок лучше слышал, видел артикуляцию и учителю легче было подходить к обучающейся для оказания помощи. Это необходимо делать, не привлекая внимание к проблеме ребенка. Например, можно придумать «условный знак», которым ребенок может предупредить её, что не успевает следить за происходящими обсуждениями в классе. Что будет служить сигналом для учителя, что нужно начать все сначала, перефразировать и дать ребенку наверстать упущенное.

А вообще, нашла такую информацию, что Ольга Голодец, вице-премьер, предложила отказаться от прямоугольных классов и расставлять парты иначе («Российская газета»). Например, не рядами, строго парта за партой, а полукругом, по периметру, буквой «Г».

СЛАЙД 11. Привлекая внимание к взрослым, необходимо иксировать внимание ребёнка на лице говорящего, движениях органов артикуляции, т.к. для развития языковой способности важны наблюдения за говорящими людьми.

СЛАЙД 12. Средством общения с неговорящими слабослышащими детьми является:

  1. Устная речь с использованием наглядности (предметные картинки, пиктограммы, таблички с написанными словами и фразами).

СЛАЙД 13 2) Применение жестов, мимики и движений тела, взглядов.

Если взрослые не будут дополнять свою речь естественными жестами и поддерживать их использование детьми, жесты могут исчезнуть из общения и тем самым ограничить его.

СЛАЙД 14. Ребенок с нарушением слуха испытывает трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла поступков взрослых и детей (понимание чувств людей, слабость оценки и самооценки, большая зависимость от мнения других людей). Чтобы остальные дети не обижали ее, необходимо повышение самооценки слабослышащего. Например, самое простое – это похвала при сверстниках. помочь найти друзей, с кем поиграть. Формирование чувства коллективизма через совместную деятельность.

СЛАЙД 15. Эстетическое развитие как один из аспектов становления личности детей с нарушениями слуха.

- Присутствие зоны самостоятельной изобразительной деятельности, где располагаются необходимые материалы для свободной художественной деятельности.

- Уголок музыки и музыкальные занятия. Несмотря на сложности восприятия музыки детьми с нарушенным слухом, её также можно использовать в эстетическом развитии. Музыка активизирует детей, создает бодрое, веселое настроение. Воспитатели могут подобрать музыку для проведения утренней зарядки, подвижных игр и упражнений, динамических пауз, празднований дней рождений, выполнений танцевальных упражнений. Сопровождение изобразительной деятельности фоновой музыкой.

- Театрализованные игры и представления (кукольный театр, би-ба-бо передают отдельные черты характера персонажей). Игры – драматизации.

СЛАЙД 16. Верботональная методика

СЛАЙД 17-18 Фонетическая ритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Предлагаю вместе попробовать, ориентируясь на слайд.

 

СЛАЙД 26. Таким образом, хочу подытожить свое выступление. Самое главное, что мы должны знать развитие слабослышащего ребёнка – это командная работа. Комплексное сопровождение является одним из факторов, обеспечивающих реализацию специальных образовательных условий. Крайне необходимо непрерывное общение между членами команды.

Общение между всеми членами команды – это ключ к успеху. Оно принесет пользу, если все:

- будут поддерживать открытое, честное и постоянное общение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности работы со слабослышащими детьми Подготовила: Учитель-логопед Абрамова Р.В. КГБОУ «Дудинская школа-интернат» 2023-2024 учебный год

Слайд 2

Основные понятия: СЛУХ – способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним по внешней среде посредством слухового анализатора. СУРДОПЕДАГОГИКА – (от лат. « surdus » - «глухой») – наука о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших), один из разделов дефектологии. ГЛУХОТА – такая степень снижения слуха, при котором самостоятельное овладение речью ( спонтантанное формирование речи) оказывается невозможным. ТУГОУХОСТЬ – такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остаётся возможность овладения с помощью слуха ограниченным и искаженным запасом слов.

Слайд 4

Сенсоневальная тугоухость 4 степени. Что это значит? э то поражение звуковоспринимающей части слухового анализатора ( кортие орган, слуховой нерв, центр слуха). При этом виде нарушения слуха звуковые колебания не могут преобразоваться в электрические сигналы, что приводит к невозможности распознования звуков головным мозгом.

