РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
статья

Статья на тему "Развитие творческих способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально - трудового обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon st-sheronov_s.v.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Шеронов С. В.

ОГКОУ Вичугская школа-интернат №2,

п.Старая Вичуга, Вичугский район, Ивановская область.

На этапе развития новых технологий, изобретений, художественных произведений, информационных систем и много другого, творческие люди способны переделывать, пересоздавать среду в соответствии своим потребностям.

Предметом внимания у современного образования в новых контекстах являются преобразование содержания образования в соответствии с требованиями современных стандартов и создание условий для творческого развития ребенка.

На каждом образовательном уровне обозначены задачи творческого развития учащихся, начиная с этапа начального образования. Задачи их выражены общей формулировкой: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

В связи с этим ставится проблема о создании условий для развития творческой деятельности, в которой ребенок может в максимальной степени проявить свои способности. В Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) говорится   о том, что развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практико-ориентированной, социальной». Поэтому в стандарте особое место предоставлено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Наибольшее количество мнений схоже в том, что делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Занятия творчеством помогают развивать творческое мышление, воображение, развивают фантазию, способствуют формированию художественных и творческих способностей, эстетическому восприятию мира. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, укрепляются мышцы рук, туловища, координация движений, что очень важно для всестороннего развития школьников.

Современный подход в обучении и воспитании детей подталкивает нас на поиски новых форм образовательного процесса, в большинстве случаев успех которого зависит от интереса обучающихся во время обучения. Чаще творческие способности являются активатором познавательных процессов обучающихся на уроках столярного дела. Следовательно, современный  выпускник должен уметь работать самостоятельно, быть ответственным, уметь принимать решения, быть адаптированным в социальной среде, понимать свои возможности и способности, способным реализовать свои собственные идеи, ставить цели для роста.

Цель работы - теоретически обосновать и разобрать роль творческих способностей на уроках столярного дела и применения их в социальной среде.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

- проанализировать научно-методическую литературу и выявить сущность понятия «развитие творческих способностей»;

- выявить особенности развития творческих способностей;

- определить условия развития творческих способностей;

-подобрать диагностические методики и организовать работу, направленную на развитие творческих способностей;

-обобщить результаты работы и сделать выводы о развитии творческих способностей.

Если понять, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умения думать,  можно помочь ему, дать возможность наиболее полного развития. Необходимо открыть для ребенка как можно больше путей и помочь ему  вступить в мир творчества, воображения, фантазии.

Творчество рассматривается по-разному. С философской точки зрения – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

         С точки зрения психологии, творчество – это процесс созидания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.

Педагогическими творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.

Зоркость в поисках проблем, способность к "свертыванию", способность к "сцеплению" (увязыванию новой информации со старой), способность к переносу, готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца, и многое другое психологи приписывают к творческим.

Следовательно, развитие творческих способностей является жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.

Чтобы создать новое творение,  необходимо иметь определенную  базу знаний, т. к. любое новое появляется  на  основе старого.  Значит, в основе творческой деятельности лежит трудовая деятельность, необходимая для наполнения сферы  сознания содержанием, которая затем должна перерабатываться бессознательной сферой.  Труд необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновенья; трудовая деятельность является одной из стадий творчества: труд, бессознательная работа и вдохновение.

Если бы человек не трудился, то не появлялись бы новые творения, как духовные, так и материальные.  Труд является основой, исторически первичным видом человеческой деятельности. В высших, наиболее совершенных формах творческого труда, отражающих многогранную сущность человека, находят действительное выражение и развитие душевных сил, замыслы личности. Труду, как и всякому другому виду творческой деятельности, надо учиться. Давно уже установлено, что успешность обучения зависит от степени сложности знаний, умений и навыков, составляющих содержание специальности, от методов и приемов обучения, наконец, от индивидуальных качеств обучающегося, или, иначе, от его психологических особенностей.

Для того чтобы сформировать у учащихся с интеллектуальными нарушениями необходимые умения и навыки, большое значение уделяется развитию самостоятельности  на уроках профессионально-трудового обучения.

Важной задачей в воспитании у учащихся самостоятельности в труде является привитие им навыков планирования предстоящей работы, а именно установления последовательности выполнения отдельных операций по изготовлению изделия.

Главным и нужным условием является знание  технологических особенностей материалов и оборудования. Практика показывает, что эти знания школьники  усваивают, но применение полученных знаний, умений и навыков  представляет затруднения.

