Особенности работы педагога в театральной студии с детьми-близнецами
занимательные факты на тему

Эпова Светлана

Автор делится своими наработками, мыслями относительно особенностей воспитания и обучения близнецов в театральной студии учреждения дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_bliznetsah_statya.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Эпова С. А.

педагог дополнительного образования

 МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

Ничто не кажется мне столь интересным,

 как сходство и различия близнецов

Чарльз Дарвин

Особенности работы педагога в театральной студии с детьми-близнецами

В настоящее время близнецы рождаются довольно часто.  Если учесть большой процент появления на земле ЭКО близнецов, то они составляют весомую часть населения. Так распорядились природные факторы, поскольку это не является отклонением или каким-либо проявлением инволюции вида гомо сапиенс.

  Меня как педагога детского театрального коллектива всегда интересовала загадка близнецов. Внешне похожие дети очень разнятся по своим психологическим характеристикам. В отличие от детей- одиночек у близнецов еще до рождения, в утробе матери развиваются две равноценные связи- друг с другом и с мамой. Подобная связь продолжается и после рождения и длиться до смерти одного из близнецов.

  Конечно же, развитие близнецов подвержено всем  законам, по которым идёт развитие обычных детей, однако есть специфические черты, обусловленные их схожестью, которая существенно влияет на личностное развитие близнецов.

  Можно сказать, что педагоги  и родители допускают грубейшие педагогические ошибки в воспитании близнецов. Эти ошибки ведут в дальнейшем к отклонениям  в личностном становлении близнецов. Необходимо учитывать их индивидуальные потребности, желания, влечения. Ведь эти желания различны от рождения и их необходимо подчеркивать, выявлять и реализовывать. Ни в коем случае нельзя умалчивать об этих желаниях и стремлениях. Нередко взрослые поощряют сходство близнецов, относятся к ним как к неразрывному организму.

В моей студии занимались на протяжении ряда лет близнецы из одной семьи, их старшие братья- близнецы выпустились в прошлом году и на смену им пришли близнецы- учащиеся младших классов. Подготовка к занятию в группе с близнецами требует многих усилий и терпения. Занятия с младшими школьниками проводить желательно в форме игр, забав и потешек, вводных занятий в форме скороговорок на развитие речевого аппарата. Важную роль играет вовлечение близнецов в общественные дела, групповые игры, поскольку они стараются держаться парой. Подобные парные преференции ведут к тому, что близнецы привыкают выполнять какой-то один вид работ. Подобное разделение труда и  функций  называется комплементарными отношениями и ведёт к тому, что дети связаны друг с другом настолько, что уже не могут представить себе одиночную жизнь. Следует относиться к ним как к обычным братьям и сестрам, личностям, умеющим доводить порученное дело до конца.

   Стараюсь не тормозить, а поощрять их индивидуальность,  самостоятельность, своеобразную амбивалентность. Хочу отметить, что подобную автономию должна воспитывать семья близнецов. Уровень требований взрослых, отношения родителей и детей,  атмосфера семейного взаимопонимания- это важные социализирующие стимулы развития интеллекта, нравственности, личностного роста. Именно ответственность взрослых сумеет сформировать адекватные (или не очень) черты вхождения во взрослую, заметим индивидуальную жизнь. Впрочем, занятия в театральной студии заметно раскрепощают детей. К тому же у близнецов появляется независимость от семьи и друг друга, впервые в студии, как и в школьном классе окружающие  дети воспринимают их не как близнецов, а каждого – как интересную личность. Частенько они скучают в разлуке друг о друге, но, в конце концов привыкают к данной неизбежности. После года обучения в студии, близнецы обзавелись собственными друзьями, у них появились свои занятия, поощрения педагогом каждого за определенные успехи помогло близнецам осознать собственную индивидуальность.

  При поддержке родителей каждый выбрал собственное увлечение (у одного появились вокальные данные и он стал посещать вторую студию по развитию вокального пения, другой из близнецов заинтересовался всерьёз техническим творчеством и теперь студия компьютерной графики открыла для него двери).

  У близнецов сильно стремление к индивидуальности, они оба любят современную музыку, но предпочитают различные музыкальные группы, а когда на занятиях по сценической речи группа разбирала стили стихосложения, оказалась, что их предпочтения разнонаправленны  (одному понравились стихи русских поэтов -классиков Пушкина, Лермонтова, другой ребёнок- близнец предпочёл мир рифм и ярких образов своих современников В. Полозковой, Д. Быкова, В. Степанова). Один предпочитает участвовать в создании декораций, их смене на сцене, а другой- монтажной съемкой, аудио и осветительной аппаратурой. С возрастом, у близнецов старшей группы, начали изменяться отношения близнецов с друзьями, когда личный друг становится более статусным для близнеца, чем его брат-партнер, социальные контакты расширяются, появляется опыт общения со сверстниками. В дальнейшем совместное провождение времени предпочтут меньше половины близнецов, то, что свойственно одному близнецу совсем нетипично для другого. В подростковом возрасте данная тенденция усилится и близнецы намеренно будут стремиться подчёркивать свои отличия.

  Надо отметить, что учеба близнецам дается нелегко, особенно в младших классах, они значительно хуже своих сверстников осваивают азы точных наук. Одна из причин- отсталость в физическом развитии, они с трудом приспосабливаются к требованиям школы. При выполнении даже несложных заданий быстро приходит утомление, что сказывается на их успеваемости и усвоении материала.

  Необходимо следить за самочувствием близнецов, состоянием их здоровья.

 Заметила также, что у близнецов есть тенденция зависеть от  брата или сестры в ответе на трудный вопрос педагога.

 Поэтому хочется порекомендовать рассадить близнецов по разным местам, чтобы в группе сверстников они сидели отдельно. Так они будут  лучше  учиться и педагог будет меньше ошибаться на первых порах, произнося их имена. Важный момент возникает в случае, когда успеваемость одного из близнецов хуже. Ни педагогу, ни родителям не следует акцентировать внимание на подобном факте, тем более, ставить в пример успевающего ребёнка. Наоборот, стараться больше поддерживать плохо успевающего, чтобы он обрёл уверенность в себе, проконсультироваться у психолога, повести с ним дополнительные занятия.

  На протяжении всего обучения близнецов стремилась их активизировать, придать ускорения их эмоциям, это будило у детей  интерес   к коллективу, открытость в общении  с ним.

  Понимаю, что педагог дополнительного образования – самое авторитетное лицо в студии для всех детей. Именно он выстраивает взаимодействие на актёрских тренингах и на сцене во время спектакля, проведения мероприятия. Именно он, педагог является носителем социальных связей, референтное лицо для растущих личностей, вступающих в жизнь. Посредник между родителями, социальной средой и растущей личностью педагог должен воспитывать  у близнецов активную жизненную позицию и возможность индивидуального творческого самовыражения.

     

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ЛИТЕРАТУРНЫМ СЦЕНАРИЕМ СТУДИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА

В студии художественного слова всегда есть учащиеся с разным уровнем подготовки. Как объединить такой коллектив в общей работе, как отобрать поэтический материал - на примере творчества Осипа Мандельш...

Статья "Из опыта работы педагога математики в студии раннего развития"

Занятия  «Математического  воображения»  студии  «Малышок» - адаптивная  модель  раннего  развития  детей  5,5-7  лет.       ...

Особенности работы педагога-организатора

Данный материал поможет педагогу-организатору не только при работе с детьми в школе, но и при работе в летнем, спортивном, оздоровительном лагере....

План работы математического кружка "Театральная студия математиков"

Работа математического кружка расчитана на учащихся 8 классов. Ребята готовят мини-сценки как для учащихся начальных классов, так и для своих свертников....

«Особенности работы педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе».

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...

Особенности работы педагога-психолога по анализу результатов и организации работы после социально-психологического тестирования

Работа психолога по социально-психологическому тестированию. Представление проделанной работы, анализ полученных результатов и необходимые документы....

Особенности работы концертмейстера в театральной студии

В докладе изложены особенности работы концертмейстера в детском музыкальном театре....