Слайд 5

Особенности речи детей с нарушениями слуха МИНИМАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ

Слайд 6

Особенности речевого развития 1 уровень речевого развития п рисутствует речевой негативизм Произносит отдельные звуки, звукокомплексы (не, та), звукоподражания. произносит несколько лепетных слов, использует мимику и жесты. Наличие некоторых гласных звуков (А, О, Э, И, У), но недостаточная фонация. Наличие губно-губных и некоторых зубных согласных (М, П, Б, Д) – звуки оглушены.. Импрессивная речь развита недостаточно. Связная речь не сформирована.

Слайд 7

Устная речь – это основа для формирования письменной речи. Основная задача – создание потребности в устном общении, формировании внятной, максимально приближенной к естественной устной речи.

Слайд 8

Условия: Звукоусливающая аппаратура Качество речи взрослых , так как образец подражания ребёнка. Создание слухоречевой среды, предполагающей устное общение педагогов и родителей с детьми, поддержание желания детей общаться, используя устную речь и другие словесные средства (таблички, дактиологию ).

Слайд 9

Слухоречевая среда: расположение парты в классном помещении

Слайд 10

Слухоречевая среда: основной метод «чтение с губ» Фиксировать внимание ребёнка на лице говорящего, движениях органов артикуляции, т.к. для развития языковой способности важны наблюдения за говорящими людьми.

Слайд 11

Речь сопровождаем наглядностью Не забывайте дублировать сказанное!

Слайд 12

Разговорная жестовая речь (жесты обязательно сопровождаем речью!)

Слайд 13

Повышение статуса слабослышащего ученика в коллективе Похвала ребёнка в присутствии других детей

Слайд 14

Эстетическое развитие как один из аспектов становления личности детей с нарушениями слуха Присутствие зоны самостоятельной изобразительной деятельности; Уголок музыки и музыкальные занятия; Театрализованные игры и представления. Игры драматизации

Слайд 15

Верботональная методика социальная адаптация и интеграция слабослышащих в общество слышащих Использование СУВАГ (универсальная верботональная система слушания Губерины ) направлена на развитие слуха

Слайд 16

Фонетическая ритмика – сочетание речи с движением

Слайд 18

Обучению произношению 1 путь – информальный , который предполагает овладение произношением без специального обучения (это подражание речи). 2 путь – систематическое и целенаправленное обучение произношению (специальные фронтальные и индивидуальные занятия). Развитие слухового восприятия и обучение произношению.

Слайд 19

Этапы работы над произношением 1. этап. п одражание речи взрослого; - формирование потребности в общении; - побуждение и использование устной речи в общении, несмотря на её несовершенство. (метод – отраженное и сопряженное говорение)

Слайд 20

Этапы работы над произношением 2 . этап. у точнение звукового состава слов; ф ормирование ритмико-интонационной выразительности. Метод полисенсонсорный (различные анализаторы)

Слайд 21

Временные замены, допускаемые при использовании сокращенной Метод концентрический (сокращенная система фонем) Из 42 фонем русского языка выделены основные 17!

Слайд 22

Развитие слабослышащего ребёнка – это командная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект заседания методического объединения "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Помочь ребенку, находящемуся в детском доме, сможет лишь тот воспитатель, который умеет, постигая свой психический мир, постоянно анализируя собственную деятельность, особенности своей личности,...

Особенности работы педагога в театральной студии с детьми-близнецами

Автор делится своими наработками, мыслями относительно особенностей воспитания и обучения близнецов в театральной студии учреждения дополнительного образования....

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...

«Особенности работы педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе».

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...

Презентация "Особенности работы педагога со слабослышащим ребёнком в общеобразовательной школе".

Презентация к семинару для учителей и специалистов общеобразовательных школ "Особенности работы педагога со слабослышащим ребёнком в общеобразовательной школе"...

Инклюзивное образование в школах - работа педагога-психолога с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами

В презентации рассматривается специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в общеобразовательных школах. Приведено понятие инклюзивного образования и его содерж...

Особенности работы педагога с одаренными детьми

В данной работе рассматривается положение одаренного ребенка в школьном сообществе, предлагаются приемы продуктивного взаимодействия с ним....