Чтобы это устранить, необходимо построить обучение детей с интеллектуальными нарушениями таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной сознательной, а не механической работы при выполнении практических заданий по труду, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс изготовления изделия.

В процессе работы используются следующие методы и приемы:

  • Метод словесного сообщения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
  • Наглядные методы (демонстрация приемов работы, показ образцов и моделей, анализ условных изображений);
  • Практические методы (упражнения, лабораторные и практические работы);
  • Метод проектов (творческие проекты учащихся).

Процесс работы педагога строится согласно принципам,  таким как:

  • Принцип коррекционной направленности обучения. Исправление и ослабление недостатков психофизического развития детей, формирование обобщенных учебных и трудовых умений и развития самостоятельности учащихся.
  • Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения. Формирование у школьников нравственных представлений и понятий.
  • Принцип научности и доступности. Знания, которые необходимо усвоить учащимся не должны противоречить объективным научным знаниям, обучение должно быть построено с учетом реальных возможностей учащихся.
  • Принцип систематичности и последовательности в обучении. Знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т.е. более успешно применять на практике.
  • Принцип связи обучения с жизнью. Предполагает опору в обучении на жизненный опыт детей и подготовку их к самостоятельной жизни.
  • Принцип сознательности и активности. Понимание учащимися изучаемого учебного материала: сущности усваиваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и навыков обеспечивает успешное применение их в практической деятельности, предотвращает формализм, способствует превращения знаний в устойчивые убеждения.
  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Учет индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.
  • Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков. Предполагает углубление и закрепление осмысленных знаний и превращение умений в навыки.

Считаю эффективными методы и формы работы, используемые для активации познавательных интересов и творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Я бы хотел выделить еще один принцип - «принцип наглядности». Он является одним из важнейших методов активации познавательных интересов и творческих способностей школьников. Программа по столярному делу предусматривает применение на уроках наглядных пособий. Поэтому использую на своих уроках образцы изделий, чертежи, которые способствуют наглядному восприятию всего процесса изготовления изделия. Однако важно учитывать, что сам показ предмета не создает у школьника точные образцы. Задача формирования предметных образцов у учащихся решается, когда наглядность сопровождается объяснением учителя.

Работа на уроках столярного дела направлена на развитие у детей теоретических знаний и практических навыков. Для этого у детей всегда должно возникать желание к обучению и интерес к предмету. Именно отличие своей работы от других вызывает интерес у ребенка. Деятельность, выполняемая с охотой, увлечением активирует психические и физические силы организма и способствует их развитию, детей радует, когда им удается решить поставленную задачу, достигнуть поставленной цели, а в результате получить хороший результат, который радует ребенка и положительно влияет на отношение к работе. Для детей с низким интеллектом монотонная работа снижает интерес, поэтому в процессе изготовления на уроках столярного дела необходимо отдавать больше времени творчеству.

В течение всех лет обучения уделяю внимание  важности умения работать руками и иметь знания в области столярного дела. Немаловажную роль отвожу умению настойчиво и добросовестно относиться к работе, воспитываю аккуратность, стремление к самостоятельности - эти качества существенно облегчают формирование профессиональных умений и навыков в столярном деле.

Чтобы достичь отличного результата, нельзя забывать и о важности умения пользоваться инструментами для выполнения той или иной работы, а также соблюдении определенных требований, на которых строится трудовая деятельность. Когда школьник положительно относится к труду, проявляет интерес к трудовым умениям и навыкам - всё это способствует развитию познавательно активности и самостоятельной деятельности детей.

Для эффективности работы на уроке каждому ребенку необходимо дать возможность показать свое творчество, проявить свою фантазию. Следовательно, программа по столярному делу в коррекционной школе предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению заданий.

Творческий процесс - это самостоятельная работа учащихся, выполненная под руководством учителя. Если у школьника есть интерес в выполнении этой работы, значит он будет проявляться не только на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального мира обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через применение нетрадиционных художественных техник рисования.

+Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства создает условия для творческого самовыражения ученика. Техники способствуют: проявлению фантазии и творческого мышления...

Доклад "Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе рассмотрены основные направления и приемы развития самостоятельности на уроках профессионально-трудового обучения....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс

Адаптированная рабочая программа предназначена для преподавания швейного дела обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предусматрив...

«Сказкотерапия, как эффективное средство развития эмпатии у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Внеурочное мероприятие по предмету "Профессионально-трудовое обучение (профиль "Слесарное дело")" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Внеурочное мероприятие по предмету "Профессионально-трудовое обучение (профиль "Слесарное дело")" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАСТЕР НА...